Влияние занятий футболом на уровень специальной физической подготовки детей 14-15 лет
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема: Влияние занятий футболом на уровень специальной физической подготовки детей 14-15 лет
Выполнил:
Басалыко Николай Витальевич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методологические основы подготовки футболистов...............................................................................................................5
1.1. Морфофункциональные особенности юных футболистов 14-15 лет......5
1.2. Развитие общих и специальных физических качеств у юных футболистов……………………………………………………………………...9
1.3. Средства и методы физической подготовки футболистов…………...…18
Выводы по первой главе.........................................................................................24
Глава 2. Организация и методы исследования..................................................26
- Цель и задачи исследования..........................................................................26
- Методы исследования.....................................................................................26
2.3.Организация, результаты исследования и их обсуждение......................26
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Из разнообразных средств физического воспитания особое внимание уделяется такой спортивной игре, как футбол. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивней игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах создают благоприятные возможности для решения самых различных задач в области физического развития детей.
Подготовка юных футболистов является многогранным и длительным процессом, который начинается в школе и базируется на данных научных исследований, а также на передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов.
Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и в секциях общеобразовательных школ. Независимо от места, где происходит обучение футболу, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного футболиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Развитие физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками у начинающих футболистов оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но больше всего это способствует повышению уровня технической и тактической подготовленности юных футболистов.
Анализ литературных источников позволяет говорить и том, что проблема возрастных особенностей подготовки юных футболистов, а также их соревновательной деятельности остается недостаточно изученной. И, если взять подготовку юных футболистов в специализированных школах (ДЮСШ и СДЮШОР), то там имеется больше возможностей для более успешной и правильной подготовки. Особенно остро стоит вопрос начальной подготовки юных футболистов в обычных школах, так как для этого есть достаточно причин. А проведение занятий по футболу без учета возрастных особенностей может привести не только к повышению уровня физического состояния, но и к его ухудшению.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов.
Предмет исследования: влияние занятий футболом на уровень специальной физической подготовки детей 14-15 лет.
Гипотеза: предполагается, что если на занятиях по футболу применять целенаправленно специальные подобранные упражнения, то уровень специальной физической подготовки детей будет выше, что приведет к высокому уровню подготовки футболистов 14-15 лет.
Цель: раскрывать влияние занятием футболом на повышение уровня физической подготовки.
Задачи:
1. Показать значимость влияния занятия футболом на уровень специальной физической подготовки школьников 14-15лет;
2. Определить уровень специальной физической подготовленности футболистов указанного возраста путем тестирования (тест по программе «проверь себя»);
3. Определить зависимость уровня физической подготовки у занимающихся футболом детей, сделать сравнительный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
База исследования: МБОУ СОШ №1 сл. Б. Мартыновка.
Глава 1. Теоретические и методологические основы подготовки футболистов
1.1. Морфофункциональные особенности юных футболистов 14-15 лет Одним из необходимых условий эффективности физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения является учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей детей подростков. Такой подход необходим при выборе отдельных видов физических упражнений, дозировке нагрузки, спортивном отборе и ориентации [10, 11]. Возрастной период с 14 до 15 лет характеризуется бурным развитием физических качеств, особенно силы, координационных способностей и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта. Этот возраст, называемый «переломным», характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанным с половым созреванием. В этом возрасте происходит интенсивный рост и дифференциация органов и тканей. Годичный прирост длины тела
колеблется от 4 до 8 см, массы тела -от 3 до 6 кг. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела, значительно увеличиваются размеры грудной клетки [12, 26].
Продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов. Двигательная функция в среднем школьном возрасте достигает высокого уровня развития в связи с тем, что опорно-двигательный аппарат, центральная нервная система, двигательный, вестибулярный анализаторы также заканчивают формирование.
Развитие скелета у детей происходит в определенной последовательности: к 9 -11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, к 12-13 годам -запястья и пястья. Усиленный рост длины трубчатых костей (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, малоберцовая, большеберцовая кости) происходит, главным образом, до 14-15 лет. В среднем школьном возрасте еще продолжается окостенение многих частей скелета.
Развитие костной ткани находится в тесной зависимости от мышечной ткани. С возрастом увеличивается масса мышц и совершенствуется их структура. Однако эти процессы идут неравномерно: в частности, мышечная масса в течение первых 12 лет увеличивается на 9%, а в последующие 2-3 года, во время полового созревания -на 12%. При этом каждая мышца или мышечная группа развиваются гетерохронно. Наиболее высокими темпами увеличиваются мышцы ног, наименее высокими - мышцы рук. Темпы роста
мышц разгибателей опережают развитие мышц сгибателей. Особенно быстро
нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать и
являются более нагруженными в процессе естественного развития и тренировок.
У подростков меняются физико-химические свойства скелетных мышц: уменьшается количество воды, мышцы становятся плотнее, в них повышается содержание белковых веществ. Показатели возбудимости, лабильности и хронаксии мышц приближаются по величине к аналогичным у
взрослых [8, 45]. С 13 лет наблюдается усиленный рост мышц в толщину за счет образования массивных мышечных волокон. В связи с этим увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела, продолжает нарастать мышечная сила.
Относительные величины силы отдельных групп мышц (на 1 кг веса) у детей школьного возраста близки к показателям взрослых. Поэтому у подростков можно широко использовать упражнения для воспитания силы [3,11]. Значительное развитие нервного аппарата мышц и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, но и делают возможным более длительное выполнение тонких
дифференцированных движений.
Однако мышечная сила и особенно выносливость еще не достигли своего совершенства. В связи с этим, физическая нагрузка должна быть строго дозированной [2,16]. Нормальная работа опорно-двигательного аппарата в значительной степени обеспечивается нормальной работой сердечно-сосудистой системы. Деятельность сердечно-сосудистой системы обеспечивает необходимый уровень обмена веществ в организме, доставку к тканям кислорода и питательных веществ, выведение углекислоты и продуктов обмена. Нормальное развитие и функционирование сердечно-
сосудистой системы важное условие здоровья и физической работоспособности подростка [12, 87].
