Методическая разработка по теме "Обработка числовой информации"
методическая разработка на тему

Белова Ирина Николаевна

Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств этого утверждения служат электронные таблицы. Электронные таблицы, первоначально использовавшиеся для финансовых расчетов, все шире применяются для сложных многошаговых технических расчетов. Так, применение электронных таблиц на уроках физики, математики, специальных дисциплин может сократить время при проведении однотипных расчетов, например при выполнении лабораторных работ, где требуется рассчитывать одни и те же величины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrabotka_chislovoy_informatsii.docx906.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»

Судиславский филиал

Методическая разработка по теме

 «Обработка числовой информации»

Выполнила: преподаватель информатики и ИКТ Белова Ирина Николаевна

Введение

Ускорение научно - технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики.

Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования. Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками  использования современной вычислительной техники.  При этом необходимо дать всем учащимся не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной  техники и перспективах ее развития, а умение грамотного ее применения для эффективного решения самых разнообразных задач.

Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств этого утверждения служат электронные таблицы. Электронные таблицы, первоначально использовавшиеся для финансовых расчетов, все шире применяются для сложных многошаговых технических расчетов. Так, применение электронных таблиц на уроках физики, математики, специальных дисциплин может сократить время при проведении однотипных расчетов, например при выполнении лабораторных работ, где требуется рассчитывать одни и те же величины.

Изучение данной темы в курсе информатики связано с тем, что Excel                       - наиболее популярный табличный процессор. Он позволяет быстро и компактно заносить данные в таблицу, а также осуществлять расчет результатов. Новые возможности: данные в таблице могут быть изменены, что вызывает автоматический пересчет результатов.

Использование электронных таблиц Excel обусловлено следующими причинами:

а) функциональные возможности программы Excel заведомо перекрывают все потребности по автоматизации обработки данных  эксперимента, построению и исследованию моделей;

б) универсальная программа Excel обладает стандартным интерфейсом;

в) изучение Excel предусматривается программами общего образования по информатике, следовательно, возможно эффективное использование Excel в условиях осуществления межпредметных связей с информатикой и другими учебными дисциплинами;

г) данная программа отличается доступностью в изучении и простотой в управлении, что принципиально важно как для ученика, так и для учителя;

д) результаты деятельности на рабочем листе Excel (тексты, таблицы, графики, формулы) «открыты» пользователю.

Cреди всех известных программных средств Excel обладает едва ли не самым богатым инструментарием для работы с графиками. Программа позволяет с использованием приемов автозаполнения представлять данные в табличной форме, оперативно их преобразовывать с использованием огромной библиотеки функций, строить графики редактировать их практически по всем элементам, увеличивать изображение какого-либо фрагмента графика, выбирать функциональные масштабы по осям, экстраполировать графики и т.д

Данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. В ходе освоения табличного процессора учащиеся научатся создавать  и редактировать самые различные таблицы, научатся пользоваться формулами и создавать графики и диаграммы.


Глава 1. Анализ учебно-методической литературы по теме: «Обработка числовой         информации»

Знания учителя должны быть более обширными и глубокими, чем это требуется от учащихся.

Учитель должен быть готов к ответам на вопросы учащихся, выходящие за рамки учебной программы. Ему необходимо также прочно владеть соответствующими профессиональными навыками. Поэтому источниками для личной подготовки учителя служат книги.

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность учителя, является образовательный стандарт, то есть система основных параметров, характеризующая качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности учащегося. В стандарте выделены структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования,  задачами социализации.

На основе образовательного стандарта выделяются следующие цели обучения теме «Технология обработки числовой информации»:

Обучающие:

  1. Познакомиться и частично освоить программу Excel для Windows
  2. Научиться создавать и редактировать простую таблицу
  3. Вводить данные разного типа в ячейки электронной таблицы
  4. Выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.
  5. Познакомиться со ссылками на данные: абсолютной, относительной, смешанной и их использование в расчетах.
  6. Научиться использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.
  7. Выполнять операции по созданию графиков и диаграмм на основе введенных в таблицу данных;
  8. Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление

Воспитательные

  1. Воспитание внимательности, усидчивости, работоспособности
  2. Воспитание у учащихся интереса к изучению информатики
  3. Воспитание ответственного отношения к учебе
  4. Воспитание аккуратности и бережного отношения к технике
  5. Воспитание самостоятельности
  6. Воспитание дисциплинированности

Развивающие

  1. Развитие памяти
  2. Развитие логического мышления
  3. Развитие навыков работы с клавиатурой и мышью
  4. Развитие умения самостоятельно добывать знания
  5. Развитие умения пользоваться полученными знаниями

Также исходя из образовательного стандарта:

Учащиеся должны  знать:

  • назначение и основные возможности электронных таблиц
  • основные объекты табличного документа
  • типы данных электронной таблицы
  • основные технологические приемы работы в среде табличного процессора
  • понятие ссылки, назначение относительных и абсолютных ссылок
  • правила записи формулы и функции
  • правило изменения ссылок в формулах при копировании
  • типы диаграмм и их объекты

Учащиеся должны  уметь:

  • создавать, редактировать и форматировать табличный документ
  • вводить текст, числа и формулы в ячейки таблицы
  • выделять ячейки, изменять размеры и шрифты, выравнивать символы
  • сортировать список
  • выполнять вычисления по формулам
  • использовать в формулах относительные и абсолютные ссылки
  • создавать и редактировать диаграммы и графики

Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с методической литературой. В методической литературе даются рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов работы и по всем другим вопросам, связанным с выполнением учебных задач на уроках Информатики.

Рассмотрим основные учебно-методические пособия и комплекты  по информатике, в которых рассматривается тема «Обработка числовой информации»

УМК «Информатика. 10-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний». Авторы И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер.

Данный курс ориентирован на старшие классы общеобразовательных средних школ. Курс состоит из двух разделов: теоретического и компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим разделам осуществляется параллельно.

Тема «электронные таблицы» рассматривается в главе «Математическое моделирование в планировании и управлении».

Электронные таблицы рассматриваются как популярное средство информационных технологий, предназначенное для организации табличных вычислений на компьютере.  Особое внимание уделяется изучению статистических данных, построению регрессионных моделей с помощью табличного процессора, использованию MS Excel для решения задач оптимального планирования.

УМК «Информатика и ИКТ. СПб.: Питер» Под редакцией Макаровой Н.В.

В основу курса заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе.

Раздел «Освоение среды табличного процессора Excel» посвящен освоению базового инструментария среды табличного процессора. Основное внимание в этом разделе уделяется формированию знаний и умений по работе с формулами: правилами записи; использованию разных видов ссылок; использованию логических и математических функций.

Методическое пособие «Практические работы по MS Excel. М.: БИНОМ» Автор Богомолова О.Б.

Основная цель методического пособия – научить учащихся решать жизненно важные задачи. В данном пособии представлены 11 практических работ, которые помогут учащемуся понять необходимость изучения электронных таблиц и их практическое применение. Все задания в данном пособии имеют единый стиль. Описание каждой практической работы состоит из следующих разделов:

  1. Задание для ученика:
  • Назначение таблицы;
  • Входные данные
  • Выходные данные
  • Задание на графическое представление данных (построение диаграммы)
  • Комментарии к работе
  1. Материал для учителя:
  • Формулы для получения выходных данных
  • Итоговая таблица
  • Диаграммы

Практические работы можно применять при объяснении нового материала.


Глава 2. Методика преподавания темы: «Обработка числовой информации»

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам является урок.

Учащиеся, воспринимая новый материал на уроке, стремятся понять его, увязать с уже известным, найти ему применение. Всестороннее развитие подрастающего поколения не сводится только к приобретению какой-то ограниченной суммы знаний, умений и навыков. Учащийся может достаточно глубоко и прочно усвоить программу, но не иметь желания и умения изучать новое, расширять круг познания. Однако образование не заканчивается вместе с окончанием обучения. Чтобы не отстать от жизни, человек должен непрерывно учиться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, изменять сами условия. Для этого нужно уметь добывать знания самостоятельно. Навыки же самостоятельной работы не появляются сами собой — они формируются в процессе обучения.

Уроки могут быть направлены на ознакомление учащихся с новым материалом, закрепление знаний, выработку и закрепление умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний, проверку знаний; в ряде случаев урок может иметь несколько целей.

Разрабатывая классификацию уроков по основной дидактической цели занятий, можно выделить следующие типы уроков:

  • урок усвоения новых знаний;
  • урок усвоения  навыков  и умений;
  • урок применения знаний, навыков и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений;
  • комбинированный урок.

Для каждого типа урока указана структура, в которой центральное место отводится основной цели урока. Так, для урока усвоения новых знаний центральным будет восприятие и первичное осознание учащимися нового материала; осмысление объективных связей и отношений в изучении материала и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений, обобщение и систематизация знаний. Для урока обобщения и систематизации центральным в структуре будет обобщение отдельных фактов, событий, явлений, повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы положений и ведущих идей науки.

 Следует иметь в виду и то, что структура урока не остается неизменной: она зависит не только от цели урока, но и от конкретного содержания материала, степени подготовленности учащихся, места данного урока в системе темы или курса. Кроме того, отдельные структурные элементы урока нередко переплетаются между собой, накладываются друг на друга, создавая при этом некоторую новую структуру.

Особенностью курса информатики является систематическая работа учащихся с ЭВМ. Компьютер со всеми его возможностями выступает в двух ролях: как предмет изучения и как техническое средство обучения. Из чего можно выделить виды организации урока – демонстрация, фронтальная лабораторная работа и практикум.

Использование на уроках персональных компьютеров, новых информационных технологий дают возможность педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, обеспечивают активное и комплексное изучение явлений действительности. Методика обучения информатики предполагает организацию учебного процесса на основе систематической работы учащихся с компьютером как средством обучения.

Прежде чем приступить к изучению темы «Обработка числовой информации»  и успешно ее освоить, необходимо, чтобы учащиеся имели определенный багаж знаний, без которых невозможно усвоить требуемый минимум знаний данного раздела курса.

Учащиеся должны уметь работать с «мышью» и клавиатурой, знать назначение основных устройств компьютера, а также:

  •  Как запустить программу в системе Windows
  •  Оконный интерфейс
  •  Что такое пиктограмма
  • Что такое файл
  • Что такое меню и как с ним работать
  • Что такое контекстное меню
  • Как завершить работу с программой в Windows
  • Работать с редактором Word для Windows
  • Редактировать текст, изменять шрифт и стили в готовом тексте
  • Работать с выделенными фрагментами
  • Открывать и сохранять файлы с документами

Основные понятия

После изучения данной темы у учащихся должен сформироваться определенный объем знаний по данному разделу курса.

Учащиеся должны научиться:

  1. Работать с программой Excel для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов
  2. Создавать и редактировать простую таблицу
  3. Вводить данные разного типа в ячейки электронной таблицы
  4. Выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.
  5. Работать со ссылками на данные: абсолютной, относительной, смешанной и их использовать в расчетах.
  6. Использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.
  7. Выполнять операции по созданию графиков и диаграмм на основе введенных в таблицу данных;
  8. Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление

Методы, средства и приемы обучения

При изучении темы «Обработка числовой информации» можно использовать такую форму урока как практическое занятие, так как она готовит учащихся к учебе в высших учебных заведениях, приучает к большей самостоятельности.

Данная форма работы позволяет:

- получить практические навыки работы на ЭВМ

- закрепить полученные знания на практике

- индивидуально работать со слабыми учащимися

- самостоятельно работать сильным учащимся

- решать трудности, возникающие у учащихся при работе на ЭВМ сразу.

Информация в разработке раздела «Технология обработки числовой информации» не разбита на конкретные уроки. Следовательно, обучаемому предоставляется возможность продвигаться вперед самостоятельно в зависимости от степени его подготовленности или вернуться к тому месту, где материал показался затруднительным. Это главный принцип личностно-ориентированного подхода в обучении.

В обучении информатике учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентировонного обучения информатике предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность предметного содержания заданий, но и различные приемы их выполнения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем организации самостоятельного поиска.

Каждая практическая работа включает в себя (Приложение 1):

  • теоретический материал,
  • задание для выполнения с подробным описанием технологии выполнения данного задания,
  • самостоятельная работа для закрепления полученных знаний и навыков.

Для изучения работы с электронной таблицей Excel рассмотрены конкретные примеры, реализованные несколькими способами. Работа над конкретными таблицами предполагает, что успешно освоившие материал обучаемые окажутся впереди среднеуспевающих. Для них есть возможность отработать за ПК задания для самостоятельного исполнения.

Для активизации познавательной деятельности в данной теме необходимо применять:

  • Тесты (Приложение 2)
  • Разгадывание кроссвордов (Приложение 3)
  • Учебное домино (Приложение 4)
  • Составление кроссвордов, домино по данной теме

Для активации познавательной деятельности также можно проводить игровые уроки, либо устраивать различные внеклассные мероприятия.

Если смотреть с точки зрения структуры организации учебного процесса, то контроль знаний – составная часть учебного процесса. С другой стороны контроль есть выяснение и сравнение результатов учебной деятельности по этой теме. Контролировать надо эффективно, с применением различных технических средств.

На практических занятиях кроме фронтального опроса можно также провести тестирование.

Большой практический интерес у учащихся также вызывает разгадывание кроссвордов, ребусов.

Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной, практической) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.

Используемые программные средства.

При изучении табличного процессора Excel основными программными средствами являются операционная система Microsoft Windows и сам табличный процессор Excel.


Заключение

Электронные таблицы в настоящее время стали неотъемлемой частью программного обеспечения персональных компьютеров. Это объясняется большим набором функций для работы с данными, простотой освоения и работы.

Электронные таблицы позволяют автоматизировать процесс обработки информации, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде (графики, диаграммы). В настоящее время, когда пользователь все больше обращает внимание на оперативность, наглядность предоставляемой информации, а для инженерно – технических работников все важнее становится обработка и хранение больших объемов данных, играют большую роль такие функции табличного процессора, как составление списков, сводных таблиц, возможность использования формул, копирование данных, форматирование и оформление, анализ и предоставление данных с помощью диаграмм и сводных таблиц, извлечение информации из внешних баз данных, обеспечение безопасности.

В данной работе с учетом материально-технического обеспечения компьютерного класса и гигиенический требований к видеодисплейным терминалам разработана технологическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel. Цель этих работ — на конкретных практических примерах познакомить учащихся с определенным классом задач, которые успешно решаются с помощью электронных таблиц и дать навыки практической работы с Excel. Что позволит заложить фундамент для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей Excel и успешно использовать пакет в учебной и профессиональной деятельности.

 Все задания должны выполнятся последовательно, что позволит приобрести и закрепить навыки работы в Excel. На этапе начального знакомства с Excel подробно описывается способ выполнения каждого задания, учащиеся должны выполнять многие задания самостоятельно опираясь на ранее приобретенные знания.


Используемая литература

  1.  «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ», под ред. Макаровой Н.В., СПб.: Питер, 2008
  2.  «Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий», под ред. Макаровой Н.В СПб.: Питер, 2008
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., «Информатика 11 класс», М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002
  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., «Информационные системы и модели», М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005
  5. Богомолова О.Б. «Практические работы по MS Excel на уроках информатики», М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2004
  6. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2004
  7. Кузнецов А.А., Информатика. Тестовые задания – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006

Приложение 1

Табличный процессор Microsoft Excel .

Основные понятия. Ввод данных в таблицу.  

Довольно часто обрабатываемую информацию приходиться представлять в виде таблиц. При этом часть ячеек таблицы содержит  исходную или первичную информацию, а часть – производную. Производная информация является результатом различных арифметических или иных операций, совершаемых над первичными данными.

Для решения задач, которые можно представить в виде таблиц, разработаны специальные пакеты программ, называемые электронными таблицами или табличными процессорами.

Электронные таблицы ориентированы, прежде всего, на решение экономических задач. Однако, с помощью них можно решать и инженерные задачи.

Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 15 лет.

