Методическая разработка занятия вокального ансамбля по теме :"Звуки, живущие вместе"
методическая разработка
Задачи:
обучающие:
учить: певческому дыханию; исполнению в унисон; пропеванию на зевке; пропеванию согласных и гласных.
развивающие:
формирование правильного академического исполнения;
развитие чувства ритма, внимания, воображения;
развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
воспитательные:
культура поведения;
умение работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_vokalnogo_ansamblya_po_teme_zvuki_zhivushchie_vmeste.doc | 482.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ
по теме: "Звуки, живущие вместе"
Автор: руководитель кружка "Веснянка" ГБПОУ ВТПСТ
педагог дополнительного образования
Якимова Ольга Васильевна, 2017 г.
Цели:
- познакомить с понятиями – ансамбль и строй;
- добиться правильного интонирования одноголосного пения;
- познакомить с видами двухголосного пения: противоположное движение голосов, движение интервалами канон;
- добиться правильного интонирования двухголосного пения.
Задачи:
обучающие:
учить:
певческому дыханию;
исполнению в унисон;
пропеванию на зевке;
пропеванию согласных и гласных.
развивающие:
формирование правильного академического исполнения;
развитие чувства ритма, внимания, воображения;
развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
воспитательные:
культура поведения;
умение работать в коллективе.
Методы обучения: сравнение, беседа
Оборудование:
запись песни «Трава»;
карточки со словами: хор - хорошо, С-ЧАСТЬ-Е, соединение частей в единое;
партитура песни «Дети солнца» Е.Крылатов , Ю.Энтин;
DVD –проигрыватель;
минусовая фонограмма песни «Лунатики» Л.Рубальская, Б.Савельев.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к занятию.
2. Распевание.
Подготовка к пению голосового аппарата
- Каждое занятие мы начинаем с того, что растираем наши пальцы. Для чего мы это делаем? (на кончиках пальцев находятся точки, отвечающие за работу всех органов, мы делаем это для того, чтобы при пении нашим связкам помогал весь наш организм.)
- А сейчас перейдем к артикуляционной гимнастике. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)
Упражнения:
- Футбол( кончик языка перемещается от правой щеки к левой)
- Чистим зубы с наружной стороны, с внутренней стороны.
- Язык чертит линию по небу внутрь.
- Движение губами, круговые движения.
- С чего начинается процесс пения? (с вдоха)
- Куда направляется воздух при вдохе (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.
Упражнения:
- Надуваем шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)
- Короткий вдох в живот, выдох на «кыш», «тишь».
- Езда на велосипеде (руки вытянуты вперед, вдох - кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).
- Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».
Скороговорки:
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Уточка вострохвостачка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.
Внимание педагога должно быть направлено на:
- свободу мышц,
- правильность осанки,
- активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры,
- умение делать вдох и целесообразно распределить выдох,
- работу резонаторной системы,
- общую внятность речи,
- ритмическую точность.
Варианты произношения текстов:
- активный выдох в конце фразы (скороговорка «Бык»),
- произношение с различной интонацией (удивления, радости, возмущения), смена смыслового центра («Уточка»),
- использование словесного действия («Поп»).
1. Пение с закрытым ртом. Во время пения на закрытый звук происходит развитие резонаторов.
и
э
а
о
у
При пении почувствовать легкую вибрацию и легкое щекотание губ.
При пении на гласные звуки следить за тем, чтобы гласные были направлены в одну точку (в верхние зубы), высокая позиция.
2. Формирование близкого звука.
Поднимаясь вверх по звукам, следить за неизменным положением гортани.
3. Развитие правильной атаки.
Мья – а – а – а –о - о
Следить за толчкообразной работой диафрагмы и мышц живота. Синхронно с этими толчками расслаблять мышцы груди, и опускать челюсть.
4. Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)
Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
5. Развитие подвижной челюсти.
Следить за четким произношением слогов, работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.
6. Переход от фальцета к грудному звуку;
7. Тренировка высокой гортани.
Не зажимать звук «ней» в носу. Он будет и так достаточно «гнусавым» благодаря утрированию звука «н».
3. Актуализация знаний.
Слушание.
- Сейчас мы послушаем песню «Трава». Обратите внимание, как исполняется произведение. С сопровождением какого-либо музыкального инструмента или без сопровождения? Одноголосное или будут звучать несколько голосов? Что голосом изображают исполнители? Есть ли главный голос или все голоса равны по звучанию между собой?
Звучит песня «Трава».
- Итак, произведение было с сопровождением или a capella? (a capella) Одноголосное оно или звучало несколько голосов? (несколько голосов) Все ли голоса равнозначны или присутствуют солирующие партии? (один голос – солирующая партия) Что выполняло роль сопровождения? (роль сопровождения выполняли остальные голоса) Что пытались изобразить, имитировать остальные голоса (звучание различных музыкальных инструментов)
4. Мотивация и целеполагание.
- Голос уникальный музыкальный инструмент. Им можно изобразить многое. Теперь мы с вами знаем, что голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной, он ведет мелодию, остальные должны будут «встраивать» свой голос в общее звучание. Но при этом слушая главный. При таком стройном пении получится «полноводная, полнозвучная река». Поэтому тема нашего урока «Звуки, живущие вместе» .
- Вам нравится петь хором? Почему так лучше петь? (Хор-хорошо!)
-А что такое хорошо? Когда людям хорошо? (Тогда, когда вас окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе царят мир и дружба, тогда все счастливы.)
- Прочитайте слово, которое здесь написано «С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное».
5. Первичное усвоение учебного материала.
- Хор состоит из разных партий. Когда коллектив большой, он называется хор, а когда состав поющих небольшой, он называется ансамбль. Как называется пение, когда все участники ансамбля поют в один голос? (унисон) Всегда ли мы поем в унисон? У каждой партии может быть свой голос. В ансамбле все слушают и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда все взаимосвязано, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождают благозвучие. Это благозвучие также будет называться ансамблем. Вокальный ансамбль – это соединение всех вокальных элементов в единое целое. Итак, с какими значениями слова ансамбль мы сегодня познакомились?
- Какое движение мелодической линии голосов может встречаться при пении? (противоположное движение голосов, движение параллельными интервалами, канон).
6. Применение знаний и способов действий.
1. Голоса движутся параллельными интервалами.
2. Голоса движутся в противоположном направлении.
3. Канон
4. Подведение итога занятия и рефлексия.
- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
- Значения понятия ансамбль.
- Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось?
- Исполнение песни «Лунатики» муз Л.Рубальской, сл. Б.Савельева.
Список использованной литературы.
- Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
- Коробка В.И. «Вокал в популярной музыке» М., 1989.
- Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработка занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Г. А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Методика обучения эстрадному вокалу «Чистый голос» / Сост. Т.В.Охомуш
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
- Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. - СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия химического кружка на тему: « Полисахарид крахмал – важнейший представитель углеводов»
АННОТАЦИЯ Методическая разработка заключительного, итогового занятия предметного кружка составлена руководителем кружка, преподавателем химии Алексеевой Г.Ф. Разработка с...
Методическая разработка занятия в ГПД по теме «В гостях у радуги»
Методическая разработка занятия в ГПД по теме «В гостях у радуги». Данный конспект подойдет для учителей 1 классов, а также воспитателей детских садов....
Методическая разработка занятия учебной практики по теме: "Приготовление, подача и бракераж салатов-коктейлей"
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"...
Методическая разработка занятия производственного обучения по теме "Приготовление котлет картофельных"
Содержание разработки по теме "Приготовление котлет картофельных" деменстрирует элементы проблемного обучения - создает модель производственной ситуации...
Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» Тема: «Особенности памяти в норме и патологии».
Тема данной методической разработки посвящена подготовке и проведению учебного занятия-лекции по дисциплине «Психология», по теме «Особенности памяти в норме и па...
Методическая разработка занятия «Проверочная работа по теме « Металловедение», как методика, направленная на реализацию новых ФГОС» ( в рамках Недели специальности)
Моя методическая разработка сводится к использованию современной игры – квест на самых различных уроках. Данная игра отвечает всем требованиям построения урока согласно требованиям ФГОС:-тр...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....