Значительные изменения претерпевает центральная нервная система у детей среднего школьного возраста. Свойственная данному возрасту неуравновешенность нервных процессов, сниженный порог возбудимости
нервной системы отражаются на состоянии регуляторных механизмов
крово-обращения, особенно центральных. Это объясняет своеобразие функции кро-вообращения у подростков.
Анатомическое строение кровеносных сосудов подростка к 14 годам в основном, становится таким же, как у взрослого. Рост и формирование структурных элементов миокарда (мышечной, эластической и соединительной тканей, проводящей системы) также в основном, заканчивается к 14 годам. К этому времени в сердечной мышце устанавливается магистральный тип кровообращения, идет интенсивный рост венечных артерий. Данные о величине отдельных показателей сердечно-сосудистой системы свидетельствуют о повышении экономизации сердечной деятельности в покое и о расширении диапазона функциональных возможностей аппарата кровообращения у подростков [12, 76].
Таким образом, у подростков 14-15 лет происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. При рациональном построении процесса физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей, в том числе, и аппарата кровообращения многие юные спортсмены значительного роста спортивных результатов. Тем не менее, тренеру следует помнить, что у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости различных элементов сердца и сосудов особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих функции кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности ниже, чем у юношей, и особенно взрослых. Аппарат кровообращения подростков реагирует на физические нагрузки менее экономно, что приводит к максимальному функциональному напряжению при одинаковых или меньших, чем у взрослых, тренировочных и соревновательных нагрузок.
Достаточно сильно в этом возрасте изменяется дыхательная система. Основная функция системы дыхания связана с обеспечением организма необходимым количеством кислорода и выделением избытка углекислоты.
Газообмен в легких и насыщение крови кислородом обусловлены физикохимическими процессами: разницей парциального давления кислорода и углекислоты в альвеолярном воздухе и венозной крови, притекающей к стенке альвеолы, а также влиянием биологических катализаторов (ферментов) на процессы газообмена. Важными критериями газообмена в легких являются частоты дыхательных движений, минутный
объем дыхания, жизненная емкость легких.
Следует отметить ряд особенностей морфологического строения дыхательных путей у детей и подростков. Длина гортани у подростков относительно длины тела и туловища больше, чем у взрослых. Трахея имеет более овальную форму, что обеспечивает ее большую способность к сужению и расширению.
Морфологические особенности бронхов у подростков являются причиной напряженной работы дыхательных путей. Психика школьников данного возраста своеобразна. У подростков возникают новые интересы, связанные с окружающей средой и событиями.
Подросткам свойственна некоторая переоценка своих сил и возможностей. Бурный рост познавательных запросов сопровождается большой эмоциональной окраской всех событий, в которых они участвуют [3, 15].
1.2. Развитие общих и специальных физических качеств у юных футболистов
В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определенных физических качеств с целью доведения их до нужного уровня [2,7], на этапе
начального обучения физическая подготовка необходима для всестороннего развития и для правильного формирования основных двигательных функций.
Экспериментально показано, что прочность освоения приемов владения мячом во многом зависит от уровня развития физических качеств.
Возрастные особенности детей и подростков позволяют направленно воздействовать на развитие, прежде всего, таких качеств, как ловкость, гибкость, быстрота и скоростно-силовые способности, используя доступные
средства из программного материала по общей и специальной физической
подготовке с преимущественной направленностью на развитие быстроты, скоростно-силовых способностей, ловкости и гибкости.
Одним из основных двигательных качеств является быстрота или скоростные качества. Под данным термином понимают способность футболиста выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени [4, 23] .
Быстрота как физическое качество определяется частотой чередования сокращений и расслаблений мышц. Проявления ее весьма многообразны, а
значение очень велико. Скорейшее, а порой, и мгновенное выполнение двигательного действия часто оказывается жизненно важным. Обычно различают спринтерскую быстроту двигательных реакций. Спринтерская быстрота (это понятие применимо лишь к циклическим движениям) - способность к максимальным вложениям силы, развивать предельно высокую скорость. Максимальная скорость определяется частотой движений и расстоянием, преодолеваемым между циклами движений.
Быстротой движений называют скорость сокращения мышц или групп мышц при одноразовом процессе движения (прыжок, удар и т.д.). Быстрота реакции это способность в кратчайший срок отреагировать на то или иное раздражение.
Быстрота является комплексным многофакторным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми элементарными формами:
−скрытым периодом двигательной реакции;
−скоростью одиночного сокращения;
−максимальной частотой движений.
Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно -мышечного аппарата ребенка: подвижностью
нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное [15, 8]. Развивать быстроту помогают упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Теорией и практикой определены три методических условия, без соблюдения которых нельзя успешно развивать данное физическое качество [26, 14].
1. Способ осуществления скоростных упражнений должен позволять
выполнять их в максимальном темпе.
2. Выполняемое упражнение должно быть предварительно хорошо
освоено (при достаточном автоматизме контроль сознания направлен не
на координацию движения, а на его качество, в данном случае -скорость).
3. Прекращение скоростных упражнений в момент появления первых
признаков утомления.
Основными средствами развития быстроты являются упражнения из футбола, легкой атлетики, подвижных игр. Одним из верных средств развития быстроты является бег на дистанциях до 30 м, кратковременный, не
вызывающий утомления.
Выносливость, то есть способность организма противостоять утомлению, -
физическое качество, присущее далеко не всем. Между тем, возможности его развития и совершенствования заложены в каждом ребенке [29, 5].
В физкультурно-спортивной практике утвердились понятия о нескольких видах выносливости:
- Общая выносливость - способность противостоять утомлению при нагрузках средней силы возбуждения; она имеет большое значение в спортивных играх или в беге на средние и длинные дистанции.
- Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению
при нагрузках очень большой силы возбуждения, в том числе, в условиях кислородного дефицита. Она также необходима в спортивных играх, в частности, в футболе.
- Спринтерская выносливость - способность противостоять утомлению при нагрузках максимальной силы возбуждения и с высокой частотой движений. Данный вид выносливости в футболе большого значения не имеет.
Выносливость также определяется, как способность выполнять работу без снижения эффективности. Основные упражнения, направленные на развитие данного качества - циклические (бег, ходьба, передвижение на лыжах, велосипеде, плавание) [30, 11].
