Тема мастер-класса: «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
методическая разработка
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса:
«Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
Форма проведения: мастер-класс с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Цель:
- Представить собственные приемы работы, нацеленные на мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся при работе с визуальными источниками информации на уроках истории;
- Повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках.
- Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Задачи:
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
1.Орг. момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории.
Мое профессиональное кредо:
каждый урок это:
- источник радостного вдохновенного труда;
- источник нового, неизвестного;
- источник удивления;
- школа самостоятельности и творчества.
Тема моего мастер-класса «Визуальные источники информации, как средство повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории».
Начать свое выступление я хочу с древней мудрости: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет; это будет лишь видимость учебной деятельности.
2. Практическая часть мастер-класса.
- Уважаемые коллеги, а теперь мы переходим с вами к практической части моего
мастер-класса.
Для проведения практической части мне нужна фокус-группа из шести человек.
Прошу вас занять места за столами.
Вначале прошу выйти участников фокус-группы для проведения небольшого эксперимента. Уважаемые коллеги перед вами три свечи. Задача проста и банальна их нужно зажечь, для этого вы можете использовать любые подручные средства, которые у вас есть. И так приступаем. Отлично мы видим, что все три участника фокус-группы справились с заданием, но мы не будем нарушать правила техники безопасности, пожалуйста погасите свечи. И у меня к вам вопрос: возникли ли у вас трудности с выполнением этой задачи?
Данный эксперимент был проведен с целью показать, что мы с вами в своей работе, сталкиваемся с трудностями, обучая учащихся с разным уровнем мотивации к учебной деятельности.
Одни учащиеся знают зачем они приходят на урок к учителю, и учителю не приходится прикладывать усилия для мотивации учебной деятельности.
Следующая категория учащихся также понимает, зачем идет на урок, но уровень их мотивации недостаточно высок и учителю остается приложить лишь небольшие усилия для повышения мотивации.
Но и самый сложный вариант – третья категория учащихся, у которых отсутствует мотивация к учебной деятельности. И вот здесь учителю нужно найти методы и приемы по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Но как мы видим, результат у нас получился одинаковым. Все три свечи горели. И значит, все учащиеся, несмотря на уровень их мотивации, справились с поставленной задачей.
Коллеги спасибо. Присаживайтесь.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации», сказано, что мы имеем свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.
Далее я хочу представить работу с визуальными источниками информации, для повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории.
Из своей практики, я пришел к выводу, что при выполнении заданий ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по истории у детей возникают проблемы с анализом визуальных источников. Думаю, что эта проблема актуальна не только для меня.
Иллюстративный материал весьма разнообразный и требует углубленного изучения. Но в рамках сегодняшнего мастер-класса по регламенту, у нас 15 минут, мы будем использовать три направления:
это памятники 1 группа, картины 2 группа и карикатуры 3 группа.
Каждая группа будет работать по своему направлению. Уважаемые коллеги достаньте содержимое пакетов. Работаем с первым уровнем, ваша задача: сопоставить изображение и его описание. Каждому изображению соответствует одно описание.
Пока коллеги постигают ремесло историка, я поясню, что происходит в группах. Задача первого уровня, это анализ визуального источника, мы должны понять, что это за изображение, кто его автор и о какой эпохе идет речь. Пока коллеги выполняют задание первого уровня. Зрительному залу я предлагаю убедиться в том, что работа с визуальными источниками информации является средством повышения учебной мотивации.
Сейчас у нас с вами произойдет смена деятельности. Что я предлагаю. Пока коллеги выполняют задания первого уровня, мы с вами поработаем с заданиями второго уровня.
При работе с заданиями второго уровня я применяю прием «Фрагмент»
И так внимание на экран. Мы с вами видим закон «Об образовании в Российской Федерации». На данном изображении я убрал один из фрагментов, отсюда и название приема «Фрагмент» и так вопрос: чего не хватает? Обратите внимание на мелкие детали. (Не хватает номера закона).
Спасибо за правильный ответ.
Какой вывод, мы можем сделать из этой информации – 273ФЗ?
О чем нам это говорит?
О том, что были до него законы – это раз, что их много – это два. А федеральный закон, о чем нам говорит? То, что законы бывают разного уровня.
Перед вами следующее изображение – символ конкурса «Учитель года». Чего не хватает? (Птенцов).
Мы все с вами помним легенду о пеликане, символе, который символизирует самопожертвование, каждый из вас может вспомнить эту легенду, и почему пеликан является символом конкурса.
И наконец третье изображение. Мы с вами видим логотип года семьи, но пока не будем отвечать на вопрос: чего не хватает? К этому изображению мы вернемся позже.
И так фокус группа справилась с выполнением заданий первого уровня и давайте проверим, что у нас получилось.
Оценивание работы фокус группы.
Действительно задания первого уровня выполнены абсолютно верно. Спасибо за выполнение работы.
И так первый уровень позволяет нам визуализировать эпоху, мы понимаем: что, для чего и когда происходило конкретное событие.
Переходим к выполнению заданий второго уровня. Вам нужно ответить на вопрос: чего не хватает? Какой фрагмент отсутствует?
Первая группа, работает с памятником.
Показать на примере, как прием «Фрагмент» повышает мотивацию к учебной деятельности. (Триптих)
Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов.
Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей).
Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.
Монумент «Тыл – фронту» Авторы: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский.
Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.
Вторая группа, работает с картиной.
Третья группа работает с карикатурой.
И так все фокус группа успешно выполнила задания второго уровня.
Спасибо за работу.
Для чего нужен второй уровень?
С помощью второго уровня мы можем визуализировать любую эпоху и сделать акцент на мелких деталях и на том чему посвящена эта деталь мы можем привлекать дополнительную историческую информацию.
И так мы переходим к третьему уровню, самому сложному. Я предлагаю фокус- группе, выбрать верные суждения из предложенных вариантов, которые у вас есть. Пока фокус группа выполняет задание, я поясню зачем нужен третий уровень. Третий уровень, в основном это индивидуальная работа, его можно использовать для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР или текущего контроля.
Фокус группа справилась с заданиями третьего уровня.
Спасибо.
Я хочу вернуться к приему «Фрагмент», который мы использовали при выполнении заданий второго уровня - это один из приемов работы с визуальными источниками, который я использую в своей педагогической деятельности позволяет повышать познавательную активность и интерес к учебному предмету в том числе и во внеурочной деятельности (проектно-исследовательская деятельность, успешное участие в предметных конкурсах). И как следствие, повышение учебной мотивации.
И снова свечи. Попрошу участников фокус-групп подойти к столу. Перед вами та же задача, вам нужно зажечь свечи. И у меня к вам тот же вопрос: что и вначале - возникли ли у вас трудности с выполнением этой задачи? Если трудностей не возникло, мы с вами можем сделать вывод, что уровень вашей мотивации к учебной деятельности повысился.
Спасибо.
Как я и обещал, возвращаемся к изображению логотипа года семьи. Вопрос: чего не хватает? (Правильно – сердца).
Сердце — главный элемент дизайна.
У Василия Александровича Сухомлинского есть замечательные слова: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Частичку своего сердца и души каждый день отдают детям учителя России.
В заключении хочу сказать, что мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот основная задача современного учителя.
Благодарю за внимание! Удачи всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Повышение мотивации...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и общего естественнонаучного цикла по теме: «Современные информационные технологии как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока»
Сообщение на заседании ПЦК...
Средства повышения мотивации пассивных учащихся на уроках иностранного языка
Мотивация, конечно, важнейшая "пружина" процесса овладения иностранным языком, но нужно и знать, что она является стороной субъективного отношения к данному процессу ученика и определяется е...
Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников
Материал полезен при разработке воспитательных мероприятий и внеурочных занятий...
Применение цифровых образовательных ресурсов с целью повышения мотивации у школьников на уроках истории
Сегодня в современной школе остро строит задача повышения эффективности учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом изучали его предмет. Учителя знают, что школьника нельзя ...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Методическая разработка урока по теме: "Основные виды научных источников информации". МДК 01.09 Основы учебно-исследовательской деятельности.
Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности»Тема: «Основные виды научных источников информации»Конспект: Ивановой М.А.Цель: сформировать представления обучающихся ...