Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста
учебно-методический материал на тему
Целью исследования является изучение влияния систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.
Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью:
- исследовать понятие, цель и принципы спортивной тренировочной деятельности футболистов;
- проанализировать характеристику спортивной подготовки футболистов;
- рассмотреть возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 8
Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)
«Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста»
Терян Владимир Грантович
Москва
2014-2015 учебный год
Оглавление.
Введение 3
Глава 1. Спортивная тренировочная деятельность футболистов 5
- Спортивная тренировочная деятельность футболистов, ее цель
и принципы 5
- Характеристика спортивной подготовки футболистов 7
- Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов 11
Глава 2. Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста 14
2.1 Двигательная активность – средство полноценного развития и подготовки детей 14
2.2. Развитие двигательной активности при помощи занятий футболом 17
Заключение 22
Список литературы 24
Введение.
Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность.
Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества и увеличивает двигательную активность, в связи с этим тема данной курсовой работы является достаточно актуальной.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению.
Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Футбол – это мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы. Многие выдающиеся спортсмены начинали свою спортивную биографию с увлечения футболом. Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.
Наибольшей популярностью он пользуется среди детей и подростков в секциях футбола общеобразовательных школ и по месту жительства.
Задачи физического развития, необходимого для полноценной подготовки к различным видам трудовой деятельности, решаются в секциях футбола общеобразовательных, профессионально-технических училищ и техникумов.
Массовая подготовка спортивных резервов ведется в спортивных школах. Более 600 отделений по футболу ДЮСШ, СДЮСШОР готовят квалифицированных юных футболистов.
В программу физического воспитания средних учебных заведений включены факультативные занятия по футболу.
Секции по футболу имеют и многие трудовые коллективы. Систематические тренировочные занятия и соревнования направлены на всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья, организацию культурного досуга и активного отдыха широких масс трудящихся, что способствует повышению производительности труда.
Целью исследования является изучение влияния систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.
Задачи данного исследования можно сформулировать в соответствии с целью:
- исследовать понятие, цель и принципы спортивной тренировочной деятельности футболистов;
- проанализировать характеристику спортивной подготовки футболистов;
- рассмотреть возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов
Глава 1. Спортивная тренировочная деятельность футболистов.
1.1. Спортивная тренировочная деятельность футболистов, ее цель и принципы.
Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества – быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки.
Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.
Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства.
Игра в футбол служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта. Активного отдыха – в парках, на пляжах, в походах, в пионерских лагерях, домах отдыха – футбол является эффективным средством физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Спортивная тренировка футболистов – сложный и длительный целенаправленный процесс воспитания и обучения. Ее основная цель – используя специфические средства и возможности, добиться максимальной подготовленности каждого игрока на основе гармонического развития его личности.
Главная задача спортивной тренировки футболистов – развитие у игрока таких физических и психических качеств, таких способностей, которые позволят в полной мере освоить футбольные навыки. Все это – основа высокого спортивного уровня и эффективной игры.
Общевоспитательная цель спортивной тренировки заключается в том, чтобы в процессе систематической и целенаправленной работы тренера с игроками сформировать коллектив единомышленников. Параллельно с физическим совершенствованием члены этого коллектива развивают душевные и моральные качества, что положительно сказывается не только на спортивных результатах, но и в трудовом процессе, в общественной жизни.
В сложном процессе спортивной тренировки есть свои закономерности, важнейшие из которых становятся принципами. Принципы, которыми мы руководствуемся в футболе, содержат комплекс общих правил, направляющих спортивную тренировку. В первую очередь это отражается на содержании, средствах и методах планирования и организации тренировочного процесса.
Последовательностью воплощения основных принципов в ходе тренировки определяются качество и воспитательная эффективность занятий. Например, важно: разнообразны ли тренировки, проводятся ли они систематически, как возрастает нагрузка, выдерживается ли цикличность занятий. Все это заметно влияет на конечный результат подготовки.
Спортивные результаты в футболе зависят и от условий, в которых проходят тренировки. Материальная база (поля и спортивные залы, оборудование. инвентарь и методические пособия для тренеров), медицинское обеспечение (медосмотры, сотрудничество со спортивным врачом), социальные условия (режим дня, время тренировок, связь футболистов со школой, с работой, с семьей) – важные факторы, влияющие на эффективность тренировок.
1.2. Характеристика спортивной подготовки футболистов.
Чтобы спортивная подготовка футболистов была эффективной и приносила высокие результаты, необходимо заниматься ею длительное время.
Важный фактор длительной подготовки – постоянно меняющийся характер занятий.
Разнообразие занятий вызывает необходимость изменения характера и методов работы тренера, что связано с физическими и психическими изменениями в развитии игроков. Поэтому весь процесс спортивной подготовки футболистов необходимо разделить на этапы, каждый из которых имеет определенные цели, задачи и содержание.
Длительные наблюдения, многолетний опыт и заключения специалистов позволяют разделять спортивную подготовку в футболе на:
- начальную – для ребят 7-9 лет (подготовительная группа);
- простую – для младших школьников (10-12лет);
- углубленную – для старших школьников (13-14 лет);
- специальную – для юношей (15-18лет);
- завершающую формирование игрока, интенсивную - для взрослых (от 19 лет).
Начальная спортивная подготовка.
Именно в этом возрасте следует начинать систематические организованные занятия футболом с ребятами, ибо именно в это время у них особенно быстро развиваются двигательные способности и ловкость.
Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность ребят. Основные формы подготовки этой возрастной категории подвижные игры, соревнования и эстафеты.
Основные задачи подготовки:
1.Всесторонняя общефизическая подготовка;
2.Знакомство с основами техники футбола;
3.Формирование активного отношения к физкультуре вообще и к тренировкам по футболу в частности;
4. Освоение навыков коллективной игры;
5. Контроль за выполнением школьных обязанностей.
Простая спортивная подготовка.
Формирование общественно-морального облика юниора, сознательного отношения к тренировке и к спорту вообще.
Возраст 10-12 лет, когда организм школьника развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки. У ребят улучшается координация, они уже могут осваивать как простые, так и более сложные движения, перенимаемые путем копирования.
С позиций психологии в 10-12 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, появляются первые «ростки» логического мышления. Цель спортивной подготовки в этот период – освоить игру в целом. Поэтому на тренировках больше внимания уделяется не физической подготовке, а освоению основ техники, коллективным формам занятий.
Основные задачи подготовки:
1. Всестороннее развитие физических данных с акцентом на координации движений и на развитии подвижности;
2. Знакомство с основами техники атакующих и защитных действий;
3. Освоение основных знаний по тактике игры в турнирах;
4. Изучение основных правил футбола.
Углубленная спортивная подготовка.
Формирование личности подростка в условиях футбольной команды.
В организме подростка 13-14 лет происходят большие изменения, типичные как проявления переходного периода: быстрый физический рост нарушает гармоническое развитие органов; неуравновешенным становится поведение; появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Это период, требующий особого внимания к ученикам, понимания и большого терпения в воспитательной работе.
Спортивную подготовку на этом этапе необходимо направлять на общее развитие функций организма. Интенсивность занятий – средняя. Категорическое условие: избегать перегрузок. Возраст 13-14 лет особенно благоприятен для развития скоростных данных и координации. Очень хорошо ребята 13-14 лет усваивают футбольную технику.
Основные задачи подготовки:
1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и на скоростные данные. Уделять должное внимание и развитию динамической силы;
2. Совершенствование техники и тактики игры, атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (в парах);
3. Освоение простых специальных знаний как предпосылка гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.
Специальная спортивная подготовка.
В 15-18 лет завершается развитие растущего организма, и формирование личности. Нервная система юноши стабилизируется, значительно возрастают ее регулирующие возможности. Молодой футболист крепнет физически и умственно, ровнее ведет себя. Уровень его игры растет на базе последовательно углубляемой физической, технической и тактической подготовки, на базе повышения нагрузок. Должное внимание уделяется освоению специальных игровых действий с учетом функций футболиста в команде.