Одной из особенностей развития выносливости является то, что организм футболиста обладает определенным адаптационным резервом, то есть способностью перейти на новый, более высокий уровень работоспособности.
Объем работы, выполняемой футболистом огромен, а запасы и возможности двигательного аппарата ограничены. Любое преждевременное форсирование приведет к травмам и перетренированности.
Нельзя взрослую методику с ее повышенными нагрузками переносить на работу с детьми и подростками. Естественно, последовательное планирование учебного материала предусматривает постепенное увеличение нагрузки на занятиях.
Объем работ на выносливость зависят от многих факторов: уровня подготовленности игроков, периода подготовки, климатических условий.
Заметим, что изменения, связанные с развитием аэробных возможностей происходят медленно и требуют длительного периода тренировок.
Определение объема и интенсивности важно не только для оптимальной дозировки упражнений. Без учета количественных данных невозможно вывести организм на новый уровень готовности.
Иными словами, тренеру необходимо переходить на новую систему учета и распределения нагрузок [22, 25].
Работе на выносливость должна предшествовать специальная силовая подготовка. Тренировочные нагрузки должны соответствовать соревновательным как по объему, так и по интенсивности. Единственное различие - это разделение на режимы работ: развивающие и поддерживающие. При планировании недельного цикла необходимо учесть два занятия в неделю по 30 минут на скоростную выносливость (анаэробные максимальные сдвиги).
В футболе решающее значение имеет не столько величина силы, сколько ее умелое использование. Умение расставить акценты в работе, правильное сочетание задач на каждом этапе и обеспечение преемственности в развитии специальных качеств - это и есть общая основа для составления плана подготовки. Достаточное развитие общей и специальной выносливости позволяет футболисту увеличивать точность восприятия различных параметров двигательных действий, более координировано выполнять технические приемы, особенно в конце игры.
Силовые возможности у подростков исследуемого возраста интенсивно растут, поэтому воспитание силы следует осуществлять постепенно, используя кратковременные силовые напряжения, а также упражнения динамического характера [15, 7]. Применяются, главным образом, упражнения с отягощениями небольшого веса, выполняемые с большой скоростью. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении всех мышечных групп всего двигательного аппарата, и особенно мышц, которые в процессе естественного роста развиты слабо (мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра.
Под термином «сила» понимают способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Сила мышц человека зависит от целого ряда причин морфологического, биомеханического, биохимического, функционального и нервно- мышечного характера.
К морфологическим особенностям относится строение мышцы - количество мышечных волокон, входящих в ее состав, микроструктурные особенности мышечного волокна, различный состав, включающий количество мышц с быстрым и медленным сокращением, с накоплением энергетических веществ.
К биомеханическим особенностям относится площадь начала и прикрепления мышц, их анатомический и физиологический поперечник. П.Ф.Лесгафтом и его учениками большое внимание уделялось биомеханическим процессам при проявлении силы мышц, соотношению площади начала и прикрепления мышц, уточнению положения соотношении оси, вокруг которой происходят движения и рычага, на который они действуют. Показано, что сила мышц связана с величиной сосудов, количеством нервных волокон, иннервирующих мышцу. Проявлению силы способствуют фасции, которые сдерживают поперечное расширение мышцы при ее сокращении.
Анализ работ педагогической направленности показывает, что при обосновании программ тренировок, направленных на развитие силы и силовых качеств, исследователи опираются на физиологические и медико-
биологические работы, характеризующие возрастное становление умений, так как до сих пор нет достаточного педагогического мерила для оценки уровня возрастного развития человека, определяющего степень развития и состояния его двигательного аппарата.
Педагоги чаще всего используют для оценки совершенства движений тестовые упражнения, которые не раскрывают полностью возможности спортсмена и его подготовленность.
Опыт тренера-преподавателя и умение верно оценить динамику тестовых упражнений в сочетании с морфологическими исследованиями дают хороший результат для раскрытия резервов повышения силы.
Занятия конкретным видом спорта приводят к развитию определенных мышечных групп, абсолютной и относительной силы, которая, в свою очередь, способствует совершенствованию техники движений и новому развитию силы мышц-синергистов. Такая преемственность развития силы и
становления техники движения характерна для многих видов спорта, в том числе, и для футбола [18,4].
Воспитание мышечной силы имеет большое значение для всестороннего развития подростка и повышения его спортивного мастерства.
Важно сочетать гармоничное развитие всей мускулатуры со способностью
проявлять мышечную силу в определенных двигательных актах, учитывая
при этом возрастные особенности изменений в развитии мышечной силы у
подростков.
Для развития силы применяются средства, способствующие гармоничному развитию всех мышечных групп, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц плечевого пояса и задней поверхности бедра [27, 3].
В качестве средств используются общеразвивающие упражнения без отягощений и с небольшими отягощениями, упражнения в упорах, метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения в ударах по мячу на дальность и силу, вбрасывание мяча и другие.
Важнейшими физическими качествами, способствующими росту мастерства спортсменов, являются скоростно-силовые. Целенаправленная скоростн -силовая подготовка в школьном возрасте создает благоприятные предпосылки для овладения рациональной спортивной техникой, а также
способствует всестороннему гармоническому развитию детей и подростков. Некоторые авторы обращают внимание, что освоению подростками рациональной техники способствует акцентирование внимания на скоростн -
силовой подготовке.
В практике спорта для развития скоростно-силовых качеств применяют самые разнообразные упражнения. Результаты, как правило, оказываются
неоднозначными. Из морфологии и сравнительной физиологии мышечной деятельности известно, что различные мышечные группы развиваются не одновременно и не параллельно, это в конечном итоге находит своё отражение в характере двигательных проявлений: силе, скорости, выносливости [27, 6].
Ю.А. Арестов изучал силовую выносливость различных мышечных групп у детей-спортсменов в циклических видах спорта и не занимающихся спортом. Под влиянием разнообразных физических упражнений, направленных на равностороннюю и специализированную подготовку, в возрастных группах 14-15 лет у мальчиков постепенно формируются силовая выносливость мышечных групп.
