Управление созданием и реализацией современной профориентационной работы в МБОУ «Аёвская СОШ» Большеуковского района Омской области.
статья

Етоева Татьяна Тимофеевна

 

     В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране становится всё более динамичной.

Работодатели заинтересованы  в поиске и отборе высококвалифицированных кадров, способных к осуществлению эффективной профессиональной

деятельности в изменяющихся условиях.

Однако многие выпускники учебных заведений остаются невостребованными как специалисты, испытывают существенные затруднения в применении

полученных знаний на практике, в выработке самостоятельной позиции и активном включении в трудовую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_etoeva.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Етоева Татьяна Тимофеевна,

заместитель директора

 по воспитательной работе

МБОУ «Аёвская СОШ»

Большеуковского МР

Управление созданием и реализацией современной профориентационной работы

 в МБОУ «Аёвская СОШ»  Большеуковского района Омской области.

     В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране становится всё более динамичной. Работодатели заинтересованы  в поиске и отборе высококвалифицированных кадров, способных к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях. Однако многие выпускники учебных заведений остаются невостребованными как специалисты, испытывают существенные затруднения в применении полученных знаний на практике, в выработке самостоятельной позиции и активном включении в трудовую деятельность.

     Сложившаяся ситуация диктует необходимость преобразования существующей системы всего образования в целом. В старших классах введена система профильного обучения, которая основана на понимании необходимости воспитания активного человека, способного к планированию и проектированию своего будущего, особенно профессионального. Огромное значение в таком обучении играет профессиональная ориентация школьников, призванная оказать помощь старшеклассникам. Безусловно, эта работа в школе должна начинаться задолго до того момента, когда выпускник встаёт перед необходимостью своего профессионального выбора.

     На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе.  Выделим ряд направлений, которые способствуют решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения.

     К ним относятся:

- система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий;

- умения объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

- диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

- теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи;

- системный подход к профориентации школьников;

- общественно-значимые мотивы выбора профессии;

- формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

     Положительные результаты, несомненно, есть. Однако, та профориентационная работа, которая ведётся в общеобразовательных учреждениях сейчас, всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

     Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения показал, что возникла необходимость создать новую систему профориентационной работы, которая бы могла помочь современному школьнику в самоопределении и отвечала бы требованиям времени.

     В нашей школе состоялся педагогический совет «Обновление содержания профориентационной работы». Сделан вывод, что надо перейти от администрирования к проектному управлению. Для работы в данном направлении необходимо вовлечь социальных партнёров, весь педагогический коллектив школы, поскольку: «Профориентация – это не задача отдельного специалиста. Профориентация – это работа сообществ». Социальная значимость указанной проблемы определила  тему  педагогического проекта. «Управление созданием и реализацией современной профориентационной работы». В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.

     Проект предназначен для   обучающихся 1 -11 классов МБОУ «Аёвская СОШ» Большеуковского района Омской области. Объектом исследования данного проекта является  процесс профессионального самоопределения, а предметом исследования - условия самоопределения подростков. Были определены информационные ресурсы (интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература) и кадровые (классные руководители

1-11 классов, учителя-предметники, администрация учреждения, библиотекарь школы, социальный педагог, педагог – психолог). Партнёрами проекта обозначены организации Большеуковского МР, учебные заведения СПО г.Тара и г.Тюкалинск.

     Актуальность проекта:

- отсутствие целостных подходов по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся в рамках реализации ФГОС;

-необеспеченность необходимыми методиками, информационными материалами, программами, учебно-наглядными пособиями;

- слабая информированность обучающихся по вопросам выбора траектории профильной подготовки.

     Цель проекта: создание системы профориентационной работы, соответствующей  требованиям современной системы образования и требованиям рынка труда.

     Задачи проекта:

- создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества;

- сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

- сформировать систему специализированной подготовки обучающихся 8– 11-х классов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- апробировать новое содержание, формы и методы профориентационной работы с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающимися будущей профессии;

- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

- раскрыть роль школьных предметов и курсов ВУД  для понимания структуры профессий;

- интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

- осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;

- сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;

- предоставить возможность обучающимся школы выполнить серию различных профессиональных проб в системах: человек – техника, человек – природа, человек – знак, человек – образ, человек – человек  и получить представление о своих возможностях и предпочтениях;

- способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

- сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

     Вид проекта: педагогический, долгосрочный, практико-ориентированный.

     Гипотеза проекта:  полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет педагогическому коллективу МБОУ «Аёвская СОШ» в дальнейшей работе по профессиональной ориентации обучающихся.

     Основные направления деятельности по реализации проекта: профпросвещение; диагностика и консультирование; взаимодействие с организациями, находящимися на территории Большеуковского района,  и учебными заведениями г.Тара и Тюкалинск; профадаптация.

     Определены сроки реализации проекта: подготовительный – январь 2018 года – сентябрь 2018 года; основной –  сентябрь 2018 года – август 2020 года; рефлексивно-оценочный – сентябрь – октябрь 2020 года.

    Ожидаемые результаты проекта:

- разработка локальных актов;

- разработка и реализация плана  по организации системы профориентационной работы  в МБОУ «Аёвская СОШ»;

- создание  информационно-просветительского стенда по профориентации «Твой выбор»;

- организация и реализация курсов ВУД профориентационной направленности;

- разработка и реализация обучающимися индивидуальных проектов по профориентации;

- организация и проведение профессиональных проб;

- организация экскурсий в учреждения Большеуковского района;

- организация встреч с работодателями «Брендсмены»;

- организация бесед со специалистами о профессиях;

- создание банка актуальных методических материалов для организации и ведения    профориентационной работы в школе.

     В настоящее время находимся на реализации основного этапа проекта. Проведена большая практическая работа по профориентации. В школе разработаны и реализуются два курса внеурочной деятельности профориентационной направленности: «Мир профессий» для обучающихся 9 – 11 классов; «Тропинка в профессию»  для обучающихся 1 класса.

Проведено пять профессиональных проб по профессиям: учитель, водитель, повар, пожарный-спасатель, фельдшер (медицинская сестра). Дети, принявшие участие в профессиональных пробах, узнали о профессиях, о компетенциях, которыми должны обладать люди данных профессий, об учебных заведениях, где можно получить профессию, об экзаменах, которые необходимы для поступления в эти учебные заведения. А главное, дети имели реальную возможность «погрузиться» в профессию, оценить свои возможности.

Обучающимися разработаны два индивидуальных информационных проекта: «Моя будущая профессия – врач неонатолог», «Моя будущая профессия – воспитатель». Разработчики проектов представили их обучающимся 8 – 11 классов.

Проведены экскурсии в библиотеку, фельдшерско-акушерский пункт, в районный Дом культуры. Целью всех экскурсий было расширение знаний о профессиях данных учреждений. Учителем математики разработана серия уроков «Профессиональное самоопределение учащихся». Педагогом – психологом  с обучающимися  9, 11 классов проведён тренинг по профориентации «Выбор профессии: кем стать». Цель тренинга: повысить уровень информированности учащихся о профессиях, научить соотносить цели и возможности в выборе будущей профессии.

С первоклассниками проведена сюжетно-ролевая игра «Повар, повар-кондитер».

Также проведены классные часы и внеклассные мероприятия: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Путешествие в мир профессий», «Время покажет», «В мире профессий». Все материалы оформлены в папки. Создан банк методических материалов. Происходит обмен опытом среди коллег школы, района и региона. Педагогический коллектив и обучающиеся заинтересованы в создании новой  системы  профориентационной работы.

     Участие в таких проектах открывает много возможностей для управления качеством образования на различном уровне. Учит анализировать и определять проблемы, находить возможности.

    Считаем, что по итогам окончания проекта обучающиеся овладеют следующими навыками и умениями:

- овладение достаточной  информацией о профессии и путях ее получения;

- предварительное профессиональное самоопределение (выбор или не выбор определенной профессии);

- самостоятельное, активное, инициативное поведение в выборе профессии;

- уверенность в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

- обучение эффективным формам установления межличностного контакта;

- обучение  навыкам рефлексии;

- воспитание в себе таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, что позволяет заложить фундамент творческой личности;

- развитие способностей анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию;

- реализация  навыков успешной социализации.

     При системной реализации данного проекта мы надеемся, что увидим положительные результаты профориентационной работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Налогообложение индивидуальных предпринимателей села Никольское Енотаевского района Астраханской области"

В работе рассматриваются принципы налогообложения с приведением конкретных примеров по видам предпринимательства....

Исследовательская работа "Налогообложение индивидуальных предпринимателей села Никольское Енотаевского района Астраханской области"

В работе рассматриваются принципы налогообложения по видам предпринимательства с приведением конкретных примеров....

Профориентационная работа средствами краеведения в современной школе

Применение средств краеведения в профориентационной работе...

Анализ реализации программы профориентационной работы

Анализ реализации программы профориентационной работы МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов" за 2012-2015 г.г....

Проект: организация фермерского хозяйства по разведению страусов в селе Вязово Лебедянского района Липецкой области

Условия для разведения страусов:Подбор правильного помещенияВ целом, домашние страусы достаточно неприхотливы к условиям содержания. Основная сложность заключается организации помещения и вольера. Пом...

Современные формы и методы профориентационной работы в колледже

Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...