Актуальные вопросы работы объединения «Музейная лаборатория» с обучающимися СПО В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Нуттунен Елена Александровна

Молодое поколение – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспроизведения социальных отношений исторических персоналий. На данном этапе закладывается интерес к истории, к прошлому, событиям, историческим личностям, жизни и быту людей. Наиболее актуальной для подростков является история родного края, события которого близка, доступна, понятна, наглядна, и воспитывает уважительное отношение школьников к своей родине[3].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nuttunenkonf_ya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

        УДК 371.3

Нуттунен Елена Александровна

преподаватель, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж «Звездный»

Nuttunen Elena Aleksandrovna

Lecturer,

St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution College "Star"

Актуальные вопросы работы объединения «Музейная лаборатория» с  обучающимися СПО В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Молодое поколение – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспроизведения социальных отношений исторических персоналий. На данном этапе закладывается интерес к истории, к прошлому, событиям, историческим личностям, жизни и быту людей. Наиболее актуальной для подростков является история родного края, события которого близка, доступна, понятна, наглядна, и воспитывает уважительное отношение школьников к своей родине[3].

Условия дополнительного образования позволяют организовать поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, а также использовать различные интерактивные технологии, обеспечивающие коммуникацию подростка в поле историко-патриотического сюжета.

Инновационные программы дополнительного образования — способствуют расширению функций СПО и решению проблем современного социума.

Смысловые программы объединения «Музейная лаборатория» — позволяют выявлять и предъявлять посредством экспозиций, игровых занятий новые не проявленные ранее связи между музейными предметами, памятниками материальной культуры. Данные программы дают возможность создавать интегрированное образовательное пространство, разрушать «стены» между  предметами.

В рамках технологических программ появляются новые формы подачи информации. Например, после экскурсии обучающиеся предлагается построить модель исторического объекта. Поэтапное создание объекта дает ключ к представлению объемно-пространственной структуры памятника и его особенностей.

Преимущество программ объединения в том, что процесс вхождения обучающего в музейное пространство приобретает цикличность, регулярность, что позволяет дозировать информацию, сосредоточивать внимание посетителя на конкретной теме и при этом показывать ему взаимосвязь социальных и художественных процессов и явлений.

На занятиях обучающимся предлагаются разные программы — от игры-путешествия до исследовательских работ и творческих проектов. Важная роль принадлежит педагогу, который направляет творческую деятельность обучающихся. Принимая активное участие в данных проектах,  подростки расширяли свой кругозор, развивают творческие способности, а также активно включаются в процесс изучения истории.

Обучающиеся учатся понимать и любить историю, открывать сопричастность к тому или иному историческому событию и на основе этого происходит формирование их патриотической культуры. Этот подход реализуется в создании интерактивных программ, в которых интегрируются элементы экскурсии, игры, театрализации, поисковой и творческой созидательной деятельности. Обучающийся объединения «Музейная лаборатория» — полноправный субъект такой программы, участник коммуникации с педагогом, товарищами и музейными предметами.

Таким образом, обучающийся постигает смысл нового явления на собственном практическом опыте. Обучающиеся в музейном пространстве видит доказательство подлинности, отсюда игровая деятельность осознается не как схема развлечения, а как схема познания. В этом возрасте воображение и фантазия помогают подростку проникнуться духом того или иного исторического времени, продуманная и организованная игра на основе краеведческого материала поможет создать ситуацию, при которой подросток переведет в свой жизненный опыт те ценности истории, связанные с нравственными проблемами, которые ему предстоит пережить в игре.

История — это интересно, это необычное «путешествие в прошлое на машине времени». У обучающихся почти нет представлений о прошлом, и его надо создать эмоциональным рассказом  педагога, интересным авторским текстом учебника, иллюстрациями, которые хочется рассматривать. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока. Обучающийся лучше понимает, если материал предлагается в образной форме, с подачей сведений биографического характера.

Таким образом, подросток под руководством  педагога в результате самостоятельных действий переходит от позиции обучаемого к позиции учащегося самостоятельно. Обучающийся учится взаимодействовать с приобретенным историческим опытом и извлекать из него уроки с использованием исторических знаний. Таким образом, совместная деятельность педагога и учащихся способствуют формированию патриотического сознания, исторической памяти, историко-патриотических знаний и ценностей.

 

Литература

  1. Белякова Л.В., Головина Т.В. Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем// Альманах мировой науки. 2016 №9-1(12). С. 85-86.
  2. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Исторические знания в музейном пространстве как базовая составляющая формирования патриотической культуры младших школьников//Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. С. 461.
  3. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Формирование патриотической культуры школьников как актуальная образовательная задача в условиях современных ценностных трансформаций//Наука и школа. 2016. - №6. С. 193-200.
  4. Мельникова А.А., Нуттунен Е.А. Историко-литературный музей как средство формирования основ патриотической культуры у младших школьников// Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 133-140.
  5. Нуттунен Е.А. Музейная коммуникация в контексте исторической культуры современного школьника//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 439-442.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и диагностика компетентностей в условиях дополнительного образования

Дюсенбаева Н.Н., Дюсенбаев А.Н «Дворец творчества детей и молодежи г. Семей» ВКО, РК.В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как...

Мотивация учащихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования

В материале говорится о специфике творческой деятельности учащихся учреждений дополнительного образования и условиях ее мотивирования....

Методическая разработка материалов объединения "Музейная лаборатория"

Кружок  «Музейная лаборатория» позволит обучающимся окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Обучающиеся кружка также на практике смогут провести ...

Инструментарий по выявлению и развитию детской одаренности в условиях дополнительного образования

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навык...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...

Научно - исследовательская работа на тему: "Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей", студентки 1 курса Деревянкиной П.

  Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных...