Методическое пособие «Музыка как вид искусства»
учебно-методическое пособие

Шевченко Светлана Владимировна

Методическое пособие «Музыка как вид искусства» адресовано студентам, обучающимся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. В доступном конспективном виде даны основные понятия, определения и термины музыкального искусства. Содержание пособия включает материал, отражающий содержание программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_muzyka_kak_vid_iskusstva_.doc268 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

С.В. Шевченко

Раздел 1

Музыка как вид искусства

МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

С.В. Шевченко – преподаватель музыки Валуйского колледжа

Методическое пособие «Музыка как вид искусства» адресовано студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах». В доступном конспективном виде даны основные понятия, определения и термины музыкального искусства. Содержание пособия включает материал, отражающий содержание программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для начальных классов.  


Содержание

  1. Музыка в жизни человека………………………….. 4
  2. Знакомство с певческими навыками………………. 7
  3. Содержание музыкальных произведений. Изобразительные и выразительные свойства музыки. Программно-изобразительная музыка……9
  4. Выразительные средства музыки…………………. 12
  5. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш – первичные музыкальные жанры…………………...18
  6. Классификация вокальных жанров………………..23
  7. Жанры инструментальной музыки………………...25
  8. Исполнительство. Певческие голоса. Хор………...27
  9. Классификация музыкальных инструментов. Оркестр………………………………………………29
  10. Музыка в театре и кино…………………………….31
  11. Стиль в музыке……………………………………...35
  12. Проверь свои знания………………………………..41
  13. Литература…………………………………………..45

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                                                     Печальна и чиста,

                                                     Как жизнь, людьми любима,

                                                     Как жизнь ты не проста,

                                                     Как жизнь непостижима,

                                                     МУЗЫКА!... 

Музыка – вид искусства. Её цель – художественно отображать окружающую жизнь. Язык музыки – это язык звуков.

Музыка – искусство очень древнее. Она возникла вместе с человеком, даже раньше, чем речь. И в то же время – музыка – искусство одно из молодых. Ведь только в 14-15 веках появилась современная запись нот. Поэтому самому старшему музыкальному произведению, которое мы можем услышать – не более пяти столетий.

Многие произведения литературы и живописи воспевают музыку и силу её воздействия на людей (миф об «Орфее и Эвридике», былина «Садко», картины М. Черлёниса, носящие названия музыкальных жанров: соната, фуга, прелюдия, например «Соната моря», «Соната весны»)

Д.Б. Кабалевский говорил: «Музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная преобразующая сила».

Сила воздействия музыки на людей:

  • вызывает разные чувства и эмоции – вселяет ужас, страх; вызывает радость, веселье, печаль, тоску; способна вызвать смех, слёзы, улыбку, плач.
  • способна изменить настроение человека, повлиять на его поведение и самочувствие;
  • музыка вместе с человеком в горе и радости – приносит утешение и является опорой в трудную минуту; веселит, бодрит, радует в минуты отдыха; помогает в труде и тяжёлых походах;
  • способна облагородить мысли и чувства человека, заставляет задуматься, измениться в лучшую сторону;
  • музыка способна высмеивать человеческие пороки;
  • музыка – оружие в борьбе за свободу, она способна подвигнуть на героический поступок как одного человека, так и массы людей;
  • она способна воздействовать на общество в переломные моменты истории.

Первичные музыкальные жанры («три кита в музыке») – песня, танец, марш. Они стали основой для возникновения и развития других музыкальных жанров.

Народная музыка – автор неизвестен (это были самоучки), передавалась устно от поколения к поколению.

Композиторская (профессиональная) музыка – написана человеком, сочинение музыки для которого является его профессией – композитором.  

Авторская (бардовская) песня – песня, автором слов и музыки которой является не профессиональный сочинитель, он же  является и исполнителем своего сочинения.  

«Лёгкая» музыка – предназначенная для отдыха, развлечения, она не заставляет человека думать.

«Серьёзная» музыка – заставляет человека задуматься, сделать свои мысли и поступки лучше, измениться к лучшему.

Классическая музыка – «классика» - эталон, идеал. Эта музыка проверенная временем. Она популярна на протяжении нескольких лет и даже столетий. Может быть как серьёзной, так и лёгкой.  

Основные виды музыкальной деятельности – композитор, исполнитель, слушатель. Они взаимосвязаны и взаимопроникновенны.

 

   

        (И, С)                          (С,     )                             (И, К)

Стадии развития музыкального произведения

  1. Вариант замысла композитора.
  2. Фиксация замысла в нотном тексте.
  3. На основании нотного текста исполнитель создаёт звучащий вариант произведения.
  4. Слушатель воспринимает и формирует своё представление о произведении.

1,3,4, стадии – вариативны (могут изменяться), 2 – неизменна.

ЗНАКОМСТВО С ПЕВЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ

Человек наделён от природы особым музыкальным инструментом – это певческий голос,  которым он начинает пользоваться с детства. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.

Для того чтобы голос звучал ярко, красиво, естественно, необходимо развивать певческие навыки и соблюдать определённые певческие правила.

Правила певческой установки:

  • при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно, необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
  • основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
  • стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
  • в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
  • при пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Певческое дыхание

Отличие от обычного дыхания – вдох укорачивается, а  выдох значительно удлиняется. Необходимо уметь правильно взять перед началом фразы дыхание (спокойно, бесшумно, не поднимая плечи), удержать его и равномерно расходовать до конца фразы. Нужно уметь брать дыхание не только медленно, но и быстро, коротко, таким дыханием при пении пользуются чаще всего. Короткое дыхание должно быть достаточно глубоким, иначе его не хватит до конца фразы.

Певческая установка → дыхание → певческая опора –    обеспечивают  наилучшие качества певческого звука, являются необходимым условием чистоты интонации.

Вокальная позиция

Звонкость и светлость придаёт пению «головное звучание». Пение должно быть приятным для слуха. Не допускать пение «белым», «открытым», «плоским» звуком. Это происходит тогда, когда углы губ оттянуты в стороны и рот принимает плоскую форму. Необходимо учиться петь округлым ртом. Мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается.

В основе звукообразования лежат:

Связное пение (легато) - петь напевно, протяжно, тянуть гласные звуки. Учить петь так, чтобы один звук переходил в другой, чтобы он не прекращался, пока не начнётся следующий, чтобы получилась одна непрерывная вокальная линия. Добиться хорошей кантилены, певучести – значит достигнуть главного.

Активная подача звука, но не форсировать его - не допускается крикливое громкое пение, напряжение и надрывность голоса;

Выработка высокого, головного звучания.

Вокальная  дикция

Это чёткое и ясное произношение слов во время пения. Отличие от речи – согласные произносятся быстро, а гласные тянутся. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, языка, мягкого нёба, глотки.

Вокальный унисон

Дружное пение – петь слитно, одновременно начинать и заканчивать фразу, предложение, период. Необходимо воспитывать внимание. Учить, чтобы голоса сливались как бы в один, чтобы создавалось впечатление одного поющего голоса. Отдельные голоса не должны выделяться ни силой, ни качеством звучания.

Для облегчения разучивания и активизации работы над песенным репертуаром необходимо знать значение основных дирижёрских жестов: внимание, дыхание, вступление, снятие.

Итогом вокально-хоровой работы является выразительное пение – умение предать в своём пении содержание, настроение песни.        

        

         

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МУЗЫКИ.

ПРОГРАММНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА

 

В произведениях искусства человек рассказывает об окружающей его жизни. Музыка помогает людям увидеть и понять богатый и многообразный мир. Она может поведать о правдивых и фантастических событиях, нарисовать картину природы, передать движение поезда или веселый шум толпы. Но музыке особенно свойственно выражать настроения людей, их чувства и переживания.          

Содержание песни,  романса,  хора  легко  пересказать. В этом нам помогают слова. В опере или балете на сцене  театра происходят события, которые можно увидеть.  Но в произведениях, написанных для отдельных инструментов  или оркестра содержание раскрывается только в  музыкальных звуках.  Его  нельзя увидеть.   Его трудно пересказать словами, но его можно почувствовать и понять.

  Иногда композитор дает инструментальной пьесе название и тем самым поясняет ее содержание, например: «Новая кукла» Чайковского или «Веселый крестьянин» Шумана.

Источником вдохновения для композиторов являются:

  • события исторического прошлого — борьба народа с врагами родины, борьба против угнетателей (опера Глинки. «Иван Сусанин», увертюра Чайковского «1812 год», кантата Прокофьева «Александр Невский»)
  • картины древнего народного быта -  повседневная жизнь людей, их труд и отдых, обычаи (оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко», фантазия Глинки  «Камаринская»)  
  • произведения   литературы  и  народного творчества – стихи, поэмы, романы, былины, сказания, сказки (Лядов «Кикимора», опера Чайковского «Евгений Онегин», балет Чайковского «Щелкунчик», опера Прокофьева «Война и мир»)
  • образы природы – пейзажи, ночная тишина, вспышки молний, морская стихия и т.д. (Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Григ «Утро», Чайковский «Подснежник»)
  • современная жизнь людей – покорение сил природы, космоса, борьба за мир (оратория Шостаковича «Песнь о лесах», Шостакович «Родина слышит»,  Островский «Пусть всегда будет солнце», оратория Прокофьева «На страже мира»)

Итак, музыка может выражать настроение и чувства людей – радость, горе, любовь, переживания, спокойствие, негодование, скорбь и т.д. В этом заключаются её выразительные свойства.

Музыка может изображать картины природы, звон колокольчиков, раскаты грома, скрежет танков, скрип снега, шум дождя и т.д. В этом её изобразительные свойства.

В музыкальном произведении выразительность и изобразительность тесно переплетаются, но они неравнозначны.  Уровень изобразительности может быть выше и ниже, а уровень выразительности всегда высок.

Существует огромное количество произведений, в которых композитор каким-либо образом объясняет нам содержание своего произведения. Это может быть только краткое  название музыкального произведения (например, «Зайчик дразнит медвежонка» Кабалевского, «Детский альбом» Чайковского), а может быть развёрнутая словесная программа – пояснение. Такие произведения называются программными.

Название помогает слушателям понять содержание произведения, а исполнителям – лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки», - утверждал Р. Шуман.

Иногда, помимо названия, композитор даёт произведению литературное предисловие – программу. В ней более или менее подробно излагается его содержание. В отдельных случаях композитор подробно излагает содержание каждого фрагмента музыки («Кикимора» Лядова). Иногда в качестве программы берётся литературное произведение («Ромео и Джульетта» Чайковского).

Программность может быть не только литературной. Часто в музыкальном произведении сюжета как такового нет, и он рисует какой-то один образ, пейзаж, картину (вступление к опере «Хаванщина» Мусоргского – «Рассвет на Москве-реке»).

В программной музыке мы встречаем сочинения, вдохновлённые живописными полотнами (фортепианная сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Поводом для её создания стали впечатления композитора от выставки работ художника В. Гартмана).

Очень ярким примером программной музыки является симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. Композитор создал её для редакции радио и этим произведением хотел помочь детям познакомиться с симфоническим оркестром. За каждым героем этой сказки закреплена не только определённая музыкальная тема, но и определённый тембр музыкального инструмента.

Таким образом, мы видим, что в программных произведениях нашли яркое воплощение правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы и живописи.

Программность может быть картинная (картины природы, народных празднеств, портретные музыкальные зарисовки), а может быть сюжетная (часто связана с каким-либо литературным произведением). Программной музыке присущи конкретность и образность («Рассвет на Москве-реке» Мусоргского. Здесь даётся яркая музыкальная картина пробуждающейся природы, восхода солнца. Но есть и другое значение этого произведения – воссоздание картины пробуждающейся России.).

Итак, программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая программу, т.е. какой-то конкретный сюжет или образ, выраженный в названии произведения.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художники в рисунках и красках, скульптор в дереве и мраморе, а писатель и поэт в словах создают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. Ведь музыка – это искусство звуковое.

Различают звуки шумовые и музыкальные.

К шумовым отнесём раскаты грома, треск, стук, и т.д.   Музыкальные звуки в отличие от шумовых – имеют высоту, их можно повторит голосом.

                Свойства и качества музыкального звука:

  1. Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний, чем чаще колебания –  тем выше звук.
  2. Длительность звука зависит от продолжительности колебательного движения.
  3. Громкость звука зависит от силы колебательного движения, выражающейся в амплитуде (размахе) колебаний.
  4. Тембр, или окраска звука, зависит от состава звука. Благодаря разнице в тембрах мы отличаем голос одного человека от голоса другого человека, звук одного инструмента от звука другого.

