Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников
методическая разработка
Материал полезен при разработке воспитательных мероприятий и внеурочных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_doska.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников
Методическая разработка
Преподаватель педагогики
Дроздова Р.Ю.
г. Нижнекамск, 2019
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Поэтому всё более востребованными сегодня становится формирование личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяющегося уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
В свете требований стандарта образовательным учреждениям уже сложно обойтись без развитого комплекса технических средств, помогающих решать множество педагогических задач и организовывать учебный познавательный процесс на высоком методическом уровне. Внедрение компьютерных инноваций требует разумного соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями.
Актуальность работы
Использование ИКТ в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме этого, применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из главных проблем современной школы. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям расширяет арсенал методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать педагогический процесс интересным и запоминающимся для учащихся.
Цель работы: изучение методических средств и приемов использования интерактивного оборудования для повышения познавательного интереса младших школьников на внеклассных занятиях. Разработать методические и практические рекомендации по применению интерактивного оборудования.
Задачи исследования: изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта; анализ результатов ученической деятельности.
Объект исследования: изучение мотивации познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: методические средства и приемы использования интерактивного оборудования в педагогическом процессе для повышения мотивация познавательной деятельности младших школьников.
Методологической основой научного исследования является: теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина П.Я.; формирование познавательной деятельности и активности Педкасистого П.И. Голанта Е.А.; формирование познавательных интересов у учащихся Щукиной Г.И.
Теоретическая значимость: обобщение данных о влиянии интерактивного оборудования на познавательную деятельность младшего школьника.
Практическая значимость: в применении методических и практических разработок и рекомендаций по применению интерактивной доски.
Психолого-педагогические особенности использования ИКТ
Сегодня общеобразовательная школа в полной мере должна удовлетворять потребностям развивающейся личности, в том числе и использование интерактивного оборудования, как средство повышения эффективности педагогического процесса и средство развития познавательных интересов младших школьников.
Новые информационно-компьютерные технологии превращают обучение в увлекательный процесс с элементами игры, способствуют повышению мотивации и развитию исследовательских навыков учащихся. Организация учебного процесса с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по другому оценить предлагаемую информацию. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Согласно ФГОС среднего профессионального образования учитель начальных классов должен обладать общими профессиональными компетенциями, включающими в себя использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5), осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (ОК 9).
То есть, преподавателю начальных классов нужно:
- уметь пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;
- уметь пользоваться Интернетом, программным обеспечением;
- применять на практике современные образовательные технологии.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
Применение интерактивных средств в обучении базируется на данных физиологии и возрастных особенностей младших школьников:
- происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную;
- доминирует непроизвольные психологические процессы: память, внимание, восприятие и др.;
- преобладает наглядно-действенное и наглядно - образное мышление;
- характерна высокая степень эмоциональности младших школьников.
Создание ярких образов и впечатлений способствует более полному и глубокому освоению информации, позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. В памяти ребенка остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить о выполнении требований САНПИНа.
Использование интерактивной доски на занятиях должно отвечать всем критериям здоровьесбережения:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности;
- средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
(непрерывная длительность работы для учащихся 1-4 классов – 15 мин.);
- место и длительность применения ТСО;
- поза учащегося, чередование позы;
- наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления;
- наличие мотивации деятельности учащихся на занятии;
- психологический климат на занятии;
- эмоциональные разрядки на занятии.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Использование игровых возможностей ИКТ в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным.
Технические и дидактические возможности использования интерактивной доски
У современных школьников потребность в визуализации информации очень высока. Интерактивная доска является инструментом визуального представления данных - на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.). Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность и деятельный подход.
Интерактивная доска – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в педагогический процесс элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
В педагогической деятельности интерактивную доску можно использовать:
- на всех этапах уроках в начальной школе;
- во внеклассной воспитательной работе;
- во внеурочной деятельности;
- при организации научной и проектной работы учащихся.
Интерактивная доска заменяет:
- традиционную меловую доску: на ней можно писать, рисовать, чертить;
- дидактические материалы;
- наборное полотно: можно копировать рисунки и фигуры и вставлять их многократно;
- математические инструменты: линейку, угольник, транспортир, циркуль;
- телевизор; магнитофон; видеокамеру; фотоаппарат; диктофон; игровое поле для создания дидактической игры.
