СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!" (презентации,критерии оценки проектной деятельности)
проект
Проект «Играй, гармонь!» выполняется преподавателями и обучающимися для обобщения, систематизации и расширения знаний в области «Народные инструменты» специальность «Гармонь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_igray_garmon.docx | 499.78 КБ |
kriterii_otsenivaniya_proekta.doc | 33.5 КБ |
kriterii_otsenivaniya_prezentatsii.doc | 47 КБ |
issledovatelskiy_proekt_natsionalnye_garmoni.ppt | 681.5 КБ |
proet_igray_garmon.ppt | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области
Утверждаю
Директор МБУ ДО ДШИ
_______ С.А.Николаенкова
Автор проекта:
преподаватель школы искусств
Меренков Виктор Иванович
обучающиеся народного отделения
специальность «Гармонь»
Куратор проекта:
зам. директора
Журавская Ирина Сергеевна
г.Ярцево
2018 год
Паспорт проекта
Название проекта | «Играй, гармонь!» |
Организация-исполнитель | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области |
Адрес | 215800, Смоленская область, г.Ярцево , ул. Ленинская, д. 15 Тел. 8(48143)7-10-76, 7- 41- 42 |
Адрес электронной почты | urvvln@hotmail.com; skolaiskusstv@mail.ru |
Автор проекта | Преподаватель Меренков Виктор Иванович г.Ярцево, ул. Автозаводская, д. 32 Тел. 8(48143) 5-25-67, 5-26-31 |
Участники творческой группы | Преподаватели, обучающиеся народного отделения специальность «Гармонь» |
Куратор проекта | Журавская Ирина Сергеевна, заместитель директора Тел. 8(48143)5-25-67, |
География | г.Ярцево, Парк культуры и отдыха г.Ярцево, различные площадки г.Смоленска |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный |
Аннотация к проекту
Проект «Играй, гармонь!» выполняется преподавателями и обучающимися для обобщения, систематизации и расширения знаний в области «Народные инструменты» специальность «Гармонь». С этой целью преподаватель совместно с обучающимися изучает вопросы «Является ли гармонь народным инструментом?», «У каких народов присутствует гармонь?, «Какие виды гармоней существуют?». В ходе исследования предполагается, что обучающиеся смогут найти ответ на вопрос: «Нужен ли инструмент народу?», «Где его можно использовать?» и смогут привести весомые аргументы и рассказать о своих проведенных исследованиях. В рамках данного проекта предусматривается организация и участие преподавателей и обучающихся в социально-значимых мероприятиях городского и районного масштаба, участие в конкурсах и фестивалях, праздничных концертных программах. Одно из них – День города.
День города - ежегодный праздник практически всех городов России, приуроченный, как правило, приуроченный к выходным (воскресным) дням.
Такое массовое мероприятие, как «День города» проходит и в нашем городе Ярцево. По традиции планируется много культурных, спортивных, общественно-политических мероприятий. Многие из них связаны с разными периодами истории Ярцева. Музей представляет раритеты из своих коллекций, театральные коллективы, индивидуальные исполнители и коллективы продемонстрируют современное искусство.
Наряду со всеми традиционными мероприятиями, которые проходят в конце недели в парке культы и отдыха: фестиваль «Город мастеров» (ярмарки, выставки произведений искусства и быта, сувенирной продукции от народных ремесленников рассказывающие о прошлом нашего поселения), аттракционы, выставка-ярмарка «Сельское подворье», программа «Тебе, любимый город!», проводится и праздничный концерт на танцверанде, в котором участвуют хоровые народные коллективы не только нашего города, но района и области. И мы обратили внимание на то, как не хватает нашему народу веселой и задорной гармони. Ведь в различные времена именно гармонь являлась инструментом, без которого не обходилось ни одно гулянье.
Введение (постановка проблемы)
В последнее время современные люди чаще всего нацелены на личные достижения, на реализацию своих планов, на свои личные потребности. Всё меньше люди думают о других. Такая позиция не редко поддерживается средствами массовой информации. Всё чаще такая позиция культивируется в семье. Такое понятие как милосердие стало забываться.
