Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО
статья

В рамках реализации ФГОС СПО внеурочная  деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во внеурочной деятельности на занятиях  по спецдисциплинам широко используются активные формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_office_word.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность  в условиях реализации ФГОС СПО

Автор:

преподаватель спецдисциплин  филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Самарский государственный университет путей сообщения» в г. Алатыре

Шашанов Сергей  Валентинович

 

В рамках реализации ФГОС СПО внеурочная  деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во внеурочной деятельности на занятиях  по спецдисциплинам широко используются активные формы обучения.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». 
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных  результатов.

В данной статье рассмотрим основные формы внеурочной деятельности на занятиях по спецдисциплинам: экскурсии, деловые (учебно-производственные) игры, консультации и дополнительные занятия, олимпиады профессионального мастерства.

Экскурсии могут иметь различное назначение в зависимости от целей, ставящихся и разрешаемых при их организации и проведении, и могут быть общеознакомительными и целевыми. В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные этапы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов.

Подготовка экскурсии включает: определение учебных целей, которые предполагается достичь; выбор места (объекта) экскурсии; определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся по территории и при размещении внутри цеха. Естественно, сами обучаемые должны быть ознакомлены с правилами поведения во время экскурсии.

В проведении экскурсии важную роль играет экскурсовод. Хорошо, если это сам мастер, но иногда он оказывается не подготовленным к разъяснению всех особенностей конкретного производства, и тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не должен быть случаен — он должен знать цели экскурсии и учитывать уровень подготовки учащихся в объяснении технических подробностей. От индивидуальности экскурсовода во многом зависит достижение дидактических функций экскурсии, возникновение интереса у учащихся, расширение их политехнического кругозора.

Подведение итогов экскурсии может быть осуществлено в различной форме: заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней или альбомов с фотографиями и материалами по истории предприятия, сведениями о выпускаемой продукции, связями предприятия и т.п. Выбор итоговой формы диктуется целесообразностью.

Проведение деловых (учебно-производственных) игр является одним из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Ввиду высокой эффективности эта форма получила широкое распространение, причем исходные данные и вводные (по ходу игры) могут задаваться в устной и письменной форме, а также по приборам тренажеров.

Цели деловой игры могут быть разнообразны: от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий. Мастер должен четко продумывать постановку целей и задач, которые желательно достичь в результате проведения деловой игры. Для достижения успеха важно: определить время проведения игры (достаточен ли «багаж» знаний у учащихся), создание нужного настроя.

Методика проведения деловых игр предполагает соблюдение ряда условий, обеспечение которых имеет решающее значение:

учащиеся должны знать принципиальные игровые правила (все участники равны и равноправны; на этапе выдвижения, генерации идей, какими бы странными они ни казались, запрещено их отрицание);

игра должна проводиться по заранее подготовленному сценарию;

роли в составе команды должны быть распределены заранее;

началу игры может предшествовать разминка, а вхождение в ситуацию должно быть постепенным.

Опыт показывает, что успех занятия достигается при создании правдоподобия представленной ситуации, соответствующего настроя участников игры, умелых действий руководителя в ходе игры.

Таким образом, в распоряжении мастера есть типы занятий, проведение которых может стать для учащихся источником значительного познавательного интереса, а самостоятельная работа при этом — глубоким продуктивным процессом, формирующим интеллект. Естественно, только опыт и знание конкретной ситуации может подсказать мастеру, выбор какого варианта занятия наиболее целесообразен для того или иного случая.

Консультации и дополнительные занятия проводятся с учащимися во внеучебное время и используются для устранения отставаний отдельных учащихся в учении, устранении пробелов в их знаниях, предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками заданий под руководством учителя.

Главная задача олимпиады профессионального мастерства обучающихся отделения СПО – это добиться, чтобы каждый обучающийся стал подлинным мастером своего дела, так организовать учебный процесс, чтобы неуклонно повышалось качество подготовки обучающихся.

Цели:

- контроль уровня знаний, умений и навыков обучающихся на определённом этапе обучения;

- определение лучшего по каждой профессии;

- развитие технического мышления;

- развитие устойчивого интереса к профессии;

- воспитание чувства ответственности за свой труд, а также любви к профессии.

Олимпиада в отделении СПО проводится в конце учебного года, когда заканчивается определенный этап в обучении, когда обучающиеся овладевают определенными знаниями, умениями и навыками. Олимпиада проводится по всем профессиям, преподаваемым в отделении СПО.

На этапе подготовки к олимпиаде перподаватель разрабатывает производственные задания (изделия) для каждой профессии. В данном задании должны отражаться операции, уже изученные на уроках производственного обучения. Сложность задания должна быть не ниже, а чаще, даже выше необходимого уровня знаний, умений и навыков на данном этапе обучения. Время выполнения производственного задания не должно быть менее 2-3-х часов. Данное задание не должно выполняться на уроках производственного обучения, а нести в себе элемент творчества, чтобы на этой работе в полной мере отражался уровень подготовки обучающегося.

Теоретическая часть готовится на компьютере в виде однотипных тестов по всем профессиям. Количество вопросов 20 -30. Время ответа 5-10 мин. Вопросы отражают знания по всем предметам профессиональной подготовки, а также производственного обучения, но не должны быть чрезмерно сложными, так как уровень умственного развития учащихся отделения СПО не высок. Теоретические вопросы также не разглашаются до проведения олимпиады.

Олимпиада стимулирует обучающихся на качественное овладение профессией, раскрывает профессиональный потенциал учащихся и ставит им перспективу на будущее. Итоги олимпиады показывают качество профессионального обучения и профессиональную подготовку обучающихся; раскрывает узкие места, раскрывает перспективу подготовки будущих рабочих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад

Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...

Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС

Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению?...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Программа по внеурочной деятельности по реализации ФГОС ООО "История и культура кубанского казачества"

АннотацияИстория народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определенной культурной, ментальной среде.Через...