В 80 – х годах в нашей стране большое распространение получили табличные процессоры Lotus 1-2-3 фирмы Lotus Development и SuperCalc фирмы Computer Associates, работавшие с MS DOS в текстовом режиме.

На современных машинах чаще применяются более совершенные программы обработки электронных таблиц, работающие  в графическом режиме под управлением Windows. Особенно популярны Microsoft Excel.

Программа MS Excel входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц под управлением Windows.

Документом  (объектом обработки) MS Excel является файл с произвольным именем и расширением .XLS. (MS Word создает файл с произвольным именем и расширением .DOC).

В терминах Excel файл называется рабочей книгой. В каждом файле может содержаться от 1 до 255 электронных таблиц. Электронная таблица называется рабочим листом, мы будем работать с одной таблицей, поэтому для нас “электронная таблица” и “рабочий лист” одно и то же.

Электронная таблица Excel состоит из 16384 строк и 256 столбцов. Строки нумеруются целыми числами от 1 до 16384, а столбцы – латинскими буквами A,B,C,…,AA,BB,… .

На пересечении столбца и строки располагается структурный элемент таблицы – ячейка. 

В любую ячейку таблицы можно ввести исходные данные: число или текст, а также формулы для расчета производной информации.

Для указания на конкретную ячейку используется адрес, который состоит из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка. Например А1, С4.

Командное меню и настройки электронной таблицы.

    В основном меню электронной таблицы расположены команды, с помощью которых осуществляется настройка электронной таблицы и основных процедур обработки информации с ее помощью. В командной строке основного меню помещаются команды: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Данные, Окно, Справка.

        Меню Файл содержит команды:

  • Создать (создать новую пустую книгу электронной таблицы).
  • Открыть (открывает имеющуюся на диске рабочую книгу).
  • Закрыть (удаляет с экрана содержимое рабочего листа, оставляя основное меню).
  • Сохранить (сохраняет рабочую книгу, имеющую соответствующее имя, формируя его автоматически или оставляя ранее указанное наименование).
  • Сохранить как (позволяет сохранить книгу под новым именем).
  • Свойства (выводит на экран монитора информацию об открытой книге).
  • Параметры страницы (позволяет установить параметры печати рабочего листа электронной таблицы).
  • Область печати (задает или убирает выделенную область печати).
  • Предварительный просмотр (позволяет увидеть на экране монитора содержимое рабочего листа книги в различном масштабе изображения).
  • Печать (организация печати рабочего листа).
  • Выход (закрывает работу с программным продуктом Excel).
  • Отправить (позволяет передать любую информацию из среды Excel как сообщение телекоммуникационными средствами. Команда по маршруту призвана создавать новый маршрут передачи данных. Команда Папка Exchange предназначена для организации выдачи данных из электронной таблицы Excel  в любую информационную службу, доступную через Exchange).  

 Меню Правка содержит команды:

  • Отменить (отменяет последнее изменение в рабочем листе).
  • Вернуть (обеспечивает возврат отмененного последнего изменения в рабочем листе).
  • Вырезать (перемещает выделенный элемент из рабочего листа в буфер обмена с изъятием  этого элемента из рабочего листа).
  • Копировать (помещает копию выделенного элемента в рабочем листе в буфер без изменения содержания рабочего листа).
  • Вставить (помещает содержимое буфера обмена в рабочий лист).
  • Специальная вставка (помещает часть содержимого буфера обмена в рабочую таблицу с определенными параметрами).
  • Очистить (раскрывает подменю Очистить, для выполнения очистки всего, форматов, содержимого, примечания в выделенном блоке).
  • Удалить (удалить ячейки, столбец или строку).
  • Удалить лист (удаляет рабочий лист из книги).
  • Переместить/скопировать (переместить содержимое листа в другую книгу или перед листом, создать копию листа).
  • Найти (организует поиск информации или формул по ячейкам).
  • Заменить (обеспечивает поиск и замену элементов электронной таблицы).
  • Перейти (переход на различные листы, переход в окна прокрутки изображения и содержимого листов).
  • Связи (описание, обновление и изменение связей выделенных объектов рабочих листов).
  • Объект (связывание и внедрение различных элементов рабочих листов и внешних импортируемых).

Меню Вид содержит команды:

  • Строка формул (удаляет или выводит строку формул в экранное меню листа электронной таблицы).
  • Строка состояния (удаляет или выводит строку состояния в нижнюю часть экранного меню листа после строки с нумерацией листов).
  • Панели инструментов (выводит или удаляет  соответствующие строки панели инструментов для работы настройки работы средств Excel).
  • Во весь экран (управляет равномерностью изображения, выводимого на экран).
  • Масштаб (масштабирует размер листа в зависимости от размера листа Excel).

Меню Вставка содержит команды:

  • Ячейки (обеспечивает вставку ячеек).
  • Строка (обеспечивает вставку строки).
  • Столбец (обеспечивает вставку столбца).
  • Лист (обеспечивает вставку нового листа).
  • Диаграмма (вставка диаграммы).
  • Макрос (вставка макроса).
  • Разрыв страницы (вставка признака разрыва страницы)0.
  • Функция (вставка функции).
  • Имя (вставка имени элемента электронной таблицы – строки, столбца и др.).
  • Примечание (вставка примечания в виде текстового материала в ячейку таблицы).
  • Рисунок (вставка графических материалов в виде файлов).
  • Объект  (вставка различной аудио- и видеоинформации, графики и др.).

Меню Формат содержит команды:

  • Ячейка (открывает подменю форматирования ячеек).
  • Строка (открывает подменю для форматирования высоты строки, скрыть или показать содержание строки).
  • Столбец (открывает подменю для форматирования размеров столбца, скрыть или показать содержание столбца).
  • Лист (переименовать лист, скрыть или показать его содержание).
  • Автоформат (позволяет осуществить автоматическое форматирование всего листа или его элементов по заранее известным шаблонам).
  • Стиль (позволяет формировать материалы электронных таблиц в регламентированных стилях).

Меню сервис содержит команды:

  • Орфография (открывает подменю орфографии).
  • Зависимости (открывает подменю для форматирования зависимостей, описываемых с помощью языковых средств электронных таблиц, их контроля и поиска ошибок).
  • Автозамена (включает автоматическую замену в текстовой информации).


Меню Данные содержит команды:

  • Сортировка (открывает диалоговое окно для выполнения процедур        сортировки  по возрастанию или убыванию).
  • Фильтр (средства отбора элементов рабочего листа по заданным критериям).
  • Форма (средства создания форм для ввода информации).
  • Итоги (средства подведения итогов в электронных таблицах).
  • Таблица подстановки (меню для организации подстановки в строки и столбцы электронной  таблицы).
  • Текст по столбцам (средства мастеров текстов).
  • Консолидация (средства объединения данных из личных книг).
  • Группа и структура (средства перегруппирования элементов электронной таблицы и разработки структурной схемы вычислений).
  • Сводная таблица (средства создания сводных таблиц на основе информации электронных таблиц и внешних источников данных).
  • Обновить данные (средства обновления внешних данных и элементов электронных таблиц).

Меню Окно содержит команды:

  • Новое (открывает новое окно активной электронной таблицы).
  • Расположить (определяет порядок отображения окон таблиц на экране).
  • Скрыть (реализует закрытие содержание книги).
  • Отобразить (снимает запрет на закрытие содержания книги и отображает его на экране).
  • Разделить (средства разделения содержания рабочего листа на ряд частей).
  • Закрепить область (служит для закрепления заголовков столбцов при прокрутке отображения содержимого электронной таблицы).
  • Книги (сообщение обо всех открытых рабочих книгах).

Запуск Excel.

Пуск - Программы - Microsoft Excel или через пиктограмму на рабочем столе в результате запуска на экране откроется первый лист новой книги


Практическая работа №1  «Назначение и интерфейс MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь: 

  1. Запускать электронные таблицы;
  2. Познакомитесь с основными понятиями: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;
  3. Познакомитесь с командным меню
  4. Научитесь вводить данные в ячейку;
  5. Научитесь выделять целиком строки, столбцы, несколько ячеек, расположенных рядом, выделять таблицу целиком.

