Урок-дискуссия
план-конспект урока

Синельникова Ирина Дмитриевна

Урок-дискуссия по обществознанию на тему "Выборы в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshchestvoznaniyu.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия по обществознанию

1 курс группа 11ТК

Тема урока: Выборы в Российской Федерации

Цели:

- через расширение и обобщение знаний студентов об избирательной кампании  способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме;

 - через получение студентами опыта оценочной деятельности исторических событий и явлений способствовать выработке у них понимания ответственного отношения к участию в выборах.

Задачи:

  • познакомить студентов с необходимой информацией в области избирательного права и избирательного процесса, показать различные формы участия граждан в политической жизни страны;
  • способствовать: формированию умения систематизировать учебный материал; умению работать в группе;  выработке навыков ведения дискуссии, публичного выступления,  проведения простейшего социологического исследования.
  • создание условий для воспитания активной гражданской позиции и позитивного отношения к участию в выборах различного уровня, оказание помощи будущим избирателям сделать правильный выбор;
  • способствовать формированию у студентов таких ценностей и личностных качеств как патриотизм, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению.

Проблемные вопросы:  Идти на выборы - право каждого гражданина или его обязанность?

Какие существуют  аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна? - Можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос?

Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия.

 Оборудование: компьютеры, экран, мультимедийный проектор.

Методы: частично-поисковые, проблемно – эвристические, методика работы с правовыми документами, методика организации дискуссии.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Коллективное выполнение проблемного задания.
  3. Разминка
  4. Изучение новых понятий. Выполнение заданий на закрепление знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

 1. Организационный момент

 2. Коллективное выполнение проблемного задания (знакомство с технологией деятельности).

Постановка проблемного задания: определить причины, по которым некоторые люди считают, что на выборы можно не ходить. Дискуссия проводится в течение 5 минут. Оценивается в 5 баллов.

Дискуссия проводится в свободной форме, т.е. говорят все, кто хочет высказаться.

По ходу обсуждения студенты подводят итоги социологического опроса (нужно было опросить 20-30 человек в качестве домашнего задания и проанализировать). В основном общий вывод по опросу сводится к трем причинам избирательной пассивности граждан: «Зачем ходить на выборы? Все равно ничего не изменится»; «Без моего голоса обойдутся»; «Результаты выборов все равно предсказуемы». Такую позицию населения политологи называют абсентеизмом.

Вывод преподавателя: Возникает вопрос: как преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию граждан? Обсуждение в командах.

Вывод: Участие в выборах является проявлением социальной активности, ответственности, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны.

Преподаватель: Почему люди участвуют в выборах? Каковы мотивы голосования? (создание условий для развития умения дискутировать и защищать свою точку зрения, литературно выражать свои мысли). 

Вывод: главный мотив – стремление к счастливой и благополучной жизни, а для этого надо стать квалифицированными специалистами.

Преподаватель: людям издавна свойственно выбирать. Вообще, способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Демократия – сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы. Сделан правильный вывод о том, что необходимо быть грамотным человеком, обладать знаниями и уметь отстаивать свою точку зрения. Сегодняшний урок посвящен повышению политической и правовой культуры.

3. Разминка. Преподаватель: с чего должно  начинаться  утро каждого человека?  Конечно же с зарядки! В здоровом  теле – здоровый дух! Поэтому  и мы начинаем с разминки – зарядка для интеллекта! Задаются по 3 вопроса, по одному баллу за каждый правильный ответ. Студенты зачитывают вопрос с экрана и сразу отвечают. Каждый вопрос на отдельном слайде.

  1. Каких представителей власти мы выбираем:

1) Генерального прокурора РФ

2)* депутатов Государственной Думы

3)* Президента РФ

4) членов Конституционного Суда РФ

5) министров

6)* президентов республик в составе РФ

7)* депутатов законодательных органов власти субъектов федерации

8) начальников отделений милиции

9)* членов местного самоуправления

  1. Гражданин Н. решил баллотироваться кандидатом в депутаты Белгородской областной Думы путем самовыдвижения. В какую избирательную комиссию ему необходимо обратиться:

1) в участковую избирательную комиссию

2) в территориальную избирательную комиссию

3)* в окружную избирательную комиссию

4) в избирательную комиссию Белгородской области

  1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства:

1) непосредственно

2) через своих представителей

3)* обоими путями

  1. Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье – голосование. Можно ли осуществить доставку газеты в субботу?

1) можно

2)* нельзя

  1. Председатель участковой избирательной комиссии З. в 20.00 часов объявил о закрытии избирательного участка и попросил покинуть помещение граждан, которые еще не успели проголосовать. Правомерны ли действия председателя УИК?

1) да, правомерны, так как голосование проводится с 8.00 до 20.00 часов по местному времени

2)* нет, не правомерны, он должен дать возможность проголосовать всем присутствующим на избирательном участке гражданам

  1. По какому из документов Вы вправе потребовать выдать бюллетень для голосования в день выборов?

1)* паспорт

2) пенсионное удостоверение

3)* военный билет военнослужащего

4)* паспорт моряка

  1. Каким избирателям выдаются избирательные бюллетени при организации голосования вне помещения для голосования?

1) избирателям, которые подали письменные заявления в участковую избирательную комиссию

2) избирателям, которые по уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования

3) избирателям, заявления (обращения) которых переданы по телефону в день голосования

4)* избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре

  1. Кто назначает референдум Российской Федерации?

1) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

2) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

3)* Президент Российской Федерации

  1. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации назначаются:

1) Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

2)* Указом Президента Российской Федерации;

3) Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

  1. Какие из перечисленных ниже категорий граждан РФ не обладают избирательным правом:

1)* моложе 18 лет

2) старше 70 лет

3) священнослужители

4) профессиональные военные

5)* признанные недееспособными по суду

6) привлеченные к суду по гражданскому или административному праву

7)* находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда

8)  находящиеся в длительной командировке за границей

9)  имеющие двойное гражданство

4. Преподаватель: избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В сферу этих отношений входят вопросы определения круга избирателей и избираемых, формирования избираемых органов, отношения, складывающиеся на каждой стадии избирательного процесса. Существует несколько  видов избирательной системы.

4.1. Преподаватель: Заполнить таблицу, изучив материал о видах избирательных систем

Виды

избирательных

систем

Мажоритарная

система

Пропорциональная

система

Достоинства

-Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.

-И наоборот — народ не будет выбирать «непонятно кого». Поэтому кандидату требуется быть ближе к народу.

-Умеренность — в большинстве случаев экстремисты, популярные среди меньшинств, вообще не проходят в парламент.

  -Позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.

  -Если квота достаточна низкая, то мелкие партии тоже получают места.

- Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.

 -Многопартийный парламент неизбежно приводит к власти коалиционное правительство, что часто является фактором стабильности и умеренности.

-При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.

-Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.

-Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.

Недостатки

-Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

-Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.

-Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.

-Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве

-При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).

-Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

-в регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. -Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.

-Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Примеры

современных

государств

Великобритания, Япония, США, Индия, Мексика и др.

Бельгия, Финляндия, Россия, Австрия, Греция, Италия, Норвегия и др.

4.2.  Преподаватель: установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) голосование осуществляется по партийным спискам

Б) победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

В) распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов

Г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов

  1. мажоритарная
  2. пропорциональная

        Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

2

1

2

1

4.3. Преподаватель: решить правовые задачи для закрепления понимания изученного материала.

Задача № 1. Допустим, в государстве Н. действует мажоритарная система относительного большинства. За победу на выборах в парламент борются три политические партии – А, Б, В. Сколько всего голосов получила каждая партия? Сколько депутатов от каждой партии попадет в парламент, если результаты выборов представлены в таблице:

Город

Кол-во принявших участие (тыс.ч)

Количество голосов, поданных за каждую партию

№ 1

100

А – 60, Б – 25, В - 15

№ 2

100

Б – 45, А – 40, В – 15

№ 3

100

Б – 40, А – 39, В - 21

Задача № 2. На выборах в парламент страны Неизвестной при существовании пропорциональной избирательной системы выставлены два  списка кандидатов – от партии А и партии Б. В каком-то городе должны быть избраны три депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс.чел. За список партии А было подано 110 тыс., а за список партии Б – 70 тыс. голосов избирателей. Сколько мест в парламенте получат депутаты от партий?

Преподаватель: Кто еще будет участвовать в предвыборной кампании?  Смысл предвыборной кампании состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программой претендентов и сделать осознанный, продуманный выбор. Цель – убедить избирателей, что именно вы способны защитить их интересы и можете предложить наиболее эффективные способы решения стоящих перед обществом проблем.

4.4. Преподаватель: А теперь, давайте немного поиграем: проведем выборы лидера.

Преподаватель.  Почему же вы не начинаете? Вы не знаете что делать, т.е. вы не знаете правил. Действительно, закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция России предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов. Таким образом, избирательное право – это подотрасль конституционного права, регулирующая общественные отношения по осуществлению гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.  Нормы избирательного права образуют систему избирательного права и являются его источниками.

Конституция РФ и т.д.

Цель задания – научиться работать с нормативно-правовой базой по избирательному праву.

Студенты получают задание для работы на компьютере: используя Интернет, найти все источники избирательного права, познакомиться с их структурой (в общем)  и ответить на вопросы:

  1. Что между ними общего?
  2. Чем отличаются эти нормативно-правовые акты?

Преподаватель: способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека.  Главной составляющей политической культуры является наличие минимума политических знаний. Эти знания позволят не просто слушать теле- и радионовости, читать газеты, но и научат думать самостоятельно, делать выводы из полученной информации.

4.5. Рефлексия:

 1. Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?

 2. Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.

Домашнее задание: 1. Написать сочинение (от 15 до 30 предложений) на тему: «Почему я пойду на выборы?»

2. Решить правовые задачи по избирательному праву.

№ 1. Гражданин Ф. выехал в Германию в командировку на один год. Каким образом гражданин Ф. может реализовать свое конституционное право на выбор? Руководитель соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения РФ должен зарегистрировать гражданина Ф. по факту нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

№ 2. Гражданка Н. обладает активным избирательным правом, но в день выборов оказалось, что ее нет в списках избирателей. Она обратилась с заявлением о включении ее в список избирателей в участковую комиссию по месту жительства. Там ей ответили, что заявление будет рассмотрено в течение 24 часов. Были ли нарушены права гражданки Н.? Да, были. В день голосования заявления граждан о включении в список избирателей рассматриваются в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования.

№ 3. Офицер армии РФ Иванов находился в отпуске вне места расположения своей воинской части. Как Иванов может реализовать свое конституционное право на выбор? Офицер Иванов решением участковой избирательной комиссии может быть включен в список на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок дискуссия

внедрение современных методов обученияУрок-дискуссия...

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...

Урок-дискуссия: «The Cars and the Environment»

Говоря о студентах старших курсов, большое внимание следует уделить дискуссиям, где студенты учатся не только отстаивать и доказывать свою точку зрения, а делать это при помощи иностранного языка....

УРОК- ДИСКУССИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

В последнее время набирает популярность такой вид урока как урок-дискуссия, особенно в курсах дисциплин гуманитарного цикла. В рамках дисциплины «Иностранный язык» он также находит широкое применение....

Урок-дискуссия на тему : Формы государства

Преподаватель Обществознания  провела мероприятия к празднику 12 июня-День России. Обучающиеся были проинформированы об истории данного праздника , каким Р.Ф. является государством по форме правл...