Таким образом, к выразительным средствам музыки относятся – регистр, мелодия, ритм, темп, динамика, лад, тембр, аккомпанемент и др.

Мелодия – основа музыкального произведения. Д.Шостакович называл мелодию душой музыкального произведения. Мелодия состоит из последовательности звуков, разных по высоте и длительности (протяжённости), выражающих определённую музыкальную мысль, которую можно пропеть.

Мелодия не стоит на месте, а постоянно развивается, изменяется, т.е. двигается.

Типы движения мелодии: поступенное (плавное) и скачкообразное (прерывистое). Мелодия может двигаться вверх, вниз, останавливаться на одном уровне.

Кульминация – наиболее напряжённый, экспрес-   сивный момент в развитии мелодии, это наивысшая точка эмоционального напряжения. Это и цель, к которой шло развитие, и точка перелома, «перевал», на котором восхождение сменяется спуском.

Кантилена – напевная мелодия, льющаяся беспрерывным потоком. Встречается в народных песнях.

Речитатив – полупение, полуговор, мелодия близка к разговорной речи. Подобные мелодии встречаются  в былинах, операх, романсах, песнях.

К любой мелодии можно подобрать словесную характеристику. Например:

Произведение

Характеристика мелодии

Выразительные свойства мелодии

«Ай, во поле липенька» - русская нар. песня

Лёгкая, изящная, подвижная,    свет-лая, плавная

Выражает радост-ное настроение, ощущение моло-дости и счастья

«Ах ты, ноченька» - русская нар. песня

Широкая, протяж-ная, задумчивая, печальная, нето-ропливая

Выражает печаль-ное настроение девушки, её грустные  размы-шления

Мелодию часто сопровождается различными созвучиями, аккордами. Это сопровождение называется аккомпанементом.  Аккомпанемент дополняет звучание мелодии новыми выразительными красками.

По характеру звучания звукоряд разделяется на регистры: верхний,  средний, нижний. Средний – наиболее мягкий и полнозвучный. Звуки этого регистра легко повторит голосом (колыбельная).   Звуки нижнего – гулкие, тяжёлые, мрачные (образ слона, медведя). Звуки верхнего – лёгкие, светлые, звонкие (образ птички, светлячка).

Динамика (громкость) – сила исполнения, сила звучания. Другое название динамических оттенков – нюансы. Очень часто на протяжении всего произведения сила звучания изменяется не один раз.

Основных динамических оттенков два – форте f – громко  и  пиано Р – тихо. 

Иногда они усиливаются – ff  - очень громко (фортиссимо), РР – очень тихо (пианиссимо).

Есть «средние» между «пиано» и «форте» оттенки – mf – не очень громко (меццофорте) и mp – не очень тихо (меццопиано).

Существуют подвижные оттенки:

крещендо (постепенно усиливая звук)                              диминуэндо (постепенно затихая)

Ритм это чередование коротких и длинных звуков. Он организует музыку во времени, выполняя важную выразительную роль.

Мелодия не существует без ритма, хотя ритм без мелодии существует. От ритмического рисунка зависит характер музыки. Благодаря ритму мы можем сразу определить жанр вальса, польки, марша и т.д.

Ровный ритм – плавность, спокойствие, степенность, мягкость, песенность.

Пунктирный ритм – решительность, маршевость, строгость.

Синкопированный ритм – танцевальность, изящество, гибкость.    

Темп – скорость движения музыки. От темпа зависят  характер и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться быстро, а галоп – медленно. Темпы принято обозначать на итальянском языке.

Основные музыкальные темпы

Название темпа

Как оно звучит на русском языке

значение

Largo

ларго

очень медленно, широко

Adagio

адажио

медленно, спокойно

Lento

ленто

протяжно

Andante

андантэ

в темпе спокойного шага

Moderato

модэрато

умеренно

Sostenuto

состэнуто

сдержанно

Allegro

аллегро

быстро

Presto

престо

очень быстро

Vivo

виво

живо

Тембр – отличительный знак звука, особое его качество, звуковая окраска. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса. Благодаря этому мы можем узнать голос друзей, певцов, звучание того или иного музыкального инструмента, даже не видя их.  

Лад – взаимосвязь звуков между собой, их согласованность. Существует два основных музыкальных лада – мажор и минор. Мажор в переводе с латинского – «твёрдый»: светлый, яркий оттенок звучания. Минор – «мягкий»: тёмный, приглушённый оттенок звучания. В европейской музыке это наиболее распространённые лады. Но в музыке разных народов мира есть и другие лады. Их более тридцати.

Музыкальная форма – построение музыкального произведения, соотношение его  отдельных частей. Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей. 

Среди музыкальных форм различают гомофонные (один голос главный, а другие – второстепенные) и полифонические (равенство всех голосов) виды.

Гомофонные формы

Период – наименьшая форма музыкального построения, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Период состоит из предложений, предложения из фраз, а фразы из мотивов.

Двухчастная форма – состоит из 2-х периодов. Второй период может быть построен на материале первого. Есть сочинения, в которых периоды совершенно различны.

Трёхчастная форма – состоит из трёх разделов, причём третий является повторением первого.

А – В – А

Вариации – изложение темы и её повторения в изменённых видах.

А – А1, А2, А3, А4….

Рондо – в переводе «круг», «хоровод». Главная тема А – рефрен) повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами (эпизодами – В, С…). Рефрен звучит не менее трёх раз, начинает и заканчивает произведение.

А – В – А – С – А

Куплетная форма – самая распространённая форма вокальной музыки. Куплет состоит из запева и припева. 2 куплета и более составляют песню.

Полифонические формы

Фуга, канон, имитация – формы, начинающиеся постепенным вступлением голосов с повторным изложением темы.

Знание выразительных средств, умение их слышать и различать позволяют более глубоко, осознанно проникнуть в глубь музыкального произведения, понять его содержание.         

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.

ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ – ПЕРВИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

В любом искусстве существует такое слово – жанр. В переводе с французского оно означает тип, род, манера.

Музыкальные жанры — это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. В далеком прошлом почти все музыкальные произведения были теснейшим образом связаны с бытом их породившим.

Существует огромное разнообразие музыкальных жанров: от простейших песен, бытовых танцев и плясок до сложных оркестровых и вокально-хоровых произведений, требующих для своего исполнения профессиональных музыкантов-инструменталистов и певцов.

В музыке есть три основных музыкальных жанра на которых держится вся музыка. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что порой мы их не воспринимаем как искусство – это песня, танец и марш.