В процессе тренировок интенсивно укрепляется и развивается выносливость игроков. Подготовка наиболее талантливых юниоров практически ни по форме, ни по содержанию не отличается от тренировок взрослых игроков высокого класса. Уровень игры совершенствуется благодаря систематической физической, технической, тактической и теоретической подготовке. Обязательное соблюдение пропорций во всех элементах подготовки – одно из главных условий будущей результативной игры футболистов.
Основные задачи подготовки:
1. Развитие двигательных способностей игрока. Главное внимание уделяется освоению специальных двигательных способностей;
2. Совершенствование атакующих и защитных действий, отработка комбинаций в различных ситуациях;
3. Получение специальных тактических знаний, связанных с индивидуальными действиями группы футболистов, команды в разных фазах матча.
Завершение формирования игрока, интенсивная подготовка.
Формирование личности путем воздействия на моральные и волевые качества юного футболиста.
У взрослых футболистов тренировочный процесс направлен на повышение уровня игры путем улучшения физической, технической и тактической подготовки. Это вызвано необходимостью участия в турнирах. Организация, содержание и характер тренировок зависят от возраста игроков и от уровня подготовки команды. Поэтому структура тренировок может быть различной.
У футболистов высокого класса тренировочный процесс должен быть тщательно продуман и четко организован. Решающие факторы достижения наивысшего успеха – объемность и интенсивность тренировочной работы, использование самых прогрессивных методов подготовки. Тренировочные нагрузки в течение годичного и недельного микроциклов высокие. Применение находят все формы тренировки – коллективные, групповые, индивидуальные.
Основные задачи подготовки:
1. Развитие специальной работоспособности организма, которая позволит организму справляться со специфической игровой деятельностью;
2. Совершенствование атакующих и защитных действий; отработка комбинаций в различных ситуациях;
3. Техническая, тактическая и психическая подготовка, необходимая для достижения самой высокой результативности;
4. Получение специальных тактических знаний о действиях футболиста, выполняющего в команде определенную функцию;
5. Обучение универсальной игре;
6. Развитие тактической гибкости каждого игрока и всей команды в условиях имитации матчей с «неудобным» соперником.
7. Повышение психической сопротивляемости организма в процессе длительных и интенсивных тренировочных и турнирных нагрузок;
8. Формирование общественно-морального облика и мировоззрения; воспитание качеств, позволяющих решать серьезные проблемы как спортивной, так и общественной жизни.
1.3. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности юных футболистов.
Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей. Это позволяет правильно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений.
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности.
Рост и развитие организма происходят неравномерно. Каждый возрастной этап – это своеобразный период со своими характеристиками особенностями, морфологическими и функциональными преобразованиями.
В теории физического воспитания принято выделять младший школьный возраст (7-10 лет), средний или подростковый школьный (11-15 лет), а также старший или юношеский возраст (16-18 лет).
Для периода младшего возраста характерно плавное развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В это время кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению, позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью.
Мышцы развиваются неравномерно – вначале крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы, причем прирост силы мышц верхних конечностей происходит быстрее, чем нижних.
В возрасте от 11 до 15 лет продолжается развитие всех органов и систем. На это время приходится период полового созревания. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов и систем. Значительно увеличивается рост и вес тела.
С увеличением мышечной массы растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы тела.
Идут процессы формирования скелета, устанавливается постоянная кривизна позвоночника, мышечно-сухожилъный аппарат приближается к взрослому.
В юношеском возрасте происходит энергичный рост костной ткани. К 17-18 годам практически завершается не только рост, но и окостенение длинных костей. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами.
Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться; в эти годы они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки. К 17-18 годам заканчивается процесс срастания тазовых костей, но полное их окостенение происходит лишь к 20-25 годам. Завершается окостенение костей стопы и кисти. Процесс окостенения очень длителен, он протекает в течение всего периода развития организма, завершаясь к 20-25 годам. В возрасте от 15 до 18 лет скелетная мускулатура продолжает увеличиваться и функционально совершенствоваться. По отношению к массе тела достигает к этому времени 43-44 %. К 14-16 годам скелетные мышцы и суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня развития. Вместе с тем продолжает, увеличивается поперечник мышечных волокон, вес отдельных мышц, усиленно развиваются соединительно-тканные структуры. Полностью эти процессы завершаются к 20-22 годам.
Установлено, что уровень спортивного мастерства юных футболистов в возрасте 8-9 лет зависит, в первую очередь, от таких показателей, как масса тела, физическая работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции, уровень скоростно-силовых качеств и степень комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в специфических сложнокоординационных заданиях.
В возрасте 10-11 лет рост спортивного мастерства юных футболистов обусловлен преимущественно уровнем скоростных и скоростно-силовых качеств, а также показателями разносторонности техники и тактики игры.
Для 12-13 – летних футболистов в плане роста спортивного мастерства преимущественное значение имеют показатели физической работоспособности, комплексного проявления быстроты, ловкости и техники в специфических сложнокординацонных двигательных действиях, соревновательных объемов техники и тактики.
Особенностью характеристики спортивного мастерства футболистов данного возраста является отсутствие среди доминантных показателей подготовленности антропометрических характеристик.
Уровень спортивного мастерства футболистов 14-15 лет преимущественно обусловлен следующими показателями: масса тела, скоростно-силовые качества, соревновательный и тренировочный объем разносторонности техники, соревновательная разносторонность тактики игры. Последняя, как и в предыдущих возрастных группах, имеет обратную взаимосвязь с общим объемом технико-тактических действий. Значительно возрастает влияние комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в сложно-координационных двигательных действиях.
Спортивное мастерство футболистов 16-17 лет преимущественно обусловливают такие факторы, как длина тела, физическая работоспособность, комплексное проявление быстроты, ловкости и техники в специфических сложно-координационных действиях, соревновательные объемы разносторонности техники и тактики.
Подвижность в нашем понимании – способность выполнять большой объем движений. Эта способность – основа для правильного исполнения движений. Способность игрока эффективно использовать свои анатомо-физиологические данные находится в прямой зависимости от эластичности соединительных тканей, сухожилий и мышц, а также от состояния центральной нервной системы, влияющей на работоспособность мышц и регулирующей их координационные функции.
Футболистам подвижность позволяет выполнять технически сложные игровые действия, но степень сложности действий зависит от состояния игрока.
С возрастом подвижность у футболистов постепенно снижается. Уменьшаются и возможности ее развития. Объясняется это затвердением костей, ростом мускульной массы, укреплением соединительных тканей и сухожилий. Соединения суставов становятся более жесткими, что тоже ограничивает их подвижность.
Глава 2. Влияние систематических занятий футболом на двигательную активность детей разного возраста.
2.1 Двигательная активность – средство полноценного развития и подготовки детей.
Двигательная активность – средство полноценного развития и полготовки детей. Движения принадлежат к фундаментальным и сложным явлением природы. С философских позиций движение подчеркивает диалектическое единство живой и неживой природы.
Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь.
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Значение движений в жизни ребенка особо подчеркивается при ознакомлении с литературой по гипокинезии, последствиям двигательной недостаточности. Длительная гипокинезия ведет к атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, детренируется сердце. Длительное воздействие такого состояния приводит к общей детренированности организма и возникновению ряда заболеваний.
Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты.
В исследованиях сотрудников лаборатории И.А. Аршавского установлена прямая зависимость формирования деятельности сердечно-сосудистой системы в онтогенезе от активности скелетной мускулатуры. Сходная зависимость обнаружена и во взаимодействии системы с мышечной деятельностью. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка. Совершенствование моторики ребенка повышает иммунобиологические свойства организма, его устойчивость к инфекции.
Факторы, определяющие двигательную активность школьников.