Наиболее развитые мышечные группы разгибатели туловища, бедра и плеча. В старшем школьном возрасте (с 15 лет у мальчиков и 16 лет у девочек) под влиянием занятий спортом выявлена характерная структура силовой выносливости мышечных групп, как у взрослых. При воспитании силовой выносливости необходимо исходить из возрастных особенностей, специфики избранного вида спорта. Установлено, что в физической подготовке детей и подростков в первую очередь нужно уделять внимание развитию быстроты на фоне постепенного развития силы мышц, а затем скоростной и силовой выносливости.
Авторы ряда работ [4, 18, 22, 30] подчеркивают, что воспитание скоростно-силовых качеств на начальном этапе спортивной тренировки служат надежной базой для успешного овладения двигательными навыками.
Ясер Абделазим Салем изучая развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ установил, что включение комплексов скоростно-силовых упражнений общеразвивающего и специального характера в занятия учащихся техникумов способствует более эффективному приросту результатов во всех скоростно-силовых упражнениях. Следовательно, в занятия с учащимися техникума целесообразно включать упражнения скоростно-силового характера, подобранные с учетом специфики программных упражнений.
Эффективными средствами воспитания скоростно-силовых способностей являются прыжковые упражнения: напрыгивания на предмет высотой до 25-35 см с последующим отскоком вверх в сторону, прыжки в длину с разбега и с места, прыжки в высоту, многоскоки.
На этапе углубленной спортивной специализации, когда у юных футболистов заметно улучшаются нервно мышечная координация, становится более возможным эффективное развитие как силовых, так и скоростно-силовых качеств, которые в наибольшей степени определяют уровень подготовки футболиста. Для совершенствования мышечной силы и скорости применяют упражнения с отягощениями в максимальном темпе, которые оказывают воздействие на наиболее важные для юных футболистов группы мышц:
1-мышцы спины, голени, бедра;
2-мышцы туловища и плечевого пояса.
Для развития мышц первой группы используется бег на короткие дистанции, различные прыжки и прыжковые упражнения с мячом, для развития второй - общеразвивающие упражнения с отягощениями и без них. Важно, чтобы скоростно-силовые упражнения превалировали над собственно силовыми.
На этапе спортивного совершенствования в качестве средств применяются упражнения, структура которых близка к технике выполнения действий футболиста с мячом и без мяча. Развитие этих качеств у юных футболистов направлено на укрепление мышц всего двигательного аппарата, на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества при совершенствовании механических приемов, а также при ведении единоборств с противником. Воспитание ловкости и гибкости, по наблюдениям создает основу для успешного овладения сложными по координации движениями.
Ловкость - способность футболиста быстро овладевать новыми движениями, а также быстро перестраивать свою двигательную активность в соответствии с быстро меняющейся игровой обстановкой [3, 5].
На этапе начального обучения основным средством воспитания ловкости являются упражнения из футбола, гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр. Упражнения из футбола направлены на воспитание специальной ловкости, позволяющей юному футболисту овладеть и умело использовать приемы владения мячом в игре. Упражнения из других видов спорта способствуют воспитанию общей ловкости, образованию многообразных двигательных навыков и умений в футболе. В связи с этим упражнения из других видов спорта являются обязательными.
На этапе специализации в связи с возрастающими функциональными возможностями организма юных футболистов необходимо постоянно усложнять упражнения, добиваясь включения элементов новизны.
Под термином «гибкость» понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев [3,5].
В качестве основных средств воспитания гибкости применяются разнообразные упражнения на растягивание. Необходимый эффект достигается за счет их многократных повторений с возрастающей амплитудой движений. При выполнении общеразвивающих, гимнастических, акробатических, а также специальных видов упражнений тренер должен постоянно напоминать футболистам о значении большой амплитуды движений для становления двигательных навыков и умений.
Таким образом, анализ изученной литературы показал, что воспитание физических качеств, проведение занятий тренирующей направленности на этапе углубленной спортивной тренировки служат надежной базой для успешного овладения двигательными навыками. Однако в вопросах о рациональном сочетании средств и методов развития физических качеств у юных футболистов 14-15 лет нет единого мнения.
1.3.Средства и методы физической подготовки футболиста
Общая физическая подготовка в футболе имеет первостепенное значение, особенно для групп начальной подготовки. В подготовке футболистов она стоит на первом месте и занимает 70%.
Специальная физическая подготовка базируется на общей физической подготовке. Чем выше уровень физической подготовки, тем более благоприятна база для формирования специальной физической подготовки [4, 12].
Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специальные подготовительные упражнения [6, 13].
Воспитание силы и скоростно-силовых качеств.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
Игра в футбол требует проявления прежде всего скоростно-силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Сила и скоростно-силовые качества необходимы футболисту в спортивной и трудовой деятельности. Для воспитания их следует обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп, совершенствовать способности игрока использовать силу в разной игровой деятельности. При подборе средств надо внимание сосредоточить на упражнениях, способствующих воспитанию и скоростно-силовых качеств, необходимых футболисту для ведения игры.
В качестве средств воспитания силовых способностей рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Они подразделяются на упражнения с внешним сопротивлением и упражнения, отягощенные весом тела.
Среди первых используют упражнения с предметами (с набивными мячами, гантелями, на гимнастических скамейках и др.), с партнером на специальных тренажерах и на упругих покрытиях, с эспандерами, резиной, с сопротивлением внешней среды (бег по песку или гальке, по снегу и т.д.). В качестве вторых применяют разнообразные упражнения в отжиманиях и приседаниях.
Систематический рост силы у футболистов можно обеспечить лишь при условии проявления ими значительных мышечных напряжений. Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития силовых способностей должен быть индивидуализирован, и определяться морфологическими особенностями каждого занимающегося.
Методические рекомендации по воспитанию силы предусматривают применение таких упражнений, которые обеспечивали бы постепенные и постоянные нарастания сопротивления. Темп выполнения упражнений должен оставаться оптимальным (примерно средним). Целесообразно в подготовке юных футболистов использовать преимущественно одно из общепринятых методических направлений развития силы — преодоление непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений. Это направление соответствует особенностям подростков и юношей, а также задачам подготовки будущих мастеров Кожаного мяча. Выполнение упражнений вызывает повышенный обмен веществ и активизирует трофические процессы, что создает возможности для усиления пластического обмена, положительного сказывается на росте мышц.
Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику выполнения движений занимающихся, а значит, выполнять движения более координировано. Важная особенность методики применения упражнений состоит в том, что она позволяет эффективно развивать силовые способности, не требуя определения оптимальной величины сопротивления, которая обычно превосходит определенный минимум (примерно 30-40%). Основными методами воспитания силы являются методы повторного и серийно-интервального упражнения.
На этапе начальной подготовки применяют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра. В качестве средств начальной подготовки используют общеразвивающие упражнения без отягощений и с отягощениями (с футбольными и набивными мячами, гимнастическими палками), упражнения в упорах, метание легких предметов на дальность, а также специальные упражнения; удары по мячу на дальность и силу (у тренировочной стенки, батута), вбрасывание мяча и др.
Эффективны как средства воспитания скоростно-силовых качеств прыжковые упражнения: напрыгивание на предметы (скамейки, тумбы и т.п.) высотой до 25-35 см с последующим отскоком вверх или в сторону; прыжки в длину (с разбега и с места) и в высоту, многоскоки и т.п.
Основные средства развития скоростно-силовых способностей у футболистов — прыжки в длину и в высоту, многоскоки, выпрыгивания (толчком одной и обеих ног после короткого рывка, а также метание, упражнения с относительно небольшим отягощением, выполняемые в быстром темпе специальные упражнения с мячом удары ногой и головой, вбрасывание и др.). Особый акцент делается на развитие «взрывной» силы ног. Кроме метода повторного выполнения упражнений шире, чем на этапе специализации, используется «сопряженный» метод, который дает возможность воспитывать силовые способности в процессе работы над техникой игры.
Воспитание выносливости.
Выносливость футболиста - это способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать ее в определенных игровых режимах, сохраняя эффективность технико-тактических действий.
Одна из важных задач совершенствования системы подготовки юных
футболистов - решение проблемы оптимального управления работоспособностью с целью подведения игроков к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок больших объемов.
Наиболее характерной тенденцией в развитии мирового футбола стала ныне его интенсификация, которая характеризуется увеличением объема действий игроков всех амплуа в единицу времени. Так, в среднем за игру каждый полевой игрок выполняет от 40 до 70 спринтерских рывков, от 40 до 60 ускорений, от 220 до 320 различных пробежек. Уже одно это предъявляет высокие требования не только технической, тактической и психической подготовке футболистов, но и к системам энергетического обеспечения организма.
Проявления выносливости многообразны и в каждом конкретном случае зависят от тех химических превращений, в ходе которых образуется энергия, используемая для выполнения работы. Выделяют следующие источники энергии: анаэробный алактатный (связанных с распадом фосфатных макроэргов АТФ и КТФ); анаэробный гликолитический или ферментальный с распадом углеводов в мышцах с образованием молочной кислоты; аэробный, в ходе которого окисляются жиры и углеводы.
Любое проявление выносливости в футболе зависит от эффективности совместной «деятельности» этих источников. Энергетические механизмы — это внутренняя сторона того, что мы называем «выносливостью футболиста». Складывается выносливость из способности поддерживать высокий темп игры до последней минуты матча, из стабильности скорости рывков и ускорений на протяжении всей игры (и особенно в конце каждого тайма), из
умения сохранять в течение всей игры высокий уровень точности выполнения приемов.
В практике подготовки футболистов выделяют общую и специальную выносливость.
Воспитание общей выносливости начинается на этапе начального обучения. Почти нет в учебно-тренировочном и соревновательном процессах упражнений, в которых та или иная разновидность выносливости проявлялась бы «чисто». Поэтому футболистам следует как можно лучше развивать дыхательные (аэробные) возможности организма (иначе не удается поддерживать заданный темп в течении всей игры). В то же время для выполнения рывков, причем неоднократных, во время атаки или в ходе обороны, необходимо хорошее развитие аэробных возможностей.
Развивая анаэробные возможности футболистов на начальном этапе обучения, одновременно решают задачи укрепления здоровья (за счет интенсификации развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и создания «базы» (основы) для воспитания специальной выносливости.
Методы воспитания общей выносливости общие для всех спортсменов, и выбор их не зависит ни от специализации, ни от квалификации, ни от индивидуальных особенностей футболистов. В процессе воспитания аэробных возможностей у футболиста повышается уровень максимального потребления кислорода (МПК); развиваются способности достигать этого уровня как можно быстрее и поддерживать его в течение длительного времени.
Специальную выносливость воспитывают наряду с общей. В футболе специальная выносливость будет проявляться как способность игрока к максимальной работоспособности и к удерживанию ее в определенных игровых режимах, не снижая эффективности технико-тактических действий.
Разновидности специальной выносливости — скоростно-силовая, скоростная, прыжковая выносливость. Так, например, при высоком развитии
скоростной выносливости футболист сохраняет максимальную скорость рывков и ускорений, эффективнее выполнять технические и практические приемы на протяжении всей игры.
В процессе воспитания и совершенствования специальной выносливости футболистов решаются следующие задачи: повышаются аэробные и анаэробные возможности организма (в частности, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем); быстрее переключаются физиологические функции при изменении интенсивности работы; расширяются физиологические и психические границы устойчивости по отношению к сдвигам внутренней среды, вызываемыми напряженной работой.
Физическая подготовка есть не только необходимый элемент в системе тренировок юных футболистов, но и основное средство подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и к защите Родины на основе Всенародного комплекса ГТО.
Уровень физической подготовки юных футболистов на определенных этапах должен соответствовать нормативным требованиям ступеней: «К стартам готовы», «Смелые и ловкие», «Спортивная смена», «Сила и мужество».
Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, скоростно-силовых, силы, гибкости, выносливости) необходимо постоянно контролировать — для индивидуализации подготовки игроков и для того, чтобы по мере необходимости можно было вносить соответствующие коррекции в учебно-тренировочный процесс.
Выводы по первой главе
Возрастной период с 14 до 15 лет характеризуется бурным развитием физических качеств, особенно силы, координационных способностей и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленного занятия различными видами спорта. Этот возраст, называемый «переломным», характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанным с половым созреванием. В этом возрасте происходит интенсивный рост и дифференциация органов и тканей. Годичный прирост длины тела колеблется от 4 до 8 см, массы тела -от 3 до 6 кг. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела, значительно увеличиваются размеры грудной клетки [12, 26].