Что же собой представляют эти жанры?

Песня – самый популярный вид музыкального искусства. Она звучит повсюду. Родилась песня очень давно, когда ещё люди не могли записывать слова и ноты. Из уст в уста от поколения к поколению передавались эти музыкальные рассказы. Безвестные авторы рассказывали в них о своей жизни и труде, о своих горестях и радостях.  В них заключена история родного народа, раскрывается душа народа.

Эта огромная песенная сокровищница называется фольклор – народное творчество. В переводе с английского folklore – «народная мудрость».  

Музыкальный фольклор – это народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши.

Существуют следующие виды народной песни:

Обрядовые -  дошли к нам вместе с древнейшими обычаями – обрядами. Календарные песни связаны с годовым кругом земледельческих работ.  Исполнялись они в определённое время года, в определённый месяц и даже число:  калядки, веснянки, масленичные песни, заклички.  Бытовые семейные – свадебные, колыбельные, детские (потешки, прибаутки) 

Исторические песни и былины – в них рассказывается о подлинных событиях в истории народа – монголо-татарское иго, народные восстания, о героях русского народа.

Лирические песни пелись во время праздников и когда возникало желание в песне излить свою душу, чувства. В них показаны раздумья о горькой доле, о любви к родному краю, о тяжёлой женской доле.

Хороводные и плясовые песни сопровождали танец, поэтому на первый план в них выдвигалось хореографическое начало. Хороводные песни – медленные, плавные, ходовые, а плясовые – оживлённые, зажигательные.  

Трудовые песни рассказывают о тяжёлом подневольном труде крестьян и рабочих.

Солдатские (рекрутские) песни повествуют о тяжёлой солдатской службе в России сроком в 25 лет.

Композиторы высоко ценили народные песни и часто использовали их в своём творчестве.

Марш – это музыкальное произведение, сопровождающее ходьбу, шествие. Для марша характерны чёткий ритм, умеренный темп, размер, как правило, 2/4 или 4/4.

В зависимости от того, где  при каких обстоятельствах звучит марш, можно выделить несколько типов этого жанра: походный, строевой, военный, праздничный, спортивный, траурный, свадебный, сказочно-фантастический.

Происхождение марша уходит в далёкое прошлое – в античные времена хор на сцену выходил в маршевом порядке, в средние века сформировался военный марш, в 18 веке в России марш появился в репертуаре военных оркестров.

В оркестровых маршах значительная роль отводится духовым инструментам (особенно трубе) и ударным инструментам (особенно барабану).

Марши можно часто встретить в музыке театральных произведений – в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и сопровождают обычно какое-либо шествие, торжественное или скорбное, шуточное или сказочно-фантастическое.

Танец – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи пластических движений тела под музыку. Танец возник в глубокой древности и тесно связан с жизнью, бытом и трудом народа.

Прообразом разнообразных жанров танцевальной музыки явились плясовые наигрышы и народные песни-пляски. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чём говорилось в словах песни.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Существует огромное количество танцев у разных народов:

Трепак – мужская пляска, в которой нашли выражение русская удаль, молодецкий задор, широкий размах. Танцоры в ней как будто соревнуются в ловкости и быстроте, как бы стремятся перещеголять друг друга в присядке, в дробном притопе.

Хоровод – девичий плавный, спокойный танец. Во главе хоровода становилась лучшая плясунья и вела за собой девушек замысловатыми фигурами: змейкой, зигзагом, закручивала хоровод в спираль.

Камаринская – русская народная пляска весёлого, задорного характера в очень быстром темпе. Танцоры пытаются доказать своё превосходство над другими плясунами, как бы «выкамариваются» (выделяются) друг перед другом. Свойственна лукавая грациозность, юмор.

Гопак, казачок – украинские народные танцы.

Лявониха, крыжачок, бульба – белорусские народные танцы.

Лезгинка – грузинский танец. 

Танцы народов Европы:

Польша – танцевальная страна:

Полонез – великий, пеший танец. Им открывались придворные балы. Это танец-шествие. Торжественное, парадное, горделивое, величавое звучание музыки.

Мазурка – это народный парный танец, где нет заранее придуманных фигур. Название произошло от области в Польше – Мазовии. В 19 веке стала одним из популярных бальных танцев.

Краковяк – возник в Краковском воеводстве. Сначала танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря. А другой – его оруженосца. Затем стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера.

Все эти танцы нашли воплощение в творчестве великого польского композитора Фредерика Шопена.

Норвежские народные танцы:

Спрингар – парный прыжковый танец; Халлинг – сольный танец, в котором юноша показыает свою силу, ловкость и проворство; Гангар – неторопливый, спокойный, торжественный парный танец.

Норвежский композитор Эдвард Григ воплотил мелодии и ритмы норвежских танцев в своих произведениях.

Полька – народный чешский танец. Она обычно открывала деревенский праздник. Ей свойственен задор и юмор.

Чардаш – венгерский народный танец. Произошло название от слова трактир, корчма. Это были своеобразные клубы, в которых собирались окрестные жители. Именно в них устраивались танцы. Чардаш возник в простой городской среде. Это жанр в своём творчестве использовали венгерские композиторы Лист и Брамс.

Тарантелла – получила своё название от названия города Таранто, расположенного на юге Италии. Стремительный, весёлый, темпераментный исполняется под гитару и кастаньеты.

Фарандола – родился на юге Франции, в Провансе. Это хоровод под аккомпанемент тамбурина и флейты.

Хота – испанский парный танец, исполняемый под гитару или мандолину с кастаньетами.

Болеро – испанский танец. Спокойный напоминающий полонез ритм. Танцуют в сопровождении гитары, кастаньет, часто с пением.

Придворные старинные танцы:

Сарабанда, аллеманда, павана, менуэт, куранта, жига, гавот, бурре, экосез, ригидон.

Современные бальные танцы:

Фокстрот, танго, чарльстон, рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. 

Вальс – король танцев.  Более 200 лет он занимает первенство среди танцевальных жанров. Три страны борются за право называться родиной вальса – Франция, Чехия, Австрия. В 18 веке этот танец с деревенских свадеб переступил порог дворцов. Но был принят не сразу. Завоевав Вену, он покорил весь мир. Иоганн Штраус (австрийский композитор) – считается королём вальса.