В настоящее время человек в повседневной и трудовой деятельности использует все менее свои двигательные возможности и способности. Доля мышечных усилий в энергетическом балансе человечества сократилась за сто лет с 94 до 1% в настоящее время. Влиянию гипокинезии подвержены и дети дошкольного возраста. Кроме комфортных условий цивилизации, на них влияет еще и интенсификация учебного процесса, сложившийся образ жизни в семье и другие факторы. Решение проблем рационального двигательного режима в школе и детских садах становится важным гигиеническо-медицинским и одновременно социально-экономическим вопросом.
Особое значение данное положение приобретает в воспитании детей старшего дошкольного возраста в связи с увеличением удельного веса умственной нагрузки в режиме дня старшей и подготовительной групп детского сада. Необходимым условием рекреации детей после напряженной умственной нагрузки на занятиях является рационально организованная двигательная деятельность. Амплитуда колебаний в каждом возрастном периоде обусловливается многочисленными социальными, природными, климато-метеорологическими и биологическими факторами. Кроме того, подвижность детей индивидуально различна. Большое влияние на них оказывают условия жизни и воспитания.
Социальные факторы могут подавлять естественную биологическую потребность в движениях, вызывая состояние моторного голодания, вредного для организма. Неблагоприятное влияние недостатка может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита у детей дошкольного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывая отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Это может быть незаметно для родителей, педагогов и самого ребенка. Продолжающийся недостаток может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма. Существует мнение, что увеличение заболеваний сердечно-сосудистой системы в известной степени связано с гиподинамией, встречающейся у большей части современных людей.
Не менее существенную роль в оценке двигательной активности детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается.
Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.
В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников и школьников разных возрастов, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей.
Многие научные исследователи, изучавшие двигательную активность детей старшего дошкольного возраста и школьного возраста, констатируют, что двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек. Эти различия не установлены у младших дошкольников.
Значительные колебания двигательной активности детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательную активность летом мальчиков 5-16-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение активности детей - она составляет 94,7%.
Отмечают особенно высокую двигательную активность детей 5-17-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.
Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, школы, обучения и воспитания детей.
Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры.
2.2. Развитие двигательной активности при помощи занятий футболом.
Метод активных упражнений – выполнение упражнений с изменением скорости движения, с одновременной ритмичной сменой напряжения и расслабления мышц в крайнем положении. Создает предпосылки для повышения работоспособности.
Метод активных упражнений с вспомогательными средствами. Используется для поддержания подвижности у игроков зрелого возраста. При выполнении упражнений на сжатие и растяжение мышц находят применение вспомогательные средства (эспандер, гантели, штанга) или сопротивление партнера.
Метод пассивных упражнений. Применяется для достижения более высокого уровня подвижности, причем партнер или вспомогательные предметы воздействуют на определенную область тела, а тренирующийся поддается этому воздействию (сжатию, растяжению).
По методике развития, подвижность у футболиста необходимо развивать до такого уровня, чтобы она могла обеспечить оптимальное выполнение игровых действий без риска получить травму. Упражнения на подвижность должны систематически входить во все тренировки годичного подготовительного цикла. Выполнять их надо после хорошей разминки, уже разогретым, разделяя на активные и пассивные и заканчивая интенсивными динамическими упражнениями.
Повторять 10—15раз каждое упражнение с 30-45-секунд-ными перерывами после каждой серии. Основное внимание уделять упражнениям, развивающим специальную подвижность. В холодную погоду обязательны теплые костюмы.
Развитие ловкости.
Ловкость – способность быстро и точно координировать движения при решении самых неожиданных задач, которые «задает» игра. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой физиолого-психический потенциал (способность к движению и состояние организма). Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения.
Ловкость бывает общей и специальной.
Основная задача общей ловкости – расширить запас двигательных навыков. Общая ловкость – основа ловкости специальной, приобретаемой игроком в процессе систематической подготовки с использованием разных форм физического воспитания. Специальной ловкостью мы называем умение гибко, пластично «приспосабливать» свои движения к меняющейся игровой ситуации, сохраняя целенаправленность, точность и высокий уровень двигательной деятельности.
