Методическая разработка лекции по теме: "Обработка информации средствами Microsoft Access"
методическая разработка

Жмаченко Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_11_-_inform_2.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Кропоткинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

(Выселковский филиал ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ

Дисциплина: «Информатика»

Тема: «Обработка информации средствами Microsoft Access»

Специальность: сестринское дело

Курс: 2

Семестр: 4

Составил преподаватель: Жмаченко Ольга Николаевна

ст. Выселки

2019 год

Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Кропоткинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

(Выселковский филиал ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)

Технологическая карта лекции № 11

Дисциплина (модуль) информатика

Специальность Сестринское дело        

Курс  2  Семестр 4

Тема   «Обработка информации средствами Microsoft Access»

(Программный интерфейс и основные понятия БД и СУБД)

Группы  210 А-Ф, 211 А-Ф, 213 А-Ф

Преподаватель  Жмаченко Ольга Николаевна

Продолжительность  90  минут   Место проведения  аудитория

Цели учебного занятия: 

  • личностные:
  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
  • метапредметные:
  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • предметные:
  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов:

  • Представление о способах хранения и простейшей обработке данных. Владение основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним; умение работать с ними.
  • Умение работать с библиотеками программ.
  • Опыт использования компьютерных средств представления и анализа данных.
  • Осуществление обработки статистической информации с помощью компьютера.
  • Пользование базами данных и справочными системами

Техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Раздаточный материал:

 Иметь практический опыт:

- поиск информации в сетях Интернет по заданной теме.

Тип лекции:  комбинированный урок

Образовательные технологии:

Методы и приемы обучения:  

Средства обучения: Вербальные

Технические средства обучения:

Электронные ресурсы, электронный учебник, Интернет-ресурсы: www.fcior.edu.ru.

Литература:

Основная литература: Информатика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. – М. : Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2017

Электронная библиотека медицинского колледжа  www.medcollegelib.ru 

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

Хронологическая карта лекции

Этапы учебного занятия

Время (мин.)

1.

Организационный момент

2

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции;

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению

5

3.

Основная часть лекции:

  1. Программный интерфейс и основные понятия БД и СУБД

75

4.

Закрепление полученных знаний

3

5.

Обобщение и систематизация изученного материала

3

6.

Задания внеаудиторной самостоятельная работа

2

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Сообщаю цели занятия:

  1. Что такое СУБД?
  2. Основные виды СУБД
  3. Примеры БД различного назначения
  4. Контрольные вопросы

Для обращения к информации, содержащейся в БД, используют системы управления базами данных (СУБД), Система управления базами данных (СУБД) — это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями, которые, с помощью специальных языков запросов, могут находить, структурировать, изменять данные и иными способами манипулировать информацией. СУБД предназначены как для создания и ведения баз данных, так и для доступа к данным.

Выделяют следующие виды СУБД :

  • полнофункциональные СУБД (СУБД представляющие собой традиционные СУБД. К ним относятся  Microsoft Access, Microsoft FoxPro и др.);
  • серверы БД (предназначены для организации центров обработки данных в сетях ЭВМ. Примерами серверов БД являются: Microsoft SQL Server, InterBase и др.);
  • средства разработки программ работы с БД.

Режимы БД

Для ввода и редактирование записей БД есть 2 режима:

  1. Режим таблицы- позволяет просматривать и  редактировать данные, организованные в виде строк и столбцов. Каждый столбец таблицы соответствует одному полю, а каждая строка - одной записи. В данном режиме  выводится сразу несколько записей БД.
  2. Режим формы –удобно использовать для ввода данных в таблицы с большим числом полей. Этот режим удобен для просмотра на экране, для этого предназначен специальный  Конструктор форм.

Создание БД состоит из 3 этапов

  1. Проектирование БД. Это теоретический этап работы (без ПК)
  2. Создание структуры. На этом этапе с помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц, входящий в состав БД.
  3. Ввод записей. Заполнение таблиц БД информацией.

Словарь данных представляет собой подсистему БД, предназначенную для централизованного хранения информации о структурах данных, взаимосвязях файлов БД друг с другом, типах данных и форматах их представления, принадлежности данных пользователям, кодах защиты и разграничения доступа и т. п.

Сервером определенного ресурса в компьютерной сети называется компьютер (программа), управляющий этим ресурсом,  Клиентом — компьютер (программа), использующий этот ресурс.

По характеру использования СУБД делят на: многопользовательские (промышленные) и локальные (персональные).

Промышленные, СУБД представляют собой программную основу для разработки автоматизированных систем управления крупным и экономическими объектами.