У подростков 14-15 лет происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. При рациональном построении процесса физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей, в том числе, и аппарата кровообращения многие юные спортсмены значительного роста спортивных результатов. Тем не менее, тренеру следует помнить, что у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости различных элементов сердца и сосудов особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих функции кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности ниже, чем у юношей, и особенно взрослых. Аппарат кровообращения подростков реагирует на физические нагрузки менее экономно, что приводит к максимальному функциональному напряжению при одинаковых или меньших, чем у взрослых, тренировочных и соревновательных нагрузок.
Достаточно сильно в этом возрасте изменяется дыхательная система. Основная функция системы дыхания связана с обеспечением организма необходимым количеством кислорода и выделением избытка углекислоты.
Газообмен в легких и насыщение крови кислородом обусловлены физикохимическими процессами: разницей парциального давления кислорода и углекислоты в альвеолярном воздухе и венозной крови, притекающей к стенке альвеолы, а также влиянием биологических катализаторов (ферментов) на процессы газообмена. Важными критериями газообмена в легких являются частоты дыхательных движений, минутный
объем дыхания, жизненная емкость легких.
Следует отметить ряд особенностей морфологического строения дыхательных путей у детей и подростков. Длина гортани у подростков относительно длины тела и туловища больше, чем у взрослых. Трахея имеет более овальную форму, что обеспечивает ее большую способность к сужению и расширению.
Морфологические особенности бронхов у подростков являются причиной напряженной работы дыхательных путей. Психика школьников данного возраста своеобразна. У подростков возникают новые интересы, связанные с окружающей средой и событиями.
Подросткам свойственна некоторая переоценка своих сил и возможностей. Бурный рост познавательных запросов сопровождается большой эмоциональной окраской всех событий, в которых они участвуют [3, 15].
Анализ изученной литературы показал, что воспитание физических качеств, проведение занятий тренирующей направленности на этапе углубленной спортивной тренировки служат надежной базой для успешного овладения двигательными навыками. Однако в вопросах о рациональном сочетании средств и методов развития физических качеств у юных футболистов 14-15 лет нет единого мнения.
Игра в футбол требует проявления прежде всего скоростно-силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Глава 2. Организация и методы исследования.
2.1. Цель и задачи исследования
Цель: раскрывать влияние занятием футболом на повышение уровня физической подготовки.
Задачи:
1. Показать значимость влияния занятия футболом на уровень специальной физической подготовки школьников 14-15лет;
2. Определить уровень специальной физической подготовленности футболистов указанного возраста путем тестирования (тест по программе «проверь себя»);
3. Определить зависимость уровня физической подготовки у занимающихся футболом детей, сделать сравнительный анализ.
2.2. Методы исследования
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников, документальных данных; метод тестирования;
педагогические наблюдения; метод математической обработки материала.
Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам. Оценка уровня проводилась по методике «Проверь себя», в которую входят следующие тесты:
1. тест по определению силовых качеств - отжимание в упоре лежа;
2. тест по определению скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места;
3. тест по определению силовой выносливости - вис на перекладине;
4. тест по определению скоростной выносливости - бег на 1000 метров.
2.3. Организация, результаты исследования и их обсуждение.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №1 сл. Б. Мартыновка в количестве 20 обучающихся в возрасте 14-15 лет. Эксперимент проводился в течение 5 недель и проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе оценка уровня специальной физической подготовленности обучающихся проводилась по программе «Проверь себя».
Всего использовалось 4 теста:
1. Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (отжимание).
Исходное положение: упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания груди пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова - туловище - ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.
2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат.
Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовиться к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.
3. Удержание тела в висе на перекладине.
Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начинают разгибаться и глаза оказываются на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.
4. Бег на 1000 метров. Выполняется с высокого старта.
Результаты тестирования были обработаны и занесены в таблицу №1.
Таблица № 1
Результаты тестирования на констатирующем этапе
№ | Ф.И. | Возраст | Тесты | Уровень двигательной кондиции | ||||
Отжима ние в упоре лежа (кол-во раз) | Прыжок в длину с места (см) | Вис на перекла дине (с) | Бег 1000м. (с) | |||||
1. | Болдырев В. | 14 | 17 | 200 | 39 | 210 | сред | средний |
2. | Сидоров Д. | 14 | 28 | 160 | 38 | 228 | низ | низкий |
3. | Анисимов Н. | 14 | 20 | 165 | 40 | 236 | низ | низкий |
4. | Бочкин Н. | 14 | 27 | 160 | 40 | 240 | низ | низкий |
5. | Горохов С. | 14 | 31 | 165 | 39 | 230 | низ | низкий |
6. | Рогожин В. | 15 | 32 | 186 | 41 | 248 | низ | средний |
7. | Сергеев В. | 15 | 27 | 175 | 45 | 238 | низ | низкий |
8. | Дмитриев Д. | 14 | 25 | 145 | 39 | 210 | сред | низкий |
9. | Антипов С. | 15 | 25 | 160 | 40 | 246 | низ | средний |
10. | Глебов А. | 14 | 20 | 150 | 40 | 253 | низ | низкий |
11. | Бочинков А. | 14 | 34 | 180 | 46 | 201 | выс | средний |
12. | Смирнов Д. | 15 | 32 | 167 | 42 | 250 | низ | низкий |
13. | Ефремов М. | 15 | 26 | 158 | 46 | 211 | сред | низкий |
14. | Руженцев Д. | 15 | 28 | 190 | 48 | 200 | выс | средний |
15. | Петров С. | 14 | 31 | 204 | 45 | 200 | выс | высокий |
16. | Осипенко К. | 14 | 30 | 200 | 42 | 250 | низ | средний |
17. | Демиров Д. | 14 | 21 | 160 | 43 | 236 | низ | низкий |
18. | ХарченковС. | 15 | 22 | 175 | 44 | 237 | низ | низкий |
19. | Разумков И. | 14 | 27 | 201 | 47 | 226 | низ | средний |
20. | Краснов А. | 14 | 31 | 205 | 42 | 205 | сред | высокий |
Уровень подготовки был рассчитан исходя из показателей путем сложений всех результатов и деления на три. 93 – высокий уровень, 85 – средний, 78 – низкий.
В результате первичного тестирования показатели тестирования не имеют больших различий, так как учащиеся 2 групп занимались по общей программе, в объеме трёх уроков в неделю, самостоятельное занятие.
На основании полученных результатов уровень подготовленности учащихся находится на низком и среднем уровне, их физическая подготовка требует дополнительного внимания и тренировки.
Формирующий этап.
На этом этапе 20 обучающихся были поделены на 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа занималась на тренировках без специальных методик и упражнений. А экспериментальная занималась по разработанным упражнениям.
Корректирующий комплекс упражнений для улучшения и совершенствования результатов футболистов в возрасте 14-15 лет направлен на развитие быстроты, скоростно – силовых качеств и выносливости.
1. Исходное положение - лицом вперед. По первому сигналу тренера футболисты выполняют быстрый бег с утяжелителями на икроножной мышце («частоту бега») на месте, по вторичному сигналу - рывок вперед на 15 метров до финишной черты. Сделать 3 серии по 5 раз, пауза между сериями 3 минуты.
2. Исходное положение – повернувшись левым боком, правым боком или спиной к линии старта. По сигналу тренера быстро развернуться лицом к линии старта, сделать прыжок вверх, после приземления сделать рывок вперед на 15 метров. То же самое только из положения лежа на спине , каждое упражнение выполняется по 3 раз.
3. Исходное положение – лицом вперед к стартовой линии. По первому сигналу – частота бега с малым продвижением вперед , по второму – развернуться спиной вперед и сделать рывок на 15 метров вперед до финишной черты. Повторить 3 раза.
4. От стартовой линии через каждые 5 метров стоят два конуса , по сигналу футболисты делают рывок до первого конуса , касаясь рукой земли , возвращаются на линию старта бегом , дотрагиваются рукой до линии старта и делают рывок лицом вперед до второго конуса. Упражнение выполняется 5 раз. Пауза для отдыха между повторами 1 минута.
5. Передача и броски небольших набивных мячей лежа на спине двумя руками. Броски двумя руками справа, двумя руками слева, двумя руками из-за головы. Расстояние между партнерами 8 метров. Каждое упражнение выполняется по 10 раз, выполнить 2 серии, с паузой в 1 минуту . 30
6. Исходное положение – упор – присев, руки перед грудью , держа набивной мяч , выпрыгивая вверх 10 раз по 5 серий с паузой в 1 минуту.
7. Прыжки через колеса правым и левым боком, продвигаясь вдоль колес толчком двух ног с утяжелителями. Сделать 5 серий.
8. Исходное положение - скамейка между ног – запрыгивание на скамейку 4-5 серий по 15 повторений.
9. Прыжки в длину с глубокого приседа , держа руки за головой с грузом в 6 килограмм . 4 серии по 10 повторений. Отдых между сериями 30 секунд.
10. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, одна из рука лежит на мяче, ноги на гимнастической скамье. Сделать 15 раз по 3 серии, со сменой рук. Пауза между сериями 1 минута.
11. На дистанции 12 метров через каждые 4 метра стоят конусы (всего 3 штуки). По сигналу участники бегут до первого конуса, выпрыгивают вверх, затем от первого до второго прыгают на левой ноге, от второго до третьего – на правой. Достигнув третьего конуса, обегают его и возвращаются, передавая эстафету следующему партнеру
Основная направленность тренировочных занятий 20% ОФП; 50% СФП; 30% техника и тактика приемов. Занятия носили комплексный характер. Основными средствами учебно-тренировочных занятий были: общеподготовительные, специально-подготовительные упражнения, в виде игр и игровых упражнений. Преимущество отдавалось игровому методу. Проводились соревнования: турниры, товарищеские встречи.
Контрольный этап эксперимента.
На данном этапе были проведены повторные тесты, данные контрольной группы занимающихся без специальных упражнений. Данные обработаны и занесены в таблицу № 2.
Таблица № 2.
Результаты тестирования контрольной группы после эксперимента
№ | Ф.И. | Возраст | Тесты | Уровень двигательной кондиции | ||||
Отжима ние в упоре лежа (кол-во раз) | Прыжок в длину с места (см) | Вис на Перекла дине (с) | Бег 1000м. (с) | |||||
1. | Болдырев В. | 14 | 17 | 200 | 39 | 210 | сред | средний |
2. | Сидоров Д. | 14 | 28 | 160 | 38 | 228 | низ | низкий |
3. | Анисимов Н. | 14 | 20 | 165 | 40 | 236 | низ | низкий |
4. | Бочкин Н. | 14 | 27 | 160 | 40 | 240 | низ | низкий |
5. | Горохов С. | 14 | 31 | 165 | 39 | 230 | низ | низкий |
6. | Рогожин В. | 15 | 32 | 186 | 41 | 248 | низ | средний |
7. | Сергеев В. | 15 | 27 | 175 | 45 | 238 | низ | низкий |
8. | Дмитриев Д. | 14 | 25 | 145 | 39 | 210 | сред | низкий |
9. | Антипов С. | 15 | 25 | 160 | 40 | 246 | низ | средний |
10.. | Глебов А. | 14 | 20 | 150 | 40 | 253 | низ | низкий |
Данные экспериментальной группы занимающейся по разработанным упражнениям также обработаны и занесены в таблицу № 3.
Таблица № 3.
Результаты тестирования экспериментальной группы на контрольном этапе.
№ | Ф.И. | Возраст | Тесты | Уровень двигательной кондиции | ||||
Отжима ние в упоре лежа (кол-во раз) | Прыжок в длину с места (см) | Вис на перекла дине (с) | Бег 1000м. (с) | |||||
1. | Глебов А. | 14 | 21 | 160 | 46 | 253 | низ | низкий |
2. | Бочинков А. | 14 | 34 | 190 | 53 | 200 | выс | высокий |
3. | Смирнов Д. | 15 | 32 | 167 | 42 | 210 | сред | низкий |
4. | Ефремов М. | 15 | 26 | 158 | 46 | 211 | сред | низкий |
5. | Руженцев Д. | 15 | 28 | 190 | 48 | 200 | выс | средний |
6. | Петров С. | 14 | 35 | 204 | 55 | 200 | выс | высокий |
7. | Осипенко К. | 14 | 34 | 200 | 50 | 200 | выс | высокий |
8. | Демиров Д. | 14 | 21 | 160 | 43 | 216 | низ | низкий |
9. | ХарченковС. | 15 | 22 | 175 | 44 | 237 | низ | низкий |
10. | Разумков И. | 14 | 30 | 210 | 57 | 206 | сред | высокий |
В экспериментальной группе из 10 учеников с уровнем подготовки «высокий» - четыре ученика, с уровнем подготовки «средний» - один ученик, показатели «низкого» уровня - 5.
В контрольной группе из 10 учеников три с уровнем подготовки - «средний», семь - «низкий», что не составляет изменений.
Это доказывает эффективность занятий по специальным упражнениям, что отразилось на улучшении специальной физической подготовки юных футболистов.
Гипотеза подтверждена, цель и задачи работы достигнуты.
Заключение
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что общая физическая подготовка юного футболиста направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. Специальная физическая подготовка развивает и совершенствует физические качества и функциональные возможности, специфичные для футболиста. В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена.
В качестве основных средств физической и технической подготовки являются физические упражнения, а основными методами - повторный, а также все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов.
Возрастные особенности 14-15 лет: интенсивный рост организма проявляется в росте длины тела на 3-4 см в год, продолжается процесс окостенения, кости скелета легко поддаются деформации, мышцы и связки еще слабы.
Во время тренировок следует избегать сильных толчков, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, резких остановок и поворотов. Нагрузка на руки и ноги должна быть симметричной. Ограничиваются упражнения, требующие чрезмерного мышечного напряжения, натуживания, высокого нервного напряжения.
Практика показала, занятие футболом оказывает всестороннее воздействие на организм детей и подростков. Большинство упражнений, применяемых с целью повышения физической подготовки юного футболиста, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов, повышается защитная функция крови, что повышает общее физическое состояние организма.
Список использованной литературы
1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. - [Электронный ресурс].
2. Андреев, С. Н. Футбол в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
3. Бакшин С.Г. Оценка пространственно-временных характеристик двигательной деятельности футболистов высокой квалификации. -Краснодар, 1999.
4. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2005. - №8. - С.40-41.
5. Борисенко, Е. Физическая подготовка [Электронный ресурс]: режим доступа - #"justify">
6. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М. : Физкультура и спорт, 1971.
Золотарев А.П., Суворов В.В. Оптимизация технической подготовки юных футболистов с учетом структуры спортивной деятельности // Физическая культура и спорт: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции.- Воронеж, 1995.
7. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
8. Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Командные, групповые и индивидуальные упражнения и их соотношение в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.49-51.
9. Годик М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов //Теория и практика физической культуры. -2007.-№7.-С.14-16.
10. Годик, М.А. Методологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов //Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
11. Григоревич, В.В. Спортивные и подвижные игры: Тексты лекций/ В.В. Григоревич, С.К.Кириллов, В.А. Савич. В 3 Ч.Ч.2 - Футбол. Волейбол. - Гродно: ГрГУ, 1998. - 98 с.
12. Зайцев, А.А. Определение информативности тестовых упражнений для оценки уровня физической подготовленности футболисток 9-20 лет//Детский тренер, 2004 №4. [Электронный ресурс]: режим доступа - <#"justify">
13. Коваль, С.С. Сравнительный характер динамики развития физических качеств юных футболистов 10-12 лет. - [Электронный ресурс].
14. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 1989.
15. Костюков В.В. Концепция использования спортивных и подвижных игр при организации физической активности людей разного возраста // Современные достижения спортивной науки: Тез. док. международной конф., СПб., 27-30 июля 1994.
16. Костюков В.В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учеб. пособие.-Краснодар, 1991-Коц Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
17. Круцевич, Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков. - [Электронный ресурс]: режим доступа - <#"justify">
18. Культура здоровья. Учебное пособие в вопросах и ответах. Под редакцией Т.М. Брук, И.И. Бахраха, С.А. Кореневского, Г.Н. Греца, -Смоленск, 2002 г.
19. Купчинов, Р. И. Физическое воспитание : учебное пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений обеспечивающих получение высш. образования / Р. И. Купчинов. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. - 352 с.
20. Лукьяненко, В.Н. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 224с.
21. Марков К.К. Вадутов Р.Г. Курс лекций для студентов. Иркутск 1996.
22. Матвеев А. Г. Основы спортивной тренировки. -М. : Физкультура и спорт, 1978.
23. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 1991.
24. Минаев, Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений.- М.: Просвещение, 1989.- 222 с.
25. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М. : Физкультура и спорт, 1986.
26. Платонов В. Н. Теория спорта. Киев: Вища школа, 1987.
27. Селуянов, В. Н. Проблемы технической подготовки в футболе [текст]. Монография / Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Диас С, Ферейра М. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 104 с.
28. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. -М. : Физкультура и спорт, 1978. 205 с.
29. Тхорев В.И. Система рейтинговой оценки спортивного мастерства // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. межд. конф. СПб., 27 -30 июля 1994.
30. Тхорев В.И. Теоретико-методические основы тактики спортивных игр // Методологические проблемы подготовки специалистов физической культуры и спорта: Всероссийская науч.-теор.конф.-Волгоград.
31. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. -М. Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста
Целью исследования является изучение влияния систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью:...
Сухое плавание Специальная физическая подготовка пловца
Для успешного обучения плавательным движениям используются обще развивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше. Выполнение этих упражнений способствует успешному освоению техники плавания в...
Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"
Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...
Специальная физическая подготовка мини-футболистов
Специальная физическая подготовка мини-футболистов...
Основы общей и специальной физической подготовки.
Основы общей и специальной физической подготовки....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящей статье рассмотрено влияние занятий гимнастикой на здоровье детей дошкольного возраста. ч Физическая культура - необходимый компонент жизнедеятельности, как индивида, так и соци...