Методическая разработка «Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения»
методическая разработка
Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_odaren_ovz.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Вольский технологический колледж»
Методическая разработка
«Участие обучающихся с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, как один из приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения»
Разработала:
преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «ВСЛ»
Куликова А.В.
г. Вольск
2020 год
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы, которая составляет около 2,5 % от общей массы подростков.
Умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Преобладающее большинство умственно отсталых детей - это так называемые дети-олигофрены, преобладающий контингент обучающихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности - общий признак у всех обучающихся с умственной отсталостью, приводит к затруднениям в усвоении содержания образования и социальной адаптации.
Выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую, согласно с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10),представляя собой неоднородную группу.
Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особые сложности у обучающихся возникают при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов, ведь в первую очередь в структуре психике такого подростка лежит недоразвитость познавательных интересов и снижение познавательной активности, нарушение процесса мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Особенности памяти таковы, что запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений.
Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений. Полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Однако при особой организации учебной деятельности обучающихся этой группы, направленной на их обучение пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скоррегировать недостатки мыслительной деятельности. Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала при выступлениях на конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, где подросток с ОВЗ выступает на публике.
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить обучающемуся субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
2. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
3. В момент повторения текста недопустимо отвлекать обучающегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у него очень снижен.
4. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей в процессе выступления на массовом мероприятии, но делать это тактично.
5. Необходима тщательная подготовка перед каждым выступлением. Важно четко и правильно воспроизводить подготовленный текст.
6. Преподаватель не должен забывать об особенностях развития таких подростков, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные динамические паузы ( 10 минут).
7. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
8. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям обучающихся и их особенностям. Они должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
9. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому подростку.
Общая коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня, что позволит им приобретать новые знания и навыки в участии в конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях, где обучающиеся с ОВЗ получают грамоты, дипломы и сертификаты различных уровней.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
2.Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1599 от 19 декабря 2014 года
3.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.
4.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
5.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
6.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. —— М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица 3.2: Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)
Таблица 3.2: Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)...
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)...
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)...
«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции
В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...
2.3. Результаты участия в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, в чемпионате профессионального мастерства
2.3. Результаты участия в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, в чемпионате профессионального мастерства...
Таблица 3.1 Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях), социально значимой, проектной деятельности
Диплом победителя Бисеров МаксимДиплом победителя АнтиповаДиплом победителя Люлина РостконкурсДиплом победителя Пензев ЭрудитДиплом победителя Корнилова ЭрудитСертификат Вальцев РосконкурсДиплом побед...
Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)
Семинар-практикум «Психология общения: эффективная коммуникация, профилактика эмоционального выгорания» Доклад студента 202в группы Кононенко Т.А.Эмоциональное выгорание ...