РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной дисциплины: «Родной (русский) язык»
рабочая программа

Светлана Владимировна Ульянова
Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 мая 2012г. № 413). 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5). Учебная дисциплина «Родной язык»» является частью предметной области «Родной язык и родная литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578). В ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(ППССЗ). В учебных планах ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова учебная дисциплина «Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578) соответствующего профиля профессионального образования. Родной (русский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Общеобразовательной дисциплины: «Родной  язык»

Специальность: 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник)  

 

Москва

2021 год

Одобрена

Предметной (цикловой)

комиссией «Филологические дисциплины»

Протокол № 1

от «31» августа 2021г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________/Е.В. Кошелева                         (подпись)                      (ИОФ)

Разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  по дисциплине «Родной язык»

  (наименование дисциплины)

2. Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования   

 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник)  

Заместитель директора

по профессиональному

 образованию                     _____________И.В. Бойцова 

Проверил методист:_________

Начальник УИМО

____________М. А. Аксиньева   

Составитель: Ульянова С.В., преподаватель русского языка и литературы, высшей категории. ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова

Рецензент: ___________________________________________________________

                                  (ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                    Стр.

  1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной

дисциплины «Родной язык»

4

  1. Структура и содержание общеобразовательной

дисциплины «Родной язык»

10

  1. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Родной язык»

23

  1. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Родной язык»

29

 

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родной язык»

1.1 Область применения  программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ООП по специальностям   15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник)  

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы:

Рабочая программа по родному (русскому) языку  для СПО составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 мая 2012г. № 413).

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.

 Учебная дисциплина «Родной язык»» является частью предметной области «Родной язык и родная литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578).

В ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного  общего образования с получением среднего общего образования(ППССЗ).

В учебных планах ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова учебная дисциплина «Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578) соответствующего профиля профессионального образования.

Родной (русский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В результате освоения дисциплины «Родной язык» обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.

Рабочая программа учебной дисциплины «Родной язык» ориентирована на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой:
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Содержание учебной дисциплины «Родной язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать:

  • нормы русского родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • изобразительно-выразительные возможности русского родного языка;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть  навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

В процессе освоения дисциплины обучающийся должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами основной образовательной программы.

Предметные результаты в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования, примерной программой:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины «Родной язык» реализуется за счёт отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использования потенциала межпредметных связей. Курс учебной дисциплины «Родной язык» связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как литература, история, иностранный язык, обществознание, и с профильными дисциплинами: экономика, математика, основы философии, русский язык и культура речи, информатика и ИКТ.

1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

Объем образовательной программы (учебная нагрузка) по дисциплине

- 80 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка (во взаимодействии с преподавателем) - 78 часов;

консультации – 2 часа

1.6 Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине отсутствуют.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы по дисциплине (учебная нагрузка всего)

80

Объем учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем

78

Из них в форме практической подготовки по темам  1.2, 1.3. 1.11, 3.5, 3.9.

5

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта, 2 семестр

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

 

Раздел I. Коммуникативная компетенция

24

Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация

Содержание учебного материала

Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

2

2

Тема 1.2.

Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

Содержание учебного материала

Научный стиль, сферы его использования, назначения. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

2

2

Тема1.3.

Официально-деловой стиль. Его признаки и особенности.

 

Содержание учебного материала

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

2

2

Тема 1.4.

Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности.

Содержание учебного материала

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.  

2

2

Тема 1.5.

Разговорный стиль речи. Его признаки и особенности.

Содержание учебного материала

Разговорный стиль, разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения.  

2

2

Тема 1.6.

Художественный стиль речи

Содержание учебного материала

Художественный стиль. Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

2

2

Тема 1.7

Текст и его место в системе языка и речи.

Содержание учебного материала

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

2

Тема 1.8.

Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста

4

2

Тема 1.9

Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи.

Содержание учебного материала

Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи.

Лингвостилистический анализ текста

2

Тема 1.10

Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения.

Содержание учебного материала

Понятие общения. Основные функции и единицы общения. Явиды общения. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Ораторское искусство как социальное явление. Подготовка к выступлению. Произнесение речи.

2

22

Тема 1.11

Диалог в ситуации межкультурной коммуникации .

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).  

Содержание учебного материала

Диалог в ситуации межкультурной коммуникации. Условия эффективности бытового общения. Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловых коммуникаций. Этикет речевого общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).  Нравственные установки участников речевой коммуникации

2

2

Раздел 2.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

4

2

Тема 2.1. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка

Содержание учебного материала

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. Влияние русского языка на становление и развитие других языков. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы.  

2

2

Тема 2.2.

Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Содержание учебного материала

Язык как знаковая система передачи информации. Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

1

2

Тема 2.3

Культура речи. Основные аспекты культуры речи

Содержание учебного материала

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

1

2

Раздел 3

Языковая норма и ее основные особенности

44

Фонетика. Орфоэпия. Графика

8

Тема 3.1

Фонетические единицы языка.

Ударение словесное и логическое.

Содержание учебного материала

Звук и фонема. Основные единицы фонетики(фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). Сонорная теория слога. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

2

2

Тема 3.2 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Содержание учебного материала

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря.

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов.

4

2

Тема 3.3 Фонетические средства речевой выразительности. Русская графика.

Содержание учебного материала

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Средства современной русской графики. Позиционный принцип русской графики.

2

2

Лексика и фразеология

8

Тема 3.4

Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексические нормы.

Содержание учебного материала

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическом значении – важное условие речевого

общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

2

2

Тема 3.5

Лексика с точки зрения ее употребления.

Содержание учебного материала

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессиональные дидактические единицы: употребление профессиональной лексики и научных терминов. 

2

2

Тема 3.6

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Содержание учебного материала

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексический практикум. Стилистический анализ текста.

1

2

Тема 3.7

Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

Содержание учебного материала

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

3

2

Морфемика. Словообразование.

4

Тема 3.8

Состав слова. Способы словообразования

Содержание учебного материала

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

1

2

Тема 3.9

Стилистические возможности словообразования

Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов

1

2

Тема 3.10

 Особенности словообразования профессиональной лексики терминов.

Содержание учебного материала

Особенности словообразования при употреблении профессиональной лексики и терминов. Соблюдение норм словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

2

2

Морфология. Части речи.

8

Тема 3.11

 Самостоятельные и служебные части речи.

Содержание учебного материала

Знаменательные и служебные части речи. Способы выражения грамматического значения в русском языке. Основные выразительные средства морфологии.

2

2

Тема 3.12

 Нормативное употребление форм слова.

Содержание учебного материала

Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2

2

Тема 3.13

 Основные виды морфологических ошибок.

Содержание учебного материала

Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей.

4

2

 Синтаксис.

 

6

2

.Тема 3.14

 Основные синтаксические единицы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании.

Содержание учебного материала

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления.  

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний

Значение словосочетания в построении предложения. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении

1

2

Тема 3.15

Синтаксические нормы родного языка

Содержание учебного материала

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

3

2

Тема 3.16

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Содержание учебного материала

Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). 

2

2

Нормы русского правописания. Орфография и пунктуация.

10

Тема 3.17

Принципы русской орфографии. Орфографические нормы русского языка.

Содержание учебного материала

Разделы русской орфографии и основные принципы написания:1)правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

4

2

Тема 3.18

Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы русского языка.

Содержание учебного материала

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1)знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передачи чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

4

2

Тема 3.19

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Содержание учебного материала

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

2

2

 Раздел 4. Культуроведческая компетенция

 

6

2

Тема 4.1

Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки

Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета.

3

2

Тема 4.2

Русский язык и культура других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков. Взаимообогащение языков

Русский язык и культура других народов. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее

освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

3

2

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт

Всего:

аудиторных

7

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных з

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2 Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1  Нормативный компонент

-ФКГСОО (по дисциплине);

-извлечение из ФГОС СПО по специальности;

- извлечение из Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»;

-Рабочая программа учебной дисциплины;

-календарно-тематический план.

3.2.2  Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

-по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.

3.2.3 Методический компонент по темам учебной дисциплины:

- план учебного занятия (технологическая карта занятия);

-вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

-задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;

-домашние задания;

-перечень сообщений;

-методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения.

3.2.4  Методический компонент контроля знаний и умений:

-тесты по темам дисциплины;

-проверочные работы в формате ЕГЭ;

-тексты диктантов.

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов
Основные источники:

  1. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 368 с. -
  2. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи. - М. «Форум» 2019.
  3. Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М. «Русское слово» 2018.
  4. Бердникова Е.Д. ,Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.- М. «Флинта» 2019.
  5. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону. «Феникс» 2016.
  6. Введенская Л.А.. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи -Ростов-на-Дону. «Феникс»2018.
  7. .Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи. Под редакцией Черняк В.Д. - С.Пб.-М. «Сага-Форум» 2018.

Дополнительная литература:

Для студентов

  1. Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников. Сост. Евтюгина А.А. - Екатеринбург: У- Фактория М: ACTМосква, 2017.
  2. Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2016.
  3. Соловьёва Н.Е. Говорим и пишем грамотно. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2018.
  4. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. - М. Эксмо, 2018.
  5. Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» - М.,АСТ: Астрель, 2018.
  6. Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Лексика», «Фразеология». - М., ACT: Астрель, 2019.
  7. Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Фонетика», «Графика». - М., ACT: Астрель, 2019.

Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образованиярабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 "Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования".

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской

Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р,

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Воителева, Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Львова, С. И. Таблицы по русскому языку. - М., 2014.

Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.учеб. Пособие - М., 2013.

Поташник, М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М., 2014.

Словари:

Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2015.

Граудина, Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2015.

Лекант, П.А., Леденева, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.-М.,2015.

Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2016.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка /

Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2016.

Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2017.

Семенюк, А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,2015.

Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2015.

Ушаков, Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2016.

Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний.-М.,2016.

Шанский, Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.-М.,2016.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2016.

