Формы индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему
Данная форма позволяет создать благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3.formy_individ.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1.3. Формы индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы.
1.Процесс обучения.
Это позволяет создать благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к обучению, это отражено в тематическом планировании,
Карта изучении нового материала для обучающихся очно -заочной формы обучения.
Ученики с высокими учебными возможностями | Ученики с низкими и средними учебными возможностями | |
1 | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала |
2 | Отработка навыков решения задач на тренажере | Объяснение нового материала |
3 | Самостоятельно расширяют и углубляют знания: выполняют задания из блога учителя | Обобщение и систематизация знаний: выполняют задания под контролем учителя, используя алгоритмы |
4 | Тестирование по интерактивным тестам, которые созданы учителем | Тестирование по интерактивным тестам, которые созданы учителем |
5 | Групповая консультация | Групповая консультация |
Коллективные методы работы органически сочетаются с индивидуальными. Ученик выполняет самостоятельное задание, данное мной с учетом учебных возможностей, то эта индивидуализированная форма обучения; уделяю внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то форма обучения индивидуализированно - групповая.
Формы классной работы | Работа обучающихся | Учет при индивидуализации |
Фронтальная | Используя презентацию без звука, ученики выдвигают проблемы и озвучивают | Учет индивидуальных различий |
Групповая | Работа над проектом, в практикумах | Действуют в соответствии со своей индивидуальностью: применение знаний в измененной и новой ситуации |
Индивидуальная | Самостоятельная работа с тренажерами и цифровыми образовательными ресурсами | Работают в индивидуальном темпе: отработка Общеучебных навыков |
Разработана и используется система работы с обучающимися при подготовке к зачету при очной и очно- заочной формам обучения.
1 | Оказание индивидуальной поддержки | Тематические тренинги (интерактивные) |
2 | Индивидуальная работа по каждому типу заданий | Консультация учителя |
3 | Учитель отслеживает приращение учебных навыков учащихся | Зачетная работа (по интерактивным тестам) |
4 | Самоанализ ошибок и подведение итогов | Индивидуальное домашнее задание |
Такая организация учебной работы на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, постепенно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. Все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской: урок самостоятельной работы по материалу, который объясняла, урок проверки результатов путем сопоставления с данными, урок возвращения к ранее изученному материалу под другим углом зрения; урок-консультация, урок-зачет, урок- логические задачи, урок-мастерская, урок- защита проектов.
Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей, способствует более прочному усвоению знаний, при таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны.
При оценке знаний учитывается объем знаний по учебному материалу; пониманию изученного, самостоятельность суждений, степень систематизации, умение применять их к решению задач.
На уроках применяю приемы: привлечение учеников к оценочной деятельности, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту.
2.Содержание образования.
Применяю принципы: фундаментальности, научности, систематичности, доступности, последовательности; с учетом современных требований общества; ориентация на цели, сформулированные в стандарте.
Принцип индивидуализации обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого.
Уровни индивидуализации | Шаги к успеху (предупреждение неуспеваемости) |
1.Организация самостоятельной работы | - индивидуальные варианты заданий; - учет уровня подготовленности обучающихся - учет психологических особенностей; - консультация учителя; - полная самостоятельность; - контроль и самоконтроль обучающихся; - своевременность предоставления заданий. |
2.Сложность и объем учебных заданий. | - рациональное определение объема и содержания работы для трех групп; - кроме уровня обязательных требований должно быть указано превышение минимума; - возврат к ранее изученному и более тщательному закреплению нового материала за счет выполнения большого количества упражнений; - направлены на преодоление конкретных ошибок, с последующим анализом работы; - дозировка работы обеспечивает необходимую успешность и сопутствующее восстановление учебной мотивации; - особое внимание уделяется усвоению обучающимися схем и алгоритмов; - отслеживание продвижения результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности |
3.Способы стимулирования познавательной активности. | - ориентация на переход в следующую группу; - своевременная и правильная проверка результатов; - предоставление алгоритмов для самоконтроля; - решение логических задач для получения оценки. |
При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности ученика, его отличия в обучаемости должны проявляться еще в большей степени, чем в классе. Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством применения: частичной индивидуализации домашнего задания, индивидуальных заданий на дополнительную оценку, создание презентаций к урокам.
При составлении индивидуальных домашних заданий нужно строить все их варианты не ниже базового. А пути выполнения могут быть разные – с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы
Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....
Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы
Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....
Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Использование информационных технологий – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учителя с целью боле...
Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...
«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...