ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно развивающую среду
материал

Тонян Лусине Самвеловна

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках литературного чтения.

    Цель всех дидактических игр этого раздела: развитие речи детей и обогащение словарного запаса.

«Подбери пару»

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек –  …

Маот – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

Стол – деревянный, стены – …

Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …

Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …

Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …

Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …

Корова – бык, курица – …, лошадь – …

«Придумай предложение»

Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:

Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»

1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»

2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»

       3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»

4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»

Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д

«Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

«Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

«Подбери омоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже слово обозначает разные понятия. Например коса – это и сплетенные пряди волос, и сельскохозяйственное орудие, и узкая полоска земли, отходящая от берега. После этого можно предложить ученику самостоятельно подобрать омонимы к различным словам. Например:

Педагог: «Какие значения есть у слова «лук»?»

Ученик: «Съедобное растение, оружие для метания стрел»

Педагог: «Что означает слово «ключ»?»

Ученик: «инструмент для открывания замка, родник, музыкальный знак»

Можно обсудить с детьми значения таких слов как игла, ручка, нога, нос, язык и т.д.

«Подбери антоним»

Сначала нужно рассказать ребенку о том, что ко многим словам можно подобрать противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Затем следует ввести в игру сказочного персонажа, например колобка, который очень любит искать антонимы. Дети передают колобка друг другу  заканчивая при этом   начатую фразу, например:

Ночью темно, а днем…

Компот жидкий, а кисель…

Мороженое холодное, а чай…

Слон большой, а муравей…

Башня высокая, а избушка…

Камень твердый, а глина…

Шоколад сладкий, а перец…

Сказки бывают смешные и …

Полезно прочитать детям стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».

«Потерянные слова»

Педагог читает ученикам стихотворение, но при этом намеренно не договаривает последнее слово в строчке, таким образом, предлагает им самостоятельно подобрать рифму. Возможно с первого раза кому-то не удастся правильно подобрать слово. В этом случае этим детям требуется помочь. Для этой игры прекрасно подходит стихотворение Даниила Хармса «Очень страшная история»:

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все закончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку.

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог  должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.



Предварительный просмотр:

Напишите название сказки и автора.

Посмотрите на иллюстрацию и назовите название сказку.

Расставьте фрагменты сказки в правильном порядке.

                                       

 

                                     

                                   

По иллюстрациям определите сказку.

Расположите в правильной последовательности героев сказки.

                                                     

                                               

                                                           



Предварительный просмотр:

Памятки  по литературному чтению для обучающихся 1-4 классов

Как  работать  с  памяткой

1.Прочти  внимательно  название  памятки  и  подумай,  почему  она  так  озаглавлена.   В  названии  суть  памятки.

2.Изучи  внимательно  содержание  памятки.

3.Ответь  на  вопрос: «  Всё  ли  я  делаю  так,  как  советует  памятка?»

4.Если  делаешь  по-другому  или  в  иной     последовательности,  подумай,  почему  лучше     делать  так,  как  говорится  в  памятке. Если    трудно  или  непонятно, обратись  к  учителю.

5.Теперь  постарайся  выполнить  задание  так, как  советует  памятка.  Для  этого  прочти  пункт 1,  проговори  его  про  себя  и  выполни  все  действия  в  той  же  последовательности.

6. После  выполнения  упражнения  обратись  к  памятке  еще  раз   и  проверь,  хорошо  ли  усвоено  её  содержание.  Не  пренебрегай  этим  последним  советом!

Знакомство с новой книгой

1. Рассмотри обложку книги.  

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.      

3.Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.                                                                                                 4.  Определи примерное содержание книги.  

5.  Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Работа со сказкой

1.  Как называется сказка, кто е сочинил?                    

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?                                                  

3.Кто в сказке действует? Какие это герои?            

4. Какие события описываются в сказке?  

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?                                                                              7. Как относится автор к своим героям?                        

 8.Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Как надо читать книгу

1. Читай медленно, не спеши.

2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного. После прочтения книги обдумай её содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

Как отвечать на вопросы

1. Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.

2. Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.

3. Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.

4. Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словами.

