Эссе "Моя педагогическая профессия"
статья по теме
Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны. Выдающийся ученый, историк В.О.Ключевский считал, что для профессионализма педагога главное – следовать завету: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_moya_pedagogicheskaya_professiya.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая профессия»
Тело человеку дают родители, душу дает Бог,
а цель и смысл жизни – Учитель.
Восточная мудрость
Учитель… Это слово входит в сознание каждого человека в раннем возрасте и остается там на всю жизнь. Это понятие связано не только со школой, ведь своими учителями мы называем тех, кто помог нам овладеть ремеслом, определил творческий поиск, поддержал в лучших устремлениях на жизненном пути. Родители дают детям жизнь, учитель наполняет ее смыслом, дает духовную опору, учит человечности. Профессия учителя требует и знания своего предмета, и огромного терпения, и артистизма, и режиссуры, и исполнительского мастерства. Учителя сравнивают с дождевой каплей. Почему? Как дождь будит жизненные силы каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить творческий потенциал каждого ученика.
Умение воспитать у детей желание трудиться, мыслить, быть самостоятельными и ответственными – вот суть натуры учителя.
Существует такая легенда. «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Профессия учителя – самая благородная на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном итоге, - будущее своих воспитанников. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения, работает на завтрашний день, воспитывая Гражданина своей страны. Выдающийся ученый, историк В.О.Ключевский считал, что для профессионализма педагога главное – следовать завету: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие – воспитателя детских душ, третьи - … Я вижу в учителе и педагога, и воспитателя, и наставника, способствующего становлению личности.
Учитель, наставник…Сколько существовало и будет существовать человечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель». «Дар учить передается по наследству», - говорят в народе. Из учительской семьи, которая уже в третьем поколении продолжает «сеять разумное, доброе, вечное», вышла и я. Это династия педагогов, которая, разрастаясь, прирастала новыми учительскими кадрами. Для меня педагогическая династия – это основа профессионализма и лучшая школа.
В нашем роду более 20 педагогов. Это учителя трудового обучения, начальных классов, математики и информатики, биологии, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории.
Начало династии было положено в 30-годы моей бабушкой Русиной Полиной Ефимовной, которая всю свою жизнь посвятила школе села Шмаковка Приморского края, работая сначала учителем начальных классов, затем учителем русского языка и литературы, а последние годы своей педагогической деятельности - директором школы. Я помню эту уютную сельскую школу, пришкольный участок… Тетради, которые мне доверяла проверять Полина Ефимовна. В классе одновременно обучались ученики первого, второго, третьего, четвертого классов. Наверное, именно тогда зародилась во мне любовь к этой священной профессии. Близкий, родной человек, моя бабушка, привила мне любовь к книге, языку, научила понимать и чувствовать красоту родного слова, открыла для меня мир, научила прислушиваться к людям, радоваться жизни, общаться научила и мечтать. Скорее всего, поэтому я совсем не мучилась вопросами: кем стать? куда пойти учиться?
Память о моей бабушке - «Педагогическая энциклопедия» в четырех томах, которую подарила мне Полина Ефимовна, когда я стала студенткой первого курса Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института филологического факультета.
Начало моей педагогической биографии – колония строгого режима. А ученики – осужденные в возрасте от восемнадцати до сорока лет. Это была настоящая «школа жизни», где нельзя было халтурить, приходить неподготовленной на урок, где тебя все время «проверяли» эти «умудренные жизненным опытом» ученики… Но ведь верили, но ведь слушали, относились с уважением.
А потом были школы в военных городках и гарнизонах… обширная география: Комсомольск-на-Амуре, Легница, Старгард (Польская Народная Республика), Брест (Белоруссия), Мурманск, Хабаровск.
