МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
статья
Основная форма тренировочных занятий для спортсменов-легкоатлетов – индивидуальное или групповое учебно-тренировочное занятие. Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе со спортсменами, занимающимися избранным видом спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_kompleksnyh_uchebno.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
Тренер-преподаватель
МАУ ДО «ДЮСШ №1» г. Тамбова
Н.И. Котова
Введение
Основная форма тренировочных занятий для спортсменов-легкоатлетов – индивидуальное или групповое учебно-тренировочное занятие. Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе со спортсменами, занимающимися избранным видом спорта.
В каждой современной школе, колледже или высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная тренировка, занятия в виде кроссового бега, спортивных игр. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.
Формулирование целей работы
Учебно-тренировочные занятия подразумевают достижения определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. В связи с этим встает задача их правильной организации.
Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.
В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. При этом физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем остается некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Результаты исследований
Общая структура занятий физическими упражнениями в основном определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. В начале занятий уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается.
Представленная выше динамика работоспособности в течение одного занятия отражает эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.
Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия. Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управл,ять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания тренировочного занятия.
Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными спортсменами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются обще развивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин. В подготовительном периоде тренировки, меньше. В соревновательном периоде - примерно 15 мин.
Более подготовленные спортсмены, вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Считается, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы, в особенности антагонисты мышц, активно участвующих в предстоящих движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.
"Настройка" на предстоящую деятельность осуществляется путем выполнения упражнения, сходного с первым из основной части занятия. Чем сложнее техника упражнений спортсмена, больше необходимость в настройке на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть в заключительной части разминки.
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости от преимущественной направленности упражнений. Целесообразна такая последовательность: 1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствование в ней; 2) упражнения, направленные на развитие быстроты; 3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы; 4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.
Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.
Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.
Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия
Продолжительность занятия обычно составляет 90-120 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
- разминка - 15-20 мин;
- основная часть - 65-90 мин;
- заключительная часть - 5-10 мин.
При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований:
1. Обучение и воспитание занимающихся следует осуществлять на всем протяжении занятий.
2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий.
3. Надо постепенно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
4. Воздействие тренировочного занятия должно быть всесторонним, оздоровительным, образовательным и воспитательным.
5. Перед занятием следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии, так как достижение общей цели учебно-тренировочного процесса возможно лишь при условии успешного завершения каждого занятия и при последовательном наслаивании совершенно определенных результатов каждого занятия.
Методика построения занятия
Основное место в первой части занятия занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся ходьба, подскоки, обще развивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов обще развивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
В учебно-тренировочном процессе момент наивысшей работоспособности используют для развития необходимых физических качеств. Для повышения эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств на занятиях следует использовать соревновательный и игровой методы.
Завершение занятия связано со снижением работоспособности. Типичными для заключительной части занятия считают следующие педагогические задачи: обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость движений (упражнений); анализировать проделанную работу; переключать внимание на отдых. Для решения этих задач подбираются легко дозируемые упражнения (ходьба, бег трусцой, элементарные движения и др.) Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки. Цель работы – научиться, самостоятельно проводить учебно-тренировочное занятие. В результате данного занятия спортсмены должны знать общую структуру учебно-тренировочного занятия, уметь самостоятельно провести учебно-тренировочное занятие.
Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики
Группа упражнений | Воздействие упражнений на организм |
1. Ходьба, легкий бег | Умеренное разогревание организма |
2. Упражнения в подтягивании | Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника |
3. Упражнения для ног (приседания, выпады) | Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов |
4.Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, назад, в сторону, круговые движения) | Развитие гибкости, подвижности позвоночника, улучшение деятельности внутренних органов |
5. Упражнения для рук и плечевого пояса | Увеличение подвижности, укрепление мышц |
6. Маховые упражнения для рук и ног | Развитие гибкости, подвижности в суставах позвоночника, усиление деятельности внутренних органов |
7. Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц | Укрепление ног |
8. Бег, прыжки, подскоки | Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ |
9. Заключительные упражнения | Приближение деятельности организма к обычному ритму |
Выводы
Лишь комплексный подход к организации физического воспитания в условиях современной школы, колледжа и высшего учебного заведения, строгий учет индивидуальных особенностей обучаемых, тщательный подбор методов и форм обучения, способен принести, заметные спортивные результаты, положительно отразиться на их физическом состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения зачетного практического занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления»
В данной методической разработке представлен сценарий классического урока с целями и задачами. В разработке имеется план урока с распределением времени, задание для конт...
рабочая программа по легкой атлетике для учебно-тренировочных групп
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы спортивной подготовки в МБУДОД ДЮСШ.Программа включает нормативную и методические части и содержит научно обоснованные рек...
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп
Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...
Учебно- тренировочные занятия по легкой атлетике
Конспекты учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике....
Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятий по легкой атлетике». в помощь преподавателям для специальности 21.02.08. Прикладная геодезия
Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятийпо профессионально-прикладной физической подготовке» в помощь преподавателям ...
Белова Т.Ю., Ковальчук О.Г., Семенова Ю.В. Легкая атлетика. Техника и методика обучения
Учебное пособие написано в соответствии с программой по легкой атлетике и требованиями, предъявляемыми к сдаче экзамена по физической культуре для студентов специализации «Легкая атлетика»...
БАСКЕТБОЛ. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий со студентами (учебно-методическое пособие)
Учебное пособие предназначено для преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта. В учебном пособии представлены: история развития баскетбола, правила игры в баскетбол, перечень ...