Как подготовить краткий пересказ

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на части.

3. Скажи точно, о чём говорится в каждой части

4. Запиши план рассказа.

5. Кратко расскажи каждую часть.

Как читать рассказ

1. Внимательно прочти весь рассказ.  

2.Отметь в своей памяти, как называется рассказ, кто его автор?

3.Ответь с помощью текста на вопросы в конце рассказа.

4.Составь план пересказа текста.

5.При подготовке пересказа обрати внимание на следующие пункты:

  • Кто главный герой рассказа?
  • Где происходит действие?
  • Как ведут себя герои рассказа?
  • Кто тебе нравится и почему?
  • Кто тебе не нравится и почему?
  • Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ.
  • Во время чтения делай пометки слов, которые вызывают у тебя затруднения.

6. Найди в словаре слова, которые были тебе не понятны.

Как составить план текста

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

  • отражает ли заголовок главное в части текста:
  • не повторяются ли заголовки;
  • не пропущено ли что-либо важное;
  • помогут ли твои заголовки.

Как подготовить пересказ

1. Прочитай текст.

2. 0тветь на вопросы.

3. Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе.

4. Раздели текст на части, озаглавь их.

5. Выдели главное в первой части (составь план)

6. Перескажи 1-ую часть.

7. Тоже сделай с другими частями.

8. Глядя на план, перескажи весь текст.

Как готовить задание по внеклассному чтению

1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

2. Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.

3. Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.

4. Прочитай предисловие или вступление.

5. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.

6. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

7. Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.

8. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

9. Красочно оформи отзыв. Напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам. 

Как  читать  выразительно

1.Внимательно  прочитай.  Представь  себе  то,  о  чём  читаешь.

2.Определи  главную  мысль  прочитанного.

3.Определи  своё  отношение  к  событиям,  героям.  Постарайся  при  чтении  передать  это  отношение  интонацией.

4.Определи  свою  основную  задачу  чтения: что  ты  хочешь   передать  при  чтении.

5. Читай,  чётко  произнося  слова,  соблюдай  паузы  в  конце  предложения,  между  абзацами  и  частями  текста.

6. Выделяй  голосом  важные  места  и  мысли.

7.Читай,  представляя  перед  собой  зал,  наполненный  зрителями.  Читай  так,  будто  всё,  о  чём  читаешь,  ты видел  или  сам  пережил.

             

Как  учить  стихотворение

1. Прочитай  стихотворение  вслух. Объясни смысл  непонятных   слов.  Попробуй  рассказать  стихотворение  своими  словами. Определи  настроение,  ритм  стихотворения.

2. Прочитай  стихотворение  2-3  раза,  стараясь  его  запомнить.

3. Если  стих  большой   и  трудно  запоминается  то:  раздели  стих  на  части  и  учи  по  частям,  повторяя  предыдущие  отрывки.

4. Расскажи  стихотворение  по  памяти,  при  необходимости  заглядывая  в  текст.

5. Повтори   2-3  раза  не  заглядывая  в  текст.

6. Перед  сном   и   утром  перед  школой  повтори  еще  раз.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

«Сколько звуков в слове?»

Цель: развивать фонематический слух

Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

                                          Дама сдавала багаж:

                                          Диван,

                                          Чемодан,

                                          Саквояж

                                           Картину,

                                           Корзину,

                                           Картонку

                                           И маленькую собачонку.

Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.

«Найди картинке ее домик»

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

«Найди лишнюю букву»

Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.

Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

  • МНК
  • ОСЮ
  • ЙКП
  • МИШ
  • ТПХ и т.д.

«Правильно – неправильно»

Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.

Для игры потребуется комплект карточек-букв выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.

«Прописная и печатная»

Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

В качестве игрового материала  ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

«Заглавная или строчная»

Цель: учить соотносить заглавные и строчные  буквы.

В качестве игрового материала  ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.

«Построим дом»

Цель: учить слышать звук  [р] в  и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.

«Магазин»

Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов  - названий предметов со звуком [с]

«Перекличка»

Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.

Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

«Полубуковка»

Цель: закрепить знания о графическом виде буквы.

Учитель медленно показывает из-за ширмы букву, начиная с ее верней части, нижняя часть буквы остается закрытой.  Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и узнать ее. После того, как буква будет названа, педагог показывает ее целиком.

«Абвгдейка»

Цель:  закреплять знания о твердых и мягких звуках.

Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а  другого – с твердого согласного.  Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)

Каждая карточка разрезается посередине.

Вариант 1.

Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины  буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.

Вариант 2.

Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.

«Сколько и какие?»

Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.

Педагог обращается к детям:

- Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц?

Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух ( Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.

«Телеграф»

Цель: закрепить умение  делить слова на слоги.

Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.

«Живые слоги»

Цель: закрепить знания о слогах.

К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.

«Договори слово»

Цель6 вырабатывать навык деления слова на слоги, научить выделять закрытый слог.

ши__на             вет___ка

ти__на              сум__ка

лод__ка             шу__ка

«Цепочки слов»

Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.

Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.

 «Сколько звуков в слове?»

Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

«Какой звук новый появился?»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

сон-стон               каска – краска                ролик-кролик

сок-сток               салка – скалка                 тучка – штучка

сук – стук            кошка – крошка              кот - крот  

«Большая буква»

Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте.

Барсик, котенок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок.

«Мягкий знак»

Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками.

Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.



Предварительный просмотр:

Комплексы гимнастики для рук

«Замок»

На двери висит замок

— Кто его открыть бы смог?

 (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

 Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

 (Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)



Предварительный просмотр:

Комплекс каллиграфических минуток

Каллиграфическая минутка

У.: - Отгадайте загадку.

Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом вдруг взял он и исчез:
Превратился в букву ...

О.: - С.

У.: - Верно. Сегодня на каллиграфической минутке вы будете прописывать букву «С». Какие звуки она обозначает?

О.: - Буква «эс» может обозначать звуки С (сом), С" (сила), З (сдать) З" (косьба).

У.: - Напишите букву «С» и соединения с ней, записанные на доске.

У.: - Закончили. Отгадайте загадку.

Рассыпался горох на сто дорог.
Никто его не соберёт - ни царь, ни царица,
Ни красна девица, ни бела рыбица.

О.: - Звёзды.

Каллиграфическая минутка

У.: - Итак, откройте тетради, отступите 2 строки от предыдущей работы, запишите посередине строки сегодняшнюю дату. Сегодня 5 апреля. На следующей строке запишите «Классная работа».

О.: (Пишут.)

У.: - Все готовы?

О.: - Да.

У.: - На доске написаны окончания «-ого», «-его». На какие грамматические признаки указывают данные окончания?

О.: - Единственное число, мужской или средний род, родительный падеж.

У.: - Верно. Пропишите у себя в тетради эти окончания, используя образец на доске.

О.: (Пишут.)

У.: - Посмотрите на окончания «-ая», «-яя». Как вы думаете, чьи эти окончания?

О.: - Имён прилагательных единственного числа, женского рода, именительного падежа.

У.: - Верно. Пропишите у себя в тетради данные окончания, используя образец на доске.

О.: (Пишут.)

У.: - Посмотрите на окончания «-ой», «-ей». Как вы думаете, чьи эти окончания?

О.: - Имён прилагательных единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

У.: - Пропишите у себя в тетради данное окончание, используя образец, указанный на доске.

О.: (Пишут)

У.: - Итак, все закончили?

О.: - Да.

У.: - Молодцы.

Каллиграфическая минутка

а) У.: - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

б)У.: - Отгадайте загадки.

Енот жуёт, жуёт енот,

И на розовой стене

Он рисует букву?

О.: -  «Е».

У.: - Как вы думаете, какую букву мы будем прописывать?

О.: - Мы будем прописывать букву «Е».

в) У.: -  Правильно, мы сейчас с вами пропишем буквы е (строчную), Е (заглавную) и соединения с этими буквами.

У.: - Начинаем писать петлю с середины рабочей строки ведем вверх наклонную прямую до начала верхней строки, закругляем, делаем петлю вниз, не доводя до нижней строки закругляем вправо.

г) Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.

д) Самопроверка, проверка, анализ результатов деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

Ребусы

Ребус 1ребусы

Ключ: кисточка

Ребус 2ребусы

Ключ: клей

Ребус 3

ребусы

Ключ: краски

Ребус 4ребусы

Ключ: ластик

Ребус 5ребусы

Ключ: ручка

Ребус 6ребусы

Ключ: циркуль

Ребус 7ребусы

Ключ: обложка

Ребус 8

Ключ: линейкаребусыребусы

Ребус 9

Ключ: мел

Ребус 10

ребусы

Ключ: доска



Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках русского языка

«Родственные слова»

Цель: закрепить знания о родственных словах.

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.

«Приставка»

Цель: закрепить полученные знания о приставках.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

«Суффикс»

Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

На доске написаны слова:

Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

«Однокоренные слова»

Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.    

                                                «Эхо»

Цель игры: усвоение классификации согласных.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы вая парный глухой. Если назван звонкий непар ный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

Если было задано на дом, познакомиться с по нятием тембра голоса, то уместно будет прове рить задание, поиграв в конкурс пародистов.

 «Откуда слово к нам пришло?»

Цель: отработка правописания слов с непрове ряемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

 С помощью этимологического слова ря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и рус ского языков. Сравните их произношение и пра вописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие ка лоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха), турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от на звания Канарских островов, образовано с помо щью русского суффикса -ейк-), коряга, образова но от слова кора («корень») с помощью суффик са -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

«Найдите слог с нужной гласной».

Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому иг року выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).

 Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.

                                         «Орфографическое лото»

Цель: повторить словарные слова.

 Заготавливаются карточки со словами, в кото рых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий выни мает номера и оглашает их. Участники игры за крывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Раздел 1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

+

2.

Культура общения в  современной семье.

1

+

3.

Культура общения в  современной семье.

1

+

4.

О терпимости к близким.

1

+

5.

О терпимости к близким.

1

+

6.

Культура спора.

1

+

7.

Этикетные ситуации.

1

+

8.

В мире мудрых мыслей.

1

+

9.

В мире мудрых мыслей.

1

+

Раздел 2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя».

1

+

11.

Самовоспитание.

1

+

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+

13.

Как я работаю над собой.

1

+

14.

О терпении.

1

+

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

+

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

+

Раздел 3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+

18.

Совесть - основа нравственности.

1

+

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

+

20.

«Досадно мне, что слово «честь» забыто».

1

+

21.

Заветы предков.

1

+

22.

Россияне о любви к Родине.

1

+

23.

Твоя малая родина.

1

+

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

+

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

+

Раздел 4.

Искусство и нравственность

7

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+

28-

29.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

2

+

+

+

+

30.-

31.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

2

+

+

32.

Искусство и нравственность.

1

+

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

+

Итого:                                                                                                                                          

33 часа

15

18

Содержание программы:

4 класс (33 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к близким. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (7ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема внеурочной деятельности

Название раздела

Количество часов

Дата

Планируемые результаты

Формы контроля

Оборудование

Требования к уровню подготовки учащихся

План

Факт

Личностные

Метапредметные

УУД

Предметные

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

Культура общения

9 ч.

1

1

Понимает и ценит семейные традиции.

Регулятивные:

- учитывает выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные:

-узнаёт о старинных русских семейных традициях («Домострой»0;

-учится осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирует собственное мнение и позицию;

Учится правилам общения

Текущий, беседа

Компьютер, проектор

Знать

традиции общения в русской семье и семьях других национальностей

Уметь

вежливо  общаться с членами семьи

2-3

Культура общения в  современной семье.

Культура общения

2

2

Сравнивает традиции общения в своей семье с эталоном

Регулятивные:

-оценивает атмосферу общения в своей семье

Познавательные:

Узнаёт о традициях общения в других семьях

Коммуникативные:

Учится слушать других и выражать своё мнение

Учится правилам общения. Узнаёт о традициях общения в других семьях

Мини-сочинение «Нашасамья»

Компьютер, проектор

Знать

-правила культурного общения

Уметь

- общаться вежливо с членами своей семьи

и  другими семьями

4-5

О терпимости к близким.

Культура общения

2

2

Оценивает своё отношение к членам семьи Анализирует и оценивает свои  хорошие и плохие поступки

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Знакомится с  понятием «толерантность»

Коммуникативные:

Учится быть вежливым и терпимым в общении с людьми

Учится быть более терпимым.

Мини-сочинение «Умею лия быть терпимым»»

Компьютер, проектор

Знать

правила общения со старшими членами семьи

Уметь

Ссвершить правильный поступок в конфликтной ситуации.

6.

Культура спора.

Культура общения

1

1

Анализирует свои эмоциональные  проявления

Учится быть сдержанным во время спора.

Регулятивные:

контролирует ситуацию спора

Познавательные:

знает значение понятий «тезис», «антитезис».аргумент». «контаргумент».

«конфликтный спор» и «конструктивный спор»

Коммуникативные:

умеет оценивать ситуацию или предмет  спора; определять  и формулировать тезис и антитезис;

выставлять вопросы, приводить аргументы, контраргументы, факты;

 логически строить высказывания и выбирать языковые средства.

Знакомится с культурой ведения спора.

Анкета»Насколько я конфликтен2

Компьютер, проектор

Знать

правила ведения спора

Уметь

выходить из конфликтной ситуации, отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и контраргументы

7.

Этикетные ситуации.

Культура общения

1

1

Ориентируется в нравственном содержании и смысле,как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

соблюдает  основные моральные нормы  и ориентируется на их выполнение;

Регулятивные:

развивает свои этические чувства (стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения);

Познавательные:

знает  о видах этикета (деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.)

различает понятия «этика» и «этикет»;

узнаёт о правилах этикета в разных странах;

Коммуникативные:

развивает свою культуру общения.

Применяет в жизни правилаэтикета.

Викторина «Школьный этикет2

Компьютер, проектор

Знать

правила этикета

Уметь

применять их в повседневной жизни

8-9.

В мире мудрых мыслей.

Культура общения

2

2

Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, опираясь на высказывания о нравственности.

Регулятивные:

Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата в развитии  характера и личности

Познавательные:

осуществляет анализ объектов (высказываний)  с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации;

допускает возможность существования различных точек зрения,  учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулирует  собственное мнение и позицию;

Следует мудрым высказываниям о нравственности, использует их в нужной ситуации.

Текущий

Компьютер, проектор

Знать

некоторые высказывания о  нравственности

Уметь

применять их в нужной ситуации

10.

«Познай самого себя».

Самовоспитание

7 ч.

1

1

Заботится о своем здоровье и интересуется культурой здоровья иЗОЖ

Регулятивные:

организует  рабочее место;определяет цель своей деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;

- оценивает выполненные задания по параметрам: легко выполнил, возникали сложности привыполнении

Познавательные:

определяет круг своего незнания

находит нужную информацию в различных источниках

наблюдает и делает простые выводы

 узнаёт об основных психологических процессах

Коммуникативные:

 участвует в диалоге, слушает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки,

понимает свою значимость в коллективе

определяет свое отношение к окружающим людям

Выявит взаимосвязь человека с окружающей средой

познакомится с факторами, влияющими на здоровье человека

узнает наиболеераспространенные детские заболевания и способы их профилактики

познакомится с основами правильного питания

-узнает правила соблюдения режима дня в целях сохранения здоровья

Анкетирование,тестирование,опрос,игра.

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

особенности своего организма

Уметь

управлять своими  чувствами,

эмоциями.

11.

Самовоспитание.

Самовоспитание

1

1

Ориентируется в нравственном содержании и смысле  собственных поступков; знает основные моральные нормы и ориентируется  на их выполнение;

развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

Даёт оценку своему здоровью, характеру, эмоциям, поступкам.Коммуникативные:

адекватно использует речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации;

- учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

Научится контролировать свои эмоции и поступки

Анкетирование,тестирование,опрос,игра

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

Уметь

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

Самовоспитание

1

1

Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делаетвыбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

Определяет и формулирует  цель деятельности  (составление плана) с помощью учителя.

Умеет  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  планом

Познавательные:

Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её,

делает выводы .

Коммуникативные:

:оформляет свою мысль в устной и письменной речи

Осознаёт необходимость заботы о своём  физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования.

Анкетирование, тестирование

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

основы нормативного поведения                                                                

Уметь

составлять план рабочего дня, план выходного дня и план  самовоспитания на неделю

13.

Как я работаю над собой.

Самовоспитание

1

1

Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

Определяет и формулирует  цель деятельности  (составление плана) с помощью учителя.

Умеет  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  планом

Познавательные:

Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её,

делает выводы .

Коммуникативные:

:оформляет свою мысль в устной и письменной речи

Осознаёт необходимость заботы о своём  физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования.

Анкетирование, тестирование

Подборка анкет, тестов, ролевых игр

Знать

основы нормативного поведения                                                                

Уметь

составлять план рабочего дня, план выходного дня и план  самовоспитания на неделю

14.

О терпении.

Самовоспитание

1

1

Оценивает своё поведение на предмет терпения.

.Анализирует и оценивает свои  хорошие и плохие поступки.

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Различает понятия «терпение» и «толерантность»

Коммуникативные:

Учится быть  терпеливым в достижении цели.

Старается  проявлять терпение во всём.

Мини-сочинение «Что значит быть терпеливым»

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны терпение и труд

Уметь

терпеливо преодолевать трудности

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Самовоспитание

1

1

Оценивает свои  способности и возможности.

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

Учится планировать  свою деятельность

Коммуникативные:

Учится быть  терпеливым в достижении цели, отстаивать свою точку зрения, открыто высказываться перед аудиторией.

Старается  проявлять терпение во всём и планировать свою деятельность

Беседа

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны план, терпение,  труд и оценка своих возможностей

Уметь

Планировать свою деятельность

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Самовоспитание

1

1

Оценивает возможности своей памяти

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, старается развивать свою память.

Познавательные:

изучает возможности человеческой памяти;

Коммуникативные:

Учится культурному общению.

Старается тренировать и совершенствовать память.

Упражнения  на тренировку памяти

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужны план, терпение,  труд и оценка своих возможностей

Уметь

Планировать свою деятельность и вносить изменения в план.

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

Общечеловеческие нормы нравственности

10 ч.

1

1

Оценивает нравственные качества своей личности, даёт оценку положительным и отрицательным качествам, выполнению ролевых поручений

Регулятивные:

умеет бороться со своими недостаткамидавать оценку поступкам других людей, критиковать недостатки своих товарищей.

Познавательные:

читает книги, учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни

Коммуникативные:

учится культуре общения, выражает грамотно свои мысли в устной речи и на письме.

Приближается к нормам социального поведения

Книги, тесты

Компьютер, проектор

Знать

о пользе чтения,

труда, физкультуры и спорта;

пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности и др.

Уметь

делать добро окружающим людям;

дружить со всеми детьми

беречь общественное добро и родную природу;

помогать старшим.

18.

Совесть - основа нравственности.

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Осмысливает понятие «совесть».

Анализирует и оценивает свои  хорошие и плохие поступки.

Регулятивные:

адекватно воспринимает  критику, предложения и оценку учителя, товарищей,

Познавательные:

учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни Коммуникативные:

учится быть   вежливым и справедливым в общении

Старается  поступать по совести

Мини-сочинение «Что такое совесть»

Компьютер, проектор

Знать

что для достижения цели нужно жить и поступать по совести, пословицы о совести

Уметь

признавать свои ошибки

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Ориентируется  в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знает основные моральные нормы  и ориентирован на их выполнение;

-обладает развитыми этическими чувствами — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимает  как понимание чувства  других людей и сопереживает  им.

Регулятивные:

планирует  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

использует  предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

Познавательные:

Учится быть добрым, побеждать свои негативные качества; анализировать и оценить свои поступки и поступки других людей

Коммуникативные:

адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Старается проявлять доброту  и милосердие по отношению к младшим,  пожилым людям и животным, быть сострадательным к чужому горю

Анкета, тесты

Видеофильм о доброте

Знать

основные нормы морали (совесть – основа морали), пословицы о доброте и справедливости.

Уметь

проявлять доброту  и сострадание в  возникшей ситуации

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Осознаёт понятие слова «честь»

Регулятивные:

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

На примере литературных героев                              , случаев из жизни

учится поступать честно и справедливо.

Коммуникативные:

Проявляет честность и справедливость в своих поступках

Просмотр фильма, беседа.

Видеофильм о чести и её проявлениях

Знать

пословицы о чести,

Уметь

проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

21.

Заветы предков.

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Развивает адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные:

формирует представление о героическом прошлом русского народа,  великих русских богатырях памятниками русской литературы ( Былины, «Поучение» В. Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др.

Ткермины «поучение». «летопись», «слово»

Коммуникативные:

 учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулирует  собственное мнение и позицию.

Знакомится с нравственными идеалами в культуре отечества

.

Текущий

Компьютер, проектор

Знать

основные моральные нормы и правила поведения  смысл поучений В. Мономаха;

понятия нравственные (моральные) ценности

Уметь

руководствоваться ими  в повседневной жизни

22.

Россияне о любви к Родине.

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

 Воспринимает и осознаёт основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину; образ  мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,  уважает историю и культуру всех народов.

Регулятивные:

умеет  планировать, контролировать и оценивать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные:

осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеет логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, построения рассуждений, отнесения к понятиям «патриотизм», «патриот», «Отечество». «Родина».

Коммуникативные:

готов слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Знает, понимает и принимаетценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

Текущий

Компьютер, проектор.видеофильм

Знать

ценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,

Уметь

реализовывать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством.

23.

Твоя малая родина.

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Регулятивные:

 высказывает свое предположение на основе  полученной информации;

  осуществляет самоконтроль;

 даёт  оценку своей деятельности

Познавательные:

находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 умеет  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

 строить речевое высказывание в устной форме;

выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

 моделировать информацию;.

  Коммуникативные

 слушает и понимает речь других;

умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 умеет  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Знаком  с историей возникновения города Одинцово, п. ВНИИССОК;      умеет                  кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную  литературу и другие источники информации.

привлекет внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края ,

применяет полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Текущий

Компьютер, проектор.видеофильм

Знать

Уметь

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Понимает значение понятий «дружба»,  «порядочность»; осознаёт роль доверия в укреплении дружбы, качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях; проявления дружбы в сказках, произведениях детской литературы; смысл пословиц и поговорок о дружбе;

формирует высокие  моральные качества на примере жизни великих людей.

Регулятивные:

Познавательные:

Осознаёт ценности дружеских отношений,

развивает способности находить главные признаки времени, особенности жизненных ситуаций, черты характеров на примере стихов А.С Пушкина о дружбе.

Коммуникативные:

умеет  общаться, выслушивать мнения друзей, поддерживать диалог, беседу, выражать и отстаивать свою точку зрения.

Умеет  дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе; имеет  мотивацию к проявлению осознанных дружеских отношений.

Текущий

Компьютер, проектор.видеофильм

Знать

понятия:дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбиеответственность, обида, прощение, справедливость

Уметь

дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Готов   к саморазвитию и самовоспитанию; умеет  выразить доброжелательное и заботливое отношение к людям, проявляет отзывчивость, толерантность.

Регулятивные:

Умеет  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериямиПознавательные:

преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет рассказы  на основе рисунков, схем, условных сигналов и пользуется словарями и справочниками; анализирует  и синтезирует  полученную информацию;  устанавливает причинно-следственные связи

Коммуникативные:

доносит свою позицию до других: оформляет  свою мысль в устной и письменной речи умеет слушать,  работать в группе, обосновывать свою точку зрения; владеет монологической и диалогической использует доброжелательный тон в общении с людьми.

Имеет представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;

Карточки с афоризмами

Компьютер, проектор

Знать

наизусть некоторые афоризмы о совести, дружбе, Родине;

особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок):

Уметь

определять характер взаимоотношений с другими людьми; применять в жизни, как потребность воспитанного человека;

находить необходимую информацию, перерабатывать  её, делать выводы в результате индивидуальной или коллективной работы.

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Общечеловеческие нормы нравственности

1

1

Развитие чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу; формирование духовно и нравственно развитой личности.

Регулятивные:

учится сдерживать эмоции и проявлять такт и сдержанность в общении.

Познавательные:

получает представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости и приветливости

Коммуникативные:

умеет внимательно выслушать собеседника , беседовать ровным тоном, глядя в глаза собеседника.

Получает навыки приветливого общения

Текущий

Компьютер, проектор

Знать

правила хорошего тона

Уметь

выражать  приветливость в разговоре ,используя ровный сдержанный тон, ласковый взгляд, вежливые слова

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

Искусство и нравственность (7ч)

1

1

Формирует чувства прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

умеет преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные:

Знакомится с  понятием »миф», понимает, что мифология – огромная сокровищница художественных образов.

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

 Применяет  приёмы и правила нравственного поведения, стремится  быть культурным человеком в совершать нравственные поступки.

Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Знать

некоторые мифы Древней Греции

Уметь

строить логическое рассуждение, установливать причинно-следственные связи

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста и высказывать собственное суждение

28-29.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Искусство и нравственность

2

2

Проявляет творческое отношение к процессу обучения;

осознаёт меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев,

воспитывает в себе чувство патриотизма

Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок.

Регулятивные:

умеет

ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

- контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Познавательные:

умеет перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Коммуникативные:

умеет

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими;

развивает культуру речи

Правильно, осознанно, выразительно читает былины;

применяет  в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделяет признаки былины, сравнивает  ее со сказкой.

Определяет и характеризует положительных героев в былинах и сказках

Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок.

Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз.отрывки («Богатырская симфония» и др.

Знать

содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,важнейшие признаки былины,

Уметь

показать связь содержания былин с русской историей.

30.-31.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

Искусство и нравственность

2

2

Эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции;. Объясняет, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил.

Регулятивные:

понимает выделенные учителем ориентиры действия; работает по предложенному учителем плану; выставляет оценку своей работе.

Познавательные: ориентируется в тексте; извлекает необходимую информацию из художественного текста;  устанавливает причинно-следственные связи; классифицирует героев сказки, басни, былины

Коммуникативные:

оформляет свои мысли в устной  и письменной форме

Воспринимает на слух текст, размышляет о характере и поступках героя; относят сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники).

Мини сочинение «Зло и добро имеет своих героев»

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз.отрывки

Знать

положительных и отрицательных литературных героев

Уметь

давать характеристику отрицательным героям и их поступкам.

32.

Искусство и нравственность.

Искусство и нравственность

1

1

Осуществляет нравственно-этическое оценивание; оценивает художественно-творческие произведения и их героев.

Регулятивные:корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражает и контролирует свои эмоции;

Познавательные:

Коммуникативные:

Ведёт диалог, аргументирует свою позицию;

Выявляет особенности представлений человека о красоте в различные эпохи.

Развивает свой  эстетический вкус, через анализ произведений искусства.

Текущий

Компьютер, проектор, видеофильм

Репродукции картин, муз.отрывки

Знать

Произведения искусства, отражающие  нравственные понятия

Уметь

анализирован эти произведения

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Искусство и нравственность

1

1

Ориентирован на самоанализ и самоконтроль.

Способен к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Испытывает чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные:

проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Пробует осознать своё место в мире и оценивает свои поступки и поступки окружающих с точки зрения морали и нравственности.

Мини сочинене  «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Компьютер, проектор

Знать

основные правила нравственности и морали

Уметь

применять их в жихни

Итого:

33 ч

Список литературы

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  • Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- 1-9.  
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
  • Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.
  • Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  • Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
  • Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 3.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

в данном разделе размещены документы на тему "Как создать предметно-развивающую среду в кабинете"...