Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре «Работа над ансамблем в детском хоре»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Солоницына В. А.
Педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ “Юность”
Методическая разработка. Открытый урок в младшем хоре
«Работа над ансамблем в детском хоре»
Вокально-хоровой ансамбль — это многогранное понятие, оно включает в себя совокупность навыков, приобретенных в ходе вокально-хоровой работы.
Существует следующая классификация видов хорового ансамбля: метроритмический, интонационный, гармонический, тембровый, динамический, агогический, дикционный, орфоэпический. Недостатки в любой из разновидностей ансамбля разрушают художественную целостность исполняемого произведения.
Все вышеперечисленные виды вокально-хорового ансамбля тесно взаимосвязаны, поэтому работа над ними проводится параллельно. Конечно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении необходимо помнить о остальных. Именно это является основной сложностью для юного хориста – усвоить, что для достижения результата, необходимо применять все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Цель занятия: Формирование основных навыков вокально-хорового ансамбля.
Задачи занятия:
- Образовательные
Формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:
- певческую установку;
- певческое дыхание и опору звука;
- высокую вокальную позицию;
- точное интонирование;
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
- использование различных видов звуковедения;
- дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки
- Развивающие
- формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- развития гармонического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- Воспитательные
- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
- воспитание организованности;
- внимания в момент коллективного музицирования.
Методы и приемы работы:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный;
- дедуктивный;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Материально-техническое оснащение:
- Конспект занятия;
- Ноты;
- Фортепиано;
- Хоровые станки.
Педагогические технологии:
- Традиционные технологии (классно-урочная система);
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии.
Планируемые результаты: Освоение и закрепление навыков владения вокально-хоровым ансамблем.
Этапы занятия:
I. Организационный этап. | Приветствие, психологический настрой учащихся |
Вступительная часть | |
Сообщение темы урока и его задач | |
II. Основная часть. | Дыхательная и артикуляционная разминка |
Вокальные упражнения | |
Работа над произведениями | |
III. Заключительная часть | Подведение итогов |
Ход занятия
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Психологический настрой учащихся и обсуждение организационных моментов.
Постановка цели и задач урока: работа над основными вокально-хоровыми навыками, закрепление успехов и работа над ошибками.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Комплекс упражнений для развития и активизации артикуляционного аппарата.
Дыхательная гимнастика.
Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой.
— Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине “Ладоши”, “Обними плечи”.
Распевание.
Цель упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять. Начинать упражнения целесообразно со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
— пение одного звука с закрытым ртом - активизация слухового контроля, выстраивание интонационного и тембрового ансамбля, работа над навыком цепного дыхания.
— на двух звуках staccato - отработка навыка пения на опоре.
— пение трихорда верх и вниз “У кота воркота колыбелька хороша” - выравнивание гласных.
— пять звуков поступенно вверх legato, затем вниз трезвучие staccato - развитие гибкости и подвижности голоса.
Работа над произведениями:
- Муз. А. Аренский, сл. А. Плещеев «Детская песня»
- Муз. Ген. Гладков, сл. К. Чуковский «Муха в бане»
- Муз. Р. Роджерс, Рус. текст М. Цейтлина «Звуки музыки».
Работа над произведениями включает в себя следующие этапы и элементы:
— беседа о характере, настроении песни;
— работа над приемами атаки первого звука, предслышание и правильное интонирование;
— работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;
— работа над мягкостью и округлостью звучания;
— исполнение фраз на одном дыхании;
— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;
— каждое исполнение от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).
III. Подведение итогов.
Совместный анализ занятия. Беседа о удачах и ошибках.
Список используемой литературы
- Рачина, Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст] : учебное пособие / Б.С. Рачина. — СПб.: Композитор, 2007. — 544 с. : нот. ил.
- Роганова, И. В. Работа с младшим хором [Текст] : методическое пособие : формирование первонач. вок.-хор. навыков : одноголосие : двухголосие / И. В. Роганова. — СПб. : Композитор, 2018, — 100 с. : нот. ил.
- Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором [Текст] : учебное пособие / Г. П. Стулова. — СПб. : Лань, Планета Музыки, 2014. — 176 с. : нот. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.
1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"
-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: Системы счисления. Работа с системами счисления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА...
Методическая разработка открытого урока по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения «Разработка и принятие управленческих решений»
Практическое занятие по ПМ.04 Организация работы структурного подразделения, на котором представлено формирование значимых ключевых профессиональных компетенций будущего специалиста....

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...

Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ МДК.03.01 Технология каменных работ Тема урока: «Способы кладки кирпича»
Методическая разработка открытого урока по модулю ПМ.03 Выполнение каменных работМДК.03.01 Технология каменных работТема урока: «Способы кладки кирпича»Продолжительность учебно...