Эссе
материал
Предварительный просмотр:
Эссе
« Oбразование для устойчивого развития, на наш взгляд, это….»
Парфенова Светлана Юрьевна– преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»
Образование – это важнейший процесс в нашей жизни. Он включает в себя не столько получение знаний, сколько осознание их, формирование личности, своего уникального взгляда на бытие. Потому-то настолько важным является выбор учителей, не только школьных, но и по жизни. Не стоит забывать и о самообразовании, о воспитании себя самого.
Образовываться никогда не поздно, это не разовый акт обучения, недаром ведь народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». Именно поэтому не только самообразование, но и различные курсы, ступени пост вузовского образования делают обучение многих людей (особенно связанных с интеллектуальным трудом) длительным, длящимся всю жизнь, что конечно не должно мешать им работать.
В двадцать первом веке ситуация с образованием смешанная. С одной стороны появляются и применяются на практике всё новые методики обучения, проводится индивидуализация процесса образования. С другой же, старые методики, не предусматривавшие индивидуального подхода к каждому ученику давали результаты не хуже (повсеместно распространённое мнение об одном из лучших в мире советском образовании). Некоторые учёные связывают это с прагматичностью нынешнего века. Образование из духовного и нравственного воспитания превратилось в передачу практических навыков, без базы фундаментальных наук, без широкой теоретической подготовки. Одно определение образования как образовательных услуг показывает всю глубину изменений в этом важном социальном институте общества.
Какой должна быть система образования с точки зрения концепции устойчивого развития? Здесь нет возможности подробно обсуждать этот вопрос. Упрощая до предела, подчеркнем следующее. Демократическое общество может чувствовать себя безопасным и развиваться устойчиво, если система образования соответствует, по крайней мере, двум требованиям:
1. Образовательное пространство должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия (и в молодости, и во взрослой жизни) не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого.
Конечно, это требование кажется не новым, но я думаю , что в результате нашей деятельности не должно остаться ни одного потерянного ученика. Но дело в том, что сегодня это требование выступает не просто как нравственный императив, но и как необходимое условие безопасного развития общества. Например, сейчас биологи больше всего боятся, что какой-нибудь заболевший обычным гриппом человек пренебрежет правилами гигиены и подхватит еще и птичий грипп – в результате вирус H5N1 мутирует и приведет к страшной пандемии. То есть, для такой глобальной катастрофы достаточно одного «слабого звена» – и уже никто не оправдается тем, что этого ученика когда-то забыли и недоучили.
2. Качество подготовки лучших учеников должно быть таким, чтобы они смогли стать первоклассными профессионалами, способными справляться с самыми сложными проблемами и задачами современной жизни.
Если система образования не обеспечивает выполнения этих двух условий, то говорить об устойчивом развитии общества не придется.
При этом лучшие ученики, ставшие специалистами-лидерами, должны обладать такими качествами:
1. Быть «ультра профессионалами» в какой-то одной области (например, экономике или управлении), но при этом быть достаточно грамотными в областях, как-либо связанных с их деятельностью (например, в психологии, естественных науках и т.п.), причем на современном научном уровне, т.е. иметь достаточную эрудицию для принятия эффективных решений.
2. Уметь принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, опять-таки требующих гибкости мышления и достаточно глубоких знаний в самых разных областях.
3. Обладать гражданской зрелостью, ответственностью, способностью проявить социальную инициативу и умением работать в команде при реализации общественно значимых проектов.
Подчеркнем, что эти качества должны присутствовать в комплексе, но сегодня ни одна из существующих образовательных программ не обеспечивает этого триединства: как правило, интеллектуально одаренные юноши проявляют себя в учебе, олимпиадах и научных конференциях, но не интересуются решением общественно важных проблем, и наоборот: социально активные дети не могут похвастаться фундаментальными знаниями. И сегодняшние программы не способствуют исправлению ситуации.
Какие задачи нужно решить, для создания системы подготовки учеников, обладающих вышеназванными качествами? Перечислю самое необходимое:
1. Создание методического обеспечения, позволяющего интегрировать тематику устойчивого развития (с учетом быстрого накопления новых научных данных в этой области) в существующие учебные дисциплины (математику, географию, экономику, естествознание и др.), прежде всего старшей школы.
2. Разработка системы элективных курсов по тематике устойчивого развития на предпрофильном уровне и в профильных классах. (Кроме того, уже сегодня может быть заявлен самостоятельный профиль «устойчивое развитие», по крайней мере, в трех вариантах: с физико-математической, естественнонаучной или социально-экономической специализацией – если не на базе отдельных школ, то в сетевом варианте профильного образования).
3. Создание системы подготовки и переподготовки педагогов и методистов на базе НГПУ, НИПКиПРО и других структур.
4. Подготовка и выпуск соответствующей учебно-методической литературы.
5. Систематизация и поддержка имеющихся программ дополнительного образования детей и образовательных проектов общественных организаций в области устойчивого развития, а также создание новых программ в нужных, но «неосвоенных» имеющейся практикой областях.
6. Создание системы стимулирующих олимпиад, конференций, проектных конкурсов и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе " Моя педагогическая деятельность"
Удивительный это дом - школа! Здесь всё перемешалось: детство и зрелость, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живёт жизнью, где, как в капле воды отражаются все процессы, происходящие в о...
Эссе на тему "Такт и терпение - первое правило преподавателя"."
Совсем недавно моей профессией стало преподавание спец. дисциплин. Много лет, работая бухгалтером, я даже предположить не могла, что когда-нибудь придётся расстаться с романтикой бухгалтерского учёта ...
Эссе "Моя педагогическая профессия"
Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель ф...
Эссе
Эссе на тему: "Учительница первая моя"...
Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»
Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...
эссе по проблемам профтехобразования
Мне хочется акцентироваться на том, чем предопределяя свой выбор молодые люди выбирая профессию, должны знать и быть уверенны в завтрашнем дне: – это уровень заработной платы, – это пе...
Эссе на тему: "Мое педагогическое кредо"
В данной статье описаны смыслы, ценности и приоритеты моей профессиональной деятельности....