Специальная ловкость – не абстрактная ловкость, а основа технической стороны игровой деятельности. Она всегда проявляется через технику в возможно большем числе вариантов.
Разнообразие вариантов позволяет игроку справиться с незначительными изменениями внешней обстановки (полет мяча, метеоусловия) и с изменениями в обстановке на поле.
Степень специальной ловкости меняется с расширением двигательного арсенала и с ростом опыта игрока: чем богаче этот арсенал, чем больше игрок освоил всевозможных комбинаций, тем легче он будет ориентироваться в игровых ситуациях игры. На этом этапе используются сложные игровые упражнения для развития координации. Их сложность и интенсивность зависят от уровня техничности игрока.
В неменяющихся условиях метод повторения сложных с точки зрения координации движений – единственный позволяющий укреплять базу и расширять арсенал двигательных навыков.
Позднее начинается развитие способности использования двигательных навыков в меняющихся условиях.
Метод повторения движения с максимальным усилием. В его основе – повторение простых и сложных движений с максимальной затратой сил. Время отдыха должно быть достаточным для восстановления затраченных сил.
Метод отработки реакции на неожиданный импульс. Развивает быстроту реакции игрока при оценке ситуации, помогает быстро и результативно решать игровые задачи. Используется для развития и простой, и сложной реакций.
Метод повторных движений в облегченных условиях. Применяется для развития стабильной скорости и для повышения частоты движения ног. В этих условиях развиваем так называемую «сверхскорость», которая значительно выше скорости, показываемой игроком во время матча. Так удается преодолевать «скоростной барьер» игрока и разрушать «скоростной стереотип». Упражнения требуют от футболиста максимальной сосредоточенности и тренированности.
Каждое из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно развивать отдельно или в комплексе во второй половине подготовительного и в течение всего основного периода. Максимальная результативность в тренировке быстроты и скорости достигается сочетанием нагрузки и обязательной предварительной разминки, высокой активностью игроков. Футболисты не должны быть сильно утомлены: в усталом организме больше развиваются волевые качества, нежели скоростные.
Развивая реакцию на внешние сигналы, предпочтение отдаем упражнениям, в которых движение начинается в результате действия зрительного импульса (мах рукой, бросок мяча), то есть так, как это бывает в игре. Между упражнениями обязательны паузы для отдыха: без них не достичь максимальной интенсивности движения.
Скоростные способности футболистов лучше всего развивать в возрасте от 13 до 16 лет. С точки зрения физиологии это объясняется более высокой скоростью протекания нервных процессов у молодых футболистов. Между скоростью бега и быстротой реакции нет тесной связи: игрок с быстрой реакцией не обязательно должен обладать высокими спринтерскими данными.
В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее пределы движений звеньев тела.
Различают две формы ее проявления:
- активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям;
- пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил.
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».
Различают также общую и специальную гибкость.
- общая гибкость – это подвижность во всех суставах, которая позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.
- пециальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность соревновательной или профессионально-прикладной деятельности.
Для занимающихся футболом специальная гибкость связана прежде всего с подвижностью в тазобедренных суставах, а также с подвижностью позвоночника, плечевых и голеностопных суставов.
Развивают гибкость с помощью специально подобранных упражнений. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения, но и по характеру. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения на растягивание.
Зависит проявление гибкости прежде всего от анатомического строения суставов, эластических свойств мышц и связок, центрально-нервной регуляции тонуса мышц.
Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей, тем меньше подвижность. Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.
Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность.
Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства межмышечной координации.
Чем более развиты и сильны окружающие сустав мышцы, тем меньше подвижность, а чем более эластичны мышцы, тем подвижность в суставе выше.
К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.
Проявление гибкости в тот или иной момент времени зависит от общего функционального состояния организма и от внешних условий: суточной периодики, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.
Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы для ее развития весьма эффективна. В холодную погоду, при охлаждении тела, гибкость снижается, а при повышении температуры внешней среды и под влиянием разминки – повышается.
Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата, но может способствовать проявлению пассивной гибкости.
Зависит гибкость и от возраста: обычно подвижность крупных звеньев тела увеличивается с 7 до 14 лет и, как правило, стабилизируется до 16-17 лет, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению.
Вместе с тем, если после 13-14-летнего возраста не выполнять упражнений на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 35-40 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается и у некоторых людей достигает или даже превосходит тот ее уровень, который был у них в юные годы.
Быстротой называется способность выполнять в определенных условиях какие-либо действия за возможно короткое время.
В футболе, где постоянно меняются интенсивность и динамика движений, требования к быстроте и к скоростным качествам особенно высоки.
Быстрота – это такое двигательное качество, которое успешно развивается именно в подростковом возрасте. Вот почему это качество необходимо развивать сразу, с первых занятий футболом. Для развития быстроты следует подбирать хорошо усвоенные и знакомые упражнения. В противном случае, ребята не смогут выполнять их на предельной скорости, т.к. внимание занимающихся будет сосредоточено на выполнении самих упражнений. Следовательно, в этом случае вы не решите и основную задачу – развитие быстроты. Упражнения для развития этого физического качества рекомендуется включать в тренировочные занятия сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили.
Быстрота – это качество, которое подразделяется на такие понятия, как:
1. Быстрота реакции и мышления определяется временем от получения импульса до ответа на него. Она зависит от скорости протекания нервных процессов, а также от чувствительности рецепторов. Различаем простую реакцию – ответ на один импульс (старт) и сложную – выборочную реакцию на разные импульсы, получаемые в конкретной обстановке. Для спортивной игры типична сложная реакция.
2. Быстрота выполнения простых игровых действий. Простые действия, выполняемые с высокой скоростью, имеют две фазы: фазу возрастающей скорости (стартовая скорость) и фазу стабильной скорости (спринтерская скорость). Максимальная скорость, которую можно развить, зависит не только от уровня скоростных данных, но и от уровня развития динамической силы и техники движений.
3. Быстрота выполнения сложных игровых действий – это общее умение двигаться. Мы рассматриваем комплексы движений без мяча, типичные для любой игры: различные старты, повороты и прыжки, изменения манеры и направления бега. В движении с мячом игрок демонстрирует координацию, степень владения техникой. Именно освоение технической стороны игровых действий помогает показывать ритмичную и скоростную игру.
4. Быстрота взаимодействия футболистов – это организация игры, строящаяся на взаимосвязи отдельных звеньев играющих, которые решают (при помощи наигранных комбинаций) типичные игровые ситуации. Характер розыгрыша этих комбинаций определяет стиль команды, всю структуру взаимодействий игроков.
Каждое из приведенных выше проявлений быстроты и скорости можно развивать, как отдельно, так и в комплексе.
Заключение.
Футбол – игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом – благодатная почва для развития двигательных качеств.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника.
Значение двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку, оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является фактором совершенствования организации движений.
В ходе исследования аспектов проблемы развития двигательной активности детей, мы пришли к выводу, что данная проблема приобретает все большее значение в наше время. Дети нашего поколения уделяют больше времени малоподвижному образу жизни. Медики и педагоги озабочены дальнейшим развитием детей. Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей путем использования разнообразных средств, направленных на совершенствование ловкости, быстроты, гибкости. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами футбола как средства и формы организации физического и психологического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает из ребенка объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности и на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию.
Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть деятельности игроков производится в виде беговой нагрузки, характеризующейся разными скоростями ее выполнения. Бег футболиста складывается из различных форм перемещений (пробежек, ускорений, рывков с изменением направления). Начинается он нередко из разных исходных положений, ритм и темп сильно меняются.
Хронометраж двигательной деятельности футболистов во время игры показал, что их двигательная активность состоит:
- из медленных пробежек, выполняемых за игру от 224 до 367 раз; по времени от 25 до 35 мин; покрываемое расстояние от 5 до 7 км;
- из ускорений на разные дистанции – от 40 до 62 раз; по времени от 2 мин 25 с до 4 мин 45 с; примерное расстояние от 1 до 2 км;
-из рывков – от 45 до 78 раз; по времени от 1 мин 35 с до 3 мин; примерное расстояние от 870 м до 1700 м;
-из прыжков и борьбы за мяч - от 16 до 42 раз; по времени от 1 мин до 2 мин 30 с.
В среднем за игру футболист бегает в течение 29-42 мин пробегает расстояние от 8 до 12 км. При этом общее время скоростной работы в среднем за игру составляет от 4 мин 48 с до 7 мин 20 с, а пробегаемое расстояние равно 1700-2000 м.
Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, – это действия с мячом. Именно они определяют специфику данного вида спорта и отличают его от других. Как известно, к основным двигательным формам с мячом в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды. Самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обусловливают эффективность игры, количество забитых голов.
Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков и большим разнообразием технико-тактических действий. Деятельность футболистов носит преимущественно динамический характер, где периоды значительной работы чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Все это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к разносторонней физической подготовленности футболистов.
Список используемой литературы.
1. Брайент Дж.К., «Психология в современном спорте», Москва, Физкультура и спорт, 2000;
2. Губа В.П., «Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике», Москва, Пресс М., 2002;
3. «Детская спортивная медицина», под редакцией Тихвинского С.Б., Москва, Медицина, 2006;
4. Гриндлер К., Пальке X., Хеммо X., «Техническая и тактическая подготовка футболистов», Москва, 1976;
5. Иващенко Д.И., «Формирование двигательных навыков юного спортсмена», Москва, Физкультура и спорт, 2008;
6. Лагутин А.Б., «Физическое воспитание в ДОУ. Теория и практика физической культуры», 2007;
7. Назаренко Л.Д., «Оздоровительные основы физических упражнений», Москва, 2003;
8. Пермяков Е.С., «Физкультура и спорт», Москва, Физкультура и спорт, 2002;
9. Голомазов С., Чирва Б., «Футбол, закономерности игры и тенденция развития техники», Москва, 1997;
10. Погадаев Г.И., «Настольная книга учителя физической культуры». – Москва, Физкультура и спорт, 2004;
11. «Психология и спорт», под общей редакцией Акопяна В.У., Санкт-Петербург, Питер, 2003;
12. Казаков П.И., «Футбол», Москва, 1978;
13. Рунова М.А., «Двигательная активность ребёнка», Москва, Мозаика-Синтез, 2005;
14. Тарасова Т.А., «Контроль физического состояния детей», Москва, ТЦ Сфера, 2005;
15. Ханин Ю.Л., «Психология в спорте», учебное пособие, Москва, Высшее образование, 2003;
16. Чанади А., «Футбол – техника», Москва: Физкультура и спорт, 1988;
17. Чаленко И.А., «Современные уроки физкультуры в школе», Ростов-на-Дону, Феникс, 2003;
18. Шавердова А.И., «Воспитание спортсмена», учебное пособие, Москва, Педагогика, 2007;
19. Санадзе М., Олтаржевский Г., «Футбол», Москва, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление страхов у детей разного возраста
Детские страхи. Пути преодоления. Виды страхов. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия....
Использование различных форм работы с ребятами разного возраста по программе «Изучение леса»
Вспомним слова Яна Амоса Коменского из «Всеобщих советов об исправлении дел человеческих»: «Преподноси чувствам, воле, способностям многое и многообразно, вперемежку со множеством увлекательного». Эти...
Собственная Методическая разработка «Закаливание детей разного возраста в ДОУ»
Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольник...
Обучение проведению первичной сестринской оценки состояния детей разного возраста в условиях оказания стационарной помощи. Составление планов сестринского ухода
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Обучение проведению первичной сестринской оценки состояния детей разного возраста в условиях оказания стацио...
Влияние занятий футболом на уровень специальной физической подготовки детей 14-15 лет
Выпускная квалификационная работа....
Формирование у учащихся потребности к систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры
Проект работы по формирование у учащихся потребностик систематическим занятиям физической культурой через спортивные и подвижные игры...
Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"
Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика ...