Доклад на МО Методические рекомендации
методическая разработка

Елена Михайловна Прохорова

Методические рекомендации по ссотавлению презентаций к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.01 КБ
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа - интернат»

Методические рекомендации

по составлению презентаций к урокам.

                              Составила: учитель первой категории Прохорова Е.М.

                                                                                         

                                          Введение

В основу реализации принципа наглядности через презентацию в коррекционной школе, положены общие правила, однако в частностях их применение отличается некоторым своеобразием. Мы сформулировали основные правила создания и представления презентации для любого урока, который проводится для детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
  • воспитать у них положительные личностные качества: правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить их к социальной адаптации, к жизни в обществе.

Для решения задач подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая оснащенность и правильная реализация принципа наглядности.

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении обучающихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Чтобы знания у воспитанников были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и - выполняет эту функцию.

Мощным инструментом для реализации принципа наглядности как в общеобразовательной школе так и в коррекционной являются современные информационно-коммуникативные технологии, а основным средством — презентации.

Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.

Презентация в школе - это подготовленный с помощью компьютерных программ наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с целью и задачами урока.

Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.

Неграмотно построенная презентация может навредить неустойчивой психике ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому выделим ряд правил построения наглядности через презентацию.

 Оформляя презентацию к уроку для обучающихся с ограниченными возможностями интеллекта, необходимо помнить также о том, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с обычными детьми. Детям с ОВЗ требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. 

Раскрывая понятия, необходимо четко графически отображать взаимосвязь, используя линии, стрелки, несложные таблицы и т.д. Выделять информацию можно используя четкие рамки, границы, светлую заливку, избегая штриховки, мигающих объектов, многогранных рамок. Основной стиль для любой презентации к уроку в коррекционной школе—это минимализм. Преимущества использования компьютерных презентаций в преподавании очевидны:

• обогащают учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и     эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.

• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема урока, название организации; фамилия, имя, отчество автора и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Следующие требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов(т.е. из Интернета). (Наиболее приемлемым и удобным в работе является «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов.
  • Последними слайдами урока-презентации должен быть список литературы.

Содержание презентации:

  • Для успешного восприятия ребенком с ОВЗ графической информации, располагайте на слайде не более одного объекта.
  • Если есть необходимость использовать несколько графических объектов, выделяйте при этом центральный.

Избегайте большого количества анимаций, двигающихся, быстро

          меняющихся объектов – это утомляет, а в некоторых случаях           растормаживает психику ребенка.

  • Без крайней необходимости не пользуйтесь в презентациях звуковыми эффектами. Дети с ограниченными возможностями интеллекта привыкают к размеренному, спокойному голосу учителя, поэтому включение громкого звукового эффекта может вызвать испуг, эмоциональный всплеск и отвлечет внимание.
  • При расположении на слайде текстовой информации, используйте «маечный принцип», т.е. желательны только выводы или правила не более 3 — 5 строк.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Используйте ключевую графическую или текстовую наглядность в презентации более длительное время, это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Расположение информации

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

 Шрифт

Необходимо использовать во всех создаваемых презентациях одинаковый, четкий шрифт, к которому обучающийся привыкнет и сможет спокойно, без лишнего напряжения и беспокойства воспринимать текстовую информацию.

Размер шрифта следует выбирать оптимальный, чтобы каждый ребенок из любой точки класса мог прочитать написанное. Как правило, размер шрифта основного текста должен быть не менее 28, для заголовков — 32 — 36.

 В качестве заголовка, можно использовать тему урока.

Фон презентации

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, что создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. Рекомендуется выделять отдельные куски текста цветом; отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Согласно нормативам в учебных презентациях не допускается применять:

  • - более 4 цветов на одной электронной странице;
  • - красный фон.

Для восприятия основной информации, ребенок не должен отвлекаться на    другие «мешающие» объекты, поэтому фон презентации может быть белым, так же можно использовать неяркие, успокаивающие цвета, такие как голубой или светло-зеленый. 

 Фон должен являться элементом заднего (второго) плана, т.е. выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

  Допускается использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

 Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно,  интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
При создании презентации важно помнить:
· Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
· Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
· С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.
· Не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10"
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепере

дач

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

Для здоровьесбережения обучающихся на уроках с использованием презентации, необходимо проводить зрительную гимнастику, например, по методу В.Ф. Базарного, которая позволяет расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

И ПОМНИТЕ: Презентация должна не заменять, а дополнять ваше выступление. Презентация создается к докладу (сообщению), а не наоборот.

Литератураi?id=9ded6ed0b8cde5dd0e4a739330fcfcd9-08-144&n=21

  1. Т.М. Елизаветина «Компьютерные презентации: От риторики до слайд-шоу». М., 2003
  2. В.И. Карлащук «Подготовка элементов презентации». М., 2002
  3. О.А. Буковецкая «Создание презентаций на ПК». М., 2005
  4. Джин Желязны «Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению». М., 2005
  5. Радислав Гандапас «Презентационный конструктор». М., 2006

Использованные электронные ресурсы:

http://uchim.info/pdf/yak-pp.pdf

http://vashabnp.info/load/20-1-0-683



Предварительный просмотр:

государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

«Колушкинская специальная школа - интернат»

Методические рекомендации

по составлению презентаций к урокам.

                              Составила: учитель первой категории Прохорова Е.М.

                                                                                         

                                          Введение

В основу реализации принципа наглядности через презентацию в коррекционной школе, положены общие правила, однако в частностях их применение отличается некоторым своеобразием. Мы сформулировали основные правила создания и представления презентации для любого урока, который проводится для детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
  • воспитать у них положительные личностные качества: правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить их к социальной адаптации, к жизни в обществе.

Для решения задач подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий, хорошая техническая оснащенность и правильная реализация принципа наглядности.

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Сущность принципа наглядности состоит в обогащении обучающихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Чтобы знания у воспитанников были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и - выполняет эту функцию.

Мощным инструментом для реализации принципа наглядности как в общеобразовательной школе так и в коррекционной являются современные информационно-коммуникативные технологии, а основным средством — презентации.

Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.

Презентация в школе - это подготовленный с помощью компьютерных программ наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с целью и задачами урока.

Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.

Неграмотно построенная презентация может навредить неустойчивой психике ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому выделим ряд правил построения наглядности через презентацию.

 Оформляя презентацию к уроку для обучающихся с ограниченными возможностями интеллекта, необходимо помнить также о том, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с обычными детьми. Детям с ОВЗ требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. 

Раскрывая понятия, необходимо четко графически отображать взаимосвязь, используя линии, стрелки, несложные таблицы и т.д. Выделять информацию можно используя четкие рамки, границы, светлую заливку, избегая штриховки, мигающих объектов, многогранных рамок. Основной стиль для любой презентации к уроку в коррекционной школе—это минимализм. Преимущества использования компьютерных презентаций в преподавании очевидны:

• обогащают учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и     эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

• возбуждает живой интерес к предмету;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышается производительность труда учителя и учащихся на – уроке.

• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема урока, название организации; фамилия, имя, отчество автора и его должность.
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Следующие требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов(т.е. из Интернета). (Наиболее приемлемым и удобным в работе является «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов.
  • Последними слайдами урока-презентации должен быть список литературы.

Содержание презентации:

  • Для успешного восприятия ребенком с ОВЗ графической информации, располагайте на слайде не более одного объекта.
  • Если есть необходимость использовать несколько графических объектов, выделяйте при этом центральный.

Избегайте большого количества анимаций, двигающихся, быстро

          меняющихся объектов – это утомляет, а в некоторых случаях           растормаживает психику ребенка.

  • Без крайней необходимости не пользуйтесь в презентациях звуковыми эффектами. Дети с ограниченными возможностями интеллекта привыкают к размеренному, спокойному голосу учителя, поэтому включение громкого звукового эффекта может вызвать испуг, эмоциональный всплеск и отвлечет внимание.
  • При расположении на слайде текстовой информации, используйте «маечный принцип», т.е. желательны только выводы или правила не более 3 — 5 строк.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Используйте ключевую графическую или текстовую наглядность в презентации более длительное время, это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Расположение информации

  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

 Шрифт

Необходимо использовать во всех создаваемых презентациях одинаковый, четкий шрифт, к которому обучающийся привыкнет и сможет спокойно, без лишнего напряжения и беспокойства воспринимать текстовую информацию.

Размер шрифта следует выбирать оптимальный, чтобы каждый ребенок из любой точки класса мог прочитать написанное. Как правило, размер шрифта основного текста должен быть не менее 28, для заголовков — 32 — 36.

 В качестве заголовка, можно использовать тему урока.

Фон презентации

Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, что создает ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности. Рекомендуется выделять отдельные куски текста цветом; отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы). Вся презентация выполняется в одной цветовой палитре, обычно на базе одного шаблона.

Согласно нормативам в учебных презентациях не допускается применять:

  • - более 4 цветов на одной электронной странице;
  • - красный фон.

Для восприятия основной информации, ребенок не должен отвлекаться на    другие «мешающие» объекты, поэтому фон презентации может быть белым, так же можно использовать неяркие, успокаивающие цвета, такие как голубой или светло-зеленый. 

 Фон должен являться элементом заднего (второго) плана, т.е. выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

  Допускается использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

 Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно,  интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
При создании презентации важно помнить:
· Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
· Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – это залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
· С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.
· Не следует увлекаться анимацией, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.
Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10"
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепере

дач

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

Для здоровьесбережения обучающихся на уроках с использованием презентации, необходимо проводить зрительную гимнастику, например, по методу В.Ф. Базарного, которая позволяет расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

И ПОМНИТЕ: Презентация должна не заменять, а дополнять ваше выступление. Презентация создается к докладу (сообщению), а не наоборот.

Литератураi?id=9ded6ed0b8cde5dd0e4a739330fcfcd9-08-144&n=21

  1. Т.М. Елизаветина «Компьютерные презентации: От риторики до слайд-шоу». М., 2003
  2. В.И. Карлащук «Подготовка элементов презентации». М., 2002
  3. О.А. Буковецкая «Создание презентаций на ПК». М., 2005
  4. Джин Желязны «Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению». М., 2005
  5. Радислав Гандапас «Презентационный конструктор». М., 2006

Использованные электронные ресурсы:

http://uchim.info/pdf/yak-pp.pdf

http://vashabnp.info/load/20-1-0-683


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по написанию докладов,рефератов, созданию презентаций

Материалы содержат примерный перечень тем докладов, рефератов, презентаций по обществознанию и истории ОГСЭ, а так же рекомендации по выполнению работы, её оформлению и защите...

Методические рекомендации по подготовке сообщений и докладов

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.Данные рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оцениванию докл...

Доклад "Методические рекомендации по применению методики «малых групп»

В данных методических рекомендациях подробно описана технология работы с "малыми группами"....

Доклад: методические рекомендации

Методические рекомендации по подготовке и оформлению докладов  для студентов 1 курса специальностей "Лечебное дело" и "Сестринское дело"...

Презентация к докладу "Методические рекомендации"

Презентация к докладу "  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коммуникации, процессу кормления, организации купания  ". Используется также для обучения воспитателе...