ООД " Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия на тему
Цель занятия: расширить знания детей о выращивании хлеба на Руси, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_organizatsionnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект организационной образовательной деятельности.
Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы»
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема ООД: «Хлеб – всему голова»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
« Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1. «Познавательное развитие»
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину. Закрепить представление детей о выращивании хлеба в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
2. «Социально-коммуникативное развитие»
Совершенствовать игровые замыслы и умения детей.
Развивать умения поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь (зёрна, хлебобулочные изделия, щедрая). Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, исследовательская, труд.
Средства реализации: проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации, хлебобулочные изделия, зёрна ржи, пшеницы, овса, мнемотаблица, влажные салфетки, формочки для печенья, тесто, фартуки и колпаки, противень.
Ход ООД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Мотивационно - побудительный этап деятельности
Ребята, как вы думаете, что такое Родина? Родина- это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, наша улица .Это всё, что нас окружает. Скажите, как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… Глубоки у нас моря, Широки у нас поля, Изобильная, родная, Щедрая моя земля! Ребята, а что значит щедрая земля? (Земля даёт богатые урожаи зерна, овощей, фруктов, в лесах растёт много грибов, ягод.) | Отвечают на вопросы. |
Организационно- поисковый этап деятельности
Верно, все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, почитаемым на Руси? ( Хлеб) Правильно, хлеб – всему голова! Я хочу вам рассказать, как раньше в старину люди выращивали хлеб. (Показ презентации) В те далёкие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчёвывали. Потом крестьяне запрягали лошадь и вспахивали землю. А затем начинали засевать поле. Брали лукошко с семенами пшеницы или ржи. Сеятель шёл по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. И так засевали всё поле. Всё лето росли хлебные колосья, а в конце лета поспевали. Пора было убирать урожай. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды. Затем снопы грузили на телегу и везли под навес, где цепями молотили колосья, зерно очищали от шелухи, насыпали в мешки и везли на мельницу. На мельнице зерно перемалывали в муку. Затем из муки пекли хлеб. Хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать ещё на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе. Хлеб, который пекли к празднику, назывался каравай. . Да, хлеб достаётся большим трудом. А знаете ли вы, как относились к хлебу в старину? К хлебу относились свято, бережно. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Так и мы с вами должны бережно относиться к хлебу. Брать со стола только столько хлеба, сколько сможешь съесть, не играть с хлебом, не выбрасывать его. Ребята, из чего пекут хлеб? (Из муки). Скажите, ребята, из чего получают муку? (Из зерна). Предлагаю вам превратиться в маленькие зёрнышки. Ребята, вы были маленькими зёрнышками, а росли, росли и стали колосьями. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть зёрно пшеницы, ржи, овса. Все ли зёрна одинаковые? ( Ответы детей). Ребята, все ли зёрна одинаковые по форме? (Ответы детей). А по цвету? (Ответы детей) Из зерна пшеницы получают пшеничную муку, из которой пекут пшеничный белый хлеб и сдобу. ( Показать белый хлеб и сдобу). Из зерна ржи получают ржаную муку, из которой пекут ржаной хлеб. (Показать ржаной хлеб). А из овса делают овсяные хлопья, из них варят овсяную кашу. (Показать овсяные хлопья). Все изделия из хлеба называются хлебобулочные. Давайте повторим это слово. (Прошу назвать нескольких детей это слово). Наш народ всегда с уважением относился к хлебу, почитал его и любил. Много пословиц и поговорок сложено о хлебе. Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете. А как же в наше время выращивают хлеб, давайте с вами вспомним, а поможет нам мнемотаблица. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в хлеб. Труд людей, которые выращивают хлеб, по-прежнему очень нелёгкий и напряжённый. Чтобы мы могли принести домой батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнёры, и трактористы, и шофёры, и пекари. А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте фартуки и колпаки. Будем печь печенье. Объясняю детям ход работы. Надо кусочек теста скатать между ладошек в шар. Шар из теста положить на стол и размять ладошкой, чтобы получилась круглая лепёшка. Затем формочкой надавливаем и вырезаем печенье. Можете приступить к работе. Готовые печенья положим на противень, а повара нам их испекут. | Дети читают стихотворение. Вот он каравай душистый, С хрупкой корочкой витой. Вот он мягкий, золотистый, Словно солнцем, налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём – здоровье наше, сила. В нём - чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. Дети отвечают на вопросы Физминутка В землю зёрнышко попало. (Дети приседают, руки поднимают над головой) Прорастать на солнце стало. Дождик землю поливал И расточек подрастал. (Медленно встают, и поднимаются на носочки) Высоко поднялись колоски, К солнышку тянулись все они. Ветер налетает, колоски качает. (Наклоны туловища вправо, влево) Вправо пригнулись, Влево качнулись, А как дождик идёт, (Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту - «пьют») Рожь водицу пьёт и пьёт. Вот какая нива, До чего ж красива! (Поднимают руки над головой, трясут кистями.) Дети рассматривают зёрна пшеницы, ржи, овса и делают выводы. Несколько детей повторяют новое слово (хлебобулочные изделия) ( Дети называют пословицы.) Без хлеба – нет обеда. Много снега – много хлеба. Будет хлеб – будет и песня. Если не трудиться – хлеба не добиться. Хлеб - всему голова. Дети составляют рассказ «Как хлеб на стол пришёл» Дети из теста делают печенье. |
Рефлексивно–корригирующий этап деятельности
Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей) Я надеюсь, что вы, ребята, будете бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «кормилец». Хлеб в трудах добывается, Сам собой, не родясь, Хлеб не просто богатство, Хлеб – опора для нас! Каждый к хлебу причастен, Будем бережны все! Будет хлеб – будет счастье, Будет жизнь на земле! | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие предназначено для 6 класса коррекционной школы Viii вида....
Классный час: "Хлеб - всему голова"
Цель классного часа: Привитие любви, уважения и бережного отношения к хлебу Воспитывать уважение к труду хлебороба....
Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".
Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....
Методическая разработка внеклассого мероприятия "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие расказывает об истории появления хлеба, возникновении мифов, обрядов, поверий и обычаев у разных народов, связанные с хлебом. Показывает нравстенное отношение к хлебу,...
Методическая разработка внеклассого мероприятия "Хлеб - всему голова!"
Мероприятие расказывает об истории появления хлеба, возникновении мифов, обрядов, поверий и обычаев у разных народов, связанные с хлебом. Показывает нравстенное отношение к хлебу,...
Проект в средней группе "Хлеб - всему голова".
Проект "Хлеб - всему голова"....
НОД на тему "Хлеб - всему голова"
НОД для детей старшей группы по познавательному развитию...