Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды детей с ОВЗ
статья

Яшпатрова Любовь Петровна

Этот доклад будет интересен для педагогов при работе с детьми ОВЗ. Материал поможет лучше узнать о создании специальной коррекционно - развивающей среды для детей сОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад о работе с детьми ОВЗ57.42 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды

1.Организационное обеспечение специальных условий образования для детей с ОВЗ 

2.Организация пространства, учебного места обучающегося

3. Организация временного режима обучения

4. Организация обучения на дому лиц с ОВЗ. Плюсы и минусы домашнего обучения.

      В соответствии с Конституции РФ и законом « Об образовании» дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. Дети с ОВЗ имеют право на образование в пределах специальных образовательных программ, лечение и оздоровление, воспитание и коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Элементы объектной среды

Навигация по школе. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача педагога понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.

Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому педагогу необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы педагог мог вывести при необходимости ребенка в коридор.

Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.

Информационная среда: Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы,   т.п). Адаптированная программа.   Индивидуальный учебный план.

Организация пространства

     Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.   В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

Организация учебного места обучающегося

      Рабочее / учебное место обучающегося создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что обучающихся необходимо учить проводить свое свободное время, для этого в соответствующих местах предусматривается организация обучающей деятельности. Особенности восприятия обучающихся диктуют необходимость использования большого объема наглядного (графического) материала.   Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков являются мобильными и готовятся педагогическими работниками в соответствующих помещениях. Учебный кабинет должен соответствовать Санпинам (есть определённые требования к кабинету) Дети нуждаются в постоянном сопровождении, для  которого необходим тьютор или ассистент (сопровождение по школе, от кабинета к кабинету, на перемене, в столовую, в туалетную комнату)

Организация временного режима обучения

      Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка,его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Учебный день включает в себя специально организованные занятия /уроки по 20-40 минут, а также паузу(10-20 минут), время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.

Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.

  Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

     Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

    Индивидуальная форма обучения предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому.

Обязательным условием для определения данной формы обучения
является заявление родителей и наличие заверенной амбулаторно-поликлиническим учреждением справки об имеющемся заболевании в соответствии с «Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещений массовой школы». На основании представленных документов издаётся приказ, в котором утверждается недельная нагрузка по каждому ребёнку, исходя из нормативов, указанных в письме Министерства народного образования РСФСР «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»:

   

     

 

 

 Внедрение в процесс индивидуального обучения на дому различных форм помощи.

   Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий на дому поддерживается в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, оказываются преодолимыми, а поставленная цель в итоге достигнутой.

 Особый способ организации самостоятельной деятельности в ходе выполнения учебных задач заключается в том, что в случае, когда обучающийся не может выполнить задание сам, ему предлагается необходимая помощь, а затем проверяется, насколько она эффективна.

Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.

   Форма помощи – индивидуальная.  

На разных этапах урока оказываю  следующие виды помощи:

1. В процессе контроля за  подготовленностью Святослава:

– создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

– снижение темпа опроса  

– предложение примерного плана ответа;

– разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

– стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового  материала:

– применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

– более частое обращение с вопросами, выясняющими степень понимания  учебного материала;

– привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении.  

3. В ходе самостоятельной работы на уроке:

– разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

– ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

– напоминание приёма и способа выполнения задания;

– указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

– ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

– инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к оформлению;

– стимулирование самостоятельных действий;

– более тщательный контроль за деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

4. При организации  самостоятельной работы:

– выбор наиболее рациональной системы упражнений;

– более подробное объяснение последовательности выполнения заданий;

– предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек с направляющим планом  действий.

     В организации познавательной деятельности   при выполнении самостоятельных письменных работ оказываю индивидуальную дозированную помощь.

         Стимулирующая помощь. Заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которая заключается в ободрении, дополнительном разъяснении задания, помощи в организации деятельности, указание на наличие ошибки и необходимости проверки выполненной работы.

         Направляющая помощь. Этот вид помощи применяю в том случае, если стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Она заключается в том, что в общем виде ребенку указывается путь, который может привести к выполнению работы или исправлению допущенных ошибок, т. е. помогает ему актуализировать знания, которые необходимы для достижения успеха. (Например, ошибка заключается в том, что при сложении с переходом через разряд "потеряна" единица следующего разряда. Направляющая помощь может выразиться в предложении выполнить подробную запись операции или найти в таблице сложения равенства, которые нужны для ее выполнения).

         Обучающую помощь оказываю в случае, если ни стимулирующая, ни направляющая помощь не помогли  прийти к положительному результату. Такая ситуация свидетельствует о том, что материал, необходимый для успешного выполнения работы, ребенком не усвоен. В этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения данного конкретного задания, организую   беседу с ним, в которой совместно намечаем последовательность необходимых действий, а обучающийся самостоятельно осуществляет эти действия для выполнения задания.

Любой вид помощи оказываю только до того момента, пока он не начинает делать попыток двигаться дальше самостоятельно.

        Дифференциация по степени помощи позволяет мне наиболее  полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Обучающемуся предлагаю задания с учетом зоны ближайшего развития. Выготский Л.С. писал, что зона ближайшего развития определяется тем кругом задач, которые ребенок может решить «под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами», т.е. не самостоятельно, а с некоторой помощью. Это определяет перспективы развития ученика. «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно».

      Таким образом, оказывая обучаюшемуся дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, учитываю темп продвижения ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.

        Наиболее полно отвечает всем этим требованиям направляющая помощь. Использую следующие типы такой помощи.

Первый тип помощи — в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

      Сначала предлагаю более простые задания, выполнение которых дает возможность подготовиться к решению основного задания.            

       Так, при работе над составной задачей в качестве вспомогательного задания может быть предложена простая задача, помогающая решить составную. Простая задача, как правило, является частью составной.

Второй тип помощи — в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций.

        Обучающемуся предлагается карточка с необходимым уровнем помощи. В этом случае учитываю, какая помощь нужна.

          При любом варианте методики учитываю, что от урока к уроку степень помощи должна уменьшаться. В итоге обучающийся научится выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи. Подсказки предлагаю         необходимый материал в учебнике.

  Виды направляющей помощи 

  • на уроках математики.

1.  Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения и оформления.

         Чаще всего такой вид помощи использую при вычислениях, при решении уравнений и т.д. Например, дается развернутая, подробная запись решения примера.

2.  Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила (например, при работе над уравнениями даю правила нахождения неизвестных компонентов), формулы (например, формулы для нахождения площади прямоугольника и квадрата), таблицы единиц длины, массы и т.д.

3.  Алгоритмы, памятки, планы, инструкции. Даю в обобщенном виде, либо в конкретном, например, в виде плана, инструкции по выполнению предложенного упражнения, отражающей способ действия. Планом может служить последовательность элементарных заданий, на которые расчленяется основное задание. Это особенно эффективно при решении проблемных задач, выполнении творческих упражнений

4. Наглядные опоры, иллюстрации, модели.

В качестве наглядности использую рисунок, краткую запись, схему, таблицу, чертеж, которые предлагаю в готовом виде или частично выполненными.

5. Дополнительная конкретизация задания.

Использую чаще всего при работе над задачами. Разъясняю отдельные слова и выражения, указываю на какую-нибудь деталь, существенную для анализа задания.

6. Вспомогательные вопросы, косвенные или прямые указания по выполнению задания.

7. План решения.

Использую при работе над текстовыми задачами. План помогает выбрать арифметическое действие. Он может быть дан частично или полностью, а так же в виде пояснения к действиям.

8. Начало решения или частично выполненное решение

Такой вид помощи оказываю в том случае, когда другие виды помощи оказались неэффективными.

  • на уроках литературного чтения.

1. Для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи учитываю то, что обучающийся лучше воспринимает и понимает смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах первично читаю текст сама.  

2.  При составлении пересказа по плану учитываю то, обучающемуся  проще понять план, составленный из вопросительных предложений. В дальнейшем планирую предлагать ему план, составленный из повествовательных предложений.

  • на уроках русского языка.

1. При изучении грамматических правил составляем совместно опорные таблицы с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное;

слова – одинаковый корень – это родственные слова.

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

2.Использую особую методику изучения словарных слов. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

По такой схеме  словарные слова заучиваются в классе и задаются  на дом.

3.Особое внимание уделяю  работе над ошибками, используя таблицу.

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

 

 Плюсы и минусы домашнего обучения

Плюсы домашнего обучения

1. Дети учатся тогда, когда хотят и так, как им удобно.

2. Исключено насилие со стороны педагогов и сверстников.

3. Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

4. Возможность контролировать моральные, этические и религиозные воззрения ребенка.

5. Возможность жить по естественным биологическим часам.

6. Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

7. Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

8. Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

Минусы домашнего обучения

1. Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

2. Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

3. Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

4. Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

5. Родители не всегда в состоянии обучить ребенка точным предметам или искусствам, системному мышлению.

6. Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

7. Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

8. Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных и религиозных ценностей ограничивает ребенка.


9. Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

C:\Users\ПСОШ 1\Desktop\к пед. совету\IMG_20181119_101156.jpg

 Образование детей с Синдромом Дауна

            Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный.

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой.

Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми.

Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Опыт показывает, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.

Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета.

Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться педагоги в процессе коррекционной работы.

Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и все другие люди.

Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества.

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел.

Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать     цветы и т.д. Эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Это признанный факт во всем мире. Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение специальными образовательными программами в   школе, а также мероприятий направленных на личностное развитие школьников является систематическая и целенаправленная коррекционная работа. Задачами этой работы являются:

- формирование нравственно-культурных ценностей;

-развитие коммуникативной компетенции;

-активизация эмоционально-мыслительных процессов.

Ведущую роль в познавательной деятельности школьника играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления.

При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, т. к. она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.

На своих уроках использую разнообразные коррекционные упражнения., задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:

-двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);

-оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).

-дыхательные, глазодвигательные, коммуникативные упр., а также упр. для развития мелкой моторики.

Коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.

 Разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт:

- на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;

- при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

 Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи может быть достаточно успешным при использовании методик  на развитие  

  • общей моторики;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • навыкам   самообслуживания, социальным навыкам ребенка.

Основы математики (из опыта работы)

      В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: различные цветные карточки

Фото

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их.

Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

При обучении счету  можно использовать:

  • механический счет от (например, табло с цифрами);
  • счет движущихся предметов (например, детские машинки)
  • счет фиксированных предметов (например, можно использовать магнитную доску, с различными яркими магнитами)
  • счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до5; (например, на магнитную доску цифры прикреплять в разброс)
  • механический счет путем называния чисел (обязательно называть числа по порядку)
  • счет и определение размеров набора из 1-5 предметов (можно использовать любые знакомые ребенку игрушки разных размеров)
  • называние по порядку чисел от 1 до 5

Также при счете помимо игрушек можно использовать карточки с цифрами. Сюда также можно отнести:

  • механический счет до предъявленного числа
  • отбор карточек с числами от 1 о 5;
  • отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 5;
  • сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.

Существуют нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом Дауна:

1. Иппотерапия – езда на лошадях, которая является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под руководством инструктора. Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет на психоэмоциональный уровень ребенка.

2. Эффективным методом реабилитации детей с синдромом Дауна является йога. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.

3. Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением. Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.

4. Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.

5. Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь.

 

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1507/1_725a0db7733e6ba871aae25b5c4f6774_1423478568.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной выразительности у детей младшей группы «Ансамбля русской народной песни» средствами индивидуализации обучения.

приобщение детей к фольклору и развитие их творческих способностей, путём погружения в этнокультурные традиции....

Индивидуализация обучения на уроке

Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Каждый ребенок требует отдельного подхода в обучении, т.е индивидуальн...

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Формы индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы

Данная форма позволяет создать благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к обучению....

Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.

Статья для Региональной научно-практической конференции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограни...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования

Выступление на педагогическом совете "Совершенствование форм организации образовательного процесса как условие достижения качественного образования"...