Многие семьи, участвую в праздничных мероприятиях городского или регионального уровня, не имеют возможности оплатить дорогостоящие концерты, мероприятия, которые предлагают организаторы.
Актуальность проекта
Участвуя в мероприятиях на День города, мы замечали, как народ скучно ходит вдоль аллеи. Аниматоры, выставки распродажи сувенирной и сельской продукции, все это конечно, интересно. Но хотелось чего такого веселого, необычного. И тогда мы решили реализовать идею с выездом на танцплощадку ансамбля гармонистов ,в составе которого и преподаватели и обучающиеся, где мы могли бы показать свое умение игры на гармони. Это дает возможность участникам и гостям праздника уникальную возможность поддержать культурные традиции родного края, продемонстрировать многочисленной публике свой незаурядный талант, мастерство, своеобразную исполнительскую манеру и задор, свойственные народным мастерам игры на гармони. Так и родился проект «Играй, гармонь!».
Практическая деятельность по его реализации поможет осознать людям необходимость дарить радость другим, даст возможность почувствовать, что делать что-то безвозмездно, на радость ребенку, либо взрослому, также приятно, как и получать.
Реализация проекта «Играй, гармонь!» осуществляется силами преподавателей, обучающихся, партнёров, родителей.
Цель проекта:
- пропаганда и возрождение интереса у обучающихся к народному инструменту - гармони, гармонистам, воспитание уважения к гармонистам - землякам;
- сформировать потребность в совершении добрых поступков.
Задачи проекта:
- дать возможность детям проявить свои музыкальные способности;
- создание атмосферы праздника;
- дать возможность отдохнуть всем присутствующим душой и интересно и с пользой для себя провести свой досуг;
- формирование высокого уровня социальной ответственности обучающихся;
- стимулирование и поддержка социально значимой деятельности;
- формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков обучающихся;
- использование имеющихся в учреждении наработок и воспитательного потенциала для организации социально значимых дел.
Исполнители проекта: преподаватели, обучающиеся школы искусств, отделение «Народные инструменты, специальность «Гармонь»», жители города и района.
Целевые группы, участники проекта: дети, подростки, родители, жители города и района, дети с ОВЗ, молодые семья и др.
Ожидаемые результаты:
- обретение опыта социально активной деятельности обучающихся;
- обретение опыта нравственного поведения и общения;
- овладение навыками и умениями социальной деятельности;
- формирование необходимости совершения добрых дел;
- создание условий для организации социально-значимой проектной деятельности, инициативы, способствующей вовлечению детей и их родителей в процесс духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- осознание участниками проекта в процессе деятельности его социальную значимость;
- отработка на практике модели реально действующего социального проекта, который может стать традицией учреждения;
- создание положительной ценностной мотивации участников образовательного процесса.
Методы реализации проекта: анализ, чтение, систематизация, сбор фотоматериалов, беседы, наблюдения, консультации, работа с интернет - ресурсами.
Формы реализации проекта:
- Совместная организованная (коллективная) деятельность;
- Организация и участие в мероприятиях;
- Работа с родителями;
- Просветительская работа.
Методы работы над проектом: сотрудничество, исследование, беседы, анализ, поиск информации, взаимопосещение занятий и мероприятий, работа с интернет-ресурсами, дружеские встречи, использование СМИ, организация поездок на конкурсы, фестивали.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
Нужен ли этот музыкальный инструмент народу?
Проблемные вопросы
У каких народов присутствует гармонь?
Может ли играть на гармони любитель?
Где можно использовать гармонь?
Учебные вопросы
Является ли гармонь народным инструментом?
Какие бывают виды гармоней?
Перечислите название русских гармоней?
Где чаще всего звучит гармонь?
Может ли гармонь звучать с другими народными инструментами?
Этапы реализации проекта:
I этап – организационно-подготовительный
II этап – основной
III этап – итоговый
План-график мероприятий по реализации проекта
Период | Мероприятие | Ответственный |
Месяц | ||
Июнь-июль |
| Преподаватель Меренков В.И. обучающиеся школы искусств |
Август-апрель |
| Преподаватель Меренков В.И. обучающиеся школы искусств |
май | 1.Анализ результатов по проведенным этапам проекта. 2.Оценка эффективности реализации социального проекта. 3. Представить презентацию проекта. Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта (грамоты, благодарственные письма). 4.Размещение информации в СМИ. | Преподаватель Меренков В.И. обучающиеся школы искусств |
Содержание проекта
Историческая справка
«Родимый и далекий» — плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» — у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» — в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России — не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии.
Гармонь, или гармошка – это духовой язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха.
Россия или Германия?
Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России.
По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.
Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.
Гармонь и гармоника
Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
Однорядная гармонь
Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.
У каких народов присутствует гармонь
В Адыгее играют на вятских гармониках. Что, вроде бы, здесь удивительного? Вятские гармоники известны всей России, слава о местных умельцах дошла до Кавказских гор, и вот уже потянулись ходоки в край вятских промыслов и стали увозить в свои аулы новые, пахнущие древесиной и клеем гармоники.
Адыги - народ музыкальный. В каждом селении обязательно живут 15-20 музыкантов, часть из которых не выступают публично по старости, другие играют только в своих молодежных компаниях, а человек 5-6 есть признанные музыканты. Их приглашают на свадьбы, без них не проходит ни одно торжество в ауле или в городе. И многие из этих музыкантов - думаю, что не меньше трехсот человек! - играют на гармониках, изготовленных Столбовыми, родом из деревни Столбовы, которые долгое время жили в Хлынове.
Каким-то неизвестным для нас путем (скорее всего, через перекупщиков) гармоника Федора Ильича Столбова попала в Адыгею и понравилась местным музыкантам. Это было в самые последние годы прошлого века. А еще через несколько лет адыгские музыканты сами ездили в Вятку к Федору Ильичу и высказывали мастеру свои пожелания. Им хотелось, чтобы гармоника была полегче: ведь адыгские музыканты играют по 3-4 часа подряд (иногда и больше), играют стоя - разве в этих условиях выдержишь тяжелый инструмент!
И если на тальянках было 12 клавиш, то адыгским музыкантам хотелось иметь все 16. В этом случае их музыка звучала полнее и ярче. Регистры адыгам были не нужны, но регистровые кнопочки нравились. Они украшали гармонику.
Вот так постепенно и формировался тип адыгской национальной гармоники, которую в народе стали называть ищынэ. Дело Ф.И.Столбова продолжали его сыновья Василий, Иван. Александр и Михаил. Гармоники с клеймом <Столбов и сыновья> считались инструментами высшего качества. Так и продолжались связи адыгов с вятчанами до войны. Инструменты посылались и по почте, и с посыльными. Говорят, что иногда и сам Иван Федорович возил свои поделки на Кавказ. Но чаще адыги приезжали в Вятку. Расстояние их не страшило. Ради пщынэ они готовы были ехать на этот <край света>. В моих глазах это тем более подвиг, что и при современных поездах путь длиною 55 часов не так-то легко выдержать. Проехать же этот путь хотелось ради личной встречи с Иваном Федоровичем Столбовым, который мог бы многое рассказать о своих встречах с заказчиками, назвать их имена, вспомнить об их пожеланиях в деталях изготовления инструментов. Увы… Иван Федорович умер в феврале этого года в возрасте 92 лет. Последний из могикан. И не успела я ему рассказать, что в Адыгее сохранились пластинки Магомета Хагауджа, который играет народную музыку на инструменте Федора Ильича. Записи эти были сделаны в Армавире в 1913 году.
Не успела порадовать тем, что в апреле 1995 года в Майкопе состоится Международная конференция под названием <Гармоника: история, теория, морфология, эркология>, где ученые из нескольких десятков городов будут обсуждать вопросы, связанные с появлением и распространением гармоник, технологий их создания, их типами и проч.
Мне посчастливилось встретиться с Алексеем Федоровичем Сапожниковым, который в свои 87 лет много знает и помнит и с высот своего жизненного опыта щедро делится этими знаниями. Много интересного рассказали пенсионеры Николай Федорович Самоделкин, (одна фамилия чего стоит - вот где корни) и Василий Николаевич Пяткин из Субботихи - выдающийся мастер-универсал. Эти люди - живая история Вятки.
И было немного горько, что на фабрике музыкальных инструментов - АО <Октава>- нет не то, что своего музея, а нет лаже ассортиментной экспозиции за все годы ее существования. Поэтому не мудрено, что на фабрике никто не помнит о том, что когда-то в 40-е годы вятчане делали на потоке азиатские гармони, а потом в 60-е такие же инструменты делали в Ганино, что поначалу <азиатки>- имели межсолицкий строй, а позже - ионийский. А ведь все это, не будучи зафиксированным, уйдет безвозвратно.
Пусть знают это люди. И знают еще, что адыги - это красивый музыкальный народ, который живет в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. И в Майкопе, как и во всей Адыгее знают и помнят вятских мастеров Столбовых и бесконечно им благодарны.
Показатели эффективности реализации проекта
№ | Задачи проекта | Критерии оценки эффективности проекта |
1. | Формирование умений рационального и культурного использования свободного времени (досуга) обчающихся | Количество участников проекта |
2. | Создание условий для развития культурных связей | Уровень культуры общения Активность участников проекта |
3. | Создание дополнительных возможностей для воспитания трудолюбия, любви к окружающим людям, благотворительность, своему городу | Личностные характеристики участников проекта Инициативы детей и взрослых по развитию проекта на территории города ,района и области |
4. | Поддержка ценностей здорового образа жизни | Количество случаев правонарушений и асоциального поведения |
5. | Активизация и развитие механизма взаимодействия различных институтов и ведомств | Оценки значимости реализации проекта Отзывы в СМИ Число новых социальных проектов Участие в конкурсах |
6. | Расширение зоны социальной практики, привитие навыков практической и социально-значимой деятельности | Число участий в мероприятиях городского и районного масштаба Расширение тематики и направлений праздников Уровень мастерства педагогов |
График оценивания проекта
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Оценивания до работы на предварительном этапе не предусматривалось | 1. Поиск нужной информации; 2. Выполнение задания в рамках проекта; 3. Подготовка, выступление, активное обсуждение; 4. Участие в практической работе (подготовка, представление). Разработана бальная система каждого этапа деятельности участия ученика и группы в проекте. |
|
Материально-техническое обеспечение проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты) | |
Фотоаппарат, видеомагнитофон, компьютер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, телевизор | |
Технологии – программное обеспечение | |
мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM | |
Материалы на печатной основе | Самоучитель по игре на гармоне, хрестоматии, справочный материал |
Другие принадлежности | |
Интернет-ресурсы | Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта |
Другие ресурсы | Родители, преподаватели школы искусств |
Риски внедрения проекта:
- противоречие между идеальной моделью организации досуга и организационными и материально-техническими возможностями ее воплощения;
- недостаточная материально-техническая поддержка проекта;
- наличие индивидуального сопротивления детей и подростков из-за низкой мотивации.
Список использованной литературы
- «Песни, пьесы и танцы для двухрядной хроматической гармоники», выпуск 4
- Составитель: Тышкевич Г.Т. Год издания: 1971
- Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. - М.: Изд-во гос. респ. центра рус. фольклора, 1997. - 248 с.: нот.
- Благодатов Г.И. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Под ред. Ф.А. Рубцова. - Л.: Музгиз, 1960. - 182 с
- «А гармошка не печалит». Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Составитель: Заволокин Г. Год издания: 1994
- http://russian-garmon.ru/
- http://www.harmonica-tula.ru/
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания участия обучающегося в проекте
Критерии оценивания | Отлично | Хорошо | Плохо |
Самооценка | |||
Мой вклад в работу | 10 | ||
Готовность к компромиссным решениям | 10 | ||
Умение ставить цели и задачи | 10 | ||
Умение работать в команде | 10 | ||
Ответственность за собственную деятельность | 10 | ||
Оцени работу своей группы | |||
Мы команда | 10 | ||
Сотрудничество и совместное решение проблем | 10 | ||
Помощь участникам группы | 10 | ||
Оцени работу своей группы | 10 | ||
Сумма балов | 90 |
Отлично ---90-80 баллов
Хорошо---79-50 баллов
Плохо---от 49 баллов
Предварительный просмотр:
Критерии оценки презентации
Отличная работа140– 130 баллов
Хорошая работа 129 – 120 баллов
Удовлетворительная работа 119 – 99
Презентация нуждается в доработке 98 – 70
Слабая работа 69 - …
Критерии | Максимальное количество баллов | Самооценка | Оценка | Оценка |
Структура презентации | ||||
Правильное оформление титульного листа | 10 | |||
Наличие понятной навигации | 10 | |||
Логическая последовательность информации на слайдах | 10 | |||
Оформление презентации | ||||
Единый стиль оформления | 10 | |||
Текст легко читается, фон сочетается текстом | 10 | |||
Использование анимационных объектов | 10 | |||
Правильность изложения текста | 10 |
Критерии | Максимальное количество баллов | Самооценка | Оценка | Оценка |
Содержание презентации | ||||
Сформулированы цель | 10 | |||
Понятны задачи и ход исследования | 10 | |||
Методы исследования ясны | 10 | |||
Исследования проведены, достоверность полученных результатов обоснована | 10 | |||
Сделаны выводы | 10 | |||
Результаты и выводы соответствуют поставленной цели | 10 | |||
Эффект презентации | ||||
Общее впечатление от просмотра презентации | 10 | |||
Сумма баллов | 140 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос У каких народов присутствует гармонь?
Цели исследования Выяснить с помощью литературы, Интернет- ресурсов и встреч у каких народов присутствует гармонь
Изучение литературы и Интернет-ресурсов Посещение музея «Гармонь» им. Маланина Встреча с известными гармонистами города Ход исследования:
Выводы: В исследовании своей работы мы пришли к выводу : Гармони бывают двух видов По звучанию гармони разные Под гармонь исполняют песни Каждый народ любит свою гармонь, и любой праздник проходит под звучание гармони
Используемые материалы «Песни, пьесы и танцы для двухрядной хроматической гармоники», выпуск 4 Составитель: Тышкевич Г.Т. Год издания: 1971 Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции . - М.: Изд-во гос. респ. центра рус. фольклора, 1997. - 248 с.: нот. Благодатов Г.И. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Под ред. Ф.А. Рубцова. - Л.: Музгиз, 1960. - 182 с. «А гармошка не печалит». Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Составитель: Заволокин Г. Год издания: 1994 Сайт: http//russian-garmon.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое гармонь? Является ли гармонь народным инструментом ? У каких народов присутствует гармонь? Какие виды искусства можно исполнять под гармонь? Нужен ли инструмент народу?
Что мы будем делать? Поиск информации ( книги, интернет, энциклопедия, фото, картинки) Посещение музея Просмотр фильма Посещение концертов Рисование Прослушивать музыку Анализ
В ходе работы над проектом вы попробуете себя в роли:
Результаты работы: самооценивание своего вклада в работу группы; презентация итогов проекта на открытом уроке: продукты деятельности обучающихся (презентации, публикации, плакаты, рисунки); участие преподавателей и обучающихся в конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях различного уровня.
Желаем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие профилактики социально-негативных явлений студентов педагогического колледжа
Статья о социальном проекте "Ладушки", реализуемом на базе МБОУ СОШ г. Тулуна преподавателями и студентами ОГБОУ СПО "Тулунский педагогический колледж"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" является составной частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОГС СПО по специаль...
КТП по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовый образовательный уровень)
КТП по дисциплине "Основы проектной деятельности" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(базовый образовательный уровень)...
Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)
Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Основы проектной деятельности " по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)...
Результаты участия обучающихся в социально-значимой / проектной деятельности
Участие в социально-значимой и проектной деятельности...
Включение в социальную проектную деятельность студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. (опыт работы социального педагога ТОГАПОУ ТОТ Чернобылова Н.И.)
Социальное проектирование студентов из числа детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей в техникуме....