СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС. ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?
методическая разработка

Зотова Ирина Валерьевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС. ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx498.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Волгоградский  колледж  управления и новых технологий

имени Юрия Гагарина»

(ГБПОУ «ВКУиНТ им. Ю. Гагарина)

тел. (8442) 52-53-75, тел/факс. (8442) 70-72-02, Е-mail: vgkunt@vlgmail.ru   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ: «СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС.

ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?»

Разработал:                             

Зотова И.В.  

                                                                                       

Волгоград

2018 г.

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка может использоваться для проведения внеклассного мероприятия по формированию навыков предпринимательской деятельности, активной жизненной позиции, потребности к самореализации у студентов профессиональных образовательных учреждений. Актуальность темы обусловлена необходимостью приобретения обучающимися знаний в вопросах, связанных с организацией собственного бизнеса, в которых они должны быть компетентны в своей будущей профессиональной деятельности.

Целью данного мероприятия является популяризация предпринимательской деятельности. В ходе внеклассного мероприятия создается возможность сформировать интерес к анализу и оценке собственной деятельности, необходимость нести ответственность за результаты своей работы, а также, повышение экономической, финансовой грамотности и предпринимательского самосознания, активизация мотивационной установки обучающихся к предпринимательской деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо заинтересовать студентов, при этом используя различные педагогические технологии. Поэтому материал рассматриваемого мероприятия разработан таким образом, чтобы способствовать формированию навыков, которые возможно и необходимо использовать в своей профессиональной деятельности.

Задачами мероприятия являются: формирование активной жизненной позиции студентов, самостоятельных взглядов, умения анализировать и оценивать моральные и экономические проблемы предпринимательской деятельности, формирование у обучающихся потребности к самореализации, к самосовершенствованию.

Данное мероприятие содержит предметную, личностно-ориентированную и деятельностно-коммуникативную составляющие. Его содержание направлено на то, чтобы заинтересовать обучающихся в необходимости самостоятельного овладения  знаниями в области предпринимательства, так как эти знания будут необходимы в их дальнейшей жизни. Данное мероприятие  расширяет кругозор обучающихся, что так важно для современной молодежи.

В настоящее время  к будущим специалистам обуславливают их   на рынке труда. В связи с этим, необходимо способствовать развитию самостоятельного познавательтного интереса и креативного мышления, которые являются   гармоничной и   личности. Моделирование предпринимательской деятельности активизирует стремление участников к саморазвитию и самореализации.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Продолжительность:  45  мин.

Тема мероприятия

Собственный бизнес

Тип мероприятия

Внеклассное

Цели

  1. популяризация предпринимательской деятельности;
  2. формирование навыков предпринимательской деятельности;
  3. формирование профессионально-значимых качеств личности;
  4. повышение экономической, финансовой грамотности и предпринимательского самосознания;
  5. активизация мотивационной установки учащихся к предпринимательской деятельности.

Задачи

Способствовать формированию:

  • активной жизненной позиции студентов;
  • самостоятельности взглядов;
  • партнерства, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.

Планируемые результаты

Метапредметные:

— умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

— развивать умение работать в группе;

— умение ориентироваться в базовых экономических понятиях;

— воспитание рационального отношения к личным финансам;

— формирование социальной активности и самостоятельности;

— выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

— развитие коммуникативной культуры обучающихся;

— выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Основные понятия темы

предпринимательская деятелность, собственный бизнес

Принципы обучения

  • наглядность
  • активность
  • сознательность

Междисциплинарные связи

социальн-экономические дисциплины

Формы  образовательной деятельности

групповая, индивидуальная

Организация пространства: дидактические материалы, ТСО

демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация (см. приложение 1 на электронном носителе)

Методы и приемы обучения

проблемный, дедуктивный, аналитический, объяснительно - иллюстративный

Реализуемые педагогические технологии

игровые, коммуникативные


Технология проведения внеклассного мероприятия.

Вступительное слово (актуализация).

 Эпиграфом мероприятия выбрано такое высказывание - «Потребности человека рождают предпринимателей».

Демонстрируется фрагмент мультимедийного фильма «Зарядись на успех!» и совместно с обучающимися формулируется тема, цели и задачи  мероприятия.

В условиях кризисного развития экономики, сопровождающегося европейскими санкциями, тема предпринимательства для  России продолжает оставаться очень актуальной. Поэтому наше правительство возлагает большие надежды на молодое поколение, ведь именно ему предстоит поднимать нашу экономику. И наше мероприятие сегодня направлено на вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность.

Итак, большинство людей стремится добиться жизненного успеха и благополучия. Они выбирают разные способы достижения успеха в жизни, например, ждут богатого наследства, надеяться на удачу, мечтают выиграть в лотерею. Однако один из наиболее эффективных путей личного благополучия – это открытие собственного бизнеса, занятия предпринимательской деятельностью.

1 этап.  

В ходе подготовки к мероприятию  было дано задание подготовить интерактивное сообщение на тему «Известные предприниматели России».

Студенты делают сообщения (5 человек).

Обучающимся предлагается за 3 минуты придумать варианты предпринимательской деятельности.

 После ответов студентов, им предлагается сформулировать ответ на вопрос: Что же такое предпринимательство?

Выслушав ответ,  дается определение предпринимательства.

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения или оказания услуг лицами, которые зарегистрировались в этом качестве в установленном порядке.

Предпринимателями называют людей, владеющих и управляющих собственным бизнесом в надежде получить прибыль. Стремление к прибыли - их основной мотив. Для того чтобы иметь прибыль, предприниматель должен создать нужный продукт, разработать эффективную технологию, финансировать производство и продать продукт по цене, превышающей себестоимость. Предприниматели устремляются в бизнес, зная, что успех не гарантирован и, если дела пойдут не так, как запланировано, они могут потерять деньги.

Студентам предлагается ответить на несколько вопросов:

  1.  Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело?

Предполагаемые ответы:    

- больше зарабатывать, чтобы жить лучше;

- реализовать себя, показать, каков я есть;

 - быть независимым.

  1. Предпринимательство – тормоз или двигатель общественного прогресса?

Предполагаемые ответы:    

  • Во-первых, предпринимательство осуществляется ради людей
  • Во-вторых, предпринимательство помогает отыскать новые способы приложения труда, разрешить проблему занятости населения
  • В-третьих, предпринимательство способствует повышению благосостояния общества в целом
  • В-четвертых, предпринимательство – это источник повышения платежеспособности населения
  • В - пятых, предприниматели уплачивают львиную долю налогов
  • В – шестых, благодаря налогам, можно развивать науку, образование, культуру, здравоохранение

Правильно, то есть предпринимательство приносит обществу оргомную пользу, практически оно является двигателем экономики.

  2 этап.  Диагностика предпринимательских качеств личности.

Для выявления предпринимательских качеств личности обучающихся проводится тестирование. Студентам необходимо отметить только те качества, которые соответствуют их характеру.

Тест выглядит следующим образом.

 1. Инициативность.

А) всегда жду чужих указаний

Б) выполняю необходимый объем работ без чьих-то указаний

В) находчив, проявляю инициативу

Г) всегда ищу дополнительные задания

2. Отношения с окружающими

А) некоммуникабелен, сварлив

Б) иногда со мной трудно работать

В) вежлив, приятен в обхождении

Г) дружелюбен, доброжелателен в общении

3. Лидерство

А) ведомый

Б) ведущий

В) умею отдавать толковые распоряжения

Г) внушаю уверенность и доверие

4.Ответственность

А) стараюсь уклониться от любых поручений

Б) соглашаюсь выполнять поручения, но неохотно

В) легко соглашаюсь на все

Г) стремлюсь к наилучшему исполнению

5. Организаторские способности

А) не умею организовывать дела

Б) организовываю, но результат достигается не всегда

В) способен организовать дело

Г) всегда удается организовать задуманное

6. Решительность

А) боязлив, сомневаюсь в себе

Б) быстр, но часто допускаю ошибки

В) осторожен, осмотрителен

Г) быстр, четок и точен

7.Упорство

А) сразу бросаю то, что не получается

Б) делаю несколько попыток достичь цели

В) предпринимаю постоянное усилие

Г) целеустремлен, меня невозможно сбить с толку.

Обработка результатов.

А – 1 балл, Б – 2 балла, В – 3 балла, Г - 4 балла. Баллы необходимо сложить.

Интерпретация.

25-28 баллов, - у вас отличный потенциал для владения собственным бизнесом,

21-24 – очень хороший,

17-20 – хороший,

13-16 – средний,

12 и ниже – плохой.

Каждый участник тестирования самостоятельно отвечает на тест, обрабатывает и интерпретирует полученные результаты. Выполненная диагностическая процедура помогает опрашиваемому понять, каким потенциалом он обладает для создания собственного бизнеса, при условии полной откровенности. Полученные результаты дают пищу для размышлений, если участник действительно, в будущем, захочет организовать собственное дело. Даже если результат теста отрицательный, не стоит впадать в отчаяние.

3 этап.  Игровая работа в группах.

Обучающиеся делятся на команды по 5 человек.

Каждой команде предлагаются следующие задания:

  1. Выдается листок с перечислением основных этапов создания бизнеса. Задача каждой команды - во вторую колонку внести сведения о предполагаемом будущем бизнесе. Возможно использование материалов Интернета. После этого каждая команда презентует свой бизнес.

Основной Этап

Ваш предполагаемый бизнес

  1. Определитесь с выбором бизнеса, которым вы хотели бы заняться.

  1. Проведите анализ своих будущей сферы деятельности, потенциальных клиентов, конкурентов, условий лицензирования и налогообложения.

  1. Подготовьте всесторонний план деятельности, включите график, проводимых вами мероприятий.

  1. Раздобудьте необходимый стартовый капитал.

  1. Выберите название вашей компании.

  1. Откройте банковский счет. Подыщите такой банк и такие виды услуг, которые более всего отвечают вашим запросам.

  1. Отпечатайте визитные карточки, фирменные бланки и т.д.

  1. Определите часы работы вашего предприятия.

  1. Наймите необходимый вам персонал, используя современные методы подбора и найма персонала.

  1. Рекламируйте ваше новое предприятие, продукцию, услуги, персонал.

  1. Проблемная ситуация

Предприятие, которое создано, столкнулось с большой проблемой. Каждому участнику предлагается выбрать конверт, в котором находится описание проблемной ситуации. Предоставляется одна минута, чтобы объявить, как вы намерены выйти из нее.

Возможные задания:

1. Вас, директора фирмы,  преследуют вымогатели. Что вы предпримите?

2. Ваше предприятие на грани банкротства. Какие экстренные меры будете предпринимать?

3. Ваше предприятие получило прибыль 20 млн. руб. Как вы ею распорядитесь?

4. Вы завезли большую партия напитков. Как организовать их реализацию?

5. сотрудники вашего предприятия объявили забастовку. Ваши действия?

(во время подготовки включить музыку).

Предоставление результатов работы 

Предприятии рассказывают о проделанной работе, выявляются проблемы, с которыми столкнулись и обсуждаются пути решения этих проблем.

5. Рефлексия

1. Для меня было интересным …

2. Я узнал (а) для себя …

3. Для меня было легко …

4. Для меня было трудным …

5. Для меня было бы лучше, если бы …

6. …

Завершатся занятие аплодисментами в адрес каждого участника. Это позволит всем поднять настроение, порой до уровня  восторга.

В ходе проведения всего мероприятия ведущий должен следить за поддержанием доброжелательной атмосферы, доверительного стиля общения и положительного эмоционального настроя.


Список литературы:

  1. Гомола, А. И. Экономика : для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, П. А. Жанин. – 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2014. – 336 с.
  2. Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся : СПО :  инновационные материалы по финансовой грамотности для образоват. организаций / А. О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.: ил. - (Учимся разумному финансовому поведению) (Внеурочная деятельность. Дополнительное образование).
  3. Жданова, А. О. Финансовая грамотность : метод. рекомендации для преподавателя : СПО : инновационные материалы по финансовой грамотности для образоват. организаций / А. О. Жданова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 192 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению) (Внеурочная деятельность. Дополнительное образование).
  4. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы : СПО : инновационные материалы по финансовой грамотности для образоват. организаций / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 с. - (Учимся разумному финансовому поведению) (Внеурочная деятельность. Дополнительное образование).
  5. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для образоват. учреждений среднего проф. образования / Л. Н. Череданова. – 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2013. – 218 с.

Результаты апробации внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие «Собственный бизнес. Возможно ли это?» проводилось в двух учебных группах (технического и экономического профиля), общая численность участников составила 50 человек.  

В начале мероприятия обучающиеся просмотрели фрагмент мультимедийного фильма «Зарядись на успех!», что обеспечило позитивный настрой на предстоящую деятельность. Студенты самостоятельно определили  тему занятия, при помощи преподавателя сформулировали цели и задачи предстоящей работы.

Далее, на первом этапе мероприятия, в  интерактивной форме, обучающиеся рассказали о деятельности российских предпринимателей и профессии предпринимателя в обществе, тем самым способствуя популяризации предпринимательской деятельности. Также было рассказано о том, что такое «предпринимательство», что нужно для того, чтобы организовать своё дело.

На втором этапе мероприятия была проведена диагностика предпринимательских качеств личности, что позволило студентам оценить свой потенциал для создания собственного бизнеса.  Полученные результаты показали, что 40% анкетируемых имеют склонность к предпринимательской деятельности.

Также, студентам было предложено смоделировать предпринимательскую  деятельность. Создание собственного бизнеса, в игровой форме, позволило выявить трудности, с которыми может столкнуться будущий предприниматель, и пути решения этих проблем. Студентам экономического профиля было легче справиться с предложенными заданиями, в то время как обучающиеся технических групп чаще испытывали затруднения.

Предельное внимание и живой интерес, проявленные аудиторией в ходе мероприятия «Собственный бизнес. Возможно ли это?», позволяют сделать вывод о том, что содержание мероприятия опирается на интересы студентов. Диагностика предпринимательских качеств личности показала, на развитие каких качеств необходимо сделать акцент для создания успешного бизнеса. В ходе всего мероприятия наблюдалась высокая активность практически всех студентов, слаженная работа в командах, положительный эмоциональный настрой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли …»

                                       Проект посвящен исследованию жизни и творчества русско...

Представление собственного инновационного опыта учителя мордовского языка МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1» Лаксаевой Елены Николаевны.

Представление собственного инновационного опытаучителя мордовского языка  МБОУ «Зубово – Полянской средней общеобразовательной школы №1»...

Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".

Конспект и презентация  урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида...

Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...

Профессиональное развитие визажиста через сотрудничество и формирование собственного имиджа

Статья написана для студентов, обучающихся по специальности "Прикладная эстетика". Начинающие визажисты должны понимать, чем они хотят заниматься и как будут развиваться после окончания учебного ...

Представление собственного педагогического опыта

Представление собственного опыта...

Право собственности. Презентация

Презентация по учебной дисциплине "Гражданское право". Тема - "Право собственности"...