Задание: Познакомиться с основными элементами окна MS Excel. После выполнения работы заполнить контрольный лист и сдать работу преподавателю.

Технология выполнения задания: 

  1. Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.
    Одна из ячеек выделена (обрамлена черной рамкой). Как выделить другую ячейку? Достаточно щелкнуть по ней мышью, причем указатель мыши в это время должен иметь вид светлого креста.
    Попробуйте выделить различные ячейки таблицы. Для перемещения по таблице воспользуйтесь полосами прокрутки.
  2. Для того чтобы ввести текст в одну из ячеек таблицы, необходимо ее выделить и сразу же (не дожидаясь появления столь необходимого нам в процессоре Word текстового курсора) "писать".

Введите в любую выделенную (активную) ячейку сегодняшний день недели, например: Среда.
Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено название дня недели.
Щелкните мышью по заголовку строки (ее номеру).
Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено название дня недели. 
Щелкните мышью по заголовку столбца (его имени).

  1. Основным отличием работы электронных таблиц от текстового процессора является то, что после ввода данных в ячейку, их необходимо зафиксировать, т.е. дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку.

Зафиксировать данные можно одним из способов: 

  • нажать клавишу {Enter};
  • щелкнуть мышью по другой ячейке;
  • воспользоваться кнопками управления курсором на клавиатуре (перейти к другой ячейке).

Зафиксируйте введенные вами данные. Выделите ячейку таблицы, содержащую день недели, и воспользуйтесь кнопками выравнивания абзацев. Каким образом происходит выравнивание? Сделайте вывод!

  1. Вы уже заметили, что таблица состоит из столбцов и строк, причем у каждого из столбцов есть свой заголовок (А, В, С...), и все строки пронумерованы (1, 2, 3...). Для того, чтобы выделить столбец целиком, достаточно щелкнуть мышью по его заголовку, чтобы выделить строку целиком, нужно щелкнуть мышью по ее заголовку.
    Выделите целиком тот столбец таблицы, в котором расположено введенное вами название дня недели.
    Каков заголовок этого столбца?
    Выделите целиком ту строку таблицы, в которой расположено введенное вами название дня недели.
    Какой заголовок имеет эта строка?
    Определите сколько всего в таблице строк и столбцов?
    Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
    Внимание!!! Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ - конец столбцов или Ctrl+↓ - конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы - Ctrl+Home.
    Выделите всю таблицу.
    Воспользуйтесь пустой кнопкой.
  2. Выделите ту ячейку таблицы, которая находится в столбце С и строке 4.
    Обратите внимание на то, что в Поле имени, расположенном выше заголовка столбца А, появился адрес выделенной ячейки С4. Выделите другую ячейку, и вы увидите, что в Поле имени адрес изменился.
    Выделите ячейку D5; F2; А16.
    Какой адрес имеет ячейка, содержащая день недели?
  3. Определите количество листов в Книге1. Вставьте через контекстное меню Добавить–Лист два дополнительных листа. Для этого встаньте на ярлык листа Лист 3 и щелкните по нему правой кнопкой, откроется контекстное меню выберите опцию Добавить и выберите в окне Вставка Лист. Добавлен Лист 4. Аналогично добавьте Лист 5. Внимание! Обратите внимание на названия новых листов и место их размещения.
    Измените порядок следования листов в книге. Щелкните по Лист 4 и, удерживая левую кнопку, переместите лист в нужное место.
  4. Установите количество рабочих листов в новой книге по умолчанию равное 3. Для этого выполните команду Сервис–Параметры–Общие. 
  5. Закройте документ, щелкнув по кнопке Закрыть (внутренний крестик) на вопрос о сохранении документа, выберите НЕТ. Выйдите из окна приложения: Файл – Выход. Также завершить работу с программой можно любым из стандартных способов:

-  Файл - Сохранить …

        -  Файл - Сохранить как …

 

 


Практическая работа №2 «Ввод данных и формул в ячейки электронной
таблицы MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь: 

  • Вводить в ячейки данные разного типа: текстовые, числовые, формулы.

В любую ячейку электронной таблицы можно ввести:

1)       число;

2)       формулу;

3)       текст

 

1)Число: набирается последовательность цифр, знак “+” или “-“ в начале числа или “.” как разделитель целой и дробной части. Например:

257

-145.5

+48.89

4.5Е+04=4.5*10 =45000

 

2)Формула: начинается со знака =. В формулу могут входить числа, адреса ячеек, функции, соединенные знаками арифметических операций:

+ сложение

 - вычитание

 * умножение

 / деление

Например:  =A2+C3*F7

 

3)Текст: если набранная последовательность в представлении Excel не является ни числом ни формулой, то это текст. Например:

14.2 – число

14,2 – текст

=А1+А2 – формула

А1+А2 – текст

Если вводимый в ячейку текст превышает ширину столбца:

1) следующие ячейки пустые – визуально текст накроет эти ячейки;

2) в следующих ячейках есть данные – правая часть текста скроется за ячейками.

Задание: Выполните в таблице ввод необходимых данных и простейшие расчеты по данным.

Технология выполнения задания: 

  1. Запустите программу Microsoft Excel.
  2. В ячейку А1 Листа 2 введите текст: "Год основания ПУ". Зафиксируйте данные в ячейке любым известным вам способом.
  3. В ячейку В1 введите число – год основания ПУ (1978)
  4. В ячейку C1 введите число – номер текущего года.

Внимание! Обратите внимание на то, что в MS Excel текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа и даты – по правому краю.

  1. Выделите ячейку D1, введите с клавиатуры формулу для вычисления возраста училища: = C1- B1

Внимание! Ввод формул всегда начинается со знака равенства «=». Адреса ячеек нужно вводить латинскими буквами без пробелов. Адреса ячеек можно вводить в формулы без использования клавиатуры, а просто щелкая мышкой по соответствующим ячейкам.

  1. Удалите содержимое ячейки D1 и повторите ввод формулы с использованием мышки. В ячейке D1 установите знак «=», далее щелкните мышкой по ячейке C1, обратите внимание адрес этой ячейки появился в D1, поставьте знак «–» и щелкните по ячейке B1, нажмите {Enter}.
  2. Измените ширину столбца А, перетащив мышью правый разделитель в заголовке столбца или дважды щелкнув по разделителю столбца. Для изменения ширины столбца используют также команды меню Формат – Столбец – Ширина – Автоподбор ширины или Стандартная ширина.
  3. Измените высоту строки 2 с помощью мыши и сделайте ее равной 30 пт . Верните первоначальную высоту строки (12,75 пт) .
  4. Перейдите в строку 5. С помощью команд меню Формат – Строка – Высота строки измените высоту строки 5 до 40 пт. Верните высоту строки, используя команду Автоподбор высоты. 
  5. В ячейку А2 введите текст "Мой возраст". 
  6. В ячейку B2 введите свой год рождения.
  7. В ячейку С2 введите текущий год.
  8. Введите в ячейку D2 формулу для вычисления Вашего возраста в текущем году (= C2- B2).
  9. Выделите ячейку С2. Введите номер следующего года. Обратите внимание, перерасчет в ячейке D2 произошел автоматически.
  10. Определите свой возраст в 2025 году. Для этого замените год в ячейке С2 на 2025. 
  11. Очистите содержимое ячеек командой Правка – Очистить – Все. 

Упражнение: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?

Наименование

Цена в рублях

Количество

Стоимость

1

Хлеб

9,6

2

=С2*D2

2

Кофе

2,5

5

=С3*D3

3

Молоко

13,8

2

=С4*D4

4

Пельмени

51,3

1

=С5*D5

5

Чипсы

2,5

1

=С6*D6

Технология выполнения упражнения:
o  В ячейку А1 вводим “№”
o  В ячейки А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8 вводим “1”, “2”, “3”, “4”, “5”
o  В ячейку В1 вводим “Наименование”
o  В ячейку С1 вводим “Цена в рублях”
o  В ячейку D1 вводим “Количество”
o  В ячейку Е1 вводим “Стоимость” и т.д.
o  В столбце “Стоимость” все формулы записываются на английском языке!
o  В формулах вместо переменных записываются имена ячеек.
o  После нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления
После выполнения работы получаем:

Наименование

Цена в рублях

Количество

Стоимость

1

Хлеб

9,6

2

19,2

2

Кофе

2,5

5

12,5

3

Молоко

13,8

2

27,6

4

Пельмени

51,3

1

51,3

5

Чипсы

2,5

1

25

 

 

 

Итого

135,6


Ответ: на чипсы 130 рублей не хватит.

