ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
статья на тему
Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее количество материала, нежели при традиционном уроке, что объясняется их заинтересованностью в отстаивании своей точки зрения. Подобные уроки-дискуссии можно проводить и при изучении страноведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-diskussiya_dlya_sayta.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ!
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
Титова Марина Игоревна
Шкарупа Надежда Викторовна
преподаватели иностранного языка
Педагогический колледж №8
Хорошо известно, что основа уроков–дискуссий - это рассмотрение и исследование спорных и интересных вопросов и проблем, а также различных подходов в аргументации. С точки зрения применения такого вида занятия в области нашего предмета мы выделяем дискуссии – диалоги, дискуссии в подгруппах и фронтальные дискуссии.
Диалоги-дискуссии предусмотрены в учебной программе дисциплины «Иностранный язык» практически на каждом занятии, когда элемент или весь урок строиться вокруг диалога на заданную разговорную тему, например, «Поиск работы», «Конфликты и их разрешение», «Профессия – учитель начальных классов и специфика его работы» и другие.
Также проводятся подгрупповые дискуссии, при которых заданный спорный вопрос или тему обучающиеся решают в процессе работы в подгруппе (5 – 10 человек). В рамках курса это чаще всего обсуждение прочитанного текста по заданным вопросам для обсуждения, например, по таким темам текстов как «Проблемы общения. Культурный шок», «Общественные молодежные организации в России и за рубежом», «Образование. Профессиональная деятельность специалиста».
В рамках дисциплины можно осуществлять также и массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все обучающиеся. При этом нужно соблюдать определенные требования и рекомендации. Так при подготовке к дискуссии педагогу необходимо четко обрисовать спорный вопрос и предложить задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. Обучающиеся в обязательном порядке должны ознакомиться с литературой по данному вопросу, в том числе и с интернет-источниками. Причем, интернет-ресурсы для поиска информации очень важны для занятий по иностранному языку, так как предоставляют учащемуся возможность изучить и иностранные сайты с информацией непосредственно на языке. Часто при отборе и изучении такой литературы у обучающегося возникает вполне логичный интерес и в переводе информационного источника с английского на русский.
Основным и самым важным в проведении дискуссии является грамотная организация педагогом непосредственного спора участников дискуссии. Мы убедились в том, что при этом важен доверительный стиль общения, который побудит обучающегося к откровенности и высказыванию собственных взглядов. Важен тот факт, что общение на иностранном языке само по себе является очень сложным, ученику часто приходится преодолевать так называемый языковой барьер, и поэтому авторитарный стиль преподавателя в дискуссии совершенно неприемлем. В нашей работе мы стараемся подобрать подгруппы учащихся по взаимным симпатиям, приверженности той или иной точек зрения на спорный вопрос, а также с учетом индивидуальных черт характера, когда, например, ученику-лидеру мы предлагаем ведущую роль (эксперта) в дискуссии.
Ведущими дискуссии могут также быть и обучающиеся старших курсов, у которых уже имеется опыт участия в таких уроках, либо их уровень владения как языком, так и материалом о дискуссионном вопросе достаточно высок. Ведущий (ведущие) размышляет вместе с обучающимися, предоставляет им почву для формулирования собственных мыслей, таким образом, развивается так необходимое в педагогическом процессе сотрудничество между его участниками. При этом мы иногда замечали чрезвычайную заинтересованность обучающихся в ходе дискуссии, в особенности в желании отстоять свою точку зрения, иногда – во чтобы то ни стало… Здесь важно заранее поднять вопрос о культуре дискуссии, внушить ее участникам, что эмоции, особенно в негативных проявлениях - оскорбления, крики и недоброжелательность категорически не допустимы. В опыте нашей работы мы заметили, что обучающимся в силу возраста и личностных особенностей иногда весьма трудно придерживаться этих правил. и тогда их коллеги по группе предложили так называемые «штрафные баллы» за некорректное поведение товарища по дискуссии. Чтобы по возможности избегать «внештатных ситуаций» перед началом дискуссии мы напоминаем обучающимся о базовых правилах ведения дискуссии, а также выводим их на экран во время урока.
На протяжении нескольких лет мы проводим наши уроки-дискуссии, приурочивая их тематику к важным и интересным фактам из истории английского языка, литературы и культуры страны языка.
К одним из таких уроков-дискуссий относится урок, проводимый преподавателями иностранного языка в рамках изучения литературы англоговорящих стран и посвященный творчеству Вильяма Шекспира. Уроку предшествует достаточно длительная подготовка. Студенты изучают произведения В.Шекспира, его биографию, смотрят фильмы, снятые по его произведениям, делают презентации о его жизни и творчестве, при этом невольно касаясь как истории Великобритании времен В.Шекспира, так и его современников. Одним из элементов подготовки к уроку в прошлом учебном году явилось проведение поэтической перемены, в рамках которой обучающиеся разучивали сонеты Шекспира и зачитывали их перед аудиторией колледжа. Также обучающиеся старших курсов подготовили выразительное чтение монологов Гамлета и Офелии и продекламировали их в начале урока.
Во время изучения жизни и творчества В.Шекспира преподаватели обращают внимание студентов на то, что существует так называемый «Шекспировский вопрос», т.е. вопрос о подлинности авторства В.Шекспира, который обсуждался и все еще обсуждается довольно горячо и остро: возникают все новые и новые факты и доказательства противоположных точек зрения об авторе. Мы обращаем внимание учеников на современность и актуальность данной проблемы и предлагаем им изучить этот вопрос самим, с тем, чтобы далее, в ходе непосредственной дискуссии, составить собственное мнение по этому вопросу. Предварительно ознакомившись с материалом, обучающиеся разбиваются на две группы в зависимости от точки зрения, которую они будут отстаивать. В ходе подготовки к уроку студенты каждой группы готовят презентации в пользу авторства В.Шекспира и против, в зависимости от выбранной ими точки зрения, которые затем на экране представляют в начале урока. После этого начинается дискуссия, в ходе которой студенты отстаивают свою точку зрения. На уроке присутствуют «независимые эксперты» из числа студентов, не участвующих в дискуссии, которые в конце урока высказывают свое мнение относительно того, в какую сторону их удалось «склонить». Вместе с педагогами экспертная группа подводит итоги дискуссии: дает оценку четкости формулировок и понятий, правильности выбора и приведения аргументации, культуре проведения дискуссии в подгруппах.
В конце мероприятия студентам предлагается небольшая викторина по закреплению материала. Важным заключительным моментом является также вручение обучающимся сертификата участника дискуссии.
Как показала практика, подобные уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее количество материала, нежели при традиционном уроке, что объясняется их заинтересованностью в отстаивании своей точки зрения.
Подобные уроки-дискуссии можно проводить и при изучении страноведческого материала, например, при изучении Шотландии поднять вопрос о загадке Лохнесского чудовища, при изучении Англии – спорный вопрос о возникновении Стоунхенджа и многое другое. Главное при этом - найти интересный материал, способный заинтересовать учеников и вызвать их на дискуссию. Мы намерены продолжать свою работу по проведению уроков-дискуссий и поиску интересных и актуальных тем для конструктивного спора.
ЛИТЕРАТУРА
- Кларин М.В. Обучение как дискуссия Модели учебной дискуссии. «Школьные технологии» 6, 2004
- Курилов Р.П. Дискуссия как процесс «Методист» 4, 2006
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., Центр педагогического образования, 2008.
- http://www.academia.edu/12267809/Дискуссия_в_обучении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков»
Методическая разработка по предмету: «Иностранный язык» «Концерт иностранных языков» ...
Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.
Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Иностранный язык в профессиональной деятельности (дифференцированный зачет)
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП. 09. Иностранный язык в профессиональной деяте...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по предмету иностранный язык (английский) «Стихи – наследие, своё творчество»
Разработчик – преподаватель Шкруднева Т. В. Использование стихов на уроках английского языка – один из важных резервов повышения мотивации у учащихся при овладении английским языком, так как под...
Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»
Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...
УРОК- ДИСКУССИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В последнее время набирает популярность такой вид урока как урок-дискуссия, особенно в курсах дисциплин гуманитарного цикла. В рамках дисциплины «Иностранный язык» он также находит широкое применение....
Методическая разработка открытого урока по предмету "Иностранный язык" по теме "Инновации"
Методическая разработка открытого урока английского языка по теме "Инновации"...