Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"
опыты и эксперименты на тему
Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят контроль физического развития,анкетирование, пробу Серкина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
Экспериментальная работа
по теме:
«Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студентов «Саратовского политехнического колледжа»
Выполнил:
Просвирнин Алексей Иванович
преподаватель физической культуры
«Саратовского политехнического колледжа»
Саратов 2017год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Обзор литературы по выбранной теме……………………..
Глава 2. Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности студентов………………………………………………………………
Глава 3. Анализ анкеты «Физкультура и спорт в моей жизни»………
Глава 5. Ход эксперимента. Таблица тестирования уровня физической подготовленности студентов группы №10 на 1 курсе и группы №20 на 2 курсе
проведение пробы Серкина………………………………………
Выводы и предложения ………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Использованная литература……………………………………………..
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Квинт Гораций Флак.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии и отражаются на многих системах организма школьника: сердечнососудистой, мышечной, дыхательной. Проблема осложняется постоянно увеличивающимися учебными нагрузками. Сегодня нормальный день у ученика - в среднем, 6 уроков, плюс дополнительные занятия, еще 2-3 часа уходит на подготовку домашнего задания. В связи с этим отмечается дефицит двигательной активности, который может вызвать ряд серьезных изменений в организме. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление недостаточной двигательной активности у студентов при продолжительном напряженном умственном труде, - это активный отдых и организованная физкультурная деятельность.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
Знания о здоровье, здоровом образе жизни мы получаем на уроках ОБЖ, биологии, классных часах, во время проведения в колледже традиционного Дня Здоровья. Физическое развитие мы получаем на уроках физической культуре, на занятиях в различных спортивных секциях.
Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и дополнительно физическими упражнениями существенно влияет на оптимизацию их физического развития и физической подготовленности, содействует укреплению здоровья. Под уровнем физической подготовленности в рамках программы для студентов подразумевают показатели сдачи контрольных нормативов обучающихся: прыжок в длину с места, челночный бег, наклон из положения сидя и т.д.
Цель работы: изучить влияние занятий физической культурой и спортом на уровень физической подготовленности студентов группы №20 «Саратовского политехнического колледжа» и методом анализа установить улучшилась или ухудшилась физическая подготовка студентов на 2 курсе по сравнению с 1 курсом.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу по выбранной теме;
- изучить проблему влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности студентов;
- провести и проанализировать анкетирование среди студентов группы №20 «Саратовского политехнического колледжа»«Физкультура и спорт в моей жизни»;
- провести тестирование уровня физической подготовленности (методика проведения тестирования) и проанализировать.
Гипотеза: Студенты активно занимающиеся физическими упражнениями на уроках физической культуры и дополнительно посещающие спортивные секции повысили уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств на 2 курсе по сравнению с 1 курсом.
Объект исследования: Студенты группы №20
Предмет исследования: показатели уровня физической подготовленности студентов группы №20 на 1и 2 курсе (контрольные нормативы: прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек., подтягивание на перекладине ; сгибание рук в упоре лежа; наклон вперед, бег 100м.)
Методы исследования: анализ литературы, сравнительный, исследовательский, тестирование показателей физической подготовленности.
Глава 1
Обзор литературы по выбранной теме
На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.
Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания.
Повышение уровня физической подготовленности - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе физического воспитания школьников, так считают В.И. Лях и А.П. Матвеев.
Многие авторы отмечают, что физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме и активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин; Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер; Ю.Н. Вавилов).
Рост учебной нагрузки, значительное снижение двигательной активности детей и подростков во внеурочное время, снижение количества школьников, посещающих дополнительные физкультурно-спортивные мероприятия приводит к ухудшению физических кондиций и снижению физической подготовленности современных школьников по сравнению с их сверстниками 20-30 лет назад (В.К. Бальсевич; Ш.Х. Бедретдинов; O.A. Богданов; С.И. Изаак; ЛА Семенов).
Физическая подготовка подрастающего поколения возлагается в настоящее время в основном на уроки физической культуры. Для большинства студентов уроки физической культуры являются не только основной, но часто и единственной формой их физического воспитания (В.К. Бальсевич; М.М. Лебедева).
Глава 2
Влияния физической нагрузки на уровень физической подготовленности студентов
Физическая нагрузка это определенная мера влияния физических упражнений на организм человека. Планируя физические нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей) и систематичность (последовательность и регулярность). Физическая нагрузка, упражнения, физическая активность, приводящая к возникновению напряжения, целью которого является поддержание хорошей физической формы и нормального состояния, являются средством для повышения уровня физической подготовленности.
Под физической подготовленностью понимают состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом. Каждый студент должен знать свою медицинскую группу, физическое развитие, уровень физической подготовленности. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Внимание, память и мышление устойчивы и менее подвержены процессу утомления. Все эти свойства позволяют человеку достигать высоких результатов в учебной трудовой и соревновательной деятельности. Высокая физическая работоспособность достигается развитием физических качеств человека.
Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).
Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в максимально короткий отрезок времени. Развитие быстроты зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству. Лучшие показатели быстроты отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне.
Гибкость – это свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движения с большой амплитудой. Проявление гибкости зависит от эластичности мышц, внешней температуры, времени суток. Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, пластике. Подвижность в суставах у девочек примерно на 20-25% выше, чем у мальчиков.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам за счёт мышечных усилий. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы:
Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов (гири, штанга и пр.), противодействие партнера, самосопротивление, сопротивление упругих предметов (пружинные эспандеры, резина), сопротивление внешней среды (бег по песку, глубокому снегу и т. п.).
Упражнения с преодолением тяжести собственного тела (например, отжимание в упоре лежа).
Выносливость – способность человека к длительному выполнению работы без снижения ее интенсивности. Основной критерий выносливости – время, в течение которого человек способен выполнять заданную интенсивность деятельности.
Ловкость – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость можно разделить на ручную и локомоторную. Ручная – это умелые движения руками, а локомоторная – туловищем.
Эти качества должны развиваться в комплексе, так как развитие одного качества влияет на развитие другого. Средством развития физических качеств являются физические упражнения.
Именно поэтому студентам нашего колледжа представляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.
В нашем колледже действует несколько спортивных секций: баскетбол для юношей и девушек, настольный теннис, волейбол, атлетическая гимнастика. К занятиям в секции допускаются все желающие студенты. Данные занятия призваны расширить и совершенствовать знания и двигательные умения, полученные обучающимися на уроках, содействовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения, развивать личностные качества. Такие качества как упорство, умение взаимодействовать в коллективе, сила воли, целеустремленность, взаимопомощь, поддержка и другие необходимы не только на уроках, но и в соревновательной деятельности.
Глава 3
Анализ анкеты
В ходе выполнения работы было проведено анкетирование, под названием«Физкультура и спорт в моей жизни» (Приложение №1), в котором приняло участие 23 студента группы №20.
Согласно проведенному анкетированию:
- выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику? Да - 4 человек, нет – 17человек, редко - 2 человек;
- выполняешь ли ты дома физические упражнения? Да - 16 человек, нет – 2 человек, редко - 5 человек;
- сколько времени ты проводишь перед компьютером? До 1 часа - 20 человек, от 1 до 3 часов – человек 3,
- посещаешь ли ты спортивные секции? Да - 4 человека, нет – 18 человек, редко – 1 человек;
- часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры? нет не пропускаю – 23 человека,
- если пропускаешь, то по какой причине? Респонденты отвечали по причине болезни или забыл форму;
- нравится ли тебе уроки физкультуры? Да – 23 человека;
- нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные игры? Да – 23 человек;
- Улучшилось ваше физическое развитие за год по сравнению с 1 курсом? Да – 23 студента
Анализируя данное анкетирование, отмечаем, что спортивные секции регулярно посещают 4 человек и 1 человек редко это из 23 студентов что является плохим показателем и необходимо вовлекать студентов в спортивные секции. Утреннею зарядку выполняют 4 студента и 2 студента редко что является тоже плохим показателем. Дома выполняют физические упражнения 16 студентов что является неплохим показателем.
Список студентов, посещающих секции:
Михайлицкий - футбол;
Леонтьев Анатолий – спортивный туризм;
Беляев Данил – легкую атлетику;
Тернеовский Роман – пауерлифтинг.
Многие студенты группы №20 ведут активный образ жизни: занимаются физическими упражнениями дома, много времени проводят на свежем воздухе их мало интересуют компьютерные игры.
Делаем вывод по результатам анкетирования что 100% студентов посещают уроки физической культуры и всем уроки физической культуры нравятся. Все студенты любят на уроках играть в спортивные игры. В основном физическую нагрузку студенты группы №20 получают на уроках физической культуры Все студенты отметили что физически они стали более развиты чем на 1 курсе
Глава 4
Эксперимент.
Тестирование уровня физической подготовленности студентов группы №20 на1и2 курсе.
При оценке общей физической подготовленности учащихся, можно использовать самые разнообразные тесты. Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оценивать лишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представлены в теории и практике физического воспитания студентов.
В исследовании приняли участие студенты группы №20, которые относятся к основной медицинской группе.
В программе предусмотрена сдача контрольных нормативов, с помощью которых можно определить уровень физической подготовленности. Были выбраны тесты для проверки скоростно-силовых качеств, силы, гибкости, выносливости, быстроты, бег –100метров,прыжок в длину с места, наклон вперёд из положения стоя, поднимание туловища за 30 секунд, подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа. Нормативы соответствуют уровню физической подготовленности обучающихся согласно авторской программы по физической культуре авторского коллектива В.И. Лях, А.А.Зданевич. (Приложение №2)
Таблица сдачи контрольных нормативов
студентами группы 10т на 1курсе и группы 20Тна 2 курсе
№ п/п | ФИ | Бег 100 | Прыжки в длину | Подтягивание | Отжимание | Прессза 30 секунд | Проба Серкина | Физическое развитие | |||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Улучш. | |||||||||||
1 | Андреев Илья | 15. | 15. | 2-00 | 2-20 | 10 | 12 | Улучш. | |||||||||
2 | Беляев Данил | 15 | 14.8 | 2-10 | 2-10 | 10 | 15 | 33 | Улучш. | ||||||||
3 | Борисов Станислав | 15 | 14.0 | 2-20 | 2-20 | 10 | 15 | Улучш. | |||||||||
4 | Григорьев Андрей | 13.4 | 13.4 | 2-00 | 2-00 | 12 | 16 | Улучш. | |||||||||
5 | Жарый Павел | 15 | 15. | 1-80 | 1-80 | 2 | 4 | 20 | Улучш. | ||||||||
6 | Киреев Андрей | 14 | 14.5 | 2-30 | 2-30 | 6 | 10 | 28 | Улучш. | ||||||||
7 | Козлов Артем | 14.4 | 14.1 | 2-40 | 2-45 | 6 | 10 | 29 | Улучш. | ||||||||
8 | Корниенко Роман | 14.1 | 14.1 | 2-30 | 2-30 | 2 | 2 | 22 | Прежний | ||||||||
9 | Леонтьев Анатолий | 13.8 | 13.8 | 2-30 | 2-40 | 5 | 17 | Улучш. | |||||||||
10 | Максимов Данил | 16.0 | 16.0 | 1-90 | 1-90 | 4 | 4 | 22 | Улучш. | ||||||||
11 | Матвеев Андрей | 14.0 | 14.0 | 1-80 | 1-80 | 7 | 7 | 25 |
| Прежний | |||||||
12 | Матюшин Антон | 14.4 | 14.2 | 2-40 | 2-40 | 5 | 13 |
| Улучш. | ||||||||
13 | Мерненко Борис | 14.0 | 14.0 | 2-10 | 2-10 | 7 | 22 | Улучш. | |||||||||
14 | Метальников Дмит. | 14.1 | 13.6 | 2-10 | 2-20 | 13 | 18 | 30 | Улучш. | ||||||||
15 | Михайлицкий Алек. | 15.0 | 15.5 | 2-00 | 2-20 | 3 | Улучш. | ||||||||||
16 | Нестеров Андрей | 14.2 | 14.1 | 2-40 | 2-50 | 8 | 10 | 22 | Улучш. | ||||||||
17 | Панарин Иван | 15.0 | 14.8 | 2-00 | 2-10 | 3 | 3 | 27 | Прежний | ||||||||
18 | Пироженко Вениам | 14.8 | 14.8 | 2-20 | 2-40 | 4 | 4 | Прежний | |||||||||
19 | Поляков Владимир | 19.4 | 19.4 | 1-60 | 1-80 | - | 28 | Улучш. | |||||||||
20 | Понаморев Денис | 19 | 19. | 2-10 | 2-20 | 14 | Улучш. | ||||||||||
21 | Серебреков Алекс | 14.5 | 14.4 | 2-30 | 2-40 | 12 | 12 | 30 | Улучш. | ||||||||
22 | Терновский Павел | 13.4 | 13.4 | 2-40 | 2-50 | 8 | 17 | 29 | Улучш. | ||||||||
23 | Черепков Максим | 14.0 | 14.0 | 2-40 | 2-50 | 8 | 13 | 29 | Улучш. |
Анализируя данные тестирования можно сделать вывод , что 19 студентов группы №20 Которые активно занимались физическими упражнениями на уроках физической культуры это:
Беляев Д, Борисов С, Григорьев А, КозловА, Леонтьев А, МаксимовД, Матюшин А, Метальников Д, НестеровА, Серебряков А, ТерновскийП, Черепков М. Жарый П. Киреев А. Понаморев Д Андреев И.. Михайлицкий А. Корниенко Р. повысился уровень физического развития по сравнению с показателями тестирования на 1 курсе по всем показателям.
У 4 студентов группы №20 Поляков В, Мерненко Б, Панарин И, Матвеев А. показатели физического развития остались на уровне 1 курса или повысились незначительно в следствии того что эти студенты мало активны на уроках физической культуры.
Наряду с тестированием проводилась проба Серкина.
Проба Серкина
Цель: определение степени тренированности.
После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с. и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).
Оценка результатов пробы Серкина, сек.
Фазы пробы
Здоровые тренированные люди
1 фаза 60 сек и более
2 фаза 30 сек и более
3 фаза Более 60сек
Здоровые нетренированные люди
1фаза 40-55
2 фаза 15-25
3 фаза 35-55
Лица со скрытой недостаточностью крообращения
1 фаза 20-35
2 фаза 12 и менее
3 фаза 24 и менее
Пробу Серкина прошли все обследуемые, результаты в таблице.
№п.п.
Анализируя пробу можно сделать следующие выводы, что из 23 студентов группы №20 10 здоровые тренированные люди, 12 студентов здоровые но нетренированные люди, . Лица со скрытой недостаточностью крообращения - 1 человек Поляков В ( часто плохо себя чувствует на уроках хотя всегда выполняет все упражнения) студенты Жарый Павел, Григорьев Андрей,Матвеев Андрей посещают уроки физической культуры, но судя по уровню физической подготовленности, применяет минимальные усилия для улучшения своего физического развития.
Выводы и предложения
- результаты исследовательской работы подтвердили, что студенты которые активно занимаются физической культурой на уроках ив спортивных секциях имеют более высокий уровень физической подготовленности по всем показателям физических качеств на 2 курсе обучения чем на 1 курсе.
- развитие физических качеств зависит от продолжительности занятий физической культурой и спортом;
- не у всех тренированных студентов, согласно пробе Серкина, подтверждается статус «здорового тренированного»;
- на низком и ниже среднего уровнях контрольный норматив по «Прыжку в длину с места», у 3 студентов. У 5 студентов плохие показатели в силовых тестах подтягивание на перекладине, и в сгибание рук в упоре лежа. Для коррекции данного норматива рекомендуются самостоятельно чаще выполнять эти упражнения и начать посещать спортивные секции.
для повышения уровня физической подготовленности и увеличения объёма двигательной активности необходимо:
- регулярное выполнение утренней гимнастики;
- добросовестное отношение к урокам физической культуры;
- выполнение домашнего задания, направленного на развитие физических качеств;
- дополнительно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время.
Заключение
И в заключении хотелось бы обратиться к словам команды известных ученых и врачей под руководством академиков Н.Г.Блохина, К.И.Чазова к нам – студентам: «Не ждите, пока кто-то за руку вас приведёт на стадион, будьте инициативнее! Занимайтесь физкультурой сами, приобщайте к ней младших братишек и сестрёнок и даже родителей. Помогайте вашим мамам по дому, чтобы у них высвободилось время для прогулок, туристического похода!» Вот к чему они нас призывают.
Использованная литература:
1.Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №5. - С. 4-8.
2.Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
3.Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. Изд. «Просвещение», 2011
4.Фарфель В.П. «Направление движениями в спорте». М.: «ФиС», 2005.
5.Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М.: «ФиС», 2004.
6.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: «ФиС», 1991.
7.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.
8.Основы теории и методики физической культуры. Учебник для тех. физкульт. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: «ФиС», 1980.
9.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Б.М. Шиян. Изд. «Просвещение», 1988
10.http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/11
16.http://www.uhlib.ru/zdorove/giri_sport_silnyh_i_zdorovyh/p6.php
17.http://www.coolreferat.com/
18.http://bmsi.ru/
1
Приложение №1
Анкета
выполняешь ли ты по утрам утреннюю гимнастику?
выполняешь ли ты дома физические упражнения?
сколько времени ты проводишь перед компьютером?
посещаешь ли ты спортивные секции?
часто ли ты пропускаешь уроки физкультуры?
если пропускаешь, то по какой причине?
нравится ли тебе уроки физкультуры?
нравится ли на уроках физкультуры играть в спортивные игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эмоционального фона на занятиях физической культурой
Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребёнок получает элементарные зн...
Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.
Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...
Особенности занятий физической культурой с девушками в период беременности
Данное учебно – методическое пособие по курсу «Физическая культура» разработано специально для студентов БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна».Оно включает в себя материалы теоре...
Технологическая карта занятия физической культуры по теме "Обучение технике бросков в баскетболе"
Урок-соревнование...
Работа в малых группах на занятиях физической культурой в системе СПО
Урок физической культуры является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию обучающихся. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность обучаю...
Формирование и управление умственного и физического развития студента в процессе занятий физической культурой
В связи с возросшей интенсивностью учебного процесса и большим объемом учебной работы в последнее время у студентов в высшем учебном заведении наблюдается высокая умствен...
Методические указания по выполнению практических работ по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Образовательный процесс в колледже предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования, плотный рас...