ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязан­ные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Рассматривать работу учи­теля, любого воспитателя с позиций техноло­гии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, со­ставляющие цикл работы:

1. Изучение учени­ков и постановка конкретных задач воспита­ния.

2. Планирование работы.

3. Реализация плана (выполнение работы).

4. Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Диагностика в работе классного руководителя является частью сравнительно нового направления – педагогической диагностики. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обученности или воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. 

Цель работы:  выявить значимость диагностических методик в работе учителя начальных классов.

Объектом исследования данной работы будут младшие школьники.

Предмет: диагностические методики в работе учителя начальных классов.

Далее можно установить основные задачи работы:

  1. Проследить развитие теоретических взглядов по данной теме.
  2. Раскрыть сущность и значение диагностических методик  в работе  учителя начальных классов.
  3. Сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Известно, что разнообразные диагностические методики помогут достигнуть высоких результатов в учебной деятельности и обеспечить успех дела. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необхо­дима для оптимальной организации педаго­гического процесса. Наука выделяет следую­щие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.

Первая функция, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректиров­ке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагнос­тирования и в связи с ним учитель имеет воз­можность оказывать воспитательные воздей­ствия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строит­ся воспитательная работа.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), результаты воспи­тания и обучения в виде социальных, эмоци­ональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сбли­жает ее с психодиагностикой). Другими сло­вами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и пси­хического развития, что как раз соответству­ет трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и раз­вивающей.

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, одна­ко ему нужны методики простые, нетрудоем­кие, интересные для учеников и одновремен­но надежные. Приведем наиболее приемле­мые для практического использования мето­ды диагностики.

1. Наблюдение – внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Различают несколько видов наблюдений:

- Непосредственное, где действуют сам или его ассистенты;

- Опосредованное, где факты фиксируются по нескольким косвенным показателям;

- Сплошные, которые охватывают процессы в целостном виде – от их начала до их завершения;

- Дискретные, которые представляют собой пунктирное, выборочное  фиксировании тех или иных изучаемых явлений, процессов;

- Открытое – означает, что испытуемым известно, что за ними наблюдают, и они сами наблюдают, как работает исследователь;

Скрытое – предлагает, что наблюдатель остается незамеченным;

- Лонгитюдное (продолжительное), ретроспективное (обращение к прошлому).

Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюде­ний следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом.

2. Акеmирование как письменный опрос более продуктивен, до­кументален, гибок по возможностям получения и обработки ин­формации. Анкета может использоваться в работе с учащимися 1-4 класса. Следует делать первичную обработку данных и после­дующую, вторичную. Сначала содержание ли­стка каждого ученика переносится в таблицу.

3. Наиболее распространенный метод изучения личностных качеств – тестирование, к примеру, опросник «Мой класс». Цель: выявить степень удовлетворенно­сти школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов кол­лектива.

4. Беседа – это метод занимает особое место cреди средств деятельности педагога. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых вопросов используются косвенные и проективные.

Рассмотрим, как строится диагностика воспитательной работы в классе. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает по­лучение и оценку результатов, ис­ходя из цели, которая ставилась. Класс­ному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и ко­нечные (итоговые) результаты своей дея­тельности. Это нужно для корректиров­ки содержания форм и методов педагоги­ческой деятельности и создания необхо­димых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школь­ников.

Материалы, которые может использо­вать классный руководитель для повыше­ния эффективности воспитательной диа­гностики:

- карта видов деятельности в классном сообществе;

- системообразующие виды деятель­ности и самоуправления для разных клас­сов;

- программа изучения коллектива;

- годовой круг традиционных дел для класса;

- коллективные творческие дела для разных классов (примерный алгоритм проведения);

- карта диагностики;

-анкета для учащихся;

- карта возрастных особенностей классов.

Особое значение в современной школе приобретает психолого-­педагогическая помощь уча­щимся в формировании у них адекватной самооценки и умения об­щаться в процессе их совместной дея­тельности.

Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспита­тельный процесс с учетом влияния груп­пы, особенностей того коллектива, в ко­тором он находится. И здесь без психо­логических методик не обойтись.

Именно в начальных классах учитель должен сделать все для того, чтобы дети не  потеряли интерес к учению, потому что плохо усвоенный материал  учащимися, без интереса и желания, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. 

Поэтому  учитель должен использовать  разнообразные задания и упражнения, которые, являются наиболее  эффективными для воспитания положительного отношения к школе, к друзьям, к учебе, окружающим людям. Давно стало крылатым выражение Л.С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», то есть обучение должно осуществиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов,  не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие  успех урока.

Постоянный анализ достижений учеников -  обязательные условия работы учителя начальных классов.

Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ковшилова Светлана Николаевна, преподаватель

ГБОУ СПО «Самарский социально-педагогический колледж»

Россия, г. Самара, e-mail: kovchilova@mail.ru

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Рассматривать работу учителя, любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.

2. Планирование работы.

3. Реализация плана (выполнение работы).

4. Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Диагностика в работе классного руководителя является частью сравнительно нового направления – педагогической диагностики. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обученности или воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.  

Цель работы:  выявить значимость диагностических методик в работе учителя начальных классов.

Объектом исследования данной работы будут младшие школьники.

Предмет: диагностические методики в работе учителя начальных классов.

Далее можно установить основные задачи работы:

  1. Проследить развитие теоретических взглядов по данной теме.
  2. Раскрыть сущность и значение диагностических методик  в работе  учителя начальных классов.
  3. Сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Известно, что разнообразные диагностические методики помогут достигнуть высоких результатов в учебной деятельности и обеспечить успех дела. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.

Первая функция, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Другими словами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

1. Наблюдение – внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Различают несколько видов наблюдений:

- Непосредственное, где действуют сам или его ассистенты;

- Опосредованное, где факты фиксируются по нескольким косвенным показателям;

- Сплошные, которые охватывают процессы в целостном виде – от их начала до их завершения;

- Дискретные, которые представляют собой пунктирное, выборочное  фиксировании тех или иных изучаемых явлений, процессов;

- Открытое – означает, что испытуемым известно, что за ними наблюдают, и они сами наблюдают, как работает исследователь;

Скрытое – предлагает, что наблюдатель остается незамеченным;

- Лонгитюдное (продолжительное), ретроспективное (обращение к прошлому).

Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом.

2. Акеmирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкета может использоваться в работе с учащимися 1-4 класса. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

3. Наиболее распространенный метод изучения личностных качеств – тестирование, к примеру, опросник «Мой класс». Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

4. Беседа – это метод занимает особое место cреди средств деятельности педагога. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых вопросов используются косвенные и проективные.

Рассмотрим, как строится диагностика воспитательной работы в классе. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.

Материалы, которые может использовать классный руководитель для повышения эффективности воспитательной диагностики:

- карта видов деятельности в классном сообществе;

- системообразующие виды деятельности и самоуправления для разных классов;

- программа изучения коллектива;

- годовой круг традиционных дел для класса;

- коллективные творческие дела для разных классов (примерный алгоритм проведения);

- карта диагностики;

-анкета для учащихся;

- карта возрастных особенностей классов.

Особое значение в современной школе приобретает психолого-педагогическая помощь учащимся в формировании у них адекватной самооценки и умения общаться в процессе их совместной деятельности.

Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния группы, особенностей того коллектива, в котором он находится. И здесь без психологических методик не обойтись.

Именно в начальных классах учитель должен сделать все для того, чтобы дети не  потеряли интерес к учению, потому что плохо усвоенный материал  учащимися, без интереса и желания, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.  

Поэтому  учитель должен использовать  разнообразные задания и упражнения, которые, являются наиболее  эффективными для воспитания положительного отношения к школе, к друзьям, к учебе, окружающим людям. Давно стало крылатым выражение Л.С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», то есть обучение должно осуществиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов,  не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие  успех урока.

Постоянный анализ достижений учеников -  обязательные условия работы учителя начальных классов.

Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Е. 2008.
  2. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. С-Пб., 2013.
  3. Бабанский Ю. Педагогика. М., 2003.
  4. Бережнова Е.В., В.В. Краевский. «Основы  учебно-исследовательской деятельности  студентов». –М. 2005.
  5. Борисенко И.В. «Диагностика в работе учителя начальных классов». Начальная школа. №7, 2010.
  6. Дубровина В.И. Практическая психология образования. –М. 2006.
  7. Дубровина В.И. Психология.
  8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. – Р.-на-Д., 2006.
  9. Немов Р.С. Психология.  Часть I –М. 2009.
  10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
  11. Полозова Т.Д. «Психодиагностика классного коллектива». Начальная школа. №2, 2000.
  12. Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...

Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.

Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...

ДНЕВНИК по педагогической практике МДК 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04...

Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы

В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?В  2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.С чего начинать...