Преимущества интерактивной доски:
- усиливает положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся;
- проведение занятий на высоком эмоциональном уровне;
- обеспечение наглядности;
-привлечение большого количества дидактического материала (виртуальные экскурсии);
- повышение объема выполняемой работы на занятии почти в два раза;
- расширение возможности самостоятельной деятельности;
- формирование навыка исследовательской деятельности;
- обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам и другим ресурсам.
Учитывая актуальность использования новых информационно-коммуникационных технологий, в педагогическом колледже большое внимание уделяется обучению работе в программе Smart Notebook и формированию навыков работы с интерактивной доской. Одним из важных критериев оценки проведения уроков, внеклассных и внеурочных занятий студентами - использование интерактивного оборудования.
Представляю приемы использования интерактивной доски при подготовке внеклассных мероприятий, разработанные в ходе подготовки к конкурсу World Skils.
Основные способы использования интерактивной доски на внеклассных занятиях:
Приемы | Задания и темы для внеклассных мероприятий |
Соотнести | «Сложи пословицы» («Что такое доброта», «С чего начинается Родина», «Мама – первое слово», «Трудом славен человек») «Найди персонажу сказку» («В гостях у сказки») «Подбери предметы к профессии» («Все профессии хороши - выбирай на вкус») |
Сортировка | «Корзина полезных и вредных продуктов» («ЗОЖ») «Шкатулка добрых и плохих поступков («Ежели вы вежливы») «За и против» («О пользе и вреде Интернета») |
Установить последовательность | «Составь режим дня» («ЗОЖ») «Расставь участников движения на улице» («ПДД») «Установить последовательность событий» («В гостях у сказки») |
Верный ответ | «Отгадай загадку» («ЗОЖ», «Ежели вы вежливы», «Все профессии хороши - выбирай на вкус») «Реши ребус» |
Ширма | «Составь режим дня» («ЗОЖ») «Расставь участников движения на улице» («ПДД») «Установить последовательность событий» («В гостях у сказки») |
Продолжить рисунок | «Нарисуй предмет к профессии» («Все профессии хороши - выбирай на вкус») «Дорисовать персонаж» («В гостях у сказки») «Нарисуй недостающий предмет»(«ПДД») |
Найти пару | «Добрый и злой персонаж» («Добро и зло») «Подбери символику («Моя Родина-Россия» |
Собрать фигуру | «Построй корабль» («День космонавтики») «Собери скворечник» («День птиц»), «Построй дом» («Доброта») «Собери пазлы» («В гостях у сказки», «ПДД», День птиц») |
Прослушивание аудиороликов | «Угадай мелодию» («Что такое доброта», «День птиц», «С чего начинается Родина») «Угадай сказку» («В гостях у сказки»), «Угадай чей голос» («День птиц») |
Просмотр видеороликов | Мультимедийные игры, виртуальные путешествия и экскурсии |
В заключении можно сказать, что использование интерактивной доски на уроках и во внеклассной работе позволяют сделать процессе обучения и воспитания более эффективными, а так же способствуют творческому развитию, как учащихся, так и учителя. А, следовательно, решают задачи, поставленные перед школой современным обществом.
Список использованных источников
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова - М.: изд-во РАО, 2007. - с. 31.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева - М.: Издательский центр "Академия", 2011.
3. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/craft-downloads/crocodile-puppet
3. http://www.anglomaniacy.pl/
4. http://english4kids.russianblogger.ru/40-online-english-games-for-kids.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»
Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
Рабочая программа ДОУ 2017 Организация конструктивной познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся 2-4 курсов, получающих о...
Актуализация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Современный человек сегодня должен активно и критично мыслить, обладать умением и желанием приобретать знания самостоятельно.И в современной педагогической теории и практике одной из актуальных пробле...
Использование компьютерных программ по созданию виртуальных книг как средство повышения познавательной активности младших школьников
Материалы для создания электронного учебника...
Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности учебного процесса
Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности учебного процесса. Эта задача решается также через усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплин...
Тема мастер-класса: «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...