НОД на тему "Хлеб - всему голова"
методическая разработка
НОД для детей старшей группы по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб;
Знакомить детей со злаковыми растениями;
Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения;
Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми;
Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей;
Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки - маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», «Агротехникума». Мука, соль, сахар, вода, скалки, клеенки, поварские колпаки, фартуки.
Воспитатель в роли бабушки приглашает детей:
-Милости просим ко мне в дом. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!
Так, в старину встречали гостей, и я вас сегодня пригласила к себе в дом побеседовать. Посмотрите, какое теплое и ласковое солнышко сегодня нас встречает. Давайте мы возьмемся за руки и подарим нашему солнышку, и друг другу свое тепло и улыбки. (Дети берутся за руки и улыбаться друг другу). Какие вы теперь светлые, добрые и улыбчивые.
Воспитатель: Солнышко, неспроста сегодня к нам пришло. Оно подарит нам свои лучики.
(дети повторяют движения)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках,
А большое солнце
Вижу из окошка.
Маленькое солнышко
Я беру руками,
А большое солнце
Высоко над облаками.
Маленькое солнышко
Мне в ладоши светит,
А большое солнце
Светит всей планете!
Дети проходят и рассаживаются на лавках.
Воспитатель: А вот лучики наши засверкали. Давайте подойдет с вами к лучику и узнаем какой сюрприз он нам приготовил.
Воспитатель обращает внимание детей на «букет» из колосьев ржи и пшеницы.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот необычный букет. Ребята, из чего он состоит?
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
А все ли колоски одинаковые? Давайте мы с вами рассмотрим их.
( Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. Они сравнивают их: одни колоски имеют длинные усики, а у других их нет, одни – короче, другие – длиннее, одни колосья - толще, другие тоньше … )
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)
Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).
Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Игра «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Воспитатель:
- Ребята, понюхайте, а пахнут ли зёрна хлебом?
- А чем они пахнут?
Вы – настоящие исследователи!
Ребята, а после созревания зёрнышки из колоска вываливаются, это означает, что колосок созрел.
А чтобы каждый день у нас с вами на столе был душистый, свежий хлеб, такое маленькое зёрнышко должно проделать огромный путь, и помогают ему в этом люди разных профессий.
Дидактическая игра «Профессии людей, связанные «с хлебом».
(Дети отбирают необходимые карточки и объясняют свой выбор)
Воспитатель: Профессию комбайнера можно получит в нашем агротехникуме.
Презентация
Этюд” Колоски”.
А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Много людей помогает ему в этом: и тот, кто пашет землю, сеет, убирает, и тот, кто потом печёт хлеб. Без хлеба нет жизни. Хлеб кормит. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.
(Звучит тревожная музыка группы «Ветер надежды» - «Дети блокады», слайды «Блокадный хлеб»)
Но было, ребята, время, когда кусочек хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он появлялся на столе. Велико значение хлеба для народа во время Великой отечественной войны, тогда хлеб давали по маленькому кусочку (125 гр.) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь! Посмотрите, ребята, насколько это мало. (Дети бережно передают друг другу кусочек чёрного хлеба).
Воспитатель: У русского народа есть много пословиц о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Ответы детей:
Хлеб всему голова.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлебушко – калачу дедушка.
Много снега – много хлеба.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Будет хлеб, будет и обед.
Воспитатель:
Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу»
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке развести руки в стороны
Игра «Угадай на ощупь».
Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5)
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец". Ребята, а вы хотите побыть в роли пекарей? Тогда надевайте, пожалуйста, фартучки и колпачки. У вас на столах для каждого приготовлена чашечка, в которой есть мука, нужно добавить воду, соль, сахар и замесить тесто.
(Лепка хлебобулочных изделий под спокойную музыку).
После того, как тесто готово, предложить ребятам придумать свои самые необыкновенные булочки, рогалики.
Игра «Каравай»
Посмотрите-ка скорее, какой он пышный, румяный, с хрустящей корочкой, а запах-то какой!
Воспитатель приглашает детей отведать каравай: «Хлеб-соль, ребята! По русскому обычаю угощаю вас хлебом-солью!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие предназначено для 6 класса коррекционной школы Viii вида....
Классный час: "Хлеб - всему голова"
Цель классного часа: Привитие любви, уважения и бережного отношения к хлебу Воспитывать уважение к труду хлебороба....
Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".
Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....
Методическая разработка внеклассого мероприятия "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие расказывает об истории появления хлеба, возникновении мифов, обрядов, поверий и обычаев у разных народов, связанные с хлебом. Показывает нравстенное отношение к хлебу,...
Методическая разработка внеклассого мероприятия "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие расказывает об истории появления хлеба, возникновении мифов, обрядов, поверий и обычаев у разных народов, связанные с хлебом. Показывает нравстенное отношение к хлебу,...
ООД " Хлеб - всему голова"
Цель занятия: расширить знания детей о выращивании хлеба на Руси, воспитывать бережное отношение к хлебу....
Проект в средней группе "Хлеб - всему голова".
Проект "Хлеб - всему голова"....