Статья «Музыка - неотъемлемый компонент коррекционно-развивающего процесса»
статья
В статье анализируется роль музыки в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Цель статьи - показать роль и значимость музыки для детей с ограниченными возможностями и указать на жизненно важный компонент её воздействия на организм ребенка.
Ключевые слова: музыкотерапия, коррекция, ограниченные возможности, слушание музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 657
Приморского района Санкт-Петербурга
Статья
«Музыка - неотъемлемый компонент коррекционно-развивающего процесса»
Автор: Савина Л.Б.
Санкт - Петербург
2018-2019 г.
В статье анализируется роль музыки в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Цель статьи - показать роль и значимость музыки для детей с ограниченными возможностями и указать на жизненно важный компонент её воздействия на организм ребенка.
Ключевые слова: музыкотерапия, коррекция, ограниченные возможности, слушание музыки.
Музыка - неотъемлемый компонент коррекционно-развивающего процесса
У. Конгрив, британский драматург XVII века написал: «Музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб».
Давно известно большое и многогранное влияние музыки на жизнь и здоровье людей, поэтому к ней стали настойчиво обращаться за помощью.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.
Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века, было доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает, наоборот, прямо-противоположный эффект и вредна как для слуха, так и для нервной системы.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.
О том, что музыка действует избирательно в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется, ученые заметили давно. Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово.
Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.
Было установлено, что при направленном воздействии на органы человека музыкой, последние приходят в состояние максимальной вибрации.
В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Дети, с которыми я работаю - это дети, которые не умели общаться в коллективе, проявляли различные негативные эмоциональные реакции, у многих отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. Сначала они враждебно относились друг к другу, не могли долгое время находиться в группе. Нестабильность эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции были серьезной проблемой. Их психоэмоциональное состояние находилось и находится в прямой зависимости от перепадов атмосферного давления, смены погоды, посторонних раздражителей (новая обстановка, новые люди и пр.) и собственного эмоционального состояния и самочувствия педагога и воспитателя.
Чтобы как-то стабилизировать их эмоциональное состояние я решила обратиться к музыке.
Свою работу я начала с прослушивания грамзаписей детских песенок. Быстрые и веселые детские песни вызывали у детей не только улыбку, но и возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, шум, беспорядочную активность. Тогда я поняла, что им нужна другая музыка, более спокойная и одухотворенная.
Я дала послушать детям произведения И.-С. Баха, Л. - В. Бетховена, П. И. Чайковского и Г. Ф. Генделя и увидела, что они с большим удовольствием слушают классическую музыку. Видимо, именно такая музыка способствовала стабилизации их психоэмоционального состояния.
Во взгляде детей появились глубина и понимание. Было заметно, как в процессе прослушивания музыкального произведения у них расслабляются мышцы, уходит напряжение. Тогда я начала «отбирать» музыку. Главными критериями для отбора музыкальных произведений были: спокойный темп, отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы, мелодичность и гармоничность. Я заметила, что у детей появилась внутренняя потребность в музыке, несущей умиротворение, духовную цельность и ясность. Музыка предлагалась детям сначала только с целью паузы, разгрузки. В нее вошли такие музыкальные произведения, как «Лунная» соната Л.-В. Бетховена, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», концерт для кларнета с оркестром В.-А. Моцарта, «Кантата» И.-С. Баха, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Шум дождя» Ф. Шопена, «Аве, Мария» Ф. Шуберта, а также произведения М. Равеля, Ф. Гайдна, П. И. Чайковского и С. Рахманинова. Сначала дети внимательно слушали и глубоко воспринимали классическую музыку не более 10 минут. Для умственно отсталых детей, отличающихся рассеянным неустойчивым вниманием, это время является достаточно большим. По мере привыкания детей к классической музыке время прослушивания увеличилось до 15 минут. Я заметила, что в результате прослушивания музыкальных произведений внимание на занятиях стало более устойчивым.
Позитивный отклик детей на классическую музыку позволил мне расширить музыкальный репертуар и включить в него специальную музыку, направленную на снятие напряжения и релаксацию. Так список музыкальной программы дополнился произведениями Anugama, К. Waif «Ascention», М. Рере «Visions», «Звуками природы» (шум леса, моря, улицы, пение птиц, голоса животных) и другой медитативной музыкой.
«Особые» дети чрезвычайно чувствительны к качеству музыки, к тем образам и состояниям, которые она вызывает. Часто спонтанная реакция детей являлась индикатором качества музыки. Они помогли мне понять, какого рода музыку им хочется слушать в данный момент — классическую или медитативную. Постепенно выработались личностные предпочтения.
В результате тревога и недоверие были преодолены, появился коллектив и встал вопрос: как понять изменения, происходящие с детьми, получить от них обратную связь. Ведь эти дети не могут выразить свои чувства и переживания общепринятыми средствами. И, поэтому, следующим шагом на пути развития и адаптации детей в коллективе стало рисование под музыку, выполнение коллективных работ на определённую тему (по временам года, праздничные композиции и др.) и использование музыки в подготовке праздников.
Результатом таких проводимых мною мероприятий стали позитивные изменения в состоянии детей, повысилась их психическая активность, раскрылись некоторые способности к творчеству, в некоторой степени развилась эмоционально-личностная сфера, совершенствовались коммуникативные навыки.
Так музыка стала для детей, с одной стороны, средством для создания и поддержания эмоционального равновесия, с другой стороны — инструментом моделирования позитивного рабочего состояния. Музыка стала неотъемлемым компонентом коррекционно-развивающего процесса.
Таким образом, музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, адаптации в обществе, а также как один из возможных способов познания мира.
Литература
- Арт - педагогика и арт - терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., 2001.
- Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская коррекционно - развивающая программа
Психокоррекционная программа "Путь к Солнцу" (автор О.В. Провоторова) разработанна с целью помощи подросткам "группы риска" в процессе их социализации и адаптации, и п...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию "Наша нарядная елка"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения коррекционно-развивающего занятия по рисованию для детей с умеренной умственной отсталостью...
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
В конспекте описаны методы работы с детьми восьмого вида в группе продленного дня. Дети отдыхают, не отключаясь полностью от учебного процесса. В качестве пособий использованы геометрические бусы и др...
Методическая разработка «Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения»
Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения...
«Организация коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательном процессе»
Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательн...