Социальные истории для детей с РАС
учебно-методический материал
Доклад
Учителя технологии: Двойных Е.С.
Социальные истории для детей с РАС
Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.
Социальная история представляет собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.
Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:
- В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
- В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, знакомство с новым педагогом или кабинетом. и т.п.)
- В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача или при переходе улицы.
Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно конкретному ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:
- Она способна наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
- При этом она постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда ребёнок не понимает рисованные картинки или схематические символы.
Главные правила составления эффективной социальной истории.
Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ
Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.
Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди) Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.
все эти истории объединяет – комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом на каждый вид деятельности – своя подробная история.
Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
В процессе написания текста не должно быть осуждения и грубого запрета без объяснений. Социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.
Четвертое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Подбирая иллюстрации для своей истории, необходимо учитывать способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции.
Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:
- Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
- Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
- Чёрно-белые фотографии
- Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
- Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
- Чёрно-белые рисунки
- Схематическое обозначение (символьные иконки)
Пятое: Доступность истории
Рассматривать и читать социальные истории можно абсолютно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!
Санкт-Петербург 2019 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальные истории для детей с РАС | 864.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для МО
Учителя технологии: Двойных Е.С.
Социальные истории для детей с РАС
Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.
Социальная история представляет собой краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.
Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:
- В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
- В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, знакомство с новым педагогом или кабинетом. и т.п.)
- В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача или при переходе улицы.
Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно конкретному ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:
- Она способна наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
- При этом она постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда ребёнок не понимает рисованные картинки или схематические символы.
Главные правила составления эффективной социальной истории.
Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ
Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.
Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди) Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.
все эти истории объединяет – комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом на каждый вид деятельности – своя подробная история.
Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
В процессе написания текста не должно быть осуждения и грубого запрета без объяснений. Социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.
Четвертое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Подбирая иллюстрации для своей истории, необходимо учитывать способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции.
Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:
- Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
- Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
- Чёрно-белые фотографии
- Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
- Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
- Чёрно-белые рисунки
- Схематическое обозначение (символьные иконки)
Пятое: Доступность истории
Рассматривать и читать социальные истории можно абсолютно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!
Санкт-Петербург 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с между...
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГАПОУ АО «СТСИ»
Выступление в рамках курсов повышения квалификации...
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом 4 группы".
Выпускная Квалификационная Работа специальное дошкольное образование "Социальные истории как средство формирования умения вести себя в магазине у детей дошкольного возраста с ранним детским аутиз...