ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Рассматривать работу учителя, любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.
Диагностика в работе классного руководителя является частью сравнительно нового направления – педагогической диагностики. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обученности или воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Цель работы: выявить значимость диагностических методик в работе учителя начальных классов.
Объектом исследования данной работы будут младшие школьники.
Предмет: диагностические методики в работе учителя начальных классов.
Далее можно установить основные задачи работы:
- Проследить развитие теоретических взглядов по данной теме.
- Раскрыть сущность и значение диагностических методик в работе учителя начальных классов.
- Сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Известно, что разнообразные диагностические методики помогут достигнуть высоких результатов в учебной деятельности и обеспечить успех дела. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.
Первая функция, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Другими словами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
1. Наблюдение – внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Различают несколько видов наблюдений:
- Непосредственное, где действуют сам или его ассистенты;
- Опосредованное, где факты фиксируются по нескольким косвенным показателям;
- Сплошные, которые охватывают процессы в целостном виде – от их начала до их завершения;
- Дискретные, которые представляют собой пунктирное, выборочное фиксировании тех или иных изучаемых явлений, процессов;
- Открытое – означает, что испытуемым известно, что за ними наблюдают, и они сами наблюдают, как работает исследователь;
Скрытое – предлагает, что наблюдатель остается незамеченным;
- Лонгитюдное (продолжительное), ретроспективное (обращение к прошлому).
Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом.
2. Акеmирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкета может использоваться в работе с учащимися 1-4 класса. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
3. Наиболее распространенный метод изучения личностных качеств – тестирование, к примеру, опросник «Мой класс». Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
4. Беседа – это метод занимает особое место cреди средств деятельности педагога. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых вопросов используются косвенные и проективные.
Рассмотрим, как строится диагностика воспитательной работы в классе. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.
Материалы, которые может использовать классный руководитель для повышения эффективности воспитательной диагностики:
- карта видов деятельности в классном сообществе;
- системообразующие виды деятельности и самоуправления для разных классов;
- программа изучения коллектива;
- годовой круг традиционных дел для класса;
- коллективные творческие дела для разных классов (примерный алгоритм проведения);
- карта диагностики;
-анкета для учащихся;
- карта возрастных особенностей классов.
Особое значение в современной школе приобретает психолого-педагогическая помощь учащимся в формировании у них адекватной самооценки и умения общаться в процессе их совместной деятельности.
Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния группы, особенностей того коллектива, в котором он находится. И здесь без психологических методик не обойтись.
Именно в начальных классах учитель должен сделать все для того, чтобы дети не потеряли интерес к учению, потому что плохо усвоенный материал учащимися, без интереса и желания, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Поэтому учитель должен использовать разнообразные задания и упражнения, которые, являются наиболее эффективными для воспитания положительного отношения к школе, к друзьям, к учебе, окружающим людям. Давно стало крылатым выражение Л.С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», то есть обучение должно осуществиться в зоне ближайшего развития ребенка.
Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех урока.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательные условия работы учителя начальных классов.
Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Ковшилова Светлана Николаевна, преподаватель
ГБОУ СПО «Самарский социально-педагогический колледж»
Россия, г. Самара, e-mail: kovchilova@mail.ru
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Рассматривать работу учителя, любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:
1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.
Диагностика в работе классного руководителя является частью сравнительно нового направления – педагогической диагностики. С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения или воспитания, обученности или воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Цель работы: выявить значимость диагностических методик в работе учителя начальных классов.
Объектом исследования данной работы будут младшие школьники.
Предмет: диагностические методики в работе учителя начальных классов.
Далее можно установить основные задачи работы:
- Проследить развитие теоретических взглядов по данной теме.
- Раскрыть сущность и значение диагностических методик в работе учителя начальных классов.
- Сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Известно, что разнообразные диагностические методики помогут достигнуть высоких результатов в учебной деятельности и обеспечить успех дела. Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую.
Первая функция, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Другими словами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Классный руководитель должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
1. Наблюдение – внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Различают несколько видов наблюдений:
- Непосредственное, где действуют сам или его ассистенты;
- Опосредованное, где факты фиксируются по нескольким косвенным показателям;
- Сплошные, которые охватывают процессы в целостном виде – от их начала до их завершения;
- Дискретные, которые представляют собой пунктирное, выборочное фиксировании тех или иных изучаемых явлений, процессов;
- Открытое – означает, что испытуемым известно, что за ними наблюдают, и они сами наблюдают, как работает исследователь;
Скрытое – предлагает, что наблюдатель остается незамеченным;
- Лонгитюдное (продолжительное), ретроспективное (обращение к прошлому).
Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом.
2. Акеmирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Анкета может использоваться в работе с учащимися 1-4 класса. Следует делать первичную обработку данных и последующую, вторичную. Сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.
3. Наиболее распространенный метод изучения личностных качеств – тестирование, к примеру, опросник «Мой класс». Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
4. Беседа – это метод занимает особое место cреди средств деятельности педагога. Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых вопросов используются косвенные и проективные.
Рассмотрим, как строится диагностика воспитательной работы в классе. Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает получение и оценку результатов, исходя из цели, которая ставилась. Классному руководителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего воспитания школьников.
Материалы, которые может использовать классный руководитель для повышения эффективности воспитательной диагностики:
- карта видов деятельности в классном сообществе;
- системообразующие виды деятельности и самоуправления для разных классов;
- программа изучения коллектива;
- годовой круг традиционных дел для класса;
- коллективные творческие дела для разных классов (примерный алгоритм проведения);
- карта диагностики;
-анкета для учащихся;
- карта возрастных особенностей классов.
Особое значение в современной школе приобретает психолого-педагогическая помощь учащимся в формировании у них адекватной самооценки и умения общаться в процессе их совместной деятельности.
Всем известно, что нельзя воспитать ребенка «вообще», надо строить воспитательный процесс с учетом влияния группы, особенностей того коллектива, в котором он находится. И здесь без психологических методик не обойтись.
Именно в начальных классах учитель должен сделать все для того, чтобы дети не потеряли интерес к учению, потому что плохо усвоенный материал учащимися, без интереса и желания, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Поэтому учитель должен использовать разнообразные задания и упражнения, которые, являются наиболее эффективными для воспитания положительного отношения к школе, к друзьям, к учебе, окружающим людям. Давно стало крылатым выражение Л.С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», то есть обучение должно осуществиться в зоне ближайшего развития ребенка.
Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех урока.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательные условия работы учителя начальных классов.
Смысл диагностирования в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень развития его волевых качеств, самоконтроля? Особенно актуально звучит сегодня, когда учитель определяет степень развития основных качеств умственной деятельности ученика.
Список литературы:
- Абрамова Г.С. Практическая психология.- Е. 2008.
- Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. С-Пб., 2013.
- Бабанский Ю. Педагогика. М., 2003.
- Бережнова Е.В., В.В. Краевский. «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов». –М. 2005.
- Борисенко И.В. «Диагностика в работе учителя начальных классов». Начальная школа. №7, 2010.
- Дубровина В.И. Практическая психология образования. –М. 2006.
- Дубровина В.И. Психология.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. – Р.-на-Д., 2006.
- Немов Р.С. Психология. Часть I –М. 2009.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004.
- Полозова Т.Д. «Психодиагностика классного коллектива». Начальная школа. №2, 2000.
- Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Календарно-тематическое планирование "Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов"
Календарно-тематическое планирование...
Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...
Активная роль младшего школьника в учении как основное условие преемственности в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей предметников.
Всякий раз, работая в 4 классе, я уже в начале учебного года задумываюсь о подготовке к переходу в основную школу моих воспитанников.Встречаясь с коллегами-предметниками, мы обсуждаем, как осуществить...
ДНЕВНИК по педагогической практике МДК 04.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»
Учебно-методический комплекс по МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов является частью ПМ.04...
Представление системы работы по теме: «В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать?» Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Плотниковская ООШ» Потрошилиной Светланы
В мой класс пришел особый ребенок: что нужно делать ?В 2020 году 1 сентября в мой класс пришла слабовидящая девочка(ВариантА( 4.1),которой по заключению ПМПК,нужны особые условия.С чего начинать...