Урок-дискуссия
план-конспект урока
Урок-дискуссия по обществознанию на тему "Выборы в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-дискуссия по обществознанию
1 курс группа 11ТК
Тема урока: Выборы в Российской Федерации
Цели:
- через расширение и обобщение знаний студентов об избирательной кампании способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме;
- через получение студентами опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений способствовать выработке у них понимания ответственного отношения к участию в выборах.
Задачи:
- познакомить студентов с необходимой информацией в области избирательного права и избирательного процесса, показать различные формы участия граждан в политической жизни страны;
- способствовать: формированию умения систематизировать учебный материал; умению работать в группе; выработке навыков ведения дискуссии, публичного выступления, проведения простейшего социологического исследования.
- создание условий для воспитания активной гражданской позиции и позитивного отношения к участию в выборах различного уровня, оказание помощи будущим избирателям сделать правильный выбор;
- способствовать формированию у студентов таких ценностей и личностных качеств как патриотизм, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению.
Проблемные вопросы: Идти на выборы - право каждого гражданина или его обязанность?
Какие существуют аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна? - Можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос?
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия.
Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
Методы: частично-поисковые, проблемно – эвристические, методика работы с правовыми документами, методика организации дискуссии.
План урока:
- Организационный момент.
- Коллективное выполнение проблемного задания.
- Разминка
- Изучение новых понятий. Выполнение заданий на закрепление знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Коллективное выполнение проблемного задания (знакомство с технологией деятельности).
Постановка проблемного задания: определить причины, по которым некоторые люди считают, что на выборы можно не ходить. Дискуссия проводится в течение 5 минут. Оценивается в 5 баллов.
Дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят все, кто хочет высказаться.
По ходу обсуждения студенты подводят итоги социологического опроса (нужно было опросить 20-30 человек в качестве домашнего задания и проанализировать). В основном общий вывод по опросу сводится к трем причинам избирательной пассивности граждан: «Зачем ходить на выборы? Все равно ничего не изменится»; «Без моего голоса обойдутся»; «Результаты выборов все равно предсказуемы». Такую позицию населения политологи называют абсентеизмом.
Вывод преподавателя: Возникает вопрос: как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию граждан? Обсуждение в командах.
Вывод: Участие в выборах является проявлением социальной активности, ответственности, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны.
Преподаватель: Почему люди участвуют в выборах? Каковы мотивы голосования? (создание условий для развития умения дискутировать и защищать свою точку зрения, литературно выражать свои мысли).
Вывод: главный мотив – стремление к счастливой и благополучной жизни, а для этого надо стать квалифицированными специалистами.
Преподаватель: людям издавна свойственно выбирать. Вообще, способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Демократия – сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы. Сделан правильный вывод о том, что необходимо быть грамотным человеком, обладать знаниями и уметь отстаивать свою точку зрения. Сегодняшний урок посвящен повышению политической и правовой культуры.
3. Разминка. Преподаватель: с чего должно начинаться утро каждого человека? Конечно же с зарядки! В здоровом теле – здоровый дух! Поэтому и мы начинаем с разминки – зарядка для интеллекта! Задаются по 3 вопроса, по одному баллу за каждый правильный ответ. Студенты зачитывают вопрос с экрана и сразу отвечают. Каждый вопрос на отдельном слайде.
- Каких представителей власти мы выбираем:
1) Генерального прокурора РФ
2)* депутатов Государственной Думы
3)* Президента РФ
4) членов Конституционного Суда РФ
5) министров
6)* президентов республик в составе РФ
7)* депутатов законодательных органов власти субъектов федерации
8) начальников отделений милиции
9)* членов местного самоуправления
- Гражданин Н. решил баллотироваться кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы путем самовыдвижения. В какую избирательную комиссию ему необходимо обратиться:
1) в участковую избирательную комиссию
2) в территориальную избирательную комиссию
3)* в окружную избирательную комиссию
4) в избирательную комиссию Белгородской области
- Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства:
1) непосредственно
2) через своих представителей
3)* обоими путями
- Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье – голосование. Можно ли осуществить доставку газеты в субботу?
1) можно
2)* нельзя
- Председатель участковой избирательной комиссии З. в 20.00 часов объявил о закрытии избирательного участка и попросил покинуть помещение граждан, которые еще не успели проголосовать. Правомерны ли действия председателя УИК?
1) да, правомерны, так как голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени
2)* нет, не правомерны, он должен дать возможность проголосовать всем присутствующим на избирательном участке гражданам
- По какому из документов Вы вправе потребовать выдать бюллетень для голосования в день выборов?
1)* паспорт
2) пенсионное удостоверение
3)* военный билет военнослужащего
4)* паспорт моряка
- Каким избирателям выдаются избирательные бюллетени при организации голосования вне помещения для голосования?
1) избирателям, которые подали письменные заявления в участковую избирательную комиссию
2) избирателям, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования
3) избирателям, заявления (обращения) которых переданы по телефону в день голосования
4)* избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре
- Кто назначает референдум Российской Федерации?
1) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
3)* Президент Российской Федерации
- Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации назначаются:
1) Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
2)* Указом Президента Российской Федерации;
3) Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
- Какие из перечисленных ниже категорий граждан РФ не обладают избирательным правом:
1)* моложе 18 лет
2) старше 70 лет
3) священнослужители
4) профессиональные военные
5)* признанные недееспособными по суду
6) привлеченные к суду по гражданскому или административному праву
7)* находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда
8) находящиеся в длительной командировке за границей
9) имеющие двойное гражданство
4. Преподаватель: избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В сферу этих отношений входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, формирования избираемых органов, отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса. Существует несколько видов избирательной системы.
4.1. Преподаватель: Заполнить таблицу, изучив материал о видах избирательных систем
Виды избирательных систем | Мажоритарная система | Пропорциональная система |
Достоинства | -Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. -И наоборот — народ не будет выбирать «непонятно кого». Поэтому кандидату требуется быть ближе к народу. -Умеренность — в большинстве случаев экстремисты, популярные среди меньшинств, вообще не проходят в парламент. | -Позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система. -Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места. - Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый. -Многопартийный парламент неизбежно приводит к власти коалиционное правительство, что часто является фактором стабильности и умеренности. -При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными. -Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. -Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы. |
Недостатки | -Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. -Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание. -Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров. -Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве | -При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). -Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы. -в регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. -Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков. -Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. |
Примеры современных государств | Великобритания, Япония, США, Индия, Мексика и др. | Бельгия, Финляндия, Россия, Австрия, Греция, Италия, Норвегия и др. |
4.2. Преподаватель: установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ |
А) голосование осуществляется по партийным спискам Б) победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников В) распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов Г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 2 | 1 |
4.3. Преподаватель: решить правовые задачи для закрепления понимания изученного материала.
Задача № 1. Допустим, в государстве Н. действует мажоритарная система относительного большинства. За победу на выборах в парламент борются три политические партии – А, Б, В. Сколько всего голосов получила каждая партия? Сколько депутатов от каждой партии попадет в парламент, если результаты выборов представлены в таблице:
Город | Кол-во принявших участие (тыс.ч) | Количество голосов, поданных за каждую партию |
№ 1 | 100 | А – 60, Б – 25, В - 15 |
№ 2 | 100 | Б – 45, А – 40, В – 15 |
№ 3 | 100 | Б – 40, А – 39, В - 21 |
Задача № 2. На выборах в парламент страны Неизвестной при существовании пропорциональной избирательной системы выставлены два списка кандидатов – от партии А и партии Б. В каком-то городе должны быть избраны три депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс.чел. За список партии А было подано 110 тыс., а за список партии Б – 70 тыс. голосов избирателей. Сколько мест в парламенте получат депутаты от партий?
Преподаватель: Кто еще будет участвовать в предвыборной кампании? Смысл предвыборной кампании состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программой претендентов и сделать осознанный, продуманный выбор. Цель – убедить избирателей, что именно вы способны защитить их интересы и можете предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом проблем.
4.4. Преподаватель: А теперь, давайте немного поиграем: проведем выборы лидера.
Преподаватель. Почему же вы не начинаете? Вы не знаете что делать, т.е. вы не знаете правил. Действительно, закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция России предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов. Таким образом, избирательное право – это подотрасль конституционного права, регулирующая общественные отношения по осуществлению гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Нормы избирательного права образуют систему избирательного права и являются его источниками.
Конституция РФ и т.д.
Цель задания – научиться работать с нормативно-правовой базой по избирательному праву.
Студенты получают задание для работы на компьютере: используя Интернет, найти все источники избирательного права, познакомиться с их структурой (в общем) и ответить на вопросы:
- Что между ними общего?
- Чем отличаются эти нормативно-правовые акты?
Преподаватель: способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека. Главной составляющей политической культуры является наличие минимума политических знаний. Эти знания позволят не просто слушать теле- и радионовости, читать газеты, но и научат думать самостоятельно, делать выводы из полученной информации.
4.5. Рефлексия:
1. Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?
2. Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.
Домашнее задание: 1. Написать сочинение (от 15 до 30 предложений) на тему: «Почему я пойду на выборы?»
2. Решить правовые задачи по избирательному праву.
№ 1. Гражданин Ф. выехал в Германию в командировку на один год. Каким образом гражданин Ф. может реализовать свое конституционное право на выбор? Руководитель соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения РФ должен зарегистрировать гражданина Ф. по факту нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.
№ 2. Гражданка Н. обладает активным избирательным правом, но в день выборов оказалось, что ее нет в списках избирателей. Она обратилась с заявлением о включении ее в список избирателей в участковую комиссию по месту жительства. Там ей ответили, что заявление будет рассмотрено в течение 24 часов. Были ли нарушены права гражданки Н.? Да, были. В день голосования заявления граждан о включении в список избирателей рассматриваются в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования.
№ 3. Офицер армии РФ Иванов находился в отпуске вне места расположения своей воинской части. Как Иванов может реализовать свое конституционное право на выбор? Офицер Иванов решением участковой избирательной комиссии может быть включен в список на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок дискуссия
внедрение современных методов обученияУрок-дискуссия...
ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...
Урок-дискуссия: «The Cars and the Environment»
Говоря о студентах старших курсов, большое внимание следует уделить дискуссиям, где студенты учатся не только отстаивать и доказывать свою точку зрения, а делать это при помощи иностранного языка....
УРОК- ДИСКУССИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В последнее время набирает популярность такой вид урока как урок-дискуссия, особенно в курсах дисциплин гуманитарного цикла. В рамках дисциплины «Иностранный язык» он также находит широкое применение....
Урок-дискуссия на тему : Формы государства
Преподаватель Обществознания провела мероприятия к празднику 12 июня-День России. Обучающиеся были проинформированы об истории данного праздника , каким Р.Ф. является государством по форме правл...