Научно-исследовательская работа
проект
НИР Студента 1 го курса по профессии Автомеханик
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
Могойтинский филиал
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Разработка автомобильного тура повышенной сложности»
Работу выполнил:
студент 1 курса
АМ-112
Непомнящих Сергей
Руководитель:
Будаев Г.Д.
преподаватель
профессионального цикла
Могойто, 2018
- Введение
Актуальность темы работы
Сейчас туризм – очень прогрессивная отрасль экономики, поэтому создание автомобильного тура именно в этой отрасли очень актуально.
Успех в бизнесе – это результат планирования, поэтому прежде чем открыть маршрут, необходимо иметь детальное представление о маршруте, указывающий окончательную цель, путь к цели и каждый верстовой столб на пути к цели.
В будущем я планирую работать в области туризма и создать свое предприятие, а так как я увлекаюсь историей и активно интересуюсь жизнью своего района, то выбранная мною тема очень приемлема, потому что в ней перекрещивается и краеведенье, и экономика.
Объектом исследования является автомобильный туризм в Бурятии, предметом – специфика организации автомобильных туров в Курумканском районе.
Цель исследования – разработка нового автомобильного тура по северным районам.
Указанная цель определила решение следующих задач:
- рассмотрение понятия «автотуризм»: основные подходы к определению;
- анализ основных видов автотуризма и их специфики;
- выявление особенностей автомобильных туров в России;
- анализ основных направлений автомобильных туров по Бурятии;
- определение особенностей имеющихся автомобильных туров;
- разработка нового автомобильного тура по Курумканскому району.
Методическую основу исследования составил общенаучный метод сбора, анализа информации по исследуемой проблеме, метод сопоставительного анализа, методы проектирования и планирования.
2. Постановка и формулировка проблемы
К нам в гости приехали родственники из Новосибирска и, гуляя вечером по улицам нашего села, они попросили нас показать достопримечательности района. И оказалось, что некоторые из этих мест я не знаю. Я задумался, какие у нас в районе есть интересные места и знают ли о них мои однокурсники и другие студенты района.
В среде моих однокурсников престижным считается съездить на экскурсию в другой город или на базу отдыха. А если предлагать экскурсии по нашему району и рассказывать его историю, как жителям района, так и его гостям? Так у меня возникла идея создания автомобильного тура.
2.1 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРА ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
- данной работе рассматриваются основные этапы разработки автомобильного тура туроператорами и самодеятельными туристами; выявляются общие и отличительные моменты.
Автомобильный маршрут, как любой другой туристский маршрут, представляет собой заранее спланированную трассу передвижения туриста в течении определенного времени и предоставление ему качественных услуг, предусмотренных программой. Исходя из этого, технология разработки автомобильного туристского маршрута предусматривает выбор направления маршрута, установление времени его выполнения и длительности, формирование базового туристского пакета, включающего услуги транспорта, размещение, питание и также экскурсионные и досуговые услуги. Некоторые туристы ошибочно полагают, что выгоднее самостоятельно разработать программу автомобильного тура, не прибегая к помощи турфирм. Но турфирмы могут предложить разнообразные варианты маршрутов с учетом пожеланий, касающихся непосредственно трассы маршрута, а также относительно проживания, питания, желаемой культурной программы, количества человек и т.д. И этот проект может оказаться гораздо эффективнее и интереснее, чем при самостоятельном планировании.
- данной работе рассмотрены два варианта методической поддержки процесса разработки автомобильного тура: первый – методические рекомендации для разработки тура туроператором, второй – для разработки тура самостоятельным туристом.
Технологический процесс разработки автомобильного тура туроператором состоит из двенадцати последовательных этапов (рис.1).
Рассмотрим подробнее. Рис.1 Этапы разработки туроператором
Этап 1 – Маркетинг рынка туристских услуг
Этап 2 – Построение модели маршрута
Этап 3 – Исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе перелагаемого маршрута
Этап 4 – Построение трассы маршрута
Этап 5 – Разработка схемы безопасности на маршруте
Этап 6 – Разработка паспорта маршрута
Этап 7 – Согласование паспорта маршрута с соответствующими службами
Этап 8 – Пробная «обкатка» маршрута без туристов
Этап 9 – Анализ проекта
Этап 10 – Внесение изменений в схему маршрута после обкатки
Этап 11 – Утверждение технологических документов
Этап 12 – Определение методов контроля качества
Первый этап – маркетинг рынка туристских услуг. Данный этап подразумевает поиск и изучение наиболее привлекательных с точки зрения туристов (туристский потенциал) и туроператора (туристская инфраструктура) регионов для автотуризма, анализ существующих предложений автотуров на рынке интересующего региона, определение основных фирм, работающих на данном направлении, анализ ценовой политики конкурентов, выявление проблем и перспектив развития автотуризма в данном регионе. Проводится исследование предпочтений и возможностей потенциальных потребителей, так как новый туристский продукт должен не только предусматривать возможности туристкой организации, но и отвечать запросам туристов.
Второй этап – построение модели маршрута. На данном этапе происходит кабинетное исследование (моделирование) характера путешествия, уровня сложности, предлагаемого количества туристов, продолжительности путешествия и т.д.
Третий этап – исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе предлагаемого маршрута. На данном этапе происходит тщательное изучение туристско-рекреационного потенциала региона автопутешествия: наличие в регионе природных и культурно-познавательных объектов для посещения, историко-культурных памятников и достопримечательностей, объектов для паломничества, этнопоселений
- т.д.
Анализ состояния и развития туристской инфраструктуры в районе предполагает исследование территории на наличие удобных пунктов начала и окончания путешествия; достаточно широкой сети удобных для движения автострад, лесных и полевых дорог, троп; наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами туристов мест для ночлега и отдыха и достаточного числа источников чистой воды.
Четвертый этап – построение трассы маршрута. На данном этапе туроператор приступает к генерированию идей относительно нового туристского продукта, т.е. собственно автомобильного тура. Для этого ведется активная работа по изучению картографических, топографических и прочих информационных материалов, прорабатываются разные варианты и маршруты путешествия.
Результатом работы на данном этапе должно стать решение следующих вопросов:
- определение необходимой протяженности и продолжительности маршрута;
- выбор конкретных целевых рекреационно-познавательных и достопримечательных объектов посещения;
- определение места организации биваков и привалов, которые должны максимально удовлетворять задачам безопасности и отдыха;
- определение трассы движения группы.
Пятый этап – разработка схемы безопасности на маршруте. Разработка трасс автопоходов должна осуществляться по территориям, отвечающими экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, установленным в действующей нормативной документации, а также с учетом реальных возможностей развития конкретного вида автотуризма.
Шестой этап – разработка паспорта маршрута. В паспорте дается характеристика маршрута: его протяженность и продолжительность, количество туристов в группе, приводится подробный план прохождения маршрута, дается характеристика климата в районе маршрута, описываются сложные участки маршрута, предъявляются требования к предпоходной подготовке туристов.
Седьмой этап – согласование паспорта маршрута с соответствующими службами. Паспорт трассы туристского похода должен быть согласован: с органами санитарно-эпидемиологической службы; автоинспекцией; органами управления (собственниками) земельных угодий, по которым проходит трасса туристского автопохода.
Восьмой этап – пробная «обкатка» маршрута без туристов. Данный этап предполагает:
- проведение экспедиционного обследования района и маршрута автопохода;
- выявление «проблемных» и опасных участков на маршруте;
- изменение трассы маршрута наиболее оптимальным способом с учетом выявленных проблемных и опасных участков;
- расчет необходимого количества туристского инвентаря, снаряжения и транспортных средств.
Девятый этап – анализ проекта. Цель – подтвердить, что:
- характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность жизни и здоровья автотуристов и охрану окружающей среды;
- требования к процессам обслуживания туристов соответствуют запроектированным характеристикам услуги.
Десятый этап – внесение изменений в схему маршрута после «обкатки». Происходит доработка маршрута на основе выявленных несоответствий.
Одиннадцатый этап – утверждение технологических документов. В комплекс технологических документов входит: отчет о проведении экспедиционного обследования маршрута туристского автопохода, технологическая карта туристского путешествия и рекламно-информационные материалы с описанием трассы автопохода.
Двенадцатый этап – определение методов контроля качества. Эти методы разрабатываются с целью обеспечения соответствия конкретных параметров автопохода запроектированным характеристикам.
Далее рассмотрим технологический процесс разработки автомобильного тура самодеятельным туристом, не прибегающим к помощи туроператора. Последовательность этапов разработки маршрута автопутешествия самодеятельным туристом схематично представлена на рисунке 2. Этапы разработки тура самодеятельным туристом
Этап 1– Выбор района путешествия
Этап 2 – Исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе перелагаемого маршрута
Этап 3– Обзор существующих предложений автотуров
Этап 4 – Отбор наиболее интересных туристских объектов
Этап 5– Построение модели маршрута
Этап 6 – Разбивка программы маршрута по дням
Этап 7 – Анализ и корректировка маршрута
Этап 8 – Визуализация маршрута
Чтобы грамотно спланировать маршрут, туристу нужно тщательно продумать множество нюансов, среди которых: режим передвижения и отдыха, предположительные остановки на ночлег, места, которые хочется посетить и другие. Рассмотрим подробнее.
Первый этап – выбор района путешествия. На данном этапе идет активная работа по изучению топографических карт, схем и иных информационных источников, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе автопохода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. Опытные автотуристы советуют собрать максимум информации о предполагаемом маршруте. Подойдут все возможные способы: общение на тематических форумах, изучение отчетов других путешественников, путеводители и карты.
Второй этап – исследование туристских ресурсов и инфраструктуры в районе предполагаемого автопутешествия. Данный этап предполагает обзор природных, историко-культурных и прочих объектов, а также исследование местности на предмет развития там туристской инфраструктуры (средства размещения и питания, АЗС, СТО, медпунктов и т.д.).
Третий этап – обзор существующих предложений автотуров. Происходит знакомство с имеющимися на рынке вариантами автомобильных туров, как предлагаемых туристскими фирмами, так и рекомендуемых самостоятельными, но уже опытными автотуристами.
Четвертый этап – отбор наиболее интересных туристских объектов. На этом этапе следует выделить наиболее привлекательные природные, историко-культурные, досуговые и прочие объекты, где планируются остановки, и рассчитать время, которое будет отведено на их осмотр.
Пятый этап – построение модели маршрута. Определяется экскурсионная программа маршрута, характер путешествия, его сложность, примерная продолжительность т.д.
Шестой этап – разбивка программы маршрута по дням. Определившись с содержанием программы автопутешествия, необходимо структурировать маршрут по отдельным участкам и составить план путешествия на каждый день с перечнем объектов осмотра, и конкретной протяженностью участков маршрута.
Седьмой этап – анализ и корректировка замысла маршрута. С учетом результатов предыдущего этапа необходимо доработать маршрут с целью оптимального устранения выявленных проблемных мест.
Восьмой этап – визуализация маршрута. С помощью современных устройств еще до начала реального путешествия можно проложить виртуальный маршрут. Такие устройства помогают выбрать наиболее подходящий для конкретного автотуриста маршрут с учетом его пожеланий.
Процесс разработки автомобильного тура туроператором и самостоятельным туристом имеет некоторые общие этапы, такие как: предварительное изучение района предполагаемого путешествия, анализ туристской инфраструктуры региона, знакомство с уже существующими вариантами путешествия, отбор наиболее привлекательных природных и культурно-познавательных объектов, разбивка маршрута на участки, итоговое построение маршрута и составление графика путешествия. Однако есть и существенные различия.
Например, только туроператор может совершить пробную «обкатку» маршрута, и при необходимости скорректировать трассу. Самодеятельный турист, в отличие от туроператора не занимается оформлением и утверждением технологических документов. Однако он самостоятельно оформляет страховые формальности и прорабатывает основные составляющие безопасности на маршруте.
На основании рассмотренных выше методических аспектов был разработан и предложен для практического использования новый туристский продукт.
Рассмотрим подробнее программу автомобильного тура «Северный экспресс»: Улан-Удэ-Курумкан-Улюнхан
Миссия автотура:
- проверка технических возможностей автомобиля и физических сил человека;
- историческая составляющая: исследование «белых пятен» на карте Бурятии;
- познавательная составляющая: изучение историко-культурного наследия;
- патриотическая составляющая: проявление уважения к историко-культурным памятникам.
.
Цель тура: организация совместно с ………….работы по сбору документального, картографического, фото и видеоматериала о священных местах Курумканского района, о лечебных источниках, заповеднике Джергинский.
Характеристика тура:
- активный автомобильный маршрут повышенной сложности;
- продолжительность тура: 5 дней / 4 ночи;
- целевая аудитория: совершеннолетние туристы, сборные и организованные группы;
Основой для разработки программы данного автомобильного тура стала история буддизма Баргузинского и Курумканского района, лечебные аршаны местного значения. Для разработки автомобильного маршрута был использован участок федеральной трассы от Улан-Удэ до Улюнхана. Практически на всем своем протяжении трасса поддерживается в хорошем состоянии, и на этом участке можно путешествовать на любом автомобиле.
Дороги с улучшенным грунтовым, а на отдельных участках и с твердым покрытием есть между г.Улан-Удэ и п.Усть-Баргузином, далее грунтовая дорога повышенной сложности до с. Улюкчикан, где начинается Курумканский район. И продолжение грунтовой дороги начинается с Сахули до с. Улюнхан. Общая протяженность дороги составляет 4
Однако на отдельных участках, особенно после дождей, можно проехать только на внедорожнике, а в ряд горячих источников можно добраться только на подготовленном джипе или ГАЗ-66. Туристические фирмы используют данные особенности в качестве экстрим-туров для ценителей (например, дорога от с. Улюнхан до Северобайкальска)
Желающим познакомиться с дорогами Курумканского района впервые за основу можно взять два маршрута, являющиеся «визитной карточкой» баргузинских просторов.
«Малое золотое кольцо Алтая» – авто-маршрут, проходящий по предгорьям, стартует в Бийске – старейшем алтайском городе. Далее маршрут приведет вас в село Сростки, туда, где родился и вырос В.М. Шукшин.
Очередная остановка – туристическая зона «Бирюзовая Катунь». Здесь можно выбрать конную, пешую прогулку или поездку на велосипеде по берегу Катуни, спуститься в Тавдинские пещеры, либо искупаться в озере с теплой водой.
Следующий пункт Малого кольца – одно из самых протяженных и больших сел края – Алтайское и «озеро-луна» Ая.
Завершается маршрут на бальнеологическом курорте Белокуриха, расположенном у подножия горы Церковка.
Маршрут «Большое золотое кольцо Алтая» проложен по долинам и перевалам Алтайского края и захватывает Республику Алтай, предоставляя возможность туристам увидеть и достопримечательности Горного Алтая. Большое кольцо Алтая – новый и масштабный маршрут, поэтому вы можете внести изменения и создать свой уникальный тур.
Итак, большинство автомаршрутов являются обзорными 5-12-дневными и проходят практически по всему Курумканскому и Баргузинскому району, включая в себя посещение всех основных достопримечательностей, многие из которых без опытного инструктора и надежного автомобиля просто недоступны.
Баргузинская долина простирается между Икатским и Баргузинским хребтами с северо-востока на юго-запад и является одной из наиболее крупных межгорных котловин северо-востока Бурятии. Абсолютная высота днища котловины колеблется от 500 до 700 м, тогда как высота окружающих горных хребтов достигает 2000 - 2700 м над уровнем моря.
Баргузинская долина лежит в горно-таежной зоне, а ее средняя часть представляет собой остров степных и лесостепных ландшафтов, расположенных в замкнутой межгорной котловине среди горнотаежных пространств.
В пойменных участках и на террасах реки Баргузин и ее притоков характерно мозаичное чередование луговых степей, лесостепей и заболоченных пространств. Лесная растительность преобладает в предгорных участках и на склонах рек ( до 1100-1300 м высоты). Леса богаты ягодами, грибами, орехами.
Баргузинский хребет протягивается вдоль северо-восточного берега озера Байкал. Высокий и труднодоступный хребет, увенчанный скалистыми пиками гольцов, поднимается до 3000 м.
Икатский хребет окаймляет с востока Баргузинскую долину. Гребни его представляют собой широкие, плоские водораздельные пространства с пологими сглаженными вершинами.
Притоки реки Баргузин, за исключением Гарги, Аргады и Ины, представляют собой короткие и бурные горные потоки. Реки Баргузинской долины вскрываются ото льда обычно в конце апреля и начале мая при низком уровне воды, а замерзают в конце октября.
В пределах долины выделяется целый ряд озерных групп. В районе верхнего течения реки Баргузин находится группа Боолон-Тумэрских горных озер. В озерах этой группы водятся промысловые рыбы — таймень, сиг, хариус, щука, сорога, но рыбный лов почти не производится ввиду труднодоступности озер. В озерах среднего течения Баргузина больше всего имеется карасей, окуней и щук, а в озерах нижнего течения — сороги, окуней, карасей и щук.
Река Баргузин - второй после р.Селенги приток Байкала. Протяженность ее - 480 км, площадь бассейна 21.1 тыс .кв.км. Судоходна на 204 км от устья. Большинство притоков Баргузина, за исключением Гарги, Аргады и Ины, представляют собой короткие и бурные горные потоки.Реки вскрываются обычно в конце апреля и начале мая при низком уровне воды, а замерзают в конце октября.
Баргузинский залив - самый крупный залив озера Байкал. Он вдается в глубь суши на 30 км и имеет площадь около 700 кв.км.
Чивыркуйский залив углубляется в сушу между материком и полуостровом Святой Нос на 26 км, при ширине от 6 до 12 км. Пологие берега залива густо заросли лесом и имеют множество бухт и мысов. Глубина большей части залива не превышает 10 м, поэтому воды его хорошо прогреваются , достигая в начале августа температуры от 19 до 22 град. В бухтах Чивыркуйского залива часто встречаются песчаные пляжи. Благоприятные условия для отдыха привлекают сюда большое количество туристов. Хорошая рыбалка. Обилие клюквы и черники на восточном берегу залива.
Пятидневное путешествие по маршруту: г. Улан-Удэ — п.Усть -Баргузин — Монахово — п. Баргузин — с. Суво — с. Ина -с. Курумкан — с.Алла — Умхэй — с.Курумкан — с. Ярикта — г. Улан-Удэ. (протяженность 1300 км)
Основная часть маршрута проходит по Баргузинской долине, которая является одним из красивейших мест Забайкалья( микроклимат и рельеф, история и культура населявших и населяющих ее народов, богатая флора и фауна, целебные источники)
Продолжительность тура 5 дней/ 4 ночи. С мая по сентябрь.
ПРОГРАММА ТУРА:
1 день:
8.10 Прибытие в Улан-Удэ, встерча в аэропорту.
8.30 Экскурсия в Иволгинский Дацан
11.30 Обзорная экскурсия по г.Улан-Удэ «Знакомство с Верхнеудинском»
13.30 Обед в ресторане «Батарай Ургоо» (бурятская кухня)
14.30 Выезд из Улан-Удэ в Усть-Баргузин. (266 км) По дороге остановки на реке Хаим, в с.Турка, осмотр достопримечательности камень «Черепаха». Можно остановиться посмотреть Особую Экономическую Зону «Байкальская Гавань» или заехать на курорт «Горячинск» на термальные источники
21.00 Размещение, ужин в Гостевом доме, можно заказать баню. Удобства во дворе.
2 день:
8.00 Завтрак.
8-30 Путешествие по перешейку между Баргузинским и Чивыркуйскими заливами к полуострову Святой нос по территории Забайкальского национального парка.
Остановки в красивых местах для фотосъемки, конечная точка, местность — Монахово.
14.00 Обед в гостевом доме.
15.00 Трансфер в с. Курумкан 200 км. Путешествие по Баргузинской долине вдоль Икатского хребта к священному камню Бухэ-Шулун (Бык-камень), осмотр Сувинского саксонского замка и Ининского сада камней.
21.00 Прибытие в Курумкан, размещение в мини-отеле, удобства в номере.
21.30 Ужин в кафе.
3 день:
8.30 Завтрак в отеле.
9.00 Посещение Курумканского Дацана
9-30 Трансфер в эвенкийское село Алла. (60 км.) Посещение каньона горной реки Алла, возможно купание в горячих источниках, неповторимая панорама Баргузинского хребта.
13.00-14.00 обед в полевых условиях
14.00 трансфер на курорт Умхэй (50 км) расположен у створа Баргузинского и Икатского хребтов на острове реки Баргузин. Размещение в коттеджах, удобства во дворе. Принятие термальных ванн.
21.00 Ужин в столовой.
4 день:
10.00 Завтрак, Свободное время
14.00 Обед,
16.00 трансфер в п. Курумкан (105 км) По дороге можно заехать на курорт Кучигер с уникальной лечебной грязью.
19.00 Размещение в мини-отеле, удобства в номере.
20.00 ужин в кафе
5 день:
8-30 Завтрак в отеле.
9.00 — Трансфер Курумкан-Улан-Удэ 411 км.
По дороге остановка на границе Курумканского и Баргузинского районов, панорама горы Барагхан, (одна из главных святынь Северной Азии, эта гора является пристанищем небожителей, хозяев Баргузинской долины. На вершине горы находится плато Тэптээхэй с каменной пирамидой в честь бога-покровителя горы)
Остановка в Баргузинском Дацане недалеко от с. Ярикта. Подъем к месту где на камне проявился лик богини Янжимы.
Обед в одном из кафе по дороге, по времени как получится или в закусочной в Баргузинском Дацане.
Ориентировочно в 21.00 возвращение в Улан-Удэ.
Стоимость в 2016 году на одного человека при группе:
1 человек — 80000р.
2 человека — 45000р.
3 человека — 35000 р.
4 человека — 28000 р.
5 человек — 25000 р.
В стоимость входит: Трансфер на микроавтобусе Mazda Bongo Friendee (общая протяженность маршрута 1300 км.), сопровождение гида, проживание 4 ночи (1 ночь в г/д в Усть-Баргузине, 2 ночи в г/д в Курумкане, 1 ночь на курорте в Умхей) питание по программе, экскурсии по программе, входные билеты.
Буддизм начал проникать в Баргузинскую долину с конца XVIII века.
В старинных летописях баргузинских бурят зафиксировано, что в 1807 году хоринский тайша Галсан Мардаев и известный в народе Молон багша -хоринский йогин во время отдыха на Гаргинском аршане поставили первый бумхан и провели первый буддийский ритуал на баргузинской земле.
В историю распространения буддизма в Баргузинской долине большой вклад внес настоятель (Ширээтэ) Цонгольского дацана Селенгинского ведомства Содбо Нимайлан. В течении почти тридцати лет, заканчивая 1842 годом, он шесть раз приезжал в Баргузинский дацан, проводил там службы-хуралы, распространяя Учение Будды. Становление буддизма в Бурятии происходило при жестком сопротивлении приверженцев шаманизма, исконной религии бурят. В летописи красочно описывается эпизод сверхъестественного противостояния шамана Тэтэгэр Урбана и ламы Содбо Нимайлана. Быстрому расцвету дацана способствовали старания старейшин и предводителей баргузинских бурят. По инициативе тайши Цанкира Андреева стала применяться тибетская медицина, началось обучение людей, сбор лекарственных трав.
К 1825 году в долине были построены первые маленькие буддийские бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте. На берегу реки Бургали (Борогол), южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен “Хурдын Сумэ” – небольшой дуган, где проводились буддийские службы. Вскоре назрела необходимость в постройке большого храма-дугана. Бургузинские буряты отправили письмо Хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали. И в 1826 году было получено письмо с тамгой-печатью Пандито Хамбо ламы с одобрением и разрешением и началось строительство дацана. В 1828 году новый дацан освятил Содбо Нимайлан лама, приехавший в Баргузин из Цонгольского дацана.
В 1829 ему дали название - Борогольский дацан “Гандан Ше Дувлин”,а в 1837 Борогольский дацан был переименован в Баргузинский.
По данным "Ведомости о числе ламаитов и идолопоклонников по ведомству Баргузинской степной думы за 1859 год" всего баргузинских бурят проживало 9096 человек. Из них большинство - 8362 человека - исповедовало буддизм, "было 8 лам, 14 молебищь, 1 кумирня, 2 хурула - все деревянной постройки. Шаманистов - 683 человека, и 49 человек греко-российского вероисповедания" (2). Подавляющее большинство жителей были буддистами.
В 1879 году Цэрэнжаб Сахаров просил в письме Найдану Гомбоеву (был зятем декабриста М.Бестужева), находившемуся в то время в Пекине, приобрести для Баргузинского дацана по желанию всего народа - Данджур.
Впоследствии берег реки Борогол, на котором стоял Баргузинский дацан, начал подмываться водой и разрушаться. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана. Для этого пригласили настоятеля Агинского дацана Галман-Жимба Тугулдурова, который совершил в Баргузине обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана возле озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато. В 1861 году с согласия генерал-губернатора Баргузинский дацан был официально переведен в местность Сагаан-Нуур.
На фото: гравюра с изображением Цогчен-дугана Баргузинского дацана, 1880 год. Окна с наличниками. Вместо крыльца появляется портик.
Особенностью бурятской буддийской храмовой архитектуры - стал высокие фундамент и крыльцо, поскольку дацаны располагались у рек, которые часто разливались, выходили из берегов, и влияли на повышенную влажность почвы.
Учение Будды в Баргузинской долине стало важнейшей частью жизни бурят, помогало сплочению и развитию этнической общности, влияло на мировоззрение, нравственность, культуру общества. Дацан стал центром духовной и культурной жизни в Баргузинской долине, способствовал просвещению народа. Здесь развивалась медицина, художественные промыслы, зодчество, книгопечатание ,жили выдающиеся ламы-философы.
Линия преемственности Настоятелей (Ширээтэ лам) Баргузинского дацана с 1828 по 2012 гг. на протяжении 182 лет насчитывает 12 учителей. Наиболее яркий след в истории дацана оставили Пятый и Девятый Ширээтэ ламы - Санжи Шинтадов (1854-1889) и Цыден Соодоев (1894-1901).
Санжи Шинтадов (Чинтадай лама) в возрасте 7 лет стал хувараком (учеником) Баргузинского дацана. В 14 лет он каким-то образом уже оказался в списке лам и хувараков Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин" от 28 декабря 1837 года (см. Приложение №3) среди высокочтимых лам. Вероятно, этот факт говорит о проявленных необычных способностях и таланте. Впоследствии в нем признали гэгэна - перерожденца Нимайлан ламы и воплощения Ямантаки. Существует множество преданий о нем, характеризующие Чинтадай ламу как весьма эксцентричного человека. Однажды он приехал на важное собрание именитых богачей, одетых в дорогие шелковые одеяния, и помочился на них. На возмущенные крики он ответил: "Аршанда хуртэгты!", то есть "Да оросит вас священный нектар!". Однажды за его божественное сумасбродство его избили, люди вступились за ламу, сказав обидчику: "Напрасно ты сделал это - ведь он не простой человек, а гэгэн, лама высокого духовного постижения. Пойди к нему, попроси прощения!". Избивший ламу пришел к нему и просил простить его. На что Чинтадай лама заплакал и произнес: "Ты не меня обидел, я - что? Но ты обидел Того, кто всегда рядом со мной - моего Защитника". Лама Санжи Шинтадов был настоятелем Баргузинского дацана тридцать семь лет, с 1854-1891 гг. Сойбон Санжи Шинтадов был учителем Цыдена Соодоева, будущего Соодой ламы, ставшего Девятым настоятелем Баргузинского дацана. Тот почитал своего учителя. Впоследствии Соодой лама стал выдающимся практиком медитации, он был признан воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны (ок. II века н.э.). В 1983 году в Непале опубликован справочник о тулку - буддийских перерожденцах, где есть статья о Цыдене Соодоеве с приложением его фотографии, он во всем мире признан как тулку Нагарджуны - легендарного основоположника Махаяны, учения "Срединного Пути", переданного ему Буддой Мудрости Манджушри. Во многих домах баргузинских бурят на алтарях есть фотографии Соодой ламы, тайком размноженные, они хранились все 70 лет гонений на религии.
На рубеже XIX - XX вв Агван Доржиев инициировал в стране обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, чтобы приспособить организацию и обрядность к новой политической ситуации в стране. Предчувствуя гонения на религию, он пытался спасти буддизм от уничтожения. В 1922 году Агван Доржиев приехал в Баргузинский дацан и выступил перед ламами и прихожанами со своими обновленческими идеями. Ламы согласились последовать его советам. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 году один из двух дуганов при дацане перевозили к подножию священной горы Барагхан, в том же году новый дацан освятили при участии Агвана Доржиева. Ламы с помощью родственников построили небольшие стандартные домики дачного типа, распланировали крошечные участки земли под огород. Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский поселок в 100 домов были оставлены. Позднее их использовали под хозяйственные нужды образовавшиеся поблизости колхозы. В Музее истории Бурятии есть фотография Баргузинского дацана 1930-х гг., когда он уже не действовал. С фронтона и крыши были сняты буддийские символы - Ганчжир (тиб. "полный сокровищ"), венчающий храм, цилиндрические надставки на крыше -Жалсаны и восьмирадиусное Колесо Учения с лежащими по обе стороны от него ланями над порталом.
Получается, что в начале XX в. Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, но, вследствие политики советской власти по отношению к религиям, был разрушен.
В 30-е годы развернулись массовые репрессии, большинство лам погибло в лагерях, или было расстреляно.
В "Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия", изданной в Улан-Удэ в 2008 году указаны имена лам Баргузинского дацана, репрессированных в 1932 - 1938 гг. Некоторые безвинно приговорены к высшей мере - расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме, некоторые - к 10 годам лагерей. Все они реабилитированы, в основном посмертно, в 1957, 1962 гг.
В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана возле священной горы Барагхаан была возведена Ступа. В основание ее, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX-XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам дацана, безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.
В 1990 был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан “Гандан Ше Дувлин”.
Возрождение дацана началось в 2005 году, когда была зарегистрирована Местная религиозная организация "Баругзинский дацан", как правопреемник прежнего Баргузинского дацана "Гандан Шедувлин", возведенного в 1828 году. Эта организация входит в состав Буддийской традиционной сангхи России. В Баргузинском дацане работают четверо лам и двое хувараков. Еще десять хувараков учатся в Буддийском университете "Даши Чойнхорлин" им.Д.Заяева.
Сначала в 2005 году началось возведение совсем небольшого, 8х8 метров, храма -дугана в селе Ярикто - Сахюусан сумэ. В 2006 году он был освящен, и в нем проводят большие хуралы, на которые собираются буддисты всего Баргузинского района.
В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 метрах на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках.
Но здание всех не вмещает. Для таких больших служб строится трехэтажный главный храм - Цогчен-дуган (18х18) нового Баргузинского дацана, посвященный Сарасвати (по-бурятски Янжима). Он будет воссоздан по образу разрушенного в прошлом веке Цогчен-дугана.
Восстановление дацанов - народное строительство, все жители района считают своей обязанностью принять участие в этом прекрасном деле.
Ширээтэ лама - Цыден Намжилов: "Очень повезло, что наше поколение строит дацаны, субурганы, что мы можем в это время получить благословение".
В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских служб (хуралов): Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.
Буддийские святыни Бурятии
Проявление лика богини Янжимы.
2 мая 2005 года возле села Ярикто Баргузинского района было открыто самопроявившееся изображение Сарасвати, на бурятском языке Янжимы.
Е. Гармаева: "Еще в 1996 году местные жители неподалеку от этого места обнаружили шкатулку, внутри которой находилась какая-то культовая вещь. Они съездили в Иволгинский дацан, рассказали ламам о своей находке. Ламы посоветовали им привезти шкатулку, но что поразительно, они не смогли ее найти. Видимо тогда еще не пришло время для открытия Янжимы и эта история забылась.
В конце апреля 2005 года в Баргузинский район приехала делегация Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Хамбо Ламой Д.Аюшеевым для освящения мест возведения храмов-дуганов в селах Ярикто и Баянгол и для поиска места возведения Баргузинского дацана.
29 апреля Пандито Хамбо Лама провел буддийский обряд освящения места возведени дугана и уехал в Курумканский район. До границы района его сопровождали представители администрации, проезжая местность Униган, он заметил: "Здесь что-то есть. Возможно, здесь что-то найдется".
По возвращении из Курумканского дацана 2 мая 2005 года Хамбо Ламу Аюшеева встретили на дороге жители Ярикто. Вместе с настоятелем Ширээтэ ламой Баргузинского дацана Цыденом Намжиловым и несколькими местными жителями, в том чиле четырьмя женщинами, все поднялись наверх к подножию горы Улзаха. Оказалось, что жители Ярикто с 1996 год сокровенно сохраняли "шкатулку", в том месте, где она и была найдена. После ее осмотра Хамбо Лама определил, что это ца-ца - буддийская ритуальная маленькая "ступа тысячи Будд", и она указывает на место пребывания бурханов.
Хамбо Лама Дамба Аюшеев: "С 11 часов мы стали двигать камни. Когда перевернули один камень, под которым нашли ца-ца, то под ним оказалась огромная неподъемная каменная глыба. А прошло уже три часа, все устали, начали уже терять надежду, что -то найти. Я взял лом и начал простукивать этот камень и когда поднял голову, откуда-то мне в лицо ударил яркий свет, так что я даже зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном сером валуне метрах в 10 от себя увидел четкое изображение танцующей богини..." И действительно, прекрасная Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты. А рядом можно разглядеть ее защитников, многие видят слона с правой стороны, а некоторые видят с левой стороны очертания медведя.
Возрождение буддизма в Баргузинской долине связано в первую очередь с феноменом проявления лика Янжимы в местности Униган возле улуса Ярикто. Это самопроявленное изображение официальным решением Высшего совета Сангхи - Сугунды, который собирается раз в пять лет, признано одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Ежегодно в Баргузинской долине широко празднуют проявление Янжимы. Над камнем строится Дворец Янжимы.
У баргузинских бурят есть стойкое верование, что именно в этих местах надежно спрятаны священные реликвии Баргузинского дацана, разрушенного в 30-е годы.
После нахождения этого изображения Янжимы, стало понятно, что ритуальную ца-ца в этом месте оставил великий сын Баргузинской долины настоятель Баргузинского дацана ширээтэ лама Цэдэн Соодоев, Соодой лама в конце XIX века. По рассказам старожилов, он именно в этих местах медитировал, и недалеко отсюда родился. Хамбо лама Аюшеев часто повторяет: "В буддизме случайностей не бывает" и неслучайно Янжима, воплощение Мудрости и Искусства, которая являлась главным Йидамом медитации Соодой-ламы, проявилась в наше время, перед Хамбо ламой, приехавшим возрождать дацан. Буряты верят, что незримый сильный дух Ундер Багши - Высокого Учителя вот уже 160 лет незримо присутствует в этих местах, благославляя и охраняя. Е.Гармаева: "Сквозь толщу лет идет ровный теплый свет, излучаемый взглядом нашего Высокочтимого Соодой Ламы, воплощения великого Нагарджуны, образованнейшего человека и провидца".
Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.
Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.
В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".
Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.
Калькуляция автомобильного тура на 1 человека представлена в таблице.
Таблица
Калькуляция тура «Полярный экспресс»: Салехард-Игарка» на 1 человека
Вид услуги | Калькуляция тура (на 1 чел) |
Авиаперелет | Средняя цена на прямой рейс Новосибирск-Салехард - 11000 руб. |
На рейс с пересадкой: | |
нижняя цена - 22000 руб. | |
верхняя цена - 28000 руб. | |
Перелет Игарка-Новосибирск - 18000 руб. | |
Питание | 2100 руб.*5 дн.=10500-2 (бесплатных завтрака)*700=9100 руб. (2 завтрака включены в |
стоимость проживания в гостиницах «Иликчин» и «Туяа») | |
Размещение | Нижняя цена при размещении в 2-х местном номере - 8300 руб.(1400 руб.+1500 |
руб.+2000 руб.+3400 руб.=8300 руб.) | |
Верхняя цена при размещении в улучшенном одноместном номере - 13100 руб. | |
(4000 руб+1700 руб.+4000 руб.+3400 руб.=13100 руб.) | |
Экскурсии | 370 руб. |
Услуги инструктора -проводника | 5000 руб./5 дн. |
Аренда автотранспорта | При аренде бюджетного автомобиля на 4 чел стоимостью 1900 руб./сут. стоимость |
аренды на 1 чел за 5 сут. будет 2375 руб. | |
При аренде транспорта более высокого класса - 2700 руб./сут. на 4 чел. — за 5 сут. | |
стоимость аренды на 1 чел будет 3375 руб. | |
Расход топлива | 16280 руб./1 машину, т.е. на 4 пассажиров=4070 руб./чел |
Медицинская страховка | 1500 руб. |
Итого стоимость тура | Бюджетный вариант — 70715 руб. |
Стандартный вариант — 82515 руб. | |
Данный автомобильный тур имеет повышенный уровень сложности, вызванный суровыми природно-климатическими особенностями района и длительными автомобильными переездами. Поэтому в ходе путешествия от туристов требуется неукоснительное следование правилам техники безопасности и инструктажу проводника.
