Урок – проект «О, этот Лермонтов опальный, Сын нашей собственной земли …»
методическая разработка по теме

Топчиева Ирина Викторовна

                                         Проект посвящен исследованию жизни и творчества русского поэта XIX века М.Ю. Лермонтова. Изучая  факты биографии, сопоставляя их, анализируя стихотворения, исследуя отзывы критиков и современников поэта, анализируя  поэмы М.Ю.  Лермонтова и прозу, учащиеся 9-х классов познакомятся с судьбой великого поэта. Делают вывод об основных особенностях его лирики, напишут творческие работы в результате своих исследований, которые поместят в альманах « О, этот Лермонтов опальный,Сын нашей собственной земли…». Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова в 9-х классах, но и развивать свои творческие способности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


  М.Ю. Лермонтов и его музы

  В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам.

Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта?

Это Сушкова Е., Лопухина В. А., Иванова Н. Ф., Щербатова М. А., Быховец Е. Г. 

     Екатерина Сушкова

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман,  родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.

«…Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз…»

     

          Воронежская область

Кантемировский муниципальный район

Муниципальное  казённое

образовательное   учреждение

Митрофановская средняя

общеобразовательная школа

Ученики 9 «Б» класса


Адресаты любовной лирики

       Михаила Юрьевича          

              Лермонтова





     








У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил  и кому   посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет, и показывает  истинное лицо возлюбленных.

Наталья Иванова

Лермонтов и Иванова познакомились в 1830 г. И через год поэт испытывает сильное чувство к Наташе Ивановой. Лермонтов посвящает  ей стихотворение «Я не унижусь пред тобой…». Он надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой 

             

             …Отныне стану наслаждаться

                И в страсти стану клясться всем;

               Со всеми буду я смеяться,

                А плакать не хочу ни с кем;

                Начну обманывать безбожно,

               Чтоб не любить, как я любил;

               Иль женщин уважать возможно,

               Когда мне ангел изменил?

               Я был готов на смерть и муку

               И целый мир на битву звать,

              Чтобы твою младую руку –

               Безумец! – лишний раз пожать!

               Не знав коварную измену,

               Тебе я душу отдавал;

               Такой души ты знала ль цену?

               Ты знала – я тебя не знал!

          « Я не унижусь пред  тобою...»      1832г.

 

 Варвара      

 Лопухина

Будучи студентом, Лермонтов был влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину.  Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он едва ли не сохранил его до самой смерти.

Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.













Екатерина Быховец


     Последней женщиной в жизни Лермонтова стала

     Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Почему именно Быховец? Да потому, что она была похожа на В. Лопухину.

     Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни.

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.

    Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!


М.А. Щербатова - новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах.

Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, молодой вдовой.

Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном.  Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».


…Печальной отчизны примеру,

В надеждах на бога

Хранит она детскую веру;

Как племя родное,

У чуждых опоры не просит

И в гордом покое

Насмешку и зло переносит;

От дерзкого взора

В ней страсти не вспыхнут пожаром.

Полюбит не скоро,

Зато не разлюбит уж даром.












                           

Отчего
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь
 ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".

Конспект и презентация  урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида...

Конспект урока по окружающему миру "На что похожа наша планета?" 1 класс

Тип урока: знакомство с новым материалом.Цель: сформировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму и бережном отношении к ней.Формы урока: фронтальная, групповая.Оборудование:...

Урок - проект по литературному чтению во 2-м классе.Тема урока: "Здравствуй, матушка – зима!"

1.Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.2.Развивать творческие способности обучающихся.3.Формировать метапредметные умения и навыки....

проект в старшей группе "Каша - здоровье наше"

название проекта : Каша - здоровье нашеЦель: изучить полезные свойства кашиЗадачи: - воспитывать у детей осознанное отношение к здоровому питанию;- познакомить детей с крупами, из которых г...

Презентация к уроку ОРКиСЭ: на тему Нравственные требования в наше время.

УМК: Школа РоссииТема урока: Нравственные требования в наше время.Цель: формирование понимания и осознания нравственных требований, их значения и значимости в современном обществе, в процессе решений ...

Раздаточный материал к уроку ОРКиСЭ: на тему Нравственные требования в наше время.

Данный раздаточный материал имеет три вида карточек к уроку....