Выполненную работу покажите преподавателю.

Вывод.

1)       Фактически мы составили небольшую программу, которую можно использовать для многократных расчетов

2)       Если изменить одно или несколько исходных данных, все суммы изменяться автоматически.

3)       Более того, можно модифицировать структуру таблицы, например добавить или удалить наименование продукта, изменить цену или количество продукта формулы в итогах будут изменены автоматически.

Самостоятельная работа:

1.Создайте таблицу своих расходов в течение недели, аналогичную таблице:

Расходы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Общий итог

Проезд

Буфет

Канц. товары

Книги

Итого

2. Вычислите итоговое значение по каждой статье расходов и по каждому дню недели.

3. Формат ячеек, в которые вводятся числа, выбрать денежный

Сохраните таблицу в своей папке.

Практическая работа №3 «Выделение областей в электронной
таблице MS Excel. Создание и редактирование табличного документа»


Выполнив задания этой темы, вы научитесь: 

  • выделять ячейки, строки, столбцы, блоки и листы.
  • Создавать и заполнять данными таблицу;
  • Форматировать и редактировать данные в ячейке;
  • Использовать в таблице простые формулы;
  • Копировать формулы в другое место.
  • Форматировать и оформлять таблицу

Таблицы в Microsoft Excel можно обрамить рамкой и заполнить различными цветами. Для обрамления необходимо:

  • выделить ячейки, которые необходимо обрамить;
  • в меню Формат выбрать команду Ячейки;
  • выбрать вкладыш Граница (рис.1);
  • в поле тип линии выбрать тип линии рамки;
  • в списке цвет – цвет линии;
  • для обрамления выделенных ячеек извне следует щелкнуть кнопку внешние;
  • для обрамления внутренних границ ячеек следует щелкнуть кнопку внутренние;
  • для снятия обрамления выделенных ячеек следует щелкнуть кнопку нет;
  • с помощью группы кнопок Отдельные можно устанавливать и убирать отдельные линии; это также можно делать щелчком мыши в образце обрамления, представленного в окне;
  • щелкнуть ОК.

Создавать рамки можно также с помощью скрытого списка Границы -

  • выделить ячейки, которые необходимо обрамить;
  • щелкнуть на стрелке рядом с кнопкой Границы;
  • выбрать тип обрамления в палитре рамок.

Выбранный тип обрамления можно применить и для других ячеек, выделив эти ячейки и щелкнув на кнопке Границы. Для удобства использования палитру рамок можно вытянуть за заголовок с панели инструментов.

Элементы таблицы можно заштриховать различным цветом и узорами:

  • выделить ячейки;
  • выбрать в меню Формат команду Ячейки;
  • выбрать вкладыш Вид;
  • в палитре цветов выбрать цвет (в рамке Образец будет представлен образец с выбранными параметрами);
  • в списке Узор выбрать узор;
  • щелкнуть кнопку ОК.

Для оформления элементов таблицы различными цветами можно использовать панель инструментов Форматирование:

  • выделить нужные ячейки;
  • для изменения цвета фона щелкнуть по стрелке рядом с кнопкой  и в палитре цветов выбрать цвет;
  • для изменения цвета символов щелкнуть по стрелке рядом с кнопкой  и выбрать цвет.

Задание 1: Познакомиться со способами выделения основных элементов MS Excel.

Технология выполнения задания: 

  1. Создайте новый документ (рабочую книгу) и сохраните его в своей папке в виде файла с именем Table (команда Файл – Сохранить как).
  2. Опробуйте различные способы выделения фрагментов электронной таблицы.

Внимание! Способы выделения фрагментов электронной таблицы:

Объект выделения

Техника выполнения операции

Задание

1

Ячейка

Щелкнуть мышью по ячейке

Выделите ячейку C21

2

Строка

Щелкнуть мышью по соответствующему номеру в заголовке строки

Выделите строку 15

3

Столбец

Щелкнуть мышью по соответствующему номеру (букве) в заголовке столбца

Выделите столбец E

4

Блок (диапазон)
смежных ячеек

1.  Установить курсор в начало выделения (в левой верхней ячейки выделяемого блока). Нажать левую клавишу мыши. Протащить курсор, закрашивая область выделения (смещать указатель к правому нижнему углу выделяемого блока).
2.  Щелкнуть мышью по крайней ячейке выделяемого блока, нажать клавишу Shift и щелкнуть мышью по противоположной крайней ячейке.

Выделите блок E5:J14

5

Блок (диапазон)
несмежных ячеек

Выделить блок смежных ячеек. Нажать клавишу Ctrl. Выделить следующий блок ячеек.

Выделите блок A5:B9 и D3:F6

  1. Сделайте активным Лист 2, щелкнув по его ярлычку.
  2. Выделите с помощью мыши ячейку С6. Вернитесь в ячейку А1 с помощью клавиш перемещения курсора.
  3. Сделайте текущим (активным) Лист 5. Удалите Лист 5 с помощью контекстного меню.
  4. Вставьте новый лист с помощью команды главного меню Вставка–Лист. Обратите внимание, что название нового листа Лист 6. 
  5. Переименуйте Лист 6 в Лист 5 и с помощью мыши переместите его ярлычок после ярлычка Листа 4 (Для этого захватите, удерживая нажатой левую кнопку мыши, и перенесите лист в необходимое место).
  6. Вернитесь к Листу 1. С помощью контекстного меню присвойте ему имя Таблица. 
  7. Перейдите к Листу 2. Выделите строку 3. Отмените выделение, щелкнув по любой невыделенной ячейке левой клавишей мыши.
  8. Выделите столбец D. 
  9. Выделите вместе столбцы B, C, D. Отмените выделение.
  10. Выделите диапазон ячеек (блок) C4: F9 с помощью мышки. Отмените выделение.
  11. Выделите блок A2: E11 при нажатой клавише Shift. 
  12. Выделите одновременно несмежные блоки A5: B5, D3: D15, H12, F5: G10.
  13. Закройте документ, щелкнув по кнопке Закрыть (внутренний крестик) на вопрос о сохранении документа, выберите НЕТ.


Задание 2: Создайте таблицу, содержащую расписание движения поездов от станции Нью-Васюки до станции Новобобановск. Общий вид таблицы «Расписание» отображен на рисунке.

Технология выполнения задания: 

  1. Создайте новую книгу Excel.
  2. Заполните таблицу в соответствии с образцом, приведенным на рисунке. Для этого выполните следующие действия:
    •   выберите ячейку
    А1 (щелкните по ней левой кнопкой мыши) куда будете вводить текст;
    •   наберите текст и нажмите клавишу
    Enter;
    •   заполните
    столбец А;


Внимание! Текст в ячейках выравнивается по левому краю, а числа – по правому!
•   Выберите ячейку
 В1, наберите текст по образцу рисунка. Заполните столбец В. Текст столбца А закрывается столбцом В, не пугайтесь и оставьте все, как есть, далее мы все отформатируем.
•   Заполните
столбец С.

  1. Выровняйте ширину столбца А так, чтобы был виден весь текст, помещенный в ячейки. Для этого выполните следующие действия:

С помощью мыши: 
•   Подведите указатель мыши к верхней строке таблицы, где размещены заголовки столбцов (буквы), установите указатель на границе (черте) ячейки А, так чтобы указатель изменился на черную вертикальную черту с двусторонней горизонтальной стрелкой
; Два раза щелкните кнопкой мыши по разделительной черте, в результате чего ширина столбца выровняется по размещенной в нем самой длинной строке (название станции).
•   Можно добиться того же самого, если нажать левую кнопку мыши и удерживая протащить границу столбца вправо или влево.

Через главное меню: 
•   Выделите столбец А, щелкнув мышью по его заголовку;
•   Выполните команду основного меню
Формат – Столбец – Автоподбор ширины;
•   Аналогично выровняйте ширину столбцов
В и С.

  1. Отредактируйте название станции в ячейке А3. Для этого выполните следующие действия:

•   Выберите ячейку А3;
•   Для перехода в режим редактирования нажмите клавишу
F2 замените слово «Малая» на «Великая» и нажмите клавишу Enter.
•   Выберите ячейку
А5, щелкните по ней левой кнопкой мыши дважды и замените «Великомышкино» на «Нижнее Мышкино»
•   Выберите ячейку
А4 зайдите в строку формул и замените «Нужино» на «Ненужино».

  1. Отформатируйте таблицу по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, шрифта

  1. Сохраните таблицу в своей папке под именем Поезд

Ответьте письменно на следующие вопросы: 

  1. Как определяется адрес ячейки?
  2. Перечислите три способа выравнивания ширины столбца.
  3. Перечислите три способа редактирования данных, введенных в ячейку.

Работы сдайте на проверку.

Внимание! Проверьте, правильно ли вы задали имя файлу, с которым работали практически.

Секреты выравнивания ячеек, столбцов, строк

В вышеизложенном практикуме, мы выравнивали разными способами столбцы по содержимому в ячейках, предположим что нам надо выровнять все столбцы в таблице так, чтобы все столбцы были одинаковы по размеру.

Это можно сделать очень легко и просто. Для этого выделяем нужное количество столбцов и регулируем размер любого из них (это может быть и крайний, и расположенный в центре). Вот и всё, остальные приняли размер того столбца, который Вы подправили.

Со строками дело обстоит точно также.


Задание 3: Дополните таблицу «Расписание» расчетами времени стоянок поезда в каждом населенном пункте. Вычислите суммарное время стоянок, общее время в пути, время, затрачиваемое поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

Технология выполнения задания: 

  1. Запустите табличный процессор Excel.
  2. Откройте документ из своей папки Поезд
  3. Переместите столбец «Время отправления» из столбца С в столбец D. Для этого выполните следующие действия:
    •  Выделите блок C1:C7; выберите команду
    Правка – Вырезать.
    •  Установите курсор в ячейку D1;
    •  Выполните команду
    Правка - Вставить;
    •  Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.;
  4. Введите текст «Стоянка» в ячейку С1. Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.
  5. Создайте формулу, вычисляющую время стоянки в населенном пункте. Для этого выполните следующие действия:
    •  Выберите ячейку С3;
    •  Наберите знак «=»;
    •  Для ввода адреса ячейки, содержащей необходимое значение, щелкните левой кнопкой по ячейке D3;
    •  Наберите на клавиатуре «-»;
    •  Введите адрес ячейки В3, щелкнув по ней левой кнопкой мыши; в результате в строке формулы появится формула =D3-B3, нажмите клавишу
    Enter; и в ячейке С3 – результат вычисления по формуле.
  6. Необходимо скопировать формулу в блок С4:С7, используя маркер заполнения. Для этого выполните следующие действия:
    •  Вокруг активной ячейки имеется рамка, в углу которой есть маленький прямоугольник, ухватив его, распространите формулу вниз до ячейки С7.
  7. Введите в ячейку Е1 текст «Время в пути». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.
  8. Создайте формулу, вычисляющую время, затраченное поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому. Для этого выполните следующие действия:

    •  Выберите ячейку Е3;
    •  Наберите знак «=»;
    •  Введите адрес ячейки В3;
    •  Наберите на клавиатуре «-»;
    •  Введите адрес ячейки D2, в результате в строке формулы появится формула =B3-D2, нажмите клавишу
    Enter; и в ячейке E3 – результат вычисления по формуле.
    •  Заполните блок ячеек Е4:Е8, с помощью команд основного меню (
    Правка – Копировать и Правка – Вставить).
  9. Измените формат чисел для блоков С2:С9 и Е2:Е9. Для этого выполните следующие действия:
    •  Выделите блок ячеек С2:С9;
    •  Выполните команду основного меню
    Формат – Ячейки – Числовые форматы - Время и установите параметры (часы:минуты).
    •  Нажмите клавишу
    Enter.
  10. Вычислите суммарное время стоянок.
    •  Выберите ячейку С9;
    •   Щелкните кнопку
    Автосумма на панели инструментов;
    •   Подтвердите выбор блока ячеек С3:С8 и нажмите клавишу
    Enter.
  11. Введите текст в ячейку В9. Для этого выполните следующие действия:
    •   Выберите ячейку В9;
    •   Введите текст «Суммарное время стоянок». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.
  12. Удалите содержимое ячейки С3.
    •   Выберите ячейку С3;
    •   Выполните команду основного меню
    Правка – Очистить или нажмите Delete на клавиатуре;
    Внимание! Компьютер автоматически пересчитывает сумму в ячейке С9!!!
    •   Выполните команду основного меню
    Правка - Отменить или нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов.
  13. Введите текст «Общее время в пути» в ячейку D9.
  14. Вычислите общее время в пути. Для этого выполните следующие действия:
    •   Выберите ячейку Е9;
    •   Наберите знак «=»;
    •   Введите адрес ячейки В8, содержащей время прибытия в конечный пункт;
    •   Наберите на клавиатуре «-»;
    •   Введите адрес ячейки D2, содержащей время отправления.
    •   Нажмите клавишу
    Enter.
  15. Сохраните документ, нажав кнопку Сохранить на панели инструментов.

Ответьте  письменно на следующие вопросы: 

  1. Как выделить всю таблицу целиком?
  2. Как выделить целиком всю строку?
  3. Как выделить целиком весь столбец?
  4. Перечислите все известные вам способы копирования данных.
  5. Перечислите все известные вам способы удаления данных.

Работы сдайте на проверку


Практическая работа №4 «MS Excel. Ссылки»


Выполнив задания этой темы, вы научитесь: 

  • Выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.
  • Познакомитесь со ссылками на данные: абсолютной, относительной, смешанной и их использование в расчетах.
  • Научитесь использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.

В формулах Excel для осуществления связи с зависимыми ячейками используются абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Относительными ссылками являются имена ячеек, описываемых по умолчанию и автоматически меняющие свои значения при изменении адреса ячейки. Изменение осуществляется относительно смежных ячеек. Например, относительные ссылки имеют вид: А5, AS7 и т. д. При копировании ячейки А5 в ячейку справа, будет изменяться имя столбца, при копировании вверх или вниз будут изменяться значения номера строки. Аналогично происходит изменения и в диапазоне ячеек.

Абсолютная ссылка не меняет своего вида при копировании в другие ячейки. Этот процесс еще называют замораживанием. Для этого перед именем столбца и номером строки устанавливается значок $. Например: $А$5. Возможно сочетание абсолютной и относительной ссылки.

Смешанная ссылка закрепляет адрес ячейки по одному параметру и изменяет по другому. Закрепляемая часть обозначается значком $, другая часть без значка.

Задание. Заданы стоимость 1 кВт./ч. электроэнергии и показания счетчика за предыдущий и текущий месяцы. Необходимо вычислить расход электроэнергии за прошедший период и стоимость израсходованной электроэнергии.

Технология работы:

  1. Введите текст в строку 1.
  2. Введите текст в строку 3. Задайте фиксированную ширину строк. Выделите ячейки А3:Е3. Формат – Столбец – Ширина – 15.
  3. Выровняйте текст в ячейках. Выделите ячейки А3:Е3. Формат – Ячейки – Выравнивание: по горизонтали – по центру, по вертикали – по центру, отображение – переносить по словам.
  4. В ячейку А4 введите: Кв. 127, в ячейку А5 введите: Кв. 128. Выделите ячейки А4:А5 и с помощью маркера автозаполнения заполните нумерацию квартир по 157 включительно.
  5. Заполните ячейки B4:C6 по рисунку.
  6. В ячейку D4 введите формулу, указанную на рисунке. И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.
  7. В ячейку E4 введите формулу =D4*$B$1. И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

Обратите внимание!
При автозаполнении адрес ячейки B1 не меняется,
т.к. установлена абсолютная ссылка.

  1. В ячейке А35 введите текст «Статистические данные» выделите ячейки A35:B35 и щелкните на панели инструментов кнопку «Объединить и поместить в центре».

В ячейках A36:A39 введите текст, указанный на рисунке.

  1. Щелкнуть мышью по ячейке B36 и ввести математическую функцию СУММ, для этого необходимо щелкнуть в строке формул по знаку fx и выбрать функцию, а также подтвердить диапазон ячеек.
  2. Аналогично функции задаются и в ячейках B37:B39.
  3. Расчеты вы выполняли на Листе 1, переименуйте его в Электроэнергию.
  4. Сохраните результат своей работы в своей папке. Под именем: Петров_ссылки


Самостоятельная работа

Упражнение: 

Сформируйте таблицу как показано на рисунке.

Накладная 1

Курс доллара: 26.70

А

В

С

D

E

F

1

Наименование товара

Цена в $

Цена в руб.

Кол-во

Сумма в руб.

Сумма в $

2

Кофеварка

70

5

3

Магнитофон

400

4

4

Плеер

60

6

5

СВЧ печь

250

2

6

Телевизор

600

2

7

Тостер

100

3

8

Утюг

70

7

9

Фен

60

9

10

Холодильник

1000

1

11

Чайник

40

5

12

Произведите расчет цены и суммы в рублях и суммы в долларах

Рассчитайте итоговые суммы

При изменении курса доллара должен автоматически производиться полный перерасчет всех формул

Сохраните результат выполнения данного упражнения в своей папке под именем Накладная

Секреты выравнивания ячеек, столбцов, строк

В вышеизложенном практикуме, мы текст, который не вмещался в ячейку, размещали двумя способами:
1). Увеличение ее ширины.
2). Размещение текста в несколько строк (Формат - Ячейки – переносить по словам).
Но есть еще один быстрый способ. Он срабатывает при нажатии клавиш
ALT+ENTER. Перед этим необходимо в ячейке установить курсор мыши между теми словами, которые и должны разделиться по строчкам.


 

Практическая работа №5 «Создание графиков и диаграмм
средствами MS Excel»


Выполнив задания этой темы, вы научитесь: 

  • Выполнять операции по созданию графиков и диаграмм на основе введенных в таблицу данных;
  • Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление.

Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием, геометрических средств и называют диаграммой. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, график, круговые, точечные и т. д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представленных числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы:

Для построения диаграмм используется Мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент по отдельности. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда - это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.


Задание 1 : С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x–5. Где X принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.
Технология работы: 

  1. Запустите табличный процессор Excel.
  2. В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».
  3. Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.
  4. В ячейку A2 введите число –6, а в ячейку A3 введите –5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.
  5. В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.
  6. Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы (Формат – Ячейки – Границы …).
  7. Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области (Формат – Ячейки – Вид – выберите цвет заголовка).
  8. Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета (Формат – Ячейки – Вид – выберите цвет заголовка).
  9. Выделите таблицу целиком. Выберите на панели инструментов кнопку Мастер диаграмм, Тип: точечная, Вид: Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров. Нажмите кнопку Далее, Диапазон данных: Ряды в: столбцах. Нажмите кнопку Далее. Попадаете во вкладку Заголовки: Название диаграммы вводите Функция Y=3.5x-5. Ось OX – Y, Ось OY – X. Входите во вкладку Легенда: Добавить легенду – убрать флажок. Нажмите кнопку Далее. Поместить диаграмму на листе: имеющимся. Нажмите кнопку Готово.
  10. Переместите диаграмму под таблицу.
  11. Сохраните файл под именем: Диаграмма.

Задание 2.

Построить график квадратичной функции у=3х2+4х+5 на отрезке х = -5;5.

Порядок выполнения работы

  1. В ячейку А1 вводим уравнение функции у=3х2+4х+5.
  2. Оно будет служить в качестве заголовка нашей работы.
  3. Так как уравнение квадратичной функции имеет вид:
    y = ax
    2+ bx +c, то соответственно:
  4. В ячейку В3 вводим а=
  5. В ячейку В4 вводим b=
  6. В ячейку В5 вводим c=
  7. В ячейку С3 вводим 3 – значение а.
  8. В ячейку С4 вводим 4 – значение b.
  9. В ячейку С5 вводим 5 – значение c.
  10. Выделяем все шесть ячеек, создаем для них «все границы» ().
  11. В результате должно получиться:

a =

3

b =

4

c =

5

  1. Для построения графика функции:
  2. В ячейке В7 пишем  х=
  3. В ячейке В8 пишем у=
  4. В ячейке С7 пишем «-5».
  5. В ячейке D7 пишем «-4».
  6. Выделяем ячейки С7 и D7.
  7. Подводим курсор к правому нижнему углу выделения. Курсор примет вид маркера автозаполнения. Перемещаем курсор вправо пока не появится цифра 5. Это будет последнее значение в нашей таблице.
  8. В ячейку С8 вводим следующую формулу, используя частичную абсолютную ссылку: =$С3*С7*С7+$С4*С7+$С5 и нажимаем клавишу Enter. В ячейке появляется значение формулы.
  9. С помощью маркера автозаполнения копируем формулу в ячейки с С8 по М8.
  10. Оформляем границы таблицы
  11. Вот что должно получиться:

x =

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

y =

60

37

20

9

4

5

12

25

44

69

100


Приступаем к построению графика

  1. Выделяем ячейки с С8 по М8.
  2. На панели инструментов находим кнопку «Мастер диаграмм»
  3. В открывшемся окне выбираем («тип диаграммы»–«график») и нажимаем кнопку «Далее».
  4. На следующем этапе открываем вкладку «Ряд» и ставим курсор в поле «подписи по оси Х» и выделяем ячейки с С7 по М7.
  5. Ставим курсор в поле «Имя» и печатаем надпись «График квадратичной функции у=3х2+4х+5».
  6. Нажимаем кнопку «Далее».
  7. Выбираем вкладку «Подписи данных», на ней кнопку «Значение».
  8. Нажимаем кнопку «Далее».
  9. В следующем окне нажимаем кнопку «Готово».
  10. В результате должно получиться:


Самостоятельная работа:

Постройте график функции Y=F(X)

 на интервале [A;B] с шагом H

Вариант

F(X)

A

B

H

1

ABS(X-1)+0,5

-5

15

1

2

X^2-3*X+5,3

2

8

0,5

3

X^3-2*X+0,85

3

5

0,2

4

ABS(X-1)+0,5

-4

6

1

5

10/(X-5)+1,5

10

12

0,2

6

1/ABS(12-X)

5

10

0,5

7

-5*X+10,25

0

3

0,25

8

(X^2+1)/X+3

2

15

1

9

ABS(X-1)+0,5

-4

2

0,5

10

5*X^2-3*X+1

-10

0

1

11

-2*X^2-*X+1

6

12

0,5

12

(X+1)^2+0,5

-3

12

1

13

ABS(1-X)+1/X

1

5

0,3

14

2*(X-5)^0,5-3

5

25

2

X

3*COS(X/2)

15

20

0,5

16

-0,5*SIN(2*X)+1

0

6,3

0,5

17

3*COS(X/2)-1

-3,2

3,2

0,4

18

0,5*COS(X/2)

-6,5

0

0,5

19

-2*COS(X/3)

-3,1

6,3

1

20

1-COS(X/2)

3,1

6,3

0,4

Работу покажите преподавателю


Приложение 2

Контрольная работа

Табличный процессор

  1. Рабочая книга Excel состоит из …
  1. рабочих листов
  2. рабочих полей
  3. столбцов
  4. строк
  1. Электронная таблица – это:
  1. Прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
  2. Прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
  3. Устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
  4. Системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.
  1. Электронная таблица предназначена для:
  1. Осуществляемой в процессе экономических, бухгалтерских, инженерных расчетов обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;
  2. Упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
  3. Визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
  4. Редактирования графических представлений больших объемов информации
  1. Электронная таблица представляет собой:
  1. Совокупность нумерованных строк и поименованных с использованием букв латинского алфавита столбцов;
  2. Совокупность поименованных с использованием букв латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
  3. Совокупность пронумерованных строк и столбцов;
  4. Совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.
  1. Электронные таблицы невозможно применить для … (дополните утверждение, выбрав один правильный ответ)
  1. выполнения математических расчетов
  2. обработки изображений
  3. рисования графиков и диаграмм
  4. оформления отчетов
  1. Принципиальным отличием электронной таблицы от обычной является:
  1. Возможность автоматического пересчета задаваемых по формулам данных при изменении исходных;
  2. Возможность обработки данных, структурированных в виде таблицы;
  3. Возможность наглядного представления связей между обрабатываемыми данными;
  4. Возможность обработки данных, представленных в строках различного типа.
  1. Что из перечисленного является объектом электронной таблицы?
  1. Диаграмма
  2. Блок ячеек
  3. Строка
  4. Запрос
  5. Столбец
  6. Регистрационный номер
  7. Книга
  1. Строки электронной таблицы:
  1. именуются пользователем произвольным образом;
  2. обозначаются буквами русского алфавита;
  3. обозначаются буквами латинского алфавита;
  4. нумеруются
  1. Столбцы электронной таблицы:
  1. обозначаются буквами латинского алфавита;
  2. нумеруются;
  3. обозначаются буквами русского алфавита;
  4. именуются пользователем произвольным образом.
  1. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируется:
  1. Путем указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
  2. Адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
  3. Специальным кодовым словом;
  4. Порядковым номером в таблице, считая слева направо и сверху вниз.
  1. Запись ##### в ячейке говорит о том, что… (выберите один правильный ответ)
  1. непонятна формула
  2. столбец недостаточно широк
  3. неверна ссылка
  4. ссылка циклическая
  1. Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются:
  1. В обычной математической записи;
  2. Специальным образом с использованием встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
  3. По правилам, принятым для электронных таблиц;
  4. По правилам, принятым для баз данных.
  1. Выражение 3(А1+В1):5(2В1-3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:
  1. 3*(А1+В1)/(5*(2*В1-3*А2));
  2. 3(А1+В1)/5(2В1-3А2);
  3. 3(А1+В1):5(2В1-3А2);
  4. 3(А1+В1)/(5(2В1-3А2)).
  1. Среди приведенных формул отыщите формулу для электронной таблицы:
  1. =А3В8+12
  2. А1=А3*В8+12
  3. А3*В8+12
  4. =А3*В8+12
  1. Запись формулы в электронной таблице не может включать в себя:
  1. Знаки арифметических операций
  2. Числовые выражения
  3. Имена ячеек
  4. Текст
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
  1. Не изменяются;
  2. Преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  3. Преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
  4. Преобразуются в зависимости от длины формулы.
  1. При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки:
  1. Преобразуются в зависимости от нового положения формулы
  2. Не изменяются
  3. Преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
  4. Преобразуются в зависимости от длины формулы
  1. В ячейке Н5 электронной таблицы записана формула =В5*V5. При копировании данной формулы в ячейку Н7 будет получена формула:
  1. =$B7*V7;
  2. =B5*V5
  3. =$B5*$V7
  4. =B7*V7
  1. В ячейке Н5 электронной таблицы записана формула =$B$5*V5. При копировании в ячейку Н7 будет получена формула:
  1. =$B$7*V7
  2. =$B$5*V5
  3. =$B$5*V7
  4. B$7*V7
  1. В ячейке  Н5 электронной таблицы записана формула =$B$5*5. При копировании в ячейку Н7 будет получена формула:
  1. =B$5*7
  2. =$B$5*7
  3. =$B$7*7
  4. =$B$5*5
  1. Диапазон в электронной таблице – это:
  1. Совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;
  2. Все ячейки одной строки
  3. Все ячейки одного столбца
  4. Множество допустимых значений
  1. Диапазон А2:В4 содержит следующее количество ячеек электронной таблицы:
  1. 8
  2. 2
  3. 6
  4. 4
  1. В электронной таблице в ячейке А1 записано число 5, в В1 – формула =А1*2, в С1 – формула =А1+В1. В ячейке С1 содержится значение:
  1. 15
  2. 10
  3. 20
  4. 25
  1. В электронной таблице в ячейке А1 записано число 10, в ячейке В1 – формула =А1/2, в ячейке С1 формула =СУММ(А1:В1)*10. В ячейке С1 содержится значение:
  1. 10
  2. 150
  3. 100
  4. 50
  1. Активная ячейка – это ячейка:
  1. Для записи команд
  2. Содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
  3. Формула, включающая ссылки на содержимое зависимой ячейки;
  4. В которой выполняется ввод данных.
  1. Деловая графика представляет собой:
  1. График совещания;
  2. Графические иллюстрации;
  3. Совокупность графиков функций;
  4. Совокупность программных средств, позволяющих представить в графическом виде закономерности изменения числовых данных.
  1. Легенда используется для … (дополните предложение, выбрав один правильный ответ)
  1. пояснения формул
  2. записи заголовка диаграммы
  3. описания расчетов
  4. пояснения диаграммы
  1. Диаграмма – это:
  1. Форма графического представления числовых значений, которая позволяет облегчить интерпретацию числовых данных;
  2. Обычный график;
  3. Красиво оформленная таблица
  4. Карта местности
  1. Линейчатая диаграмма – это диаграмма:
  1. В которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси ОХ;
  2. В которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат;
  3. В которой отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты;
  4. Представленная в виде круга, разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных.
  1. Гистограмма – это диаграмма, в которой:
  1. Отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты;
  2. Для представления отдельных значений используются параллелепипеды, размещенные вдоль оси ОХ;
  3. Используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных;
  4. Отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси ОХ.
  1. Круговая диаграмма – это диаграмма:
  1. Представленная в виде круга, разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных;
  2. В которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат;
  3. В которой отдельные ряды данных представлены в виде закрашенных разными цветами областей;
  4. В которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных.
  1. Диаграмма, в которой отдельные значения представлены точками в декартовой системе координат, называется:
  1. Линейчатой;
  2. Точечной
  3. Круговой
  4. Гистограммой

Приложение 3

Кроссворд

1

7

2

3

4

5

6

По горизонтали:

  1. Несколько выделенных ячеек в ЭТ.
  2. Его имеет каждая ячейка ЭТ.
  3. Знак, с которого начинается формула в ЭТ.
  4. Одна из команд, работающая с буфером обмена.
  5. Минимальный элемент ЭТ.
  6. Тип окна.

По вертикали:

  1. команда Горизонтального меню.

Ответы к кроссворду:

и

а

7п

а

з

о

н

д

р

е

с

а

в

н

о

ы

р

е

з

а

т

ь

ч

е

й

к

а

и

а

л

о

г

о

в

о

е


Приложение 4

***

Диаграмма

Графическое представление числовых данных

Исходные данные

Совокупность исходных значений, по которым будут производиться вычисления

Ячейка

Минимальный элемент ЭТ

Диапазон

Несколько выделенных ячеек в ЭТ

Равно

Знак с которого начинается формула  в ЭТ

Табличный процессор

Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для автоматизации вычислений и анализа данных, представленных в табличной форме.

Формула

Математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора.

***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Числовые и функциональные ряды"

В разработке представлены основные теоретические вопросы, рассмотрены примеры с решениями, подобрано большое количество упражнений, а также контольная работа по теме....

Обработка числовой информации в MS EXCEL

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области«Хвалынский агропромышленный лицей»         Методическа...

Методическая разработка учебного материала "Числовые множества"

План учебного заняти "числовые множества"Презентация к занятию...

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...

Методическая разработка урока «Средства массовой информации

Учебно - методическая разработка занятия по теме: “Mass Media. Средства массовой информации” рассчитана на 2 часа. По типу занятие является комбинированным и содержит: пояснительную записк...

План урока "Кодирование числовой информации"

План урока "Кодирование числовой информации"...

Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации (презентация)

Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации...