ДОКЛАД на конференцию «Педагогическая этика»
статья по теме
Д О К Л А Д
на конференцию
«Педагогическая этика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-_peagogicheskaya_etika.docx | 27.23 КБ |
nravstvennyy_kodeks.pptx | 189.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение СПО
МИХАЙЛОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ-ИНТЕРНАТ
Д О К Л А Д
на конференцию
«Педагогическая этика».
Подготовил преподаватель
Милованова О.В.
Михайлов, 2012
Школа педмастерства.
Педагогическая этика
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:
«Только тот, кто владеет собой может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших студентов и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Один из вопросов сегодняшней встречи, посвящен педагогической этике. Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли».
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества.
В сущности, нравственный кодекс человечество уже создало.
Вот его основные правила:
1. Вежливость;
2. Внимание к человеку;
3. Сочувствие к человеку при его неудачах;
4. Бережное отношение к рабочему и свобод ному времени других людей;
5. Общение на языке, понятном для большин ства или всех присутствующих;
6. Стремление избегать безпричинного смеха в присутствии человека, который может думать, что вы смеетесь над ним;
7. Сдержанность поведения: не допускать ника ких угроз кому бы то ни было, тем более физичес ких действий;
8. Забота о покое окружающих: не нарушать ти шины своими действиями, словами, техническими средствами;
9. Терпимость к иным мнениям и вкусам, не до пускать унижения человека;
10. Умение выслушать говорящего, не переби вать его и проявлять интерес к его мнению;
11. Внимание к собеседнику — стремиться боль ше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать ему тему разговора о себе как самую интересную;
12. Стремление помочь, не требуя благодарно сти, какую бы важную услугу вы ни оказали. По кажите, что вы сделали это с удовольствием, без расчета на ответный шаг;
13. Забота о своем внешнем виде: помните, что неряшливость и невнимательность к себе есть фор ма неуважения и к другим людям, пренебрежение их мнением;
14. Стремление не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.
________________________________________________________________
А что же такое, педагогическая этика? Это наука о педагоги ческой нравственности. Честность, доброжела тельность, гуманность (все ради человека, для че ловека, во имя человека), глубокая заинтересован ность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты тру да, соблюдение дисциплины — вот далеко не пол ный перечень качеств педагога, наделенного пра вом не только передавать знания, формировать уме ния, но и проверять их.
Педагогическая этика как наука обогатилась новыми результатами научных педагогических ис следований. Новые компьютеры, пособия, учебни ки — все это поставлено на службу новой педагоги ке и должно учитываться педагогической этикой образования. Все это так, и тем не менее в педаго гической этике существует тонкая и сложная сфе ра, формирование которой зависит не от ТСО и т.п., а от духовных свойств человека: сфера отношений между педагогом и студентом.
Наша жизнь выдвигает свои требования к педа гогической этике:
1. Рыночная экономика изменила условия обу чения. Изменилась и роль преподавателя. Рань ше его основное назначение — быть лектором — давать знания в лекцион ной форме, то сейчас главная роль преподавателя — научить учиться, уметь организовать познавательную деятельность своих студентов и руководить ею. Для этого необходимо:
• научить студентов самостоятельно искать ин формацию, работать в библиотеке, научить их чи тать ( скорость чтения у студентов низкая);
• научить понимать прочитанное, выделять глав ное, составлять конспект;
• работать над усвоением выделенного содержа ния.
2. Второе требование к педагогической этике вытекает из особенностей современного труда: т. е. необходимо готовить студента к кол лективной деятельности как исполнителя, органи затора и инициатора.
3. Третье требование к педагогической этике обус ловлено характером специальности, по которой го товятся наши питомцы. Специалист должен быть подготовлен к планированию, организации и управ лению деятельностью коллектива, опираясь на нор мы морали нашего общества.
Важным фактором в педагогической этике является, благоприятный климат обучения.
Известны пять важных условий, обеспечивающих благоприятный климат обучения:
1. Обоюдная (преподавателя и студента) вера в успех. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы», — сказал Людвиг Фейер бах. Вера порождает энтузиазм, увлеченность, ко торые захватывают студентов и делают их воспри имчивыми к учению.
Таким образом, от установки преподавателя и студента зависит конечный результат. Но ведь пре подаватель может и ошибаться. Примеров тому боль ше чем достаточно:
1) Шаляпина дьяк выгнал из хора как не имею щего ни слуха, ни голоса;
2) Бутлерова выставили из класса в коридор, повесив ему на шею дощечку «Великий химик». В 26 лет он стал профессором Московского университета, а затем и великим химиком;
3) Григ выстукивал в школе такты музыки, над ним смеялись, прозвали великим музыкантом. В 15 лет он был принят в Лейпцигскую консерва торию, стал всемирно известным композитором;
4) Ключевский — историк и знаменитый лек тор. Его хотели исключить из семинарии за то, что сильно заикался, но он преодолел себя и стал зна менитым лектором;
5) Менделеев поступал в университет несколько раз и каждый раз «заваливал» химию;
6) Чарльз Дарвин слыл среди своих школьных учителей и соучеников бестолковым и просто-таки туповатым парнем;
7) Ньютон ничем не выделялся среди своих свер стников. В Тринити-колледже, в Кембридже, он тоже ничем себя не проявил;
8) Гегель ничем не отличался ни в детстве, ни в юности; кроме прилежания и примерного поведе ния за ним ничего не замечалось ни в гимназии, ни в университете. В свидетельстве об окончании уни верситета констатировалось, что Гегель — молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием и в философии никак себя не проявил;
9) Суриков принес свои рисунки в художествен ную Академию, где ему сказали: «С такими рисунками тебе в художественную Академию не только поступить, даже мимо ходить нельзя».
Этот список можно было бы продолжить. Все эти примеры доказывают, во-первых, что преподаватель ведет себя в соответствии со своей установкой и, во-вторых, что все эти люди также имели свои установки. Они верили в себя и именно поэтому добились успеха.
1.Итак, первым условием, обеспечивающим бла гоприятный климат, является установка, вселяю щая веру в успех.
2. Вторым условием является установление пра вильных взаимоотношений между преподавателем и аудиторией и между студентами в группе, для чего необходимо исходить из единой нравственной нормы, основывающейся на общечеловеческих цен ностях и на принципе «к себе — как к другому, к другому — как к себе и дома и на работе».
3. Третьим условием благоприятного климата является доброжелательное отношение к каждому студенту. Здесь очень помогает «эффект отказа», по Станиславскому, т. е. умение преподавателя от казаться от штампа, стремление проникнуть в диа лектику обучаемого, видя перед собой только зло го человека, искать, где он добр, видя слабого, ду мать, где он силен. Это значит быть внимательным.
К. Д. Ушинский говорил: «В школе должна цар ствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
4. Четвертым условием является благоприятное речевое общение со студентами с самой первой встре чи. (Мы аукаем, и как нам откликнется зависит от нас.)
5. Пятым условием является сам облик препода вателя, его внешний вид и, конечно же, сама обста новка в аудитории - светлые современные помещения.
В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к обучаемым, но и на глубоком знании их внутреннего мира, интересов, стремлений, особенностей характеров каждого студента. Педагогическая этика без витаминов радости не достигает цели. Чрезвычайно важен витамин «ч» — честность, чуткость, человечность.
Список литературы:
1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986
2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973 4. Ю. Азаров.
4. Искусство воспитывать. М, 1978 5. Э. Гришин. Книга для учителя.
5.Владимир, 1976 6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
(Раздаточный материал)
Нравственный кодекс
1. Вежливость;
2. Внимание к человеку;
3. Сочувствие к человеку при его неудачах;
4. Бережное отношение к рабочему и свобод ному времени других людей;
5. Общение на языке, понятном для большин ства или всех присутствующих;
6. Стремление избегать безпричинного смеха в присутствии человека, который может думать, что вы смеетесь над ним;
7. Сдержанность поведения: не допускать ника ких угроз кому бы то ни было, тем более физичес ких действий;
8. Забота о покое окружающих: не нарушать ти шины своими действиями, словами, техническими средствами;
9. Терпимость к иным мнениям и вкусам, не до пускать унижения человека;
10. Умение выслушать говорящего, не переби вать его и проявлять интерес к его мнению;
11. Внимание к собеседнику — стремиться боль ше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать ему тему разговора о себе как самую интересную;
12. Стремление помочь, не требуя благодарно сти, какую бы важную услугу вы ни оказали. По кажите, что вы сделали это с удовольствием, без расчета на ответный шаг;
13. Забота о своем внешнем виде: помните, что неряшливость и невнимательность к себе есть фор ма неуважения и к другим людям, пренебрежение их мнением;
14. Стремление не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.
Тест
И последнее, был проведен небольшой тест со студентами нашего колледжа. Первый вопрос : Какими бы вы хотели видеть своих преподавателей?
Ответ: - Справедливыми, понимающими, строгими , добрыми, отзывчивыми. В хорошем настроении. С настроением в «одежде», т.е., что бы радовало взор. Менее унылых.
– Преподаватель должен быть вежливым, критиковать меньше, того человека, который плохо понимает его предмет, а идти навстречу, помочь, научить, настроить на хорошие мысли, что все получится.
Второй вопрос: Какие качества вы цените в людях( друзьях, преподавателях, классных руководителях, социальных педагогах), которые вас окружают?
Ответ: Понимание, чувство юмора, уважение к другим людям, отзывчивость.
Нельзя воспитывать в студентах чувство, что все мне, мне и опять мне.
Третий вопрос: А вы этими качествами обладаете?
Ответ: Все без исключения ответили «ДА».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест Первый вопрос : Какими бы вы хотели видеть своих преподавателей ? Ответ: - Справедливыми, понимающими, строгими , добрыми, отзывчивыми. В хорошем настроении. С настроением в «одежде», т.е., что бы радовало взор. Менее унылых. – Преподаватель должен быть вежливым, критиковать меньше, того человека, который плохо понимает его предмет, а идти навстречу, помочь, научить, настроить на хорошие мысли, что все получится. Второй вопрос: Какие качества вы цените в людях(преподавателях, классных руководителях, социальных педагогах), которые вас окружают? Ответ: Понимание, чувство юмора, уважение к другим людям, отзывчивость . Третий вопрос: А вы этими качествами обладаете? Ответ: Все без исключения ответили « ДА ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на конференцию,посвященную передовым педагогическим технологиям,сопровождаемый презентацией
В сентябре в нашем колледже проводилась педагогическая конференция. Мой доклад был на тему :Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся".Он сопровождался презента...
Выступление на МО классных руководителей и воспитателей. Тема: "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ"
На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти отве...
Педагогическая этика
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации нравственности в сфере педагогики, раскрывает её функц...
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссияхВыступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях/комиссиях...
Доклад на тему "Профессиональная этика"
Определение, происхождение, задачи профессиональной этики....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Данный классный час направлен на то, чтобы студенты 1 курса СПО познакомились с этикой поведения и общения педагогов, узнали о том, какие конфликты существуют в педагогической среде и как их предотвра...
Статья - "Педагогическая этика, как одна из основ этико-нравственной культуре педагога", г. Братск, 2022
laquo;Педагогика не наука, а искусство – самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное,...