Медиатека:

1.Kypc русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. - М.. «МедиаХауз», 2004.

2.Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. - М., «Новый Диск», 2004.

3.Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. - Минск, «Инис-софт», 2005.

4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. - М., «1C: Репетитор», 2011.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru/ – Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. http://www.slovari.ru/ – Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».
  2. Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
  3. Филологический портал Philology.ru
  4. Справочная служба русского языка www.rusvaz.ru
  5. Центр развития русског языка.www.ruscentr.ru6. http://www.pomochnik-vsem.ru
  6. http://www.gramma.ru/
  7. Фразеологические словари http://www.sokr.ru/
  8. http://www.megakm.ru/ojigov Толковый словарь Ожегова.
  9. http://www.redactor.ru/ Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
  10. http://www.cspu.ru/rus–site/http;/www.ruscenter.ru Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека,.
  11. http://www.ipmce.su/~igor/osn%20prav.html Основные правила русского языка на частной странице Игоря Тихонина.
  12. http://rus.lseptember.ru/Электронная версия газеты «Русский язык http://www.vedu.ru/ExpDicТолковый словарь русского языка. http://www.gramma.ru/Лингвистические задачи. http://speakrus.narod.ru/Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка. http://www.slova.ru/Толковый словарь русского языка В.И. Даля http://www.hi–edu.ru/Учебники и учебные пособия. Тесты он–лайн.
  13. http://urok.hut.ru/index.htmТесты он–лайн, русский язык, готовые уроки, дистанционные курсы.
  14. http://www.odele.ru/edu/26.htm Словари, учебники, репетиторы.
  15. http://www.rbr.narod.ru/Авторская методика и учебные пособия. http://rostest.runnet.ru/Сборник тестов, всего 450 заданий, 45 – по русскому языку.
  16. http://cultrechi.narod.ru/«Грамотная речь, или Учимся говорить
  17. по–русски». Словари, ссылки.
  18. http://www.ru/rhetoric Сайт Московского государственного областного педагогического института.
  19. http://www.master–ritor.ru/Центр риторики.
  20. http://www.master–ritor.ru/Мир слова русского. Сайт в украинской зоне интернета. Энциклопедия псевдонимов. Афоризмы.

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты

обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих

компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

ОК  2

ОК  4

Ок 5

ОК 6

ОК7

ОУК1

ОУК4

ОК 5

1.Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, высказываний

2.Оценка и анализ обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

3.Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов.

4.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений).

 - осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОУК1-ОУК4

1Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы.

2Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов.

3.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений).

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи

ОК!

ОК2

ОК4

ОК 5

ОК6

ОК 7

ОУК1-ОУК4

1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

2.Оценка содержания реферативных сообщений.

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

ОК 2

ОК 4

ОК  5

1.Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

ОК 2

ОК  4

Ок  5

ОУК1-ОУК4

1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.)

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОУК1-ОУК4

1.Оценка содержания реферативных сообщений.

2.Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы.

3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

4.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.)

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОУК1-ОУК4

опросе в устной форме.

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК2

ОК4

ОК 5

ОК6

ОУК1-ОУК4

1.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений).

2.Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

-развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

ОК 2

ОК 3

ОК 4

Ок 5

ОК 6

ОК 7

ОУК1-ОУК4

1.Оценка освоенных знаний в ходе выполнения самостоятельных работ.

2.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.)

3. Оценка содержания реферативных сообщений.

-совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

ОК 2

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОУК1-ОУК4

1 .Оценка содержания реферативных сообщений.

2.Анализ высказываний аргументов обучающихся при проведении беседы.

3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом  опросе в устной форме.

4.Оценка результатов выполнения письменных работ.

Знания:

ОК2

ОК4

ОК5

ОК7

ОУК1-ОУК4

1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.Оценка выполнения тестовых заданий.

Оценка содержания реферативных сообщений.

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

ОК 2

ОК4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОУК1-ОУК4

1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

ОК 2

ОК 3

ОК 4

Ок 5

ОУК1-ОУК4

1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 7

ОУК1-ОУК4

1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

2.Оценка результатов выполнения письменного опроса.

3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий.

4.Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку. 1 час в неделю. 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 12 Родной (русский) язык. Разработчик: Асхадуллина Г.М.

Рабочая программа учебной дисциплины Родной (русский ) язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслужив...

рабочая программа для 3 класса по родному русскому языку

Предлагаю рабочую программу для обучающихся 3 классов по родному русскому языку. Данная программа составлена  на основе учебника О.М. Александрова, Л. А. Вербицкой и др. Издательства "Просве...

презентация к уроку родной русский язык 3 класс

предлагаю презентацию к уроку родного русского языка на тему "Что ни город, то норов" для 3 класса...

«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа» в рамках Недели филологических дисциплин (дисциплина «Родной (русский) язык»)

Цель: формирование национального  самосознания  через знакомство с традициями русского гостеприимства и чаепития, понимание значений русских слов; формирование коммуникативных навыков студен...

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы

Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...