Презентация "Упражнения для распевания хора и солистов"
презентация к уроку
Задача певца - передать смысл произведения, раскрыть художественный образ.
Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно.
Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uprazhneniya_dlya_raspevaniya_hora_i_solistov.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные гласные для распевания: А, О, У, Э, И. Основные согласные для распевания: М, Л, Н, С, З. МА-МЭ-МИ-МО-МУ На-НЭ-НИ-НО-НУ ЗА-ЗЭ-ЗИ-ЗО-ЗУ
Чтобы добиться хорошего УНИСОНА не нужно забывать самое главное правило пения: петь надо очень тихо, только тогда можно услышать каждого ученика, и каждый ученик услышит сам себя и своих соседей. Только тогда он сможет сравнить своё интонирование с интонированием других поющих, понять, правильно ли он поёт и, если надо, подкорректировать своё исполнение в «правильную сторону».
Очень полезно петь любую гамму в нисходящем движении; во-вторых, мелодические скачки на какие-либо интервалы; в третьих, можно разнообразить гармонический материал в аккомпанементе.
При разучивании этого упражнения, нужно обратить внимание ребят на тяготение в ТОНИКУ всех звуков и в восходящем, и в нисходящем движении. Обязательно нужно во время пения показывать рукой движение звуков вверх или вниз и фиксировать остановку на ТОНИКЕ. Эту распевочку нужно петь с названиями нот, чтобы слух учеников закреплял за интонированием каждого звука его «личное имя».
Задача певца – передать смысл произведения, раскрыть художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией. Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки. Скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Как разучивать скороговорки? Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать. “ Пробалтывание ” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы. Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками. Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп. Помимо проговаривания обязательно пропевайте скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Пойте скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы.
Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть. Тары-бары-растабары, У Варвары куры стары, Куры старенькие, Растабаренькие .
Баркас приехал в порт Мадрас . Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его. Кто колпак переколпакует и перевыколпакует ? У пчелы, у пчелки Почему нет челки? Отвечаю почему: - Челка пчелке на к чему. Рыла свинья белорыла , тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Сыпется (4р.) песок. С-с-с-с Слышится (3р.) сыпучий голосок. Ветер песню напевает С-с-с-с И песочек насыпает. С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с С-с-с-с
Ча-ча-ча-ча (2р.) Печка очень горяча. Чи-чи-чи-чи - (2р.) Печёт печка калачи. Чу-чу-чу-чу (2р.) Будет всем по калачу. Чо-чо-чо-чо (2р.) Осторожно, горячо!
«Звуки музыки» До - воробышка гнездо Ре - деревья во дворе Ми - котёнка накорми Фа - в лесу кричит сова Соль - играет детвора Ля - запела вся земля Си - поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к до
Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой . Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8
Упражнение «Обними плечи» Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя. Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова. «Жевательная резинка»: Четыре раза слегк а прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении. «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. «Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности. «Обезьянка» : Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки. «Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения « вперед-вправо-назад-влево-вперед ». Соедините движение нижней челюсти « вперед-вниз » с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести: певческую установку; певческое дыхание и опору звука; высокую вокальную позицию; точное интонирование; ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; использование различных видов звуковедения ; дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения. Регулярное выполнение упражнений позволит: 1. Закрепить необходимые условные рефлексы 2. Сконцентрировать творческое внимание 3. Настроить сложный процесс звукообразования 4. Пробудить эмоциональную сферу 5. Пробудить творческую фантазию Признаки неправильного пения – першение в горле, боль, зажим шейных мышц. Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.
Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Вокальные упражнения служат условием развития слухового внимание, памяти и качества личности ребенка, а также обеспечивают развитие музыкальных способностей с опорой на органы чувств, помогают ребенку овладеть средствами художественной выразительности и обогащают его речь. Обучение пению- процесс достаточно сложный и длительный, требующий, как от педагога, так и от ребенка большого терпения и умения. «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства» – Протагор. Результат будет положительным только в том случае, если воспитатели, специалисты и родители понимают важность этой работы и оказывают всяческую поддержку.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распевания в младшем хоре мальчиков
Данная методическая статья рассматривает методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми 7-8 лет в младшем хоре мальчиков. Опираясь на физиологи...
РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ
Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...
Работа с поэтическим текстом в распевании для младшего хора
Учимся петь хором грамотно и выразительно!...
Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"
Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...
Распевание в детском хоре (Методическое пособие)
В методическом пособии даны рекомендации по работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе распевания. В приложении представлены примеры вокально-хоровых ...
Распевания и вокальные упражнения в детском хоре.
В данной методической разработке раскрывается важность и особые функции распевания на хоровых занятиях. Этапы распевания: от унисона до многоголосия, в том числе пение канонов. А также необходимость р...