Особенности автотура:
- минимальное количество машин, отправляющихся в путешествие — три;
- путешествие осуществляется под руководством опытных инструкторов-проводников;
- при хороших водительских навыках турист может сам управлять арендованным внедорожником под присмотром проводника;
- требование к состоянию здоровья: заключение врача об отсутствии острых инфекционных, аллергических и хронических заболеваний;
- требование к уровню физической подготовки туриста: опыт путешествий повышенной проходимости, наличие навыков технической подготовки, способность к физическим нагрузкам на протяжении 8-10 часов.
Автомобильный тур «Полярный экспресс»: Улан-Удэ-Курумкан предложен для практической реализации туристским агентствам г. Улан-Удэ.
Выводы
Заключение:
Автотуризм – вид отдыха, заслуживший популярность во всем мире, за счет неоспоримых преимуществ. Самостоятельное формирование маршрута, как правило, делает поездку эксклюзивной – туристы сами решают, где будут находиться и сколько потратят времени. Исследование показало, что автомобильный туризм является одним из распространенных видов туризма на Алтае. Ежегодно десятки тысяч людей устремляются вглубь Алтая на автомобилях для того, чтобы насладиться всей окружающей красотой и погрузиться в незабываемый мир Горного Алтая.
Авто-путешествия по Курумканскому району вдвойне приятны, благодаря развитой дорожной сети и качеству (на сегодняшний день) дорог, что позволяет без проблем посетить удаленные уголки района. Предлагаемый нами тур имеет особую этнографическую специфику и позволяет познакомиться не только с природными памятниками Курумканского и Баргузинского района, но и с культурой местного населения.
Путешествуя по стране, автотуристы знакомятся с историческими и культурными памятниками и окунаются в разнообразный мир природы. Во время таких путешествий совершенствуется мастерство водителя, способность адекватно реагировать на резко меняющуюся ситуацию на дороге (и не только).
Автотуризм предоставляет наилучшие возможности для путешествия всей семьёй, что способствует её укреплению.
Хотя популярности этого вида туризма способствует именно свобода – от агентств, расписания транспорта и вообще – других людей. Ведь настоящий отдых для настоящего автомобилиста – это когда есть только Вы, Ваш автомобиль, и бесконечные километры дороги!
Список использованной литературы:
- Виды и тенденции развития туризма : учеб. пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Е. Ю. Воротникова, О. С. Комарова, С. С. Малетин, Л. Н. Стребкова, Т. Л. Чернышева, Б. И. Штейнгольц. – Новосибирск: НГТУ, 2014. - 235 с.
- По материалам статьи Гармаевой Е., портал "Родное село"
- Л.К.Минерт. Памятники архитектуры Бурятии
- Баргузинский дацан – Сайт Буддийской традиционной Сангхи России
113
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х
3. Журнал «Жизнь» // Мертвая дорога [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://af1461.livejournal.com/131049.html
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
- Комарова О.С. Факторы и перспективы формирования рынка местного (пригородного) рекреационного туризма в формате SPA / О.С. Комарова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - №2 (62) Т.7. - с.200-204
- Лучина Н. А. Общественное питание как элемент туристского обслуживания/Н. А. Лучина, А.Н. Аршинова// Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в российской экономике: история и современность. Сборник научных статей: Курск, 2015. С.70-72.
- Назаркина В. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / В. А. Назаркина, Л. М. Загорская, Б. И. Штейнгольц: Изд-во НГТУ, 2009. - 83 с.
- Назаркина В. А. Особенности потребительского спроса в гостиничной сфере/ В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц// Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2014. - №2. – С. 122-126
- Назаркина В.А. Процессы взаимодействия в логистической системе "ресурсы – прозводство – потребление": особенности в сфере туризма/ В. А. Назаркина, Б. И. Штейнгольц // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2014, №2. С. 313-319.
- Правила разработки туристского маршрута [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s-team.net.ua/publ/7-1-0-49
- Ситникова Я. В. Концептуальный подход к управлению рисками субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях развития. // Вестник НГУЭУ. 2012. Т. 2. № 4. С. 154-161.
- Технология проектирования тура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourfaq.net/marketing/texnologiya-proektirovaniya-tura/
© Б. И. Штейнгольц, В. А. Назаркина, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа (статьи и доклады)
В подборке представлены некоторые результаты научно-исследовательской работы по разным направлениям за последние 4 года....
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа...
Конкурсная работа на тему : Совершенствование системы управления собственным капиталом организации для участия в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся по программам СПО
КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выступлению на городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г
На городской научно-практической конференции для преподавателей «Научно-исследовательская работа как часть процесса обучения» 14 декабря 2016 г представлены: стендовый доклад...
Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы
Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...
научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной работы студентов
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Научно-исследовательская работа Тема: Организация самостоятельной раб...
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПО...