РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной дисциплины: «Родной (русский) язык»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной (русский) язык" | 71.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной дисциплины: «Родной язык»
Специальность: 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник)
Москва
2021 год
Одобрена Предметной (цикловой) комиссией «Филологические дисциплины»Протокол № 1 от «31» августа 2021г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________/Е.В. Кошелева (подпись) (ИОФ) | Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по дисциплине «Родной язык» (наименование дисциплины) 2. Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник) Заместитель директора по профессиональному образованию _____________И.В. Бойцова |
Проверил методист:_________ | Начальник УИМО ____________М. А. Аксиньева |
Составитель: Ульянова С.В., преподаватель русского языка и литературы, высшей категории. ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова
Рецензент: ___________________________________________________________
(ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование организации)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
дисциплины «Родной язык» | 4 |
дисциплины «Родной язык» | 10 |
| 23 |
| 29 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родной язык»
1.1 Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ООП по специальностям 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям) (техник-мехатроник)
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа по родному (русскому) языку для СПО составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от 17 мая 2012г. № 413).
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год.
Учебная дисциплина «Родной язык»» является частью предметной области «Родной язык и родная литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578).
В ГБПОУ «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Родной язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(ППССЗ).
В учебных планах ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова учебная дисциплина «Родной язык» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования для специальностей СПО (Приказ от 17 мая 2012г. № 413), Изменения (Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. N 1578) соответствующего профиля профессионального образования.
Родной (русский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В результате освоения дисциплины «Родной язык» обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
1.3 Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной язык» ориентирована на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой:
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание учебной дисциплины «Родной язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать:
- нормы русского родного литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- изобразительно-выразительные возможности русского родного языка;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
В процессе освоения дисциплины обучающийся должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами основной образовательной программы.
Предметные результаты в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования, примерной программой:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины «Родной язык» реализуется за счёт отбора профильно-дидактических единиц, адекватных форм внеаудиторной самостоятельной работы, использования потенциала межпредметных связей. Курс учебной дисциплины «Родной язык» связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как литература, история, иностранный язык, обществознание, и с профильными дисциплинами: экономика, математика, основы философии, русский язык и культура речи, информатика и ИКТ.
1.5 Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
Объем образовательной программы (учебная нагрузка) по дисциплине
- 80 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка (во взаимодействии с преподавателем) - 78 часов;
консультации – 2 часа
1.6 Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине отсутствуют.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы по дисциплине (учебная нагрузка всего) | 80 |
Объем учебной нагрузки во взаимодействии с преподавателем | 78 |
Из них в форме практической подготовки по темам 1.2, 1.3. 1.11, 3.5, 3.9. | 5 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта, 2 семестр |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
Раздел I. Коммуникативная компетенция | 24 | ||||
Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация | Содержание учебного материала Язык и речь. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. | 2 | 2 | ||
Тема 1.2.Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Научный стиль, сферы его использования, назначения. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | 2 | 2 | ||
Тема1.3.Официально-деловой стиль. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. | 2 | 2 | ||
Тема 1.4.Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | 2 | 2 | ||
Тема 1.5.Разговорный стиль речи. Его признаки и особенности. | Содержание учебного материала Разговорный стиль, разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сфере общения. | 2 | 2 | ||
Тема 1.6.Художественный стиль речи | Содержание учебного материала Художественный стиль. Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. | 2 | 2 | ||
Тема 1.7Текст и его место в системе языка и речи. | Содержание учебного материала Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. | 2 | |||
Тема 1.8.Функционально-смысловые типы речи. | Содержание учебного материала Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.Лингвостилистический анализ текста | 4 | 2 | ||
Тема 1.9Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи. | Содержание учебного материала Устная и письменная речь. Основные особенности устной и письменной речи. Лингвостилистический анализ текста | 2 | |||
Тема 1.10Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. | Содержание учебного материала Понятие общения. Основные функции и единицы общения. Явиды общения. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Ораторское искусство как социальное явление. Подготовка к выступлению. Произнесение речи. | 2 | 22 | ||
Тема 1.11Диалог в ситуации межкультурной коммуникации . Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). | Содержание учебного материала Диалог в ситуации межкультурной коммуникации. Условия эффективности бытового общения. Деловое общение: кодекс, национальные особенности, формы деловых коммуникаций. Этикет речевого общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). Нравственные установки участников речевой коммуникации | 2 | 2 | ||
Раздел 2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция | 4 | 2 | |||
Тема 2.1. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка | Содержание учебного материала Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. Влияние русского языка на становление и развитие других языков. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы. | 2 | 2 | ||
Тема 2.2.Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Содержание учебного материала Язык как знаковая система передачи информации. Система языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | 1 | 2 | ||
Тема 2.3Культура речи. Основные аспекты культуры речи | Содержание учебного материала Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | 2 | ||
Раздел 3Языковая норма и ее основные особенности | 44 | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | 8 | ||||
Тема 3.1 Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. | Содержание учебного материала Звук и фонема. Основные единицы фонетики(фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). Сонорная теория слога. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. | 2 | 2 | ||
Тема 3.2 Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. | Содержание учебного материала Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. | 4 | 2 | ||
Тема 3.3 Фонетические средства речевой выразительности. Русская графика. | Содержание учебного материала Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Средства современной русской графики. Позиционный принцип русской графики. | 2 | 2 | ||
Лексика и фразеология | 8 | ||||
Тема 3.4Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексические нормы. | Содержание учебного материала Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.Употребление слова в строгом соответствии с его лексическом значении – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. | 2 | 2 | ||
Тема 3.5Лексика с точки зрения ее употребления. | Содержание учебного материала Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессиональные дидактические единицы: употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 2 | 2 | ||
Тема 3.6Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | Содержание учебного материала Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексический практикум. Стилистический анализ текста. | 1 | 2 | ||
Тема 3.7Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. | Содержание учебного материала Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. | 3 | 2 | ||
Морфемика. Словообразование. | 4 | ||||
Тема 3.8Состав слова. Способы словообразования | Содержание учебного материала Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | 2 | ||
Тема 3.9Стилистические возможности словообразования | Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов | 1 | 2 | ||
Тема 3.10Особенности словообразования профессиональной лексики терминов. | Содержание учебного материала Особенности словообразования при употреблении профессиональной лексики и терминов. Соблюдение норм словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике. | 2 | 2 | ||
Морфология. Части речи. | 8 | ||||
Тема 3.11Самостоятельные и служебные части речи. | Содержание учебного материала Знаменательные и служебные части речи. Способы выражения грамматического значения в русском языке. Основные выразительные средства морфологии. | 2 | 2 | ||
Тема 3.12Нормативное употребление форм слова. | Содержание учебного материала Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 2 | 2 | ||
Тема 3.13Основные виды морфологических ошибок. | Содержание учебного материала Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. | 4 | 2 | ||
Синтаксис. | 6 | 2 | |||
.Тема 3.14Основные синтаксические единицы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. | Содержание учебного материала Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний Значение словосочетания в построении предложения. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении | 1 | 2 | ||
Тема 3.15Синтаксические нормы родного языка | Содержание учебного материала Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. | 3 | 2 | ||
Тема 3.16Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | Содержание учебного материала Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | 2 | ||
Нормы русского правописания. Орфография и пунктуация. | 10 | ||||
Тема 3.17Принципы русской орфографии. Орфографические нормы русского языка. | Содержание учебного материала Разделы русской орфографии и основные принципы написания:1)правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. | 4 | 2 | ||
Тема 3.18Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы русского языка. | Содержание учебного материала Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1)знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передачи чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. | 4 | 2 | ||
Тема 3.19Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | Содержание учебного материала Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 2 | 2 | ||
Раздел 4. Культуроведческая компетенция | 6 | 2 | |||
Тема 4.1Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки | Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета. | 3 | 2 | ||
Тема 4.2Русский язык и культура других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков. Взаимообогащение языков | Русский язык и культура других народов. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | 3 | 2 | ||
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачёт | |||||
Всего:аудиторных | 78ч |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных з
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2 Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1 Нормативный компонент
-ФКГСОО (по дисциплине);
-извлечение из ФГОС СПО по специальности;
- извлечение из Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»;
-Рабочая программа учебной дисциплины;
-календарно-тематический план.
3.2.2 Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
-по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов.
3.2.3 Методический компонент по темам учебной дисциплины:
- план учебного занятия (технологическая карта занятия);
-вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
-задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
-домашние задания;
-перечень сообщений;
-методические разработки учебных занятий с применением современных технологий обучения.
3.2.4 Методический компонент контроля знаний и умений:
-тесты по темам дисциплины;
-проверочные работы в формате ЕГЭ;
-тексты диктантов.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Основные источники:
- Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи : учебник / Н.В. Кузнецова. — 3-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 368 с. -
- Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи. - М. «Форум» 2019.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи.- М. «Русское слово» 2018.
- Бердникова Е.Д. ,Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи.- М. «Флинта» 2019.
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону. «Феникс» 2016.
- Введенская Л.А.. Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи -Ростов-на-Дону. «Феникс»2018.
- .Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи. Под редакцией Черняк В.Д. - С.Пб.-М. «Сага-Форум» 2018.
Дополнительная литература:
Для студентов
- Современный словарь-справочник по культуре речи для школьников. Сост. Евтюгина А.А. - Екатеринбург: У- Фактория М: ACTМосква, 2017.
- Соловьёва Н.Н. Говорим и пишем грамотно. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2016.
- Соловьёва Н.Е. Говорим и пишем грамотно. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. - М. Оникс. Мир и образование, 2018.
- Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. - М. Эксмо, 2018.
- Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы» - М.,АСТ: Астрель, 2018.
- Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Лексика», «Фразеология». - М., ACT: Астрель, 2019.
- Баронова М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Фонетика», «Графика». - М., ACT: Астрель, 2019.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016 )
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образованиярабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 "Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования".
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р,
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Воителева, Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Львова, С. И. Таблицы по русскому языку. - М., 2014.
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.учеб. Пособие - М., 2013.
Поташник, М.М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. - М., 2014.
Словари:
Горбачевич, К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2015.
Граудина, Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2015.
Лекант, П.А., Леденева, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.-М.,2015.
Львов, В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2016.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка /
Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2016.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2017.
Семенюк, А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,2015.
Скворцов, Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2015.
Ушаков, Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2016.
Шанский, Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний.-М.,2016.
Шанский, Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.-М.,2016.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2016.
Медиатека:
1.Kypc русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. - М.. «МедиаХауз», 2004.
2.Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. - М., «Новый Диск», 2004.
3.Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. - Минск, «Инис-софт», 2005.
4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. - М., «1C: Репетитор», 2011.
Интернет-ресурсы
- http://www.gramota.ru/ – Портал Грамота.Ру является одним из наиболее авторитетных источников информации. http://www.slovari.ru/ – Сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник».
- Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
- Филологический портал Philology.ru
- Справочная служба русского языка www.rusvaz.ru
- Центр развития русског языка.www.ruscentr.ru6. http://www.pomochnik-vsem.ru
- http://www.gramma.ru/
- Фразеологические словари http://www.sokr.ru/
- http://www.megakm.ru/ojigov Толковый словарь Ожегова.
- http://www.redactor.ru/ Журнал, статьи, словарь. Форум, задачи по русскому языку.
- http://www.cspu.ru/rus–site/http;/www.ruscenter.ru Общая информация о центре и его задачах. Форум, публикации, библиотека,.
- http://www.ipmce.su/~igor/osn%20prav.html Основные правила русского языка на частной странице Игоря Тихонина.
- http://rus.lseptember.ru/Электронная версия газеты «Русский язык http://www.vedu.ru/ExpDicТолковый словарь русского языка. http://www.gramma.ru/Лингвистические задачи. http://speakrus.narod.ru/Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка. http://www.slova.ru/Толковый словарь русского языка В.И. Даля http://www.hi–edu.ru/Учебники и учебные пособия. Тесты он–лайн.
- http://urok.hut.ru/index.htmТесты он–лайн, русский язык, готовые уроки, дистанционные курсы.
- http://www.odele.ru/edu/26.htm Словари, учебники, репетиторы.
- http://www.rbr.narod.ru/Авторская методика и учебные пособия. http://rostest.runnet.ru/Сборник тестов, всего 450 заданий, 45 – по русскому языку.
- http://cultrechi.narod.ru/«Грамотная речь, или Учимся говорить
- по–русски». Словари, ссылки.
- http://www.ru/rhetoric Сайт Московского государственного областного педагогического института.
- http://www.master–ritor.ru/Центр риторики.
- http://www.master–ritor.ru/Мир слова русского. Сайт в украинской зоне интернета. Энциклопедия псевдонимов. Афоризмы.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК 2 ОК 4 Ок 5 ОК 6 ОК7 ОУК1 ОУК4 ОК 5 | 1.Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, высказываний 2.Оценка и анализ обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 3.Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | ||
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОУК1-ОУК4 | 1Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 3.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи | ОК! ОК2 ОК4 ОК 5 ОК6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2.Оценка содержания реферативных сообщений. |
-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 | 1.Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов |
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | ОК 2 ОК 4 Ок 5 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка содержания реферативных сообщений. 2.Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | опросе в устной форме. |
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | ОК2 ОК4 ОК 5 ОК6 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). 2.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; | ОК 2 ОК 3 ОК 4 Ок 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка освоенных знаний в ходе выполнения самостоятельных работ. 2.Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) 3. Оценка содержания реферативных сообщений. |
-совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; | ОК 2 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1 .Оценка содержания реферативных сообщений. 2.Анализ высказываний аргументов обучающихся при проведении беседы. 3.Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4.Оценка результатов выполнения письменных работ. |
Знания: | ОК2 ОК4 ОК5 ОК7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка выполнения тестовых заданий. Оценка содержания реферативных сообщений. |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | ||
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | ОК 2 ОК4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | ОК 2 ОК 3 ОК 4 Ок 5 ОУК1-ОУК4 | 1. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; | ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 7 ОУК1-ОУК4 | 1.Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме. 2.Оценка результатов выполнения письменного опроса. 3.Оценка результатов выполнения тестовых заданий. 4.Оценка результатов выполнения индивидуальных заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку. 1 час в неделю. 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса. 1 час в неделю...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 12 Родной (русский) язык. Разработчик: Асхадуллина Г.М.
Рабочая программа учебной дисциплины Родной (русский ) язык является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслужив...
рабочая программа для 3 класса по родному русскому языку
Предлагаю рабочую программу для обучающихся 3 классов по родному русскому языку. Данная программа составлена на основе учебника О.М. Александрова, Л. А. Вербицкой и др. Издательства "Просве...
презентация к уроку родной русский язык 3 класс
предлагаю презентацию к уроку родного русского языка на тему "Что ни город, то норов" для 3 класса...
«Традиции русского чаепития в языковой и литературной культуре русского народа» в рамках Недели филологических дисциплин (дисциплина «Родной (русский) язык»)
Цель: формирование национального самосознания через знакомство с традициями русского гостеприимства и чаепития, понимание значений русских слов; формирование коммуникативных навыков студен...
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы
Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...