Последние десять лет я работаю преподавателем русского языка, литературы, русского языка и культуры речи в Хабаровском торгово-экономическом техникуме. Мои воспитанники – будущие технологи общественного питания, бармены, бухгалтеры торговых предприятий, механики холодильного оборудования, эксперты и товароведы потребительских товаров, которые в своей профессиональной деятельности должны быть не только хорошими специалистами, но и владеть навыками устной и письменной речи, а также культурой делового общения.
Одно из приоритетных направлений моей деятельности - проектный метод. Моей задачей, как педагога, является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг подростка, среды, которая способствовала бы решению задач, стоящих перед учителем-словесником. Прежде всего, развитие речи учащихся, повышение общей культуры. Этого можно достичь тогда, когда учащийся стал участником процесса познания. Таким процессом познания стала проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (исследовательский проект «Где «копать» лингвистику?», творческий проект «Рецензия как жанр сочинения», ролевой проект «Суд над Раскольниковым», информационный проект «Окказионализмы в рекламе» и т.д.).
Учитель, преподаватель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал: русский язык или физику, химию или географию, по сути и в основе – Воспитатель.
Воспитать хорошего человека труднее, чем хорошего специалиста. Хочется не просто учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться, что самое большое счастье на Земле состоит (по словам Л.Н.Толстого) в том, чтобы «как можно больше давать другим».
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому учащемуся, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь учащемуся осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего воспитанника, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи учащихся на трудном пути познания. Каждый наш урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Ребята, приходя в аудиторию, всегда ждут что-то хорошее, интересное, запоминающееся. Учитель не должен обманывать их ожидания, нужно стараться поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Для меня урок – искусство, ибо он способен воспитывать юную душу, увлекать жизнью, а главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть Человеком.
В процессе работы я выработала следующие основные положения педагогической философии:
- воодушевлять каждого учащегося максимально быть самим собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
- создавать условия для выбора своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными способностями;
- убедить учащегося в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
- сделать каждый урок проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.
Профессия учителя предоставляет огромные, практически неограниченные возможности творчества; это профессия, в которой невозможно остановиться, в которой необходимо постоянно расти, самосовершенствоваться, искать новые методы и пути; профессия, в которой, отдавая часть своей души, получаешь в ответ любовь и уважение своих воспитанников. Учитель в современном мире – тот же ученик. Пока он осваивает новые технологии, методики, внедряет инновации – он учится сам. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и стремиться к профессиональному росту самому. Тогда и ученики с удовольствием последуют за преподавателем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями. И, как учитель, я вижу свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить ребят премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верному пути.
На сегодняшний день мой педагогический стаж составляет 32 года. Я – счастливый человек! У меня есть продолжатели моего дела! Галина Исакова, Светлана Вахрамова, Юлия Фомина, Ксения Баранова, Виктория Лебедева, Анна Струк, Ксения Волик, Кристина Струк. Я выполнила свое главное предназначение: «Учитель! Воспитай ученика, чтобы было потом у кого поучиться!»
Мои ребята – призеры олимпиад, конкурсов, фестивалей разных уровней. И я точно знаю, что сделала правильный выбор! Моя профессия – мое призвание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии.
Материал может быть использован для проведения психолого-педагогического практикума....
История становления и развития педагогической профессии
Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...
фрагмент урока "Введение в педагогическую профессию"
КОНСПЕКТ УРОКАI этап – фаза «Мотивация»(актуализация знаний студента, побуждение интереса к новой информации)Тема урока «Ведение в педагогическую профессию» на экране(обучающиеся стоят возле пре...
программа "Введение в педагогическую профессию"
программа "Введение в педагогическую профессию"...
Мои рассуждения на тему педагогической профессии, которая стала смыслом моей жизни
Каждый человек рано или поздно становится пред выбором совей бедещей профессии. Я этот вопрос решила еще в детстве - быть учителем, давать знания и помогать детям найти себя в этой непростой жизни, бы...
Статья Становление педагогической профессии
Статья Становление педагогической профессии...
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе
Педагогическая профессия и её роль в современном обществе...