ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
статья на тему

Шкарупа Надежда Викторовна

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что объясняется их заинтересованностью в отстаивании своей точки зрения. Подобные уроки-дискуссии можно проводить и при изучении страноведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-diskussiya_dlya_sayta.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ!

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Титова Марина Игоревна

Шкарупа Надежда Викторовна

преподаватели иностранного языка

Педагогический колледж №8

Хорошо известно, что основа уроков–дискуссий - это  рассмотрение и исследование спорных и интересных вопросов и проблем, а также различных подходов в аргументации. С точки зрения применения такого вида занятия в области нашего предмета мы выделяем дискуссии – диалоги, дискуссии в подгруппах и фронтальные дискуссии.

Диалоги-дискуссии предусмотрены в учебной программе дисциплины «Иностранный язык» практически на каждом занятии, когда элемент или весь урок  строиться  вокруг диалога  на заданную разговорную тему, например, «Поиск работы», «Конфликты и их разрешение», «Профессия – учитель начальных классов и специфика его работы» и другие.

Также проводятся подгрупповые дискуссии, при которых заданный спорный вопрос или тему  обучающиеся решают в процессе   работы в подгруппе (5 – 10 человек). В рамках курса это чаще всего обсуждение прочитанного текста по заданным вопросам для обсуждения, например, по таким темам текстов как «Проблемы общения. Культурный шок», «Общественные молодежные организации в России и за рубежом», «Образование. Профессиональная деятельность специалиста».

  В рамках дисциплины  можно осуществлять также и массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все   обучающиеся. При этом нужно соблюдать определенные требования и рекомендации. Так при подготовке  к  дискуссии  педагогу необходимо четко обрисовать спорный вопрос и предложить задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения.   Обучающиеся в обязательном порядке должны ознакомиться с   литературой по данному вопросу, в том числе и с интернет-источниками. Причем, интернет-ресурсы для поиска информации очень важны для занятий  по иностранному языку, так как предоставляют учащемуся возможность изучить и иностранные сайты с информацией непосредственно на языке. Часто при отборе и изучении такой  литературы у обучающегося возникает вполне логичный интерес   и в переводе  информационного источника с английского  на русский.    

 Основным и самым важным  в проведении дискуссии является грамотная организация педагогом непосредственного спора   участников дискуссии. Мы убедились в том, что при этом важен доверительный стиль общения, который побудит обучающегося к откровенности и высказыванию собственных взглядов. Важен тот факт, что общение на иностранном языке само по себе является очень сложным, ученику часто приходится преодолевать так называемый языковой барьер, и поэтому авторитарный стиль преподавателя в дискуссии совершенно неприемлем. В нашей работе мы стараемся подобрать подгруппы учащихся по взаимным симпатиям, приверженности той или иной точек зрения на спорный вопрос, а также с учетом  индивидуальных черт характера, когда, например, ученику-лидеру мы предлагаем ведущую роль (эксперта) в дискуссии.

 Ведущими дискуссии  могут также быть и обучающиеся старших курсов, у которых уже имеется опыт участия в таких уроках, либо их уровень владения как языком, так и материалом о дискуссионном вопросе достаточно высок. Ведущий (ведущие) размышляет вместе с  обучающимися,  предоставляет  им почву для формулирования собственных  мыслей, таким образом, развивается так необходимое в педагогическом процессе сотрудничество между его участниками. При этом мы иногда замечали чрезвычайную заинтересованность  обучающихся в ходе дискуссии, в особенности в желании отстоять свою точку зрения, иногда – во чтобы то ни стало… Здесь важно заранее поднять вопрос     о культуре дискуссии, внушить ее участникам, что эмоции, особенно в негативных проявлениях - оскорбления,  крики и  недоброжелательность категорически не допустимы.  В опыте нашей работы мы заметили, что обучающимся в силу возраста и личностных особенностей иногда весьма трудно придерживаться этих правил. и тогда их коллеги по группе предложили так называемые «штрафные баллы» за некорректное поведение товарища по дискуссии. Чтобы по возможности избегать «внештатных ситуаций» перед началом дискуссии мы напоминаем обучающимся  о базовых правилах ведения дискуссии, а также выводим их на экран во время урока.

На протяжении нескольких лет мы проводим  наши уроки-дискуссии, приурочивая их тематику к важным и интересным  фактам из истории английского языка, литературы и культуры страны языка.  

К одним из таких уроков-дискуссий относится урок, проводимый преподавателями иностранного языка в рамках изучения литературы англоговорящих стран и посвященный творчеству Вильяма Шекспира. Уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Студенты изучают произведения В.Шекспира, его биографию, смотрят фильмы, снятые по его произведениям, делают презентации о его жизни и творчестве, при этом невольно касаясь как истории Великобритании времен В.Шекспира, так и его современников. Одним из элементов подготовки к уроку в прошлом учебном году явилось проведение поэтической перемены, в рамках которой обучающиеся разучивали сонеты Шекспира и зачитывали их перед аудиторией колледжа. Также обучающиеся старших курсов подготовили выразительное чтение монологов Гамлета и Офелии  и продекламировали их в начале урока.

Во время изучения жизни и творчества В.Шекспира преподаватели обращают внимание студентов на то, что существует так называемый «Шекспировский вопрос», т.е. вопрос о подлинности  авторства В.Шекспира, который обсуждался и все еще обсуждается довольно горячо и остро: возникают все новые и новые факты и доказательства противоположных точек зрения об авторе.  Мы обращаем внимание учеников на современность  и  актуальность данной проблемы и  предлагаем им изучить этот вопрос самим, с тем, чтобы  далее, в ходе непосредственной дискуссии, составить собственное мнение по этому вопросу.  Предварительно ознакомившись с материалом,  обучающиеся  разбиваются на две группы в зависимости от точки зрения, которую они будут отстаивать. В ходе подготовки к уроку студенты каждой группы готовят презентации в пользу авторства В.Шекспира и против, в зависимости от выбранной ими точки зрения, которые затем на экране представляют в начале урока. После этого начинается дискуссия, в ходе которой студенты отстаивают свою точку зрения. На уроке присутствуют «независимые эксперты» из числа студентов, не участвующих в дискуссии, которые в конце урока высказывают свое мнение относительно того, в какую сторону их удалось «склонить». Вместе с педагогами экспертная группа подводит итоги дискуссии: дает оценку  четкости формулировок и понятий,  правильности выбора и приведения аргументации,  культуре проведения дискуссии  в подгруппах.

В конце мероприятия студентам предлагается небольшая викторина по закреплению материала. Важным заключительным моментом является также вручение обучающимся сертификата участника дискуссии.

 Как показала практика, подобные уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что объясняется их заинтересованностью в отстаивании своей точки зрения.

Подобные уроки-дискуссии можно проводить и при изучении страноведческого материала, например, при изучении Шотландии поднять вопрос о загадке Лохнесского чудовища, при изучении Англии – спорный вопрос о возникновении Стоунхенджа и многое другое. Главное  при этом - найти интересный материал, способный заинтересовать  учеников и вызвать их на дискуссию. Мы намерены продолжать свою работу по проведению уроков-дискуссий и поиску интересных и актуальных тем для конструктивного спора.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кларин М.В. Обучение как дискуссия Модели учебной дискуссии. «Школьные технологии» 6, 2004
  2. Курилов Р.П. Дискуссия как процесс «Методист» 4, 2006
  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2008.
  4. http://www.academia.edu/12267809/Дискуссия_в_обучении   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков»

Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков» ...

Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности (дифференцированный зачет)

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП. 09. Иностранный язык в профессиональной деяте...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету иностранный язык (английский) «Стихи – наследие, своё творчество»

Разработчик – преподаватель Шкруднева Т. В.  Использование стихов на уроках английского языка – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении английским языком, так как под...

Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...

УРОК- ДИСКУССИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

В последнее время набирает популярность такой вид урока как урок-дискуссия, особенно в курсах дисциплин гуманитарного цикла. В рамках дисциплины «Иностранный язык» он также находит широкое применение....

Методическая разработка открытого урока по предмету "Иностранный язык" по теме "Инновации"

Методическая разработка открытого урока английского языка по теме "Инновации"...