Особенности тактики подготавливающих действий для бросков прогибом в греко-римской борьбе
методическая разработка

Беззубцев Геннадий Петрович

Актуальность исследования. Тактическое значение подготавливающих действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специалистами сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было связано с тем, что традиционно предпочтение отдавалось приемам борьбы, а подготавливающие действия рассматривались как фон для проведения бросков (А.Н. Ленц, 1967; В.М. Игуменов Б.А. Подливаев, 1993). Взгляды специалистов на значение подготавливающих действий изменялись от акцентированного внимания, которое тренеры уделяли обучению и совершенствованию приемов (А.А. Харлампиев, 1958; Н.М. Галковский, А.З. Катулин, 1968; Е.М. Чумаков, 1976), к пониманию важности захвата и его системообразующей роли в эффективном поведении борцов в схватке (Р. Петров, 1976; И.И. Алиханов, 1977; Ю.Б. Шахмурадов, 1997) и к выделению основных маневров борьбы и определению эффективных способов маневрирования, свойственных ведущим борцам последнего десятилетия (А.В. Чудаков, 2002; В.Г. Мамиашвили, 2003).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности тактики подготавливающих действий для бросков прогибом в греко-римской борьбе

 

Введение к работе

Актуальность исследования. Тактическое значение подготавливающих действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специалистами сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было связано с тем, что традиционно предпочтение отдавалось приемам борьбы, а подготавливающие действия рассматривались как фон для проведения бросков (А.Н. Ленц, 1967; В.М. Игуменов Б.А. Подливаев, 1993). Взгляды специалистов на значение подготавливающих действий изменялись от акцентированного внимания, которое тренеры уделяли обучению и совершенствованию приемов (А.А. Харлампиев, 1958; Н.М. Галковский, А.З. Катулин, 1968; Е.М. Чумаков, 1976), к пониманию важности захвата и его системообразующей роли в эффективном поведении борцов в схватке (Р. Петров, 1976; И.И. Алиханов, 1977; Ю.Б. Шахмурадов, 1997) и к выделению основных маневров борьбы и определению эффективных способов маневрирования, свойственных ведущим борцам последнего десятилетия (А.В. Чудаков, 2002; В.Г. Мамиашвили, 2003).

Подготавливающие действия занимают ведущее место в тактике ведения поединка практически во всех видах спортивных единоборств (В.А. Аркадьев, 1969; Г.О. Джероян, 1970; Ю.Б. Калашников, 1999; Б.В. Турецкий, 1985). Они наиболее широко представлены при осуществлении спортсменами маневрирования. Исследования Д.А. Тышлера (1981) показали, что более 90% всех боев проходят на фоне постоянного маневра по полю боя. Менее 10% боев проходят позиционно, выжидательно. В спортивной борьбе умение использовать подготавливающие действия формируется у спортсменов стихийно, и они применяют его в схватке интуитивно. Возникло противоречие между тем, что с одной стороны высококвалифицированные борцы в условиях ответственных соревнований успешно проводят

большое количество подготавливающих действия, при этом интуитивно решают множество тактических задач, а с другой стороны осознанно не владеют тактикой применения подготавливающих действий и целенаправленно не совершенствуют их в учебно-тренировочном процессе.

Поэтому научной проблемой исследования является выделение типовых маневренных взаимодействий и основных приемов маневрирования для выполнения бросков прогибом, применяемых высококвалифицированными борцами в греко-римской борьбе, и присущих им тактических механизмов достижения успеха. Решение данной проблемы позволит усовершенствовать учебно-тренировочный процесс формирования у спортсменов тактических умений и навыков эффективного применения подготавливающих действий в борьбе.

Настоящая работа посвящена тактико-техническому анализу тактики подготавливающих действий при выполнении бросков прогибом и направлена на совершенствование учебно-тренировочного процесса формирования у спортсменов тактических умений и навыков эффективного применения подготавливающих действий в борьбе.

Методологической основой исследования является тактический анализ поведения спортсменов в поединке, который успешно применялся в спортивных единоборствах B.C. Келлером (1977), Д.А. Тышлером (1986), О.Б. Малковым (1990,1999) и А.В. Чудаковым (2002).

Объектом исследования является соревновательная деятельность борцов греко-римского стиля высшей квалификации.

Предметом исследования является тактика проведения подготавливающих действий для проведения бросков прогибом в греко-римской борьбе и ее освоение спортсменами.

Гипотеза исследования. Предполагается что, проведение тактического видеоанализа и имитационного моделирования конфликтного взаимо-

действия позволит определить тактику применения подготавливающих действий при выполнении бросков прогибом ведущими борцами греко-римского стиля в спортивных поединках и выделить тактические механизмы достижения успеха, обеспечивающие эффективное выполнения основных приемов маневрирования и бросков прогибом. Полученные данные позволят перейти к целенаправленному процессу освоения спортсменами тактики применения подготавливающих действий и дадут возможность разработать содержание процесса спортивного совершенствования выполнения бросков прогибом.

Цель работы. Определить тактику применения подготавливающих действий и разработать содержание процесса совершенствования выполнения бросков прогибом спортсменами высшей квалификации.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что в греко-римской борьбе впервые:

выявлены и определена частота применения, подготавливающих действий обеспечивающих эффективное выполнение бросков прогибом;

выявлены типовые маневренные взаимодействия высококвалифицированных борцов при выполнении бросков прогибом в греко-римской борьбе;

определены приемы маневрирования и их комбинации для применения бросков прогибом в греко-римской борьбе;

выявлены характерные атакующие и контратакующие тактико-технические структуры с бросками прогибом, выполняемые борцами высшей квалификации в греко-римской борьбе;

разработано содержание процесса совершенствования тактики подготавливающих действий для применения бросков прогибом при подготовке высококвалифицированных борцов.

Теоретическая значимость. В теорию и методику спортивной борьбы внесено новое представление о тактике подготавливающих действий и тактике выполнения бросков прогибом, применяемых высококвалифицированными борцами греко-римского стиля.

Практическая значимость работы заключается в том, что использование полученных научно-методических материалов в результате анализа тактики подготавливающих действий в греко-римской борьбе позволяет спортсменам значительно повысить уровень технико-тактической подготовленности, а тренерам - овладеть новым содержанием подготовки спортсменов высшей квалификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность подготавливающих действий в греко-римской
борьбе определяется комбинированием приемов маневрирования и преда-
таковых подготовок.

2. Совершенствование выполнения бросков прогибом определяется
индивидуализацией подготавливающих действий и вариантов применяе
мых бросков.

Способы применения предатаковых подготовок, приемов маневрирования при выполнении бросков прогибом

В греко-римской борьбе бросок прогибом считается наиболее вариативным и трудно выполнимым приемом. При его выполнении атакующий падает назад, прогибается и перебрасывает противника через себя. Бросок прогибом включает в себя целую разновидность его применения. Основными элементами бросков прогибом являются:

1. Захват и подход к противнику.

2. Выведение из равновесия и отрыв противника от ковра за счет прогиба атакующего.

3. Разворот защищающегося грудью к ковру.

4. Удержание и дожим защищающегося [104,106,107]. Из всех разновидности бросков прогибом типовыми бросками являются: бросок прогибом захватом за туловище с рукой, бросок прогибом захватом руки и туловища, бросок прогибом с захватом туловища, бросок прогибом захватом рук сверху, бросок прогибом с захватом руки и туловища сбоку [46,106,107].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...

План-конспект по Греко-римской борьбе

План-конспект по Греко-римской борьбе....

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Программа для секции по Греко-римской борьбе

​Программа по Греко-римской борьбе...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Материал творческой лаборатории тренера по самбо. Конспект занятия для обучающихся 4-5 года обучения "Изучение и совершенствование технических действий в борьбе лёжа. Болевые на ноги и ТТК из них"

Материал является продолжением учебной линии, реализуемой в рамках обмена опытом по педагогическому проекту "Творческая лаборатория тренера по самбо". Может быть использован для проведения з...