педагогическая этика
статья

Bezrukova Nina Petrovna

Все это, только пройдя через его личный мир,

отражается в воспитании,

повторяется в нем на высшей основе»,

 - говорил В.А.Сухомлинский.

 

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью;

Педагогическая этика – наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности;

Педагогическая этика – профессиональная нравственность педагога.

На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: микро и макро социум в который попадет человек, т.е семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, место работы.

Развитие профессиональной нравственности в учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики учителя в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции.

Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_etika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая этика

Все это, только пройдя через его личный мир,

отражается в воспитании,

повторяется в нем на высшей основе»,

 - говорил В.А.Сухомлинский.

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью;

Педагогическая этика – наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности;

Педагогическая этика – профессиональная нравственность педагога.

На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: микро и макро социум в который попадет человек, т.е семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, место работы.

Развитие профессиональной нравственности в учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики учителя в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Педагогическая этика осуществляет общетеоретическую и практические (гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная, воспитательная) функции.

Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.

Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.

К основным её категориям относятся, прежде всего, такие, как профессиональный педагогический  долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет и некоторые другие [1, c. 125].  Их изучение имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

 Профессиональный (педагогический) долг.  В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к выбранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.

Занимаясь обучением и воспитанием детей, педагог осознает и реализует высокие моральные обязанности перед обществом.

 Долг – это сосредоточение нравственности.

«Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода», - писал В.А.Сухомлинский.

Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений педагога в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога.

Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.

Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики.

По отношению к отдельным людям и коллективам понятие справедливости более конкретно: это  соотношение между достоинствами людей и их общественным признанием, между деяниями и воздаяниями, правилами и обязанностями.

Несоответствие  оценивается моральным сознанием как несправедливость. Кроме того, справедливость – это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы.
         В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков обучающихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. В свою очередь, добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости.

 Доброта педагога – это, прежде всего, большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником имеет тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего воспитанника.

«Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши, - писал В.А.Сухомлинский. – Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
         Профессиональная честь и достоинство.  Честь и достоинство в педагогической этике – понятия, выражающие не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. В педагогической профессии особенно отчетливо выделяется субъективный фактор: высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства.

Честь и достоинство учителя в обществе оберегается не только им самим, но и всеми писаными и неписаными законами, всем укладом школьной жизни, обычаями и традициями, системой нравственных отношений в педагогическом коллективе.
         Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется педагог  не только в коллективе педагогов, но и среди обучающихся, их родителей. Уважение педагогом личного достоинства обучающегося – важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у обучающихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.

Педагогическая совесть.  В педагогической этике рассматривается специфическое содержание педагогической совести.

 Совесть – это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
        
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга.
Педагогическая совесть побуждает педагога учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Педагог делает все от него зависящее, предписанное и не предписанное педагогическими инструкциями, чтобы  результат образования и воспитания был максимально высоким.

Совесть – это саморегулятор педагогической ориентации педагога. По ней сверяется соответствие поступков педагога педагогическому идеалу.
         Педагогическая совесть велит педагогу забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении обучающихся.
         Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Педагогу чрезвычайно важно не только разумом, но и сердцем понимать свои промахи и ошибки.

Стыд – это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.

Специфика педагогического труда побуждает педагог быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами обучающихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности педагога за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее.

Педагогическая совесть – это осознание педагогом ответственности не только за свои поступки, но и за поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.
         Педагогический авторитет. Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется заслуженным авторитетом среди обучающихся, своих коллег и родителей.

Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагога регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждениеОн зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
        
Педагогический авторитет – одно из слагаемых успеха учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях. В нравственном воспитании ему отводится первостепенная роль. Педагог для детей является воплощением знаний и опыта. Однако ему недостаточно только изложить учебные моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения обучающимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки  педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д.

Следовательно, первое слагаемое высокого авторитета педагога – эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
         Наряду с глубиной знаний, важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство педагога, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на занятиях, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия.

Педагог должен:

- быть носителем глубоких и всесторонних знаний:

«Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);


- систематически обновлять и пополнять свои знания:

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский);


- любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.-А.Коменский);


- знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности:

 «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский);


- быть великим гуманистом, любить детей, помнить высказывание В.А.Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»;


- быть «принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным» (А.С.Макаренко);


- быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитании» (А.С.Макаренко);


- быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов);

-быть патриотом, любить свое Отечество.

         По мнению большинства опытных педагогов, настоящий педагог:

  • должен быть человеком, который любит свою профессию, понимает ее социальную ценность и государственную важность, выполняет свои обязанности с чувством высокой ответственности;

  • эрудирован, знает музыкальную грамоту, начитан, интересуется достижениями науки;

  • любит детей, умеет объективно подойти к оценке их знаний, стремится развить индивидуальные способности каждого воспитанника;

  • постоянно повышает профессиональный уровень, обобщает свой опыт и изучает опыт коллег;

  • самокритичен и вместе с тем умеет указать коллеге на его недостатки;

  • доброжелателен к коллегам, воспитанникам и их родителям;

  • строго соблюдает педагогический  такт;

  • заботится о своем авторитете и авторитете коллег;

  • болеет за честь коллектива;
  • является образцом поведения на работе и в быту.

         Нравственным путеводным маяком педагог становится не тогда, когда он на каждом шагу изрекает истины, а тогда, когда его отношение к человеку – маленькому школьнику, завтрашнему гражданину – является образцом, вершиной нравственности.

         Таким образом, представления мастеров педагогического труда о нравственном облике педагога соответствуют требованиям профессиональной педагогической этики, а их деятельность свидетельствует о практическом воплощении этих требований в жизнь, о том, что нравственное требование стало нравственной потребностью.

         Этические нормы педагога базируются на его нравственных чувствах, которые условно можно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение к педагогической профессии, можно выделить чувство профессиональной гордости и чести, чувство профессионального долга, ответственности и др. Особо можно выделить группу чувств, отражающих отношения педагога к участникам педагогического процесса: обучающимся, их родителям, членам педагогического коллектива. Такие чувства, как самокритичность, честь, достоинство, гордость, тщеславие и другие характеризуют отношение учителя к себе как представителю профессиональной педагогической общности.
         Такая дифференциация относительна, но при специальном изучении проблемы нравственного сознания, в частности, нравственных чувств, она облегчает выявление определенных сторон педагогической морали.
         У людей педагогического труда отношение к обществу находит отражение в чувствах патриотизма, солидарности, национальной гордости, а также в чувствах ответственности и профессионального долга.
         Кроме приведенных качеств, педагог должен обладать 
коммуникативными навыками. 

Общение – важнейшая сфера духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой, с миром. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание. Педагогическая функция общения состоит в формировании сознания, организации деятельности и отношений детей и молодежи.
         Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
         Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание педагога особенностей социального, психологического, возрастного, индивидуального развития детей, понимание их эмоциональных психических состояний на момент вовлечения в процесс общения. Содержание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их интересы, стимулирует деятельность. Воспитательно-эффективный процесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базируется на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения результативна, если превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.

Огромное значение имеет форма – психологическое, эстетическое, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспитательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информацией. Эффективности воспитательного воздействия способствует создание обстановки социального и психологического равенства, товарищества, сотрудничества. 
         Развитие педагогической этики оказывает положительное влияние на характер взаимодействия педагога с обучающимися, родителями, коллегами, способствует улучшению нравственно-психологического климата коллектива в учреждении, усилению положительной роли семьи в воспитании детей.

В современном мире понятие и смысл педагогической этики утратил тот смысл, о котором описывалось выше в статье. Искажение смысла приводит к настоящей катастрофе нынешнего времени и для будущего поколения в целом. Попытки многих людей изменить сегодняшние положение профессиональной педагогической этики, к сожалению, не удается из-за материальной стороны проблемы. Педагоги на каждого обучающегося смотрят не как на личность и будущего полезного гражданина общества, а как дополнительный доход для своей семьи. Унижая, сталкивая обучающихся, бессознательно толкая их создавать новые группировки  (жестокие) для самореализации. Новые группировки нас пугают своими жестокими нравственными ценностями.

Такой перенос практической педагогической этики  в нынешнее поколение, все равно не заставляет педагогов задумываться,   что стимулирующие баллы - переводимые в рубли к зарплате без педагогической этике не воспитывают мирное будущее поколение, а именно поэтому правительство РФ удели этому вопросу большое внимание.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» также ввел ряд норм, касающихся профессиональной этики, в частности обязал педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48); определил ответственность за несоблюдение этических норм (ч. 4 ст. 48). Таким образом, нормы профессиональной этики педагогических работников на сегодняшний день рассматриваются уже как морально-правовая категория. Более того, с обновлением нормативно-правовой базы образования профессиональная этика стала предметом контроля органов управления образовательной организации в соответствии с ее уставом (п. 4 ч. 2 ст. 25 указанного ФЗ), а каждая образовательная организация обязана принять локальные акты, закрепляющие нормы профессиональной этики педагогических работников (ч. 1 ст. 30 указанного ФЗ).

В соответствии с нормами Закона «Об образовании в Российской Федерации» каждое образовательное учреждение должно сегодня разрабатывать такие локальные нормативные акты, как «Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников», а также внести соответствующие изменения в Устав учреждения, в частности предусмотреть право педагогических работников на «объективное расследование нарушения Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников» и обязанность «следовать требованиям Положения о нормах профессиональной этики педагогических работников».

Достаточно обоснованной представляется и рекомендация внести комплекс прав и обязанностей педагога, затрагивающих этическую составляющую профессиональной деятельности в трудовые договоры с педагогическими работниками (ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в связи с передачей образовательным организациям полномочий по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности в локальный нормативный акт образовательной организации, регламентирующий этот процесс, должна быть включена процедура учета выполнения педагогическим работником норм профессиональной этики [2].

Действующий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 18 февраля 2013 г. Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало проект Концепции и содержания профессионального стандарта учителя. В этих документах значительное внимание уделено этической составляющей педагогической работы. В частности, предлагается оценивать такие параметры педагогической деятельности, как эмпатийность, социорефлексия, самоорганизованность, личностная компетентность, общая культура педагога и др. [2].

Согласно выше изложенного данная статья призывает педагогов  не относиться пренебрежительно к правовому аспекту этого вопроса, а ответственнее, задумываясь о будущем нашего общества.

Учитель-дефектолог Безрукова Н.П.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2003. – 272 с.

2. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на конференцию «Педагогическая этика»

Д О К Л А Д на конференцию «Педагогическая этика» ...

Выступление на МО классных руководителей и воспитателей. Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ"

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти отве...

Педагогическая этика

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации нравственности в сфере педагогики, раскрывает её функц...

«Педагогическая этика»

Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений и ориентац...

«Педагогическая этика»

аспекты этики педагогического профессионализма современного учителя...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Данный классный час направлен на то, чтобы студенты 1 курса СПО познакомились с этикой поведения и общения педагогов, узнали о том, какие конфликты существуют в педагогической среде и как их предотвра...

Статья - "Педагогическая этика, как одна из основ этико-нравственной культуре педагога", г. Братск, 2022

laquo;Педагогика не наука, а искусство – самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное,...