Программа для секции по Греко-римской борьбе
рабочая программа на тему

Андрей Владимирович Голиков

​Программа по Греко-римской борьбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_borbe.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

Греко-римской борьбой может заниматься любой человек, независимо от возраста и пола. Популярность борьбы состоит в привлекательности, в признании ее международным спортивным сообществом. Греко-римская борьба сегодня, достигнув  большой популярности, гармонично соединив все аспекты, стала возможной  для занятий  всем: детям, юношам, девушкам. Рабочая программа по греко-римской борьбе для этапа начальной подготовки составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Москва 2004).  Рабочая программа  по греко-римской борьбе для этапа начальной подготовки разработана для детей и подростков в возрасте 9-13 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. В данной программе определена общая последовательность изучения  программного материала, что позволяет тренерам-преподавателям  придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.

Цель программы - реализовать оптимальные возможности физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно актуальную личность.

 В учебно-тренировочном процессе должны решаться следующие задачи:

•  формирование у детей потребности в систематических занятиях физической культурой и греко-римской борьбой,  

• негативное отношение к вредным и пагубным привычкам;

 •  воспитание высоких моральных, волевых, физических качеств;  

•  совершенствование технико-тактических действий в греко-римской борьбе;

 • совершенствование спортивного мастерства в целях достижения высоких спортивных результатов;

 • выполнение нормативных требований по спортивной подготовке;

 •  поддержание высокой физической формы на протяжении  всего периода обучения. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физических  и других качеств. Работа со спортсменами проводится в форме теоретических, учебно-тренировочных занятий, а также соревнований. Материал программы разделен по видам подготовки, которые  включают в себя темы теоретического содержания (история, современное состояние греко-римской борьбы, правила и методика судейства и т.д.) и практические (овладение и совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических и волевых качеств). Для качественного усвоения данной программы необходима и самостоятельная работа спортсменов, направленная, прежде всего, на физическое развитие.  Контроль за выполнением программы проводится в форме контрольно-переводных нормативов  и показанных результатах выступлений на соревнованиях. Программа не является догмой, а предусматривает индивидуализацию работы в зависимости от года обучения и квалификации занимающихся спортсменов (спортивный разряд). Программный материал является одним из основных документов планирования и организации учебно-тренировочного процесса для воспитанников отделения Грекоримской борьбы детско-юношеской спортивной школы. Рабочая программа по грекоримской борьбе для этапа начальной подготовки  является модифицированной (адаптированной)  и ее содержание направлено на  создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации

 • развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка

• приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям

• профилактику асоциального поведения

 • укрепление психического и физического здоровья.

                               Организация тренировочного процесса

Комплектование состава учащихся, учебно-тренировочный процесс, проведение воспитательной и культурно-массовой работы с занимающимися осуществляется тренером-преподавателем по спортивной (греко-римской) борьбе. Набор в группы спортивной (греко-римской) борьбы проводится на базе общеобразовательных учреждений г. Барнаула. Приём на отделение спортивной (греко-римской) борьбы производится ежемесячно. Для привлечения наиболее способных подростков к занятиям спортивной (греко-римской) борьбой ведётся широкая агитация и пропаганда в СМИ.

Поступающие на отделение спортивной (греко-римской) борьбы допускаются к учебно-тренировочному процессу после тщательного медицинского осмотра и предоставления справки от врача соответствующей формы. Зачисление в отделение спортивной (греко-римской) борьбы производится по итогам контрольных нормативов, с учётом педагогических наблюдений тренера-преподавателя и данных врачебного контроля. Родители зачисляемых подростков подают заявление по установленной форме, согласие на обработку персональных данных детей и др. документы.

                    Наполняемость учебных групп и режим тренировочной работы

   №

 П/П

         

         Группы

   

     Возраст

     Кол-во

  Учащихся в

      группе

Кол-во

учебных                            часов в  неделю

Требования                по спортивной подготовке

   1

Начальная подготовка

        8-10

        15-20

          6

Без сдачи нормативов

   2

Тренировочная подготовка 1

      10-12

        15-20

          6

Сдача контрольных нормативов

   3

Тренировочная подготовка 2

      12-14

       15-20

          6

Сдача контрольных нормативов

Для перевода из одной группы в другую (старшую) занимающийся должен выполнить установленные требования (контрольно-переводные нормативы)

Занятия по освоению теоретического материала программы проводятся в форме бесед, лекций и пояснений. Практический материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях.

При проведении тренировочных занятий и участии занимающихся в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю за занимающимися, предупреждению травматизма и обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования.

Учащиеся обязаны соблюдать гигиенические требования, режим дня, заниматься утренней гимнастикой, выполнять домашние индивидуальные задания для совершенствования физических качеств и элементов техники борьбы.

В процессе занятий занимающиеся должны приобрести теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельной работы в секции и судейства на соревнованиях по спортивной (греко-римской) борьбе.

                                                  Планирование и учёт

Для правильной организации учебной работы и достижения наилучших спортивных результатов, для сохранения и укрепления здоровья занимающихся необходимо: - постепенно повышать нагрузки - правильно и разумно чередовать тренировки, показательные выступления, соревнования и отдых. Планирование тренировочных занятий для групп начальной подготовки должно быть подчинено задачам обучения и всестороннего физического развития (оно решает задачи подготовительного периода). Для последующих групп оно связано с подготовкой к соревнованиям. Тренировочный процесс в тренировочных группах делится на: подготовительный, соревновательный и переходный периоды.  

Подготовительный период – не менее 3х месяцев.

Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма к более высоким нагрузкам соревновательного (основного) периода. Подготовка и сдача контрольных нормативов. Теоретическая подготовка. Воспитание морально-волевых качеств. Изучение техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы.

Средства: строевые упражнения, гимнастические упражнения, упражнения с партнёром и акробатические упражнения, упражнения с предметами (набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, гири, облегчённая штанга). Упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, гимнастическая стенка, скамейка, канат и др.). Другие виды спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, плавание пр.). Специальные упражнения, примеры защиты, контрприёмы, комбинации, учебные и тренировочные схватки, показательные выступления.

Соревновательный период   может делиться на несколько тренировочных циклов. Каждый цикл состоит из предсоревновательного этапа с предварительной и непосредственной подготовкой, этапа соревнований и после соревновательного - активного отдыха.

Задачи: дальнейшее развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств, подготовка и сдача контрольно-переводных нормативов, изучение и совершенствование техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы, специальная подготовка к соревнованиям и участие в них. Особое внимание в этом периоде уделяется подготовке занимающихся к соревнованиям.

Средства: те же, что и в подготовительном периоде. Кроме того, ходьба на лыжах или пешие походы, катание на коньках, игра в хоккей, футбол, учебно-тренировочные схватки. В этом периоде особое место занимают средства подготовки занимающихся оптимальной спортивной формы к крупным соревнованиям.

Переходный период: - 1,2 месяца.

Задачи: снизить специальную психологическую нагрузку, полученную в соревновательный период. Поддержать достигнутый уровень общей и специальной физической подготовленности. Укрепление состояния здоровья.

Средства: активный отдых с применением средств общей физической подготовки (плавание, спортивные игры, гребля, кроссы, туристические походы, охота и рыбная ловля) и специальной физической подготовки (упражнения с партнёром, имитация приёмов и др.). Занимающимся, уходящим на каникулы, тренер-преподаватель даёт индивидуальные задания.

Планирование тренировочных занятий в учебных группах и распределение учебного материала производится на основании примерного учебного плана. Тренер-преподаватель должен составлять для каждой группы график учебного процесса на год и  рабочие планы.

Учёт тренировочной работы ведётся в журнале, где указываются сведения  занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты. Помимо этого, тренер-преподаватель ведёт отчётность в установленном порядке.

п/п

Содержание занятий

Кол-во часов для групп НП

Кол-во часов для групп ТП-1

Кол-во часов для групп ТП-2

1

Краткий обзор развития спортивной борьбы в России

1

1

1

2

Гигиенические знания и навыки. Режим и питание борца. Закаливание.

1

1

1

1

3

Основы техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы

1

1

1

4

Общая и специальная физическая подготовка

2

2

2

5

Моральный и волевой облик борца, психологическая подготовка

1

1

1

6

Общая физическая подготовка

50

50

50

7

Специальная физическая подготовка

50

50

50

8

Изучение и совершенствова ние техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы. Подготовка к соревнованиям

100

100

100

Итог часов

206

206

206

 Методическая часть Учебный материал для групп начальной подготовки 1, 2, 3,

Краткий обзор развития спортивной борьбы. Зарождение спортивной борьбы на Руси. Отражение её в исторических летописях и памятниках народного эпоса.  Развитие профессиональной борьбы в дореволюционной России. Выдающиеся русские борцы-профессионалы И. Поддубный, И.Заикин, И. Шемякин, А. Карелин, М. Мамиашвилли, Р. Казаков, М. Карданов, В. Самургашев и многие другие. Спортивная борьба любителей в России. Место и значение спортивной борьбы в системе физического воспитания. Успехи Российских борцов на международной арене.

Основы техники и тактики борьбы. Понятия о технике и тактике, их взаимосвязь. Значение техники и тактики в совершенствовании мастерства борца. Основные положения борца: стойка, партер, мост. Основные технические действия: - в стойке - переводы, броски, сваливания. - в партере- перевороты, броски. - на мосту – дожимы, уходы. Значение способов тактической подготовки в проведении приёмов. Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств. Взаимосвязь общей физической подготовки с выполнением нормативов.

Правила соревнований Весовые категории борцов. Продолжительность схватки, оценка приёмов, запрещённые приёмы, результат схватки. Борьба в зоне пассивности.

Практические занятия общая физическая подготовка (для всех групп)

Строевые упражнения. Общие понятия о строе и командах. Рапорт. Приветствие. Расчёт на месте и в движении. Повороты на месте и в движении. Способы перестроения на месте и в движении.  Остановки во время движения строя шагом и бегом. Изменение скорости движения.

Общеразвивающие упражнения без предметов 

Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные, и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибаниеразгибание, отведение-приведение, повороты, маховые движения).

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (руки на полу, гимнастической скамейке.).

Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперёд, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные «пружинящие» наклоны. Круговые движения туловищем. Прогибание лёжа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лёжа в упор лёжа боком, в упор лёжа спиной. Поднимание рук и ног поочерёдно и одновременно. Поднимание и медленное опускание прямых ног. Поднимание туловища, не отрывая ног от ковра. Круговые движения ногами «педалирование».

 Упражнения для ног: в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой. Приседания на двух и одной ногах. Маховые движения. Выпады с дополнительными «пружинящими» движениями. Поднимание на носки. Различные

прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении. Продвижения прыжками на одной и двух ногах.

Упражнения для рук, туловища и ног: в положении сидя (лёжа) различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноимённые движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивания обеими руками и одной рукой от стены (пола, земли). Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями попеременное сгибание-разгибание рук (при сопротивлении партнёра), наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление, комбинации вольных упражнений.

Общеразвивающие упражнения с предметами

со скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полу-приседе, с двойным вращением скакалки. Бег со скакалкой по прямой и по кругу. Эстафеты со скакалками.

с гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях. Маховые и круговые движения руками. Переворачивание, выкручивание и вкручивание. Переносы ног через палку. Подбрасывание и ловля палки. Упражнения вдвоём с одной палкой (с сопротивлением).

 с теннисным мячом: броски и ловля из положений стоя, сидя и лёжа одной и двумя руками. Ловля мяча, отскочившего от стенки. Перебрасывания мяча на ходу и при беге. Метание мяча в цель, на дальность. с набивным мячом: вес мяча от 1 до 3кг. Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движениями туловищем, маховые движения. Броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием. Перебрасывания мяча друг другу и по кругу из положений стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине, лёжа на груди. Различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, броском двумя руками из-за головы, через голову, между ногами). Броски и подкидывания мяча одной и двумя ногами (в прыжке). Эстафеты и игры с мячом. Соревнования на дальность броска одной и двумя руками вперёд и назад.

 с отягощениями: с гантелями сгибание-разгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др. Со штангой наклоны, приседания, вращения туловища (вес штанги от 40% до 80% относительно веса спортсмена, в зависимости от его возраста и квалификации). С гирями выжимание, вырывание и толкание гири из различных исходных положений. Различные движения с гирей руками, ногами, туловищем. Удержания гири. Метание гири. Жонглирование гирями (вес гири 8, 16, 24кг.). Использование камней, брёвен, труб в качестве отягощения.

 на гимнастических снарядах: на канате и шесте лазание с помощью и без помощи ног, раскачивание, прыжки с каната. На бревне ходьба, быстрые повороты, прыжки, соскоки и т.д. На перекладине и кольцах подтягивания, повороты, размахивания, соскоки и др. На козле и коне опорные прыжки.

 акробатические упражнения: кувырки, перевороты, подъёмы. Кувырки вперёд и назад с переходом в стойку на кистях. Кувырок-полёт в длину, высоту, через препятствие (партнёр, манекен, стул, верёвку и пр.). Кувырок одной ногой вперёд. Кувырок через правое и левое плечи. Кувырок скрестив голени. Кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперёд. Подъём разгибом из положения лёжа на спине. Парные кувырки вперёд и назад. Парный переворот назад. Сальто вперёд с разбега, фляк и др.

подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, игры с бегом, прыжками, с элементами сопротивления. Игры с расстановкой и собиранием предметов, с переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.

Специальная физическая подготовка (для всех групп)

простейшие формы борьбы: отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага. Перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу. Перетягивание из положения сидя ноги врозь, упираясь ступнями. Перетягивание каната. Выталкивание с ковра. Борьба за захват руки (рук, ноги, ног). Борьба за овладение мячом. «Бой всадников», «бой петухов» и др.

упражнения для укрепления моста: движения на мосту вперёд-назад, с поворотом головы. Упражнения для мышц шеи в упоре головой в ковёр. Движения вперёд-назад, в стороны, кругообразные, забегания вокруг головы из положения упора головой в ковёр. Упражнения в положении на мосту с партнёром. Опускание на мост со стойки с помощью партнёра и самостоятельно. Перевороты с моста через голову. Упражнения на мосту с набивным мячом, гирями, гантелями, штангой. Вставание с моста. Уходы с моста самостоятельно и с помощью партнёра и др.  имитационные упражнения: упражнения в выполнении приёмов борьбы или отдельных частей приёма без партнёра с борцовским манекеном или боксёрским мешком. Поднимание боксёрского мешка или манекена, стоящего вертикально, на плечо. Поднимание мешка или манекена, лежащего на ковре до уровня груди. Упражнения с манекеном в бросках через спину, через грудь с прогибом, в переворотах накатом и т.п.

упражнения с партнёром: выполнение отдельных элементов приёмов и их сочетаний (на точность и быстроту). Упражнения в самостраховке и страховке партнёров: отталкивание руками от ковра из упора лёжа. Падение на ковёр стоя грудью, боком, спиной к нему, с приземлением на полусогнутые руки. Напряжённое падение на ковёр при проведении приёмов, не выставление прямых рук в ковёр, сгибание ног атакованным при бросках под воротом и др.

Психологическая подготовка Требование регулярного посещения занятий. Чёткое выполнение требований тренера-преподавателя. Воспитание опрятности. Коллективное выполнение общественно-полезного труда. Преодоление трудностей во время изучения упражнений и техники борьбы. Борьба при зрителях. Воспитание трудолюбия. Воспитание честности. Подчинение поступков разуму. Привитие бережного отношения к общественной собственности и культурным ценностям.

        Изучение и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы.

                            1 год обучения. Техника борьбы в партере.

перевороты скручиванием:                

1-рычагом защита:

а) прижать захватываемую руку к туловищу

б) выставить ногу в сторону переворота и, снимая руку с шеи встать в стойку.

 контрприёмы:

 а) переворот за себя за разноимённую руку под плечо.

 б) переворот за себя за разноимённое плечо.

2-захватом рук сбоку защита:

 а) отвести дальнюю руку в сторону

 б) выставить дальнюю ногу вперёд и, повернувшись грудью к атакующему, вставать в стойку.

в) поворачиваясь спиной к атакующему, выставить ближнюю ногу в сторону переворота.

контрприёмы:

 а) переворот за себя за одноимённое плечо

б) переворот за себя за разноимённую руку под плечо.

 3-за себя захватом рук сбоку защита:

отвести дальнюю руку в сторону  контрприёмы:

переворот за себя за одноимённую или разноимённую руку, под плечо. перевороты забеганием:  1-захватом шеи из-под плеча защита:  

 а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею

 б) прижимая плечо к себе, выставить ногу в сторону переворота

контрприёмы:

а) выход наверх выседом

б) бросок подворотом захватом руки под плечо (изучается после освоения одноимённого приёма в стойке).

 2-с ключом и предплечьем на шее защита:

 а) лечь на бок спиной к атакующему и снять его руку с шеи или упереться рукой в ковёр

б) упираясь свободной рукой в ковёр принять положение высокого партера, отводя плечо захваченной руки в сторону.

 контрприёмы:

а) выход наверх выседом

б) бросок подворотом захватом руки через плечо

в) бросок за запястье перевороты переходом:

1-с ключом и захватом подбородка защита: 

а) не давая перевести себя на живот, упереться свободной рукой в ковёр и отставить ногу назад между ногами атакующего

б) лечь на бок со стороны захваченной на ключ руки и выставить другую руку и ногу в сторону переворота контрприёмы:

а) выход наверх выседом

б) бросок подворотом захватом руки через плечо 2-с ключом и захватом плеча другой рукой защита: а) лечь на бок, захваченной рукой на ключ и выставить ногу и руку в сторону переворота

контрприёмы:

 а) выход наверх выседом

 б) бросок подворотом захватом руки через плечо захваты руки на ключ:

1- одной рукой сзади защита:

 выставляя руку вперёд, отставить ногу назад, между ног атакующего.

2-двумя руками сзади защита: выставляя соединённые в крючок руки вперёд, отставить ногу назад между ног атакующего и сделать встречное движение туловищем в его сторону.

 3-с упором головой в плечо защита: убрать захватываемую руку локтем под себя.

4-толчком противника в сторону  защита:

в момент падения прижать захватываемую руку к своему туловищу

 5-рывком за плечи защита:

 в момент рывка за плечи – выставить руки вперёд способы освобождения руки, захваченной на ключ:

а) выставить вперёд на колено ногу, соответствующую захваченной на ключ руке, одновременно рывком рукой вперёд освободиться от захвата

б) выставляя вперёд и в сторону атакующего ближнюю ногу, находящуюся между его ног, повернуться к нему грудью и выпрямить руку, захваченную на ключ контрприёмы при захвате

руки на ключ:

а) бросок подворотом захватом руки через плечо

 б) бросок захватом руки за запястье

 примерные комбинации приёмов:

а) переворот захватом руки сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот рычагом

б) переворот захватом руки сбоку – выставить дальнюю ногу вперёд и повернуться грудью к атакующему – переворот за себя захватом руки и шеи.

                                                      Техника борьбы в стойке

перевод рывком за руку: 

защита: 

зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку

контрприёмы: 

а) перевод рывком за руку

) бросок подворотом захватом за руки через плечо

в) бросок за запястье перевод нырком с захватом шеи и туловища:

защита:

 а) захватить разноимённую руку атакующего за плечо

 б) перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью

 контрприёмы:

а) бросок подворотом захватом руки под плечо

б) бросок прогибом за плечо и шею сверху и захватом другого плеча снизу

 в) бросок за запястье и шею броски подворотом:

 1. Захватом руки (сверху, снизу) и шею

защита: 

приседая отклониться назад и захватить свободной рукой руку атакующего на шее, или упереться свободной рукой в его поясницу.

контрприёмы:

 а) сбивание за руку и шею

б) бросок прогибом с захватом туловища (с рукой)

в) перевод за туловище (с рукой) сзади

 2. Захватом руки через плечо защита: 

выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего контрприёмы:

а) перевод рывком за руку

 б) бросок прогибом с захватом туловища с рукой сбоку

 примерная комбинация приёмов: перевод рывком за руку – зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку – перевод рывком за другую руку.

Тактика. Изучение тактических предпосылок и простейших способов тактической подготовки параллельно с изучением техники приёмов.

Подготовка к соревнованиям. Умение применять изученную технику к условиям тренировочной схватки. Воспитание качеств и развитие навыков, необходимых для проведения схватки по правилам

                                               2 год обучения техника

                                                          борьбы в партере перевороты

 скручиванием:

 1. За дальнюю руку сзади-сбоку защита:

а) выставить вперёд захватываемую руку

 б) выставить ногу (разноимённую захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему выседом

контрприёмы:

 а) бросок подворотом захватом руки под плечо

б) переворот за себя захватом одноимённой руки за плечо

2. За разноимённое запястье сзади-сбоку защита:

 а) выставить руку вперёд

б) освободить захваченную руку предплечьем свободной руки

 контрприёмы:

бросок за запястье

3. Захватом шеи из-под плеча и другой руки снизу защита:

а) прижать руку к себе

б) выставить ногу в сторону переворота и повернуться грудью к атакующему

контрприёмы:

 а) бросок подворотом захватом руки под плечо

б) переворот за себя за одноимённое плечо

перевороты забеганием:

1. С ключом и захватом предплечья изнутри защита:

 а) выставить вперёд захватываемую руку за предплечье

 б) лечь на бок спиной к атакующему и, упираясь рукой (ногой) в ковёр, перейти в высокий партер

контрприёмы:

а) бросок подворотом захватом руки через плечо

 б) переворот выседом за руку под плечо

2. Захватом шеи из-под плеча защита:

 а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею

 б) прижать плечи к себе, не дать захватить шею

в) прижать плечи к себе, лечь на живот и, поднимая голову, разорвать захват

контрприёмы:

а) бросок подворотом захватом руки под плечо

б) переворот выседом захватом руки под плечо

 переворот прогибом с рычагом:

 защита:

 а) не давая захватить шею, прижать захватываемую руку к себе

 б) отставить назад ногу, находящуюся ближе к атакующему, и прижаться тазом к ковру  

контрприёмы:

 накрывание отставлением ноги назад с захватом руки под плечо

 переворот накатом:

 захватом туловища и предплечья сверху

 защита:

 прижаться тазом к ковру и, поворачиваясь грудью к атакующему, упереться рукой и коленом в ковёр

контрприёмы:

 а) выход наверх выседом

б) накрывание забрасыванием ног за атакующего

комбинации захватов руки на ключ:    

  1. Захват руки на ключ при обратном захвате туловища

2. Захват руки на ключ при захвате предплечья дальней руки

 3. Захват руки на ключ при захвате шеи из-под плеча снаружи

 примерные комбинации приёмов:

1. переворот захватом сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот перекатом с захватом шеи и туловища снизу

 2. переворот рычагом – выставить дальнюю ногу вперёд и в сторону переворота –

переворот прогибом и рычагом

 

                                                                Техника борьбы в стойке

 перевод рывком захватом шеи с плечом сверху:

 защита:

 подойти к атакующему и, присев, прижать его руку к себе, захватить туловище и не дать зайти сзади

контрприёмы:

а) перевод вертушкой

) скручивание за руку под плечо

в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловища

 г) скручивание за руку и туловище

переводы вращением (вертушки):

 1. Захватом руки сверху защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку контрприёмы: накрывание выседом

2. Захватом руки снизу защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку контрприёмы: перевод, зашагивая в противоположную сторону

 броски подворотом:

1. Захватом шеи с плечом

защита:

приседая, прижать разноимённую руку атакующего к себе, приседая отклониться назад и захватить сзади туловище с рукой атакующего

контрприёмы:

 а) сбивание захватом плеча и шеи

 б) бросок прогибом захватом туловища с рукой

2. Захватом руки под плечо

 защита:

приседая, отклониться назад

 контрприёмы:

 бросок прогибом захватом туловища бросок поворотом (мельница):

захватом руки двумя руками на шее (одноимённой рукой на запястье, разноимённой за плечо снаружи)

защита:

отставить ногу, ближнюю к атакующему назад и захватить его шею с плечом сверху

 контрприёмы:

а) перевод захватом шеи с плечом сверху

 б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху

 сбивание:

 1.  Захватом руки

 защита:

в момент толчка, отставить ближнюю к атакующему ногу назад

 контрприёмы:

 а) перевод рывком за руку

 б) бросок прогибом с захватом одноимённой руки снизу

 в) бросок прогибом с захватом разноимённой руки и туловища спереди

 2. Захватом руки и туловища защита:

в момент толчка, отставить ногу назад

 контрприёмы:

бросок прогибом захватом руки и туловища

примерные комбинации приёмов:

 1. Перевод рывком за руку – упереться предплечьем захваченной руки в грудь атакующего и зашагнуть за него – бросок подворотом захватом руки

 2. Бросок подворотом захватом руки через плечо – выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего – перевод рывком захватом руки

3. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – бросок подворотом захватом руки через плечо

 4. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – перевод вертушкой дожимы, уходы и контрприёмы с уходом с моста:

 1. Дожим за руку и шею сбоку (с соединением и без соединения рук)  

уходы с моста:

 а) забегание в сторону от соперника

б) освобождая руку, перевернуться на живот в сторону соперника

контрприёмы:

 переворот через себя захватом руки двумя руками

2. Дожим за руку и туловище сбоку (с соединением и без соединения рук)

 уходы с моста:

забегание в сторону от соперника контрприёмы:

 а) накрывание через высед, захватом руки и туловища спереди

 б) переворот через себя захватом руки двумя руками

 в) переворот через себя захватом туловища с рукой

 

Тактика Изучение тактики проведения приёмов и контрприёмов борьбы параллельно с изучением техники. Изучение положений, из которых тот или иной приём легче выполняется.

Подготовка к соревнованиям Применение изученных технических и тактических действий в условиях тренировочной схватки с партнёрами других групп по формуле 2+2, совершенствование знаний в правилах соревнований

                                       2 год обучения техника борьбы в партере 

перевороты скручиванием:

 1. За дальнюю руку сзади-сбоку защита:

 а) выставить вперёд захватываемую руку

 б) выставить ногу (разноимённую захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему выседом

 контрприёмы:

а) бросок подворотом захватом руки под плечо

 б) переворот за себя захватом одноимённой руки за плечо

2. За разноимённое запястье сзади-сбоку

защита:

 а) выставить руку вперёд

 б) освободить захваченную руку предплечьем свободной руки

контрприёмы:

 бросок за запястье

 3. Захватом шеи из-под плеча и другой руки снизу

 защита:

а) прижать руку к себе

б) выставить ногу в сторону переворота и повернуться грудью к атакующему

контрприёмы:

 а) бросок подворотом захватом руки под плечо

 б) переворот за себя за одноимённое плечо перевороты

забеганием:

 1. С ключом и захватом предплечья изнутри

 защита:  

а) выставить вперёд захватываемую руку за предплечье

б) лечь на бок спиной к атакующему и, упираясь рукой (ногой) в ковёр, перейти в высокий партер

контрприёмы:

 а) бросок подворотом захватом руки через плечо

б) переворот выседом за руку под плечо

 2. Захватом шеи из-под плеча

защита:

а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею

 б) прижать плечи к себе, не дать захватить шею

 в) прижать плечи к себе, лечь на живот и, поднимая голову, разорвать захват

контрприёмы:

 а) бросок подворотом захватом руки под плечо

б) переворот выседом захватом руки под плечо

 переворот прогибом с рычагом:  

защита:

 а) не давая захватить шею, прижать захватываемую руку к себе

б) отставить назад ногу, находящуюся ближе к атакующему, и прижаться тазом к ковру  

контрприёмы:

накрывание отставлением ноги назад с захватом руки под плечо переворот накатом:

 захватом туловища и предплечья сверху

 защита:

прижаться тазом к ковру и, поворачиваясь грудью к атакующему, упереться рукой и коленом в ковёр

 контрприёмы:

а) выход наверх выседом

б) накрывание забрасыванием ног за атакующего

комбинации захватов руки на ключ:    

 1. Захват руки на ключ при обратном захвате туловища

2. Захват руки на ключ при захвате предплечья дальней руки

3. Захват руки на ключ при захвате шеи из-под плеча снаружи

 примерные комбинации приёмов:

 1. переворот захватом сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот перекатом с захватом шеи и туловища снизу

 2. переворот рычагом – выставить дальнюю ногу вперёд и в сторону переворота –

переворот прогибом и рычагом

 

                                                 Техника борьбы в стойке

 перевод рывком захватом шеи с плечом сверху:

 защита:

подойти к атакующему и, присев, прижать его руку к себе, захватить туловище и не дать зайти сзади

контрприёмы:

 а) перевод вертушкой

 б) скручивание за руку под плечо

в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловища

г) скручивание за руку и туловище

 переводы вращением (вертушки):

  1. Захватом руки сверху

 защита:

выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку

контрприёмы:

накрывание выседом

2. Захватом руки снизу защита:

 выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку

 контрприёмы:

 перевод, зашагивая в противоположную сторону

броски подворотом:

1. Захватом шеи с плечом

защита:

приседая, прижать разноимённую руку атакующего к себе, приседая отклониться назад и захватить сзади туловище с рукой атакующего

контрприёмы:

 а) сбивание захватом плеча и шеи

 б) бросок прогибом захватом туловища с рукой

 2. Захватом руки под плечо

 защита:

приседая, отклониться назад

 контрприёмы:

 бросок прогибом захватом туловища бросок поворотом (мельница):

 захватом руки двумя руками на шее (одноимённой рукой на запястье, разноимённой за плечо снаружи)

защита:

 отставить ногу, ближнюю к атакующему назад и захватить его шею с плечом сверху контрприёмы: а) перевод захватом шеи с плечом сверху

 б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху сбивание:

 1.  Захватом руки

 защита:

 в момент толчка, отставить ближнюю к атакующему ногу назад

 контрприёмы:

а) перевод рывком за руку

 б) бросок прогибом с захватом одноимённой руки снизу

в) бросок прогибом с захватом разноимённой руки и туловища спереди

 2. Захватом руки и туловища защита:

в момент толчка, отставить ногу назад

контрприёмы:

 бросок прогибом захватом руки и туловища примерные

 комбинации приёмов:

 1. Перевод рывком за руку – упереться предплечьем захваченной руки в грудь атакующего и зашагнуть за него – бросок подворотом захватом руки

 2. Бросок подворотом захватом руки через плечо – выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего – перевод рывком захватом руки

3. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – бросок подворотом захватом руки через плечо

 4. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – перевод вертушкой дожимы, уходы и контрприёмы с уходом с моста:  

1. Дожим за руку и шею сбоку (с соединением и без соединения рук)

уходы с моста:

а) забегание в сторону от соперника

б) освобождая руку, перевернуться на живот в сторону соперника

контрприёмы:

 переворот через себя захватом руки двумя руками

 2. Дожим за руку и туловище сбоку (с соединением и без соединения рук) уходы с моста:

забегание в сторону от соперника

контрприёмы:

 а) накрывание через высед, захватом руки и туловища спереди

б) переворот через себя захватом руки двумя руками

в) переворот через себя захватом туловища с рукой

 

Тактика Изучение тактики проведения приёмов и контрприёмов борьбы параллельно с изучением техники. Изучение положений, из которых тот или иной приём легче выполняется. Подготовка к соревнованиям Применение изученных технических и тактических действий в условиях тренировочной схватки с партнёрами других групп по формуле 2+2, совершенствование знаний в правилах соревнований.

                            Организационно – методические указания

Занятия с подростками следует проводить с учетом возрастных особенностей.

8-10 лет - хорошо поддаются развитию быстрота, ловкость, гибкость.

10-12 лет – сила. В этот период спортсменам дается комплекс специальных силовых упражнений.

12-14 лет – легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосылки для целенаправленного развития выносливости.

О переводе подростков из младшей группы в старшую, тренер судит по сдаче ими нормативных требований. Занимающихся, не выполнивших нормативные требования, объединяют в одну группу, где они продолжают совершенствоваться по уже пройденной программе. В процессе занятий, в зависимости от подготовленности такой группы, тренер должен включать в рабочий план новые варианты изученной техники спортивной борьбы и дополнительную тактическую подготовку.  Теоретический материал в младших группах следует излагать популярно в форме коротких бесед по 10-15 минут. В старших группах теорию изучают более углубленно. При изложении теоретического материала необходимо использовать наглядные пособия. Отдельные теоретические вопросы, занимающиеся по заданию тренера, изучают самостоятельно. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи следует проводить врачу. Практические занятия не должны быть однообразными. Преподаватель обязан обеспечить эмоциональность занятий, используя игры, эстафеты и другие упражнения, проводимые соревновательным методом, что повышает заинтересованность и работоспособность занимающихся. Строевые упражнения включаются в каждое занятие в целях организации занимающихся, воспитание дисциплины, развития хорошей осанки, разумного размещения занимающихся для действий на месте и в движении в соответствии с условиями занятий. Общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения из других видов спорта обеспечивает общее физическое развитие занимающихся. Специальные упражнения направлены на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых юному борцу, координации движений, специфических навыков, способствующих лучшему овладению техникой борьбы. Тренер может дополнять материал программы, если он полностью освоен занимающимися. В данной программе практический материал по технике изложен для разных учебных групп согласно спортивной классификации.

Изучать приемы спортивной борьбы рекомендуется с партера. Перед изучением переворотов с ключом осваивают захваты руки на ключ. Овладев 3-4 приемами в партере, переходят к освоению приемов в стойке. В дальнейшем изучение приемов в стойке чередуется с изучением приемов в партере. Чередуют приемы по мере их усвоения. Последовательность их изучения тренер определяет в зависимости от подготовленности занимающихся. Устанавливая последовательность, тренер должен стремиться к тому, чтобы занимающиеся овладевали широким кругом технических действий. В группе совершенствования каждый занимающийся должен овладеть 5-6 приемами в стойке и столькими же приемами в партере и уметь соединять их в комбинации.  Для лучшего освоения материал следует систематически повторять. Это относится и к борцам, совершенствующим свое спортивное мастерство по индивидуальным планам. После того как прием или группа похожих приемов будет хорошо усвоена, изучают защиты и контрприемы. Комбинации разучивают после освоения составляющих их приемов. Часть комбинаций может осваиваться в последующие годы. Одновременно с изучением техники приемов со 2 года занятий занимающиеся осваивают дожимы и простейшие уходы с моста. Сложными контрприемами с уходом с моста овладевают в старших группах. По мере усвоения приемов, защиты и контрприемы можно изучать на одном занятии, одновременно с изучением приема. Приемы изучаются в начале без сопротивления партнера, потом с сопротивлением не в полную силу (учебная схватка). Каждый прием осваивается на месте и в движении в обе стороны. Совершенствование приема проводится в учебно-тренировочных схватках.

Занимающихся постепенно, по мере овладения техникой приемов, подводят к условиям соревнований. Тренер должен наблюдать за каждой схваткой и требовать от занимающихся точного выполнения поставленной задачи. При обучении броскам подворотом в стойке необходимо научить занимающихся выполнять поворот к партнеру различными способами: подставляя сзади стоящую ногу за впереди стоящую; подставляя впереди стоящую ногу к сзади стоящей.

Для борцов 1-го разряда и борцов более высокой квалификации тренер, совместно с самим занимающимся, составляет индивидуальный план (см. приложение №2) на каждый учебно-тренировочный период.

В индивидуальном плане необходимо указывать:

1. Задачи.

 2. Соревнования, в которых должен участвовать борец.

 3. На развитие каких качеств следует обратить особое внимание.

 4. Какие приёмы, защиты, контрприёмы и комбинации требуют совершенствования.

 5. Какие тактические способы нужно освоить.

6. Нормативные требования. Занимающийся должен подойти к соревнованиям в наилучшей спортивной форме. Нагрузки в тренировочных занятиях можно повышать только на основе тщательных наблюдений за ходом тренировочного процесса совместно с врачом и с учётом самочувствия тренирующегося. Занятия в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на воздухе (лёгкая атлетика, спортивные игры и др. виды спорта) Кроме специальных занятий по физической подготовке, рекомендуется в тёплое время года проводить на воздухе подготовительную часть урока или урок по борьбе в целом.

В целях лучшего и более быстрого освоения материала занимающимся даются индивидуальные домашние задания по физической подготовке, технике и др. В группах начальной подготовки официальных соревнований по борьбе проводить не рекомендуется. Для них проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке и испытания по пройденному материалу. В тренировочных группах для 8-10ти летних борцов проводятся внутришкольные турниры, районные соревнования. Для 10-13ти летних проводятся соревнования вплоть до окружных. С 16ти летнего возраста борцы могут участвовать в соревнованиях любого масштаба.

К каждому календарному соревнованию должна вестись планомерная подготовка на основе систематических круглогодичных занятий. Перед каждым соревнованием тренер должен дать установки участвующим, а по окончании сделать разбор с оценкой выполнения заданий и указать пути устранения допущенных ошибок. Для обеспечения круглогодичных тренировочных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря. Тренировочные занятия по спортивной борьбе и общей физической подготовке проводятся в форме урока, состоящего из 4х частей: 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. (5-10 минут) Задачи: Организация группы, объяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе.

Средства:

 построение и проверка состава группы, повороты на месте и в движении, разновидности ходьбы, бег, упражнения на внимание, построение для проведения следующей части урока.

 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.  (20-35 минут) Задачи: развитие физических качеств, повышение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, подготовка организма к основной части урока. Средства: гимнастические упражнения без снарядов, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения со снарядами (гантели, гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гири и др.), парные упражнения, упражнения с сопротивлением, акробатика, упражнения на гимнастических снарядах ( скамейка, гимн. кольца, гимн. стенка, канат и т.д.), специальные упражнения (броски манекена, имитация приёмов, повороты партнёра боком и спиной, повороты спиной к партнёру, отрывы партнёра от ковра и др.). Специальные упражнения включаются в каждый урок.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.  (40-145минут) Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие физических и волевых качеств борца, повышение его тренированности. Средства: специальные упражнения и имитация различных действий борца, упражнения с манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы с партнёрами, учебно-тренировочные и тренировочные схватки.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.  (5-10 минут)  

Задачи: постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, строевые упражнения, упражнения на внимание, спокойные игры.

При подготовке к соревнованиям урок может состоять из 3х частей: 

1. Подготовительная часть (разминка).

2. Основная часть.

 3. Заключительная часть.

 Нормативные требования при приёме в секцию спортивной (греко-римской) борьбы и при переводе в следующую группу.

При переходе в группу 2го года обучения

1. Выполнить нормативы по общей и специальной физической подготовке.

2. Ответить на 2-3 вопроса по теории.

3. Назвать и показать 2-3 технических действия.

                                                                                                                                                    Приложение № 1

                                                            ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН  

Подготовки _________________________________ на 20__год                                  

                                   (фамилия, имя, отчество)  

Участие в районных соревнованиях

Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток

Общее кол-во за год

Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.)

Участие в краевых соревнованиях

Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток

Общее кол-во за год

Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.)

Участие во всероссийских  соревнованиях

Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток

Общее кол-во за год

Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.)

Прохождение учебно – тренировочных сборов

Районные,  краевые,  окружные,  всероссийские

Общее кол-во за год

Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.)

Учебно – тренировочная работа

Кол-во рабочих дней Кол-во часов занятий Кол-во часов спец подготовки Кол-во часов восстановления Кол-во часов активного отдыха Кол-во часов занятий по ОФП Кол-во часов теоретических занятий Общее кол-во часов занятий

Общее кол-во за год

Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.)

                                         

                                              Информационное обеспечение программы

 1. Абдулхаков М.Р., Трапезников А.А., «Бороться, чтобы побеждать».  2. Белов В.С.Греко-римская борьба (строки из истории).  3. Дешин Д.Ф., Врачебный контроль в физическом воспитании Ф и С.  4. Кодеридзе К.Е., «Молодым борцам», журнал Физкультура и Спорт  5. Новиков А.Д.; Матвеев Л.П., Теория и методика физического воспитания, журнал Физкультура и Спорт.  6. Степанов Г.И., «Юный борец», журнал Физкультура и Спорт .  7. Подливаев Б.А, Грузных Г.М., Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР и школ олимпийского резерва по грекоримской борьбе.  8. Яковлев Н.И., « Режим и питание спортсмена в период тренировки и соревнований», журнал Физкультура и Спорт .  9. Якушев Ф. «Путь к Олимпу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по Греко-римской борьбе

План-конспект по Греко-римской борьбе....

Программа школьной секции. Волейбол.

Программа расчитана на детей с 5-11 класс....

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Использование программно-целевого подхода при составлении образовательных программ инструментальной секции ДХС «Искра» ДДЮТ «На Ленской»

В настоящей работе предпринята попытка разработки некоторых рекомендаций для государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей, в частности, для предметов художественного направле...

Рабочая программа по секции "Футбол"

Рабочая программа по секции "Футбол" в школе №116 им. В.П.Чкалова города Нижнего Новгорода...

Особенности тактики подготавливающих действий для бросков прогибом в греко-римской борьбе

Актуальность исследования. Тактическое значение подготавливающих действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специалистами сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было связ...

ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ

Программы спортивных секций...