Это лишь небольшая часть танцев, которых существует огромное множество.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Вокальные жанры связаны со словом, поэтическим текстом и предназначены для исполнения голосом (пение). Вокальные произведения могут исполняться с сопровождением (аккомпанемент музыкального инструмента) и без него (пение a cappella).).  

Исполнение может быть сольным (один человек),  ансамблевым (два человека - дуэт, три – трио, четыре – квартет, пять – квинтет и т.д.), хоровым (большой певческий коллектив).

Сольно-вокальные жанры:

Песня - старейший вокальный жанр, в котором сочетаются музыка и поэзия. Отличительная черта почти всякой песни — многократное повторение напева. Песни сочиняются в куплетной (меняются слова, а мелодия повторяется без изменений) и куплетно-вариационной форме (каждый куплет исполняется с небольшими изменениями). В песнях прослеживается ярко выраженный национальный колорит.

Музыкально-поэтическое содержание песен очень разнообразно. В народных песнях отражается историческое прошлое и настоящее народа, его обычаи, надежды и борьба. Существуют революционные песни-гимны, получившие всемирную известность и ставшие символом борьбы трудящихся за лучшую жизнь. В массовых песнях нашло отражение история, жизнь и быт современного человека (любовь, военная тематика, борьба за мир во всём мире и т.д.)

Романс – жанр вокальной лирики 19 века, тонко и глубоко передающий душевный мир человека. Многие романсы сложнее песен: мелодии их бывают не только широкого, песенного склада, но и напевно-декламационными. Характерно для романса: гибкое следование мелодии за словесным текстом, отражение в музыке поэтических образов стихотворения в их развитии, большое выразительное значение сопровождения. В романсах можно встретить и ярко контрастное сопоставление музыкальных образов и напряженное драматическое развитие. Истоки романса в народно-песенном искусстве, иногда его называют «городская песня».

Баллада – разновидность романса, драматический монолог эпического характера.

Вокальный цикл – ряд вокальных сочинений, объединенных художественным замыслом в единое целое.

Есть жанры: ария (как часть оперы, так и самостоятельное произведение), элегия, серенада (ночная песня), баркарола (песня на воде).

Существует две разновидности музыкальных произведений, предназначенных для хорового исполнения – хоры a cappella  и хоры с сопровождением (инструментальным и оркестровым).

Хоровые жанры:

Хоровая миниатюра – близка романсу.

Хоровой цикл (хоровая сюита) – несколько хоровых произведений, объединённых общим замыслом.

Кантата и оратория -  крупные вокально-симфонические произведения, написанные на драматический сюжет и предназначенные для концертного исполнения. Круг образов: преобладание героического и эпического начала в ораториях, лирического, лирико-эпического и гимнического  в кантатах. Состоят из нескольких законченных номеров, объединённых единым сюжетом. Отличия кантаты от оратории: менее развитый сюжет, большая однородность содержания, меньшие размеры.

Месса и реквием – крупные многоголосные хоровые произведения, написанные преимущественно на традиционные латинские тексты и состоящие из нескольких разделов. Жанр реквиема носит траурно-величественный характер.

ЖАНРЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Инструментальная музыка появилась позже вокальной. Своё начало она берёт от военных сигналов, пастушьих наигрышей, сопровождения танцев. На протяжении многих столетий инструментальные жанры сохраняли связь с бытом средневековых городов, им было присуще прикладное, служебное значение. Музыканты сочиняли военные и охотничьи сигналы, музыку для парадов и походов, для религиозных процессий, танцы для придворных и городских балов

        Инструментальные жанры классической музыки образуют две группы: камерную и симфоническую.

        Камерная музыка (буквально «комнатная») рассчитана на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей солистом или небольшой группой музыкантов. Камерные произведения — это либо пьесы  для солирующих инструментов,  либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные. 

        Пьеса – простейший жанр инструментальной музыки. Название пьесы указывает на жанр или содержание произведения. Жанровые названия пьес:        

  • пьесы напевного склада: песня без слов, ноктюрн, серенада, элегия, баллада; 
  • танцы: сарабанда, менуэт, гавот, вальс, полька, жига и т.д.;
  • пьесы импровизационного склада: прелюдия (сначала была инструментальным вступлением к церковной службе), рапсодия (основана на ярких контрастных эпизодах,), экспромт (лиризм, напевность);
  • пьесы виртуозного плана: этюд (для развития исполнительской техники), токката (виртуозная, быстрая, контрастные части)
  • старинные жанры инструментальной музыки: тема с вариациями (вариации построены на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли-темы), сюита (чередуются танцы противоположные по своему характеру, темпу, ритму;  или разные  пьесы, связанные единым сюжетом), соната (крупное произведение, состоящее из 2 или 3 контрастных частей. 1 ч. – энергичная, стремительная, 2 ч. – медленная, певучая, финал -  музыка в быстром темпе, но иная по характеру, чем первая часть).

       

Симфоническая музыка в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра.

Жанры симфонической музыки:

Симфония. Подобно сонате, она состоит из нескольких контрастных частей (чаще всего из четырех). Их можно сравнить с главами романа или повести, с актами театральной пьесы. Музыка симфоний воссоздает сложный духовный мир человека, его борьбу с жизненными препятствиями, освободительное движение народных масс, мечты о счастье, красоту природы, яркие картины народного быта.

Концерт — циклическое, обычно трехчастное (иногда одночастное) произведение для солирующего инструмента (фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, трубы и др.) и симфонического оркестра. Исполнение многих концертов требует от солиста высокого мастерства, виртуозности. Солист и оркестр словно бы состязаются друг с другом: оркестр то смолкает, завороженный страстностью чувства или изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то как бы перебивает его, споря с ним, то торжественно-мощно подхватывает его тему.

Увертюра — оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. Нередко является и самостоятельным концертным произведением.

Симфонические фантазии (произведения довольно свободной формы), симфонические поэмы (одночастные произведения программного характера), симфонические сюиты (некоторые симфонические сюиты составлены из музыки к драматическим пьесам, из музыки к балетам и операм).  

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА. ХОР

Вокальные произведения исполняют профессиональные певцы – вокалисты и хористы. Человеческий голос – это природный музыкальный инструмент, который есть у любого человека.

        В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

Мужские голоса

голос

Высота голоса

характеристика

разновидности

Тенор

Высокий мужской голос

Светлый, звонкий, мягкий тембр

Лирический. Драматический. Тенор-альтино (самый высокий из теноров)

баритон

Средний по регистру мужской голос

Насыщенный, тяжёлый, мужественный

Лирический. Драматический

бас

низкий мужской голос

Густой

бас профундо (самый низкий бас), бас кантанте (высокий бас)

Женские голоса

голос

Высота голоса

Характеристи

ка

разновидности

Сопрано

Высокий женский голос

мягкость, гибкость, нежность, светлое звучание

Драматическое, лирическое, колоратурное (подвижность, полётность голоса)

Меццо-сопрано

Средний голос

Низкий, грудной, бархатистый

Высокое

низкое

Контральто

Низкий женский голос

Густой, плотный тембр. Поют партии юношей и мальчиков-подростков в операх

Многие считают его разновидностью меццо-сопрано

Хор – певческий коллектив. Минимальное число поющих  в хоре – 12 человек. Хор с таким составом называется камерным. Руководит хором – дирижёр.

В зависимости от направления хоровые коллективы делятся на академические (профессиональные; округлый звук при пении) и народные (открытость звука).

Типы хоров: однородные (женские, мужские, детские) и смешанные.

Виды хоров: по количеству голосов – одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т.д.

Типы голосов в хоре:

Тенора  вторые                      Басы вторые

Тенора первые                       Басы первые (баритоны)  

Сопрано вторые                    Альты вторые

Сопрано первые                    Альты первые

Детские певческие голоса делятся на сопрано и альт, а самый высокий голос в хоре мальчиков называют дискантом.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ОРКЕСТР

Музыкальные инструменты делятся на три группы по материалу и способу извлечения звука: ударные, струнные, духовые.

Ударные инструменты относятся к самым древним. Способ извлечения звука – удар.  Делятся на две группы: 1) инструменты с определённой высотой.  На них можно сыграть мелодию – литавры, колокольчики, ксилофон, колокола; 2) инструменты без определённой высоты звука (шумовые). Они нужны для ритма – барабан, бубен, тарелки, кастаньеты, ложки, треугольник.

Тембр ударных вносит в звучание оркестра блеск и яркость, упругость и ритмичность.

Струнные инструменты, которые делятся на 2 группы:

 струнно-щипковые инструменты (способ извлечения звука щипком пальцев) – балалайка, арфа, домра, гитара, гусли, лира. Звук, извлекаемый щипком, короткий и лишен певучести;

струнно-смычковые инструменты (способ извлечения звука с помощью смычка) – скрипка, виолончель, альт, контрабас. Эти инструменты обладают мягким, нежным, тёплым тембром и способны передавать тончайшие нюансы состояния души человека.

Духовые инструменты (звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубе) также делятся на две группы:

деревянно-духовые (представляют собой полые трубки, сделанные из сортов плотного дерева) – флейта, гобой, кларнет, фагот. У некоторых инструментов для вдувания воздуха есть язычок, а в нижнее части имеется раструб – небольшое расширение.  Тембр каждого деревянного духового инструмента ярко индивидуален, часто напоминает звучание пастушьей свирели;

медно-духовые инструменты (сделаны из  металла) – валторна, труба, тромбон, туба. Предками современных медных духовых являлись охотничьи рога, военные сигнальные трубы. Все инструменты данной группы представляют собой трубки цилиндро-конического сечения, расширяющиеся от мести вдувания к месту выхода воздуха. Звучание медных инструментов ассоциируется с военными сигналами, походными маршами.  

Есть музыкальные инструменты, которые не вошли ни в одну из выше перечисленных групп – клавишные инструменты: орган (король музыкальных инструментов), фортепиано.

Любая народность или нация имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые музыкальные инструменты: у украинцев – бандура, у белорусов – цимбалы, у русских – балалайка, домра, баян. Эти инструменты называются народными.   

Оркестр – большой коллектив музыкантов, совместно играющих на различных инструментах. В зависимости от назначения и состава исполнителей существуют различные виды оркестров – военный, эстрадный, симфонический, струнный, духовой, оркестр народных инструментов, джазовый и т.д. Любому оркестру нужен руководитель – дирижёр. Его задача – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно, а самое главное – наиболее полно передать авторский замысел произведения.

В симфоническом оркестре выделяются 4 оркестровые группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Типы симфонического оркестра: концертный (расположен на возвышенной эстраде и виден зрителям), оперный (расположен в оркестровой яме и не виден зрителям), оркестры радио, телевидения, кино (располагаются в особых студиях).  

МУЗЫКА В ТЕАТРЕ И КИНО

Музыка занимает в театре видное место. Ещё в Древней Греции музыка и пение сопровождали театральное представление. В театральном искусстве сюжет и характер героев раскрываются через сценическое действие, игру актёров.

        Виды театрального искусства – комедия и драма, водевиль и оперетта, опера и балет.

        Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создаёт обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителей.

        Музыку к драматическим спектаклям писали многие композиторы – Бетховен, Григ, Глинка, Чайковский, Свиридов, Прокофьев. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Среди таких сочинений музыка Чайковского к пьесе Островского «Снегурочка», Грига – к «Пер Гюнту» Ибсена, музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель».

        В музыкальном театре ставятся оперы, оперетты, балеты. Здесь музыка является основой всего спектакля.  

Опера – это музыкально-драматическое представ-ление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку. Несмотря на то, что в большинстве своем оперы — очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, с массовыми сценами (например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» в одной из сцен царь выезжает на лошади), все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу». Опера появилась в Италии в начале 17 века.

        Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто. В зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими («Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др.

        По законам драматического театра опера делится на действия или акты, действия — на картины, а картины в свою очередь — на сцены. Все высказывания персонажей имеют специфические оперные названия. Наиболее протяженные из них называются арии, каватины, монологи; высказывания покороче — ариозо, ариетты. Полупение-полуречь называется речитативом. Это сольные номера.  Существуют ансамблевые номера –    диалог двух героев — дуэт, трёх – терцет, 4 – квартет. В оперу включаются оркестровые номера — увертюры (вступление к опере) и антракты (вступления к действиям), задающие особое настроение и хоровые сцены.

        Партия каждого персонажа в опере пишется для какого-то определенного голоса.  Все профессиональные певцы (а в операх поют именно они) различаются по высотности своего голосового диапазона – сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

        Итак, в исполнении оперы участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В ней соединены различные виды искусства – драма и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов.

        Балет – спектакль,  в котором всё действие передаётся с помощью пластики и танца. Балет стал самостоятельным видом искусства значительно позднее оперы. Сначала он существовал только в качестве вставных номеров в оперном спектакле, и лишь в конце 18 века начали появляться балетные постановки.

Участники  создания балетного спектакля:

  • либреттист – сценарист спектакля;
  • композитор – автор музыки;
  • балетмейстер (хореограф) – постановщик танцев;
  • артисты – танцоры (балерина, кордебалет);
  • оркестр и дирижёр;
  • художник, декоратор, костюмер, осветитель сцены.

Основные компоненты балета

  • Классический танец – тот, что сложился во Франции. Это сольные номера – вариации, адажио; дуэт – па-де-де, трио – па-де-труа.
  • Характерный танец – основан не на классическом, а на движениях народного танца. Чаще всего его исполняет кордебалет – большая группа артистов, участвующая в массовых сценах.
  • Пантомима – это жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.

        Создателем русского классического балета считается П.И. Чайковский. Его балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» известны во всём мире.  

         Самым любимым видом искусства 20 века для большинства людей является кино. С самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Сначала кино было без звука и зрители не могли услышать с экрана ни одного слова. Кино называли «Великим немым». В то время обычно в кинотеатре служил тапёр (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма). Музыка помогала  понять и пережить события фильма. С появлением звукового кино, музыка зазвучала с экранов. Мы так привыкли к этому, что даже не задумываемся: зачем нужна она в фильме, каково её назначение. Музыка или песня характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью. Киномузыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.  

        Про музыку к кинокартине, которая звучит вне действия фильма, говорят, что она звучит «за кадром», только для зрителей фильма, а не для его героев. Она является своего рода подтекстом, раскрывающим внутренний смысл происходящих на экране событий. Такая музыка звучит в фильме как бы «от автора», передавая его отношение к происходящим событиям.

        Существует великое множество фильмов, в которых герои поют свои замечательные песни. О музыке в таких случаях говорят, что она звучит «в кадре». Многие из таких песен как бы «слетают» с экрана и становятся любимыми песнями целых поколений.

         В некоторых жанрах киноискусства музыка участвует особенно активно, это – музыкальные комедии. В них музыка является одним из  главных действующих лиц.

 

СТИЛЬ В МУЗЫКЕ

Под стилем в музыкальном искусстве подразумевают:

  1. характерные черты искусства определённого исторического периода;
  2. характерные черты как отдельного произведения, так и жанра в целом;
  3. творческую манеру отдельных композиторов.

В истории искусств выделяются отдельные художественные направления:

Барокко – (конец 16 – начало 18 веков) – в переводе причудливый, странный. Свойственно контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии. Вивальди, Бах, Гендель.

  • Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) – немецкий композитор, органист, дирижёр церковного хора. Непревзойдённый мастер полифонии. Любимый инструмент – орган. Семья Бахов несколько веков была знаменита во всей Германии своими музыкальными талантами. В своей музыке отображал богатый, многогранный мир человеческий чувств, переживаний. При жизни не получил заслуженного признания. «Бах» в переводе с немецкого «ручей». «Не ручей! – Море должно быть ему имя»,  – сказал о Бахе великий Бетховен.    

Рококо первая половина 18 века. Характерно уход от жизни в мир фантазий, мифологических и пасторальных сюжетов. Для этого направления свойственны грациозность, прихотливость, изящество. Куперен, Рамо.

Классицизм – (17 – 18 в.в.) – в переводе образцовый. Идеал классицизма – убеждение в разумности бытия, наличии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры. Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа (18 – нач. 19 в.в.), к которой принадлежат Гайдн, Моцарт, Бетховен. Они обобщили опыт развития профессиональной и народной музыки, выработали универсальный музыкальный язык, которому свойственны стройность, ясность, глубина тематизма, совершенство форм. Творчество этих композиторов – одна из вершин мирового музыкального искусства.

  • Вольфган Амадей Моцарт (1756 – 1791) – австрийский музыкант гениального дарования, обладающий феноменальными музыкальными способностями. В шестилетнем возрасте он покорил всю Европу.  В 14 летнем возрасте он считался маститым композитором. Имел много завистников и врагов. В его музыке преобладание светлого, жизнерадостного характера, изящества, грациозности. Непосильный труд и постоянные лишения подорвали здоровье композитора. Умер в нищете, в 35 лет.
  • Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827) – немецкий композитор. Уже в 12 лет он с успехом заменяет придворного органиста, у которого учился.  В 22 года стал одним из самых модных пианистов в Вене. Трагедией жизни композитора была его глухота. Первые признаки болезни проявились в 26 лет. Любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от мыслей о самоубийстве. Даже живя в нужде, будучи совсем больным, он продолжил работу. Жизнь Бетховена — пример мужества, упорной борьбы с невзгодами и бедами. В его творчестве воплотились идеи героической борьбы – музыка бурная, стремительная, порывистая.

Романтизм (конец 18 – нач. 19 в.в.)  Особенности: яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к народному творчеству, фантастическое видение мира. Внимание к внутреннему миру человека, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы. Первостепенное значение приобретает лирика.  Мендельсон, Шуман, Шопен, Шуберт, Лист, Паганини, Вагнер.

  • Фридерик Шопен (1810 – 1849) – польский композитор. В 16 лет Шопен поступил в консерваторию, где его аттестовали как музыкального гения. За годы обучения в консерватории им написано немало произведений, которые отличает изящество, легкость, тонкий лиризм. По окончании обучения едет с гастролями в Вену. Из- за восстания в Польше не смог до конца жизни вернуться на Родину. Композитор первым привнес в западную музыку славянские мелодические обороты и ритмические рисунки. Наряду с традиционными для Европы вальсами и ноктюрнами, создавал изящные мазурки и великолепные полонезы — пьесы, основой которых были польские народные танцы.

Импрессионизм – (конец 19 – нач. 20 в.в.) – в переводе впечатление. Характерно стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворённой пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. Дебюсси, Равель.

Реализм – в переводе вещественный, действительный – объективное и многостороннее отражение действи-тельности в совокупности с авторской позицией. Преобладание интереса к проблемам личности общества в из связи и противостояния, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах в сочетании с их индивидуальностью. Основоположниками реалистической школы в русской музыки 19 века явились Глинка (основоположник), Даргомыжский. Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов. В 20 веке – Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Свиридов. Щедрин. 

  • Михаил Иванович Глинка (1804-1857) –  является родоначальником национального музыкального стиля, основателем русской традиции в музыке. Родился в семье смоленских помещиков. Детство прошло в деревне, где он полюбил русские народные песни и веселые пляски. Писал музыку в самых разных жанрах - это и симфоническая музыка, и камерная, и оперная, и романсовая. Глинка — создатель русской национальной оперы. С Глинки начался расцвет русской музыки. Недаром Глинку в музыке сравнивают с Пушкиным в поэзии.
  • Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893). Окончил в Петербурге консерваторию с серебряной медалью, позднее преподавал в Московской консерватории, сочинял музыку, дирижировал. Чайковский написал немало музыкальных произведений для детей, которые вошли в «Детский альбом», фортепианный цикл «Времена года», в котором композитор с любовью рисует картинки русской природы. Сказочный мир оживает в балетах Чайковского  «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Многие сочинения композитора написаны на сюжеты произведений русских писателей: оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» (А.С. Пушкин), «Черевички» (Н. В. Гоголь). И по сей день Чайковский считается самым известным в мире русским композитором.  С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс его имени.
  • Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 -1953) С 13 лет начал учиться в Петербургской консерватории. После окончания консерватории много лет путешествовал по разным странам. Он посетил Англию и Америку, Францию и Испанию, Японию и Кубу. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты ставились ведущими театрами мира. Сочинения Прокофьева поражали слушателя свежестью, динамичностью, в них была новая красота — красота дерзкого шествия молодости, сочетавшаяся с тонким лиризмом. Прокофьев написал немало произведений для детей. Это песни, сборники фортепианных пьес и, конечно, знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк», написанная на собственный сюжет для детей. Позднее «Петю и волка» экранизировал американский мультипликатор Уолт Дисней.
  • Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) – выдающийся композитор 20 века, оказавший влияние на всю мировую классическую музыку. Начал сочинять музыку с 9 лет. В 13 лет одаренный мальчик стал студентом консерватории, учась сразу двум специальностям. Из него вырос прекрасный пианист и талантливый композитор. В своих сочинениях он нередко обращался к произведениям русских и зарубежных писателей: опера «Нос» по одноименной повести Гоголя, «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова, гениальная музыка к фильмам «Гамлет», «Король Лир», романс на 66-й сонет Шекспира, «Шесть романсов на слова японских поэтов», вокальные циклы на стихи Блока и Цветаевой.

Экспрессионизм – в переводе выражение – начало 20 века. Выражение протеста против уродства капитализма, чувства обречённости и ужаса перед унижением человека и войнами, Обречённость. Болезненное, депрессивное состояние души, порождённое страхом и отчаянием, ощущением мировой катастрофы. Шёнберг, Барток.


ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

«Музыкальные инструменты духового оркестра»

1

О

2

Р

3

К

4

Е

5

С

6

Т

7

Р

  1. Деревянный духовой инструмент густого регистра  
  2. Медный духовой инструмент.    
  3. Струнно-смычковый инструмент высокого регистра.  
  4. Деревянный духовой инструмент высокого регистра  
  5. Самый низкий по звучанию струнно-смычковый инструмент  
  6. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука  
  7. Деревянный духовой инструмент среднего и высокого регистра  

«Вокальные голоса»

Г

О

Л

О

С

А

  1. Высокий мужской голос  
  2. Низкий женский голос  
  3. Высокий женский голос  
  4. Низкий мужской голос  
  5. Высокий голос мальчика  

«Инструменты  народного оркестра»

Б

Н

Л

А

С

Р

Д

О

Д

Б

Н

Ц

Ы

Ж

Й

  1. Инструмент, получивший своё название по имени древнерусского певца-сказителя.
  2. Древнейший струнно-щипковый инструмент.
  3. Струнный смычковый инструмент высокого звучания.
  4. Деревянный духовой инструмент высокого звучания
  5. Духовой музыкальный инструмент, состоящий из нескольких трубок, вделанных в мешок из кожи.
  6. Перепончатый ударный инструмент с неопределённой высотой звука.
  7. Струнный ударный инструмент.
  8. Деревянный духовой инструмент жалобного, высокого звучания.

Кроссворд  «Композиторы»

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р

  1. Выдающийся русский композитор, родившийся в 1840 году, автор известных балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»
  2. Австрийский композитор, написавший реквием, кульминацией которого является «Лакримоза»
  3. Советский композитор, которая начала сочинять музыку в 3 года.
  4. Польский композитор, пианист. Основная область его творчества – фортепианная музыка.
  5. Композитор, с 28 лет потерявший слух, но продолжавший сочинять гениальные произведения.
  6. Кубанский композитор, в его обработке музыка гимна Кубани.
  7. Венгерский композитор, пианист «от бога», диаметр руки которого от 1 до 5 пальца составлял две октавы.
  8. Русский композитор – новатор, автор «Петрушки»
  9. Советский композитор, автор гимна России.
  10. Австрийский композитор, «король вальсов».

Литература

  1. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для 4 класса ДМШ. – Москва, «Музыка», 1984.
  2. Осеннева М., Безбородова Л. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ. – Москва «Музыка», 1990.
  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература для 6 – 7 классов ДМШ. – Издательство «Музыка», Москва, 1979.
  5. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 1997.
  6. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, её формы и жанры: первый год обучения: учебное пособие для ДМШ. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  7. Пособие по музыкально-эстетическому воспитанию детей. – Белгород, издательство «Везелица», 1995.
  8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. – Москва, «Просвещение», 1986.
  9. Энциклопедический словарь юного музыканта. –   Москва, «Педагогика», 1985.
  10. Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2003
  11. Детская электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов "ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО"

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочейпрограммой по литературе, составленной на основе федерального компонентагосударственного стандарта среднего (полного) общего образо...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...

Контрольная работа по разделу "Музыка как вид искусства" МДК.01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Данный материал можно использовать для проверки знаний студентов 3 курса СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки». Танец.

Современные дети  перегружены информацией. Обилие школьных домашних заданий приводит к тому, что заниматься  музыкально - теоретическими предметами им просто некогда.  Именно поэтому од...

Курс лекций «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства» / Учебно-методическое пособие для студентов специальности 54.02.05 Живопись.

В данном курсе лекций кратко изложен материал об основных жанрах изобразительного искусства, о законах и средствах композиции, о составляющих процесса создания композиции на заданную тему в жанре натю...

Методическое пособие урока по теме «Великая российская революция - февраль 1917 года» для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.

Методическое пособие разработано с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 ...