Microsoft Access - самая популярная в мире система управления базами данных (СУБД) для операционной системы Windows. Она может использоваться как автономная и как сетевая СУБД в многопользовательской среде.

Система MS Access позволяет:

  • создавать реляционные базы данных как совокупность таблиц и сами таблицы;
  • анализировать и выводить информацию из БД в удобном для пользователя виде;
  • создавать запросы для извлечения нужной информации;
  • разрабатывать формы, облегчающие ввод и редактирование информации;
  • создавать отчеты, включающие данные, текст и графику.

Прикладная программа Microsoft Access 2007 предназначена для удобного и надежного управления данными, которые хранятся в таблицах. В Access  используются связанные таблицы. Управление данными значительно упрощают шаблоны, которые широко используются в Access 2007.

Суть создания базы данных в Microsoft Access 2007 состоит в том, что сначала надо создать структуру базы данных (создать структуру таблиц и установить между ними связи), а затем необходимо заполнить данными таблицы новой базы данных.

Базу данных в Access 2007 можно создавать как вручную (новую пустую базу данных), так и на основе шаблонов.

При создании БД данные сохраняются в таблицах — списках строк и столбцов, относящихся к конкретной области.

Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных. Данные сохраняются один раз в одной таблице, но просматриваются из различных расположений. При изменении данных они автоматически обновляются везде, где появляются: в запросе, в форме, в отчете, на странице доступа к данным.

Пример:

Иерархическая база данных Папки Windows. Иерархической базой данных является каталог папок Windows (например, гибкого диска). Ее можно увидеть, например, запустив, файловый менеджер Total Commander, и введя команду [Вид-Дерево каталогов]. Верхний уровень занимает корневая папка диска А:. На втором уровне находятся папки Документы, Изображения и Школа, которые являются потомками корневой папки диска А:, а между собой являются близнецами. В свою очередь, папка Изображения является предком по отношению к папке третьего уровня Фото. Наконец, файл Kлacc.bmp является потомком папки Фото (рис. 1).

Рис.1. Иерархическая база данных каталога папок диска А:

Сетевые базы данных

Сетевая база данных является обобщением иерархической за счет допущения объектов, имеющих более одного предка, т. е. каждый элемент вышестоящего уровня может быть связан одновременно с любыми элементами следующего уровня. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.

Сетевой базой данных фактически является Всемирная паутина глобальной компьютерной сети Интернет. Гиперссылки связывают между собой миллиарды документов в единую распределенную сетевую базу данных.

Сетевой базой данных является также генеалогическое древо семьи, так как потомки (объекты нижележащего уровня) имеют всегда более одного предка (объекта вышестоящего уровня).

Программа  GenoPro  (Живая Родословная) предназначена для создания, редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших генеалогических деревьев, которые являются сетевыми моделями. Особенностью программы является легкость, с которой можно создавать очень сложные родословные, включающие иллюстративные материалы и различные комментарии. Живая Родословная позволяет организовать проектную деятельность учащихся на разных ступенях школы и в рамках различных предметных областей.

5. Закрепление полученных знаний

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое БД?
  2. Назовите основные объекты БД?
  3. Что такое СУБД?
  4. Как происходит поиск записей с помощью фильтров и запросов
  5. В каком режиме происходит редактирование?

6. Обобщение и систематизация изученного материала

Преподаватель: Подведём итоги работы на уроке.

- Что мы узнали?

- Почему изучение этого материала важно для нас?

- Потому что всё изученное тесно связано с нашей будущей профессией.

7. Домашнее задание                 

Сообщение: «Использование ваз данных в медицине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Обработка числовой информации"

Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств эт...

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...

Обработка информации средствами Microsoft Access

Презентация предназначена для знакомства с программой Microsoft Access....

Методические указания к лабораторным работам "Обработка информации средствами Microsoft Access"

Методические указания по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов специальности «Лечебное дело» В пособие подробно рассмотрены принципы Обработки информации ср...

Электронный образовательный ресурс "Информатика.Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»" (Сиденко О.Н., Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Информатика.Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации»" (Сиденко О.Н., Нюргечкин Н.С.)...

Методическая разработка "Вставка символов и формул в документ Microsoft Office Word 2007"

Краткое описание добавления в текст символов, которые невозможно выводить с клавиатуры....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Создание простых запросов в MS ACCESS

Предмет: Информационные технологии в профессиональной деятельностиТема занятия: Создание простых запросов в MS ACCESSТип занятия: лабораторная работа...