Программа для секции по Греко-римской борьбе
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Греко-римской борьбой может заниматься любой человек, независимо от возраста и пола. Популярность борьбы состоит в привлекательности, в признании ее международным спортивным сообществом. Греко-римская борьба сегодня, достигнув большой популярности, гармонично соединив все аспекты, стала возможной для занятий всем: детям, юношам, девушкам. Рабочая программа по греко-римской борьбе для этапа начальной подготовки составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Москва 2004). Рабочая программа по греко-римской борьбе для этапа начальной подготовки разработана для детей и подростков в возрасте 9-13 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. В данной программе определена общая последовательность изучения программного материала, что позволяет тренерам-преподавателям придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.
Цель программы - реализовать оптимальные возможности физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно актуальную личность.
В учебно-тренировочном процессе должны решаться следующие задачи:
• формирование у детей потребности в систематических занятиях физической культурой и греко-римской борьбой,
• негативное отношение к вредным и пагубным привычкам;
• воспитание высоких моральных, волевых, физических качеств;
• совершенствование технико-тактических действий в греко-римской борьбе;
• совершенствование спортивного мастерства в целях достижения высоких спортивных результатов;
• выполнение нормативных требований по спортивной подготовке;
• поддержание высокой физической формы на протяжении всего периода обучения. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Работа со спортсменами проводится в форме теоретических, учебно-тренировочных занятий, а также соревнований. Материал программы разделен по видам подготовки, которые включают в себя темы теоретического содержания (история, современное состояние греко-римской борьбы, правила и методика судейства и т.д.) и практические (овладение и совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических и волевых качеств). Для качественного усвоения данной программы необходима и самостоятельная работа спортсменов, направленная, прежде всего, на физическое развитие. Контроль за выполнением программы проводится в форме контрольно-переводных нормативов и показанных результатах выступлений на соревнованиях. Программа не является догмой, а предусматривает индивидуализацию работы в зависимости от года обучения и квалификации занимающихся спортсменов (спортивный разряд). Программный материал является одним из основных документов планирования и организации учебно-тренировочного процесса для воспитанников отделения Грекоримской борьбы детско-юношеской спортивной школы. Рабочая программа по грекоримской борьбе для этапа начальной подготовки является модифицированной (адаптированной) и ее содержание направлено на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его самоопределения и самореализации
• развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка
• приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям
• профилактику асоциального поведения
• укрепление психического и физического здоровья.
Организация тренировочного процесса
Комплектование состава учащихся, учебно-тренировочный процесс, проведение воспитательной и культурно-массовой работы с занимающимися осуществляется тренером-преподавателем по спортивной (греко-римской) борьбе. Набор в группы спортивной (греко-римской) борьбы проводится на базе общеобразовательных учреждений г. Барнаула. Приём на отделение спортивной (греко-римской) борьбы производится ежемесячно. Для привлечения наиболее способных подростков к занятиям спортивной (греко-римской) борьбой ведётся широкая агитация и пропаганда в СМИ.
Поступающие на отделение спортивной (греко-римской) борьбы допускаются к учебно-тренировочному процессу после тщательного медицинского осмотра и предоставления справки от врача соответствующей формы. Зачисление в отделение спортивной (греко-римской) борьбы производится по итогам контрольных нормативов, с учётом педагогических наблюдений тренера-преподавателя и данных врачебного контроля. Родители зачисляемых подростков подают заявление по установленной форме, согласие на обработку персональных данных детей и др. документы.
Наполняемость учебных групп и режим тренировочной работы
№ П/П |
Группы |
Возраст | Кол-во Учащихся в группе | Кол-во учебных часов в неделю | Требования по спортивной подготовке |
1 | Начальная подготовка | 8-10 | 15-20 | 6 | Без сдачи нормативов |
2 | Тренировочная подготовка 1 | 10-12 | 15-20 | 6 | Сдача контрольных нормативов |
3 | Тренировочная подготовка 2 | 12-14 | 15-20 | 6 | Сдача контрольных нормативов |
Для перевода из одной группы в другую (старшую) занимающийся должен выполнить установленные требования (контрольно-переводные нормативы)
Занятия по освоению теоретического материала программы проводятся в форме бесед, лекций и пояснений. Практический материал программы изучается на учебно-тренировочных занятиях.
При проведении тренировочных занятий и участии занимающихся в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю за занимающимися, предупреждению травматизма и обеспечению должного санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования.
Учащиеся обязаны соблюдать гигиенические требования, режим дня, заниматься утренней гимнастикой, выполнять домашние индивидуальные задания для совершенствования физических качеств и элементов техники борьбы.
В процессе занятий занимающиеся должны приобрести теоретические знания, инструкторские и судейские навыки, необходимые для самостоятельной работы в секции и судейства на соревнованиях по спортивной (греко-римской) борьбе.
Планирование и учёт
Для правильной организации учебной работы и достижения наилучших спортивных результатов, для сохранения и укрепления здоровья занимающихся необходимо: - постепенно повышать нагрузки - правильно и разумно чередовать тренировки, показательные выступления, соревнования и отдых. Планирование тренировочных занятий для групп начальной подготовки должно быть подчинено задачам обучения и всестороннего физического развития (оно решает задачи подготовительного периода). Для последующих групп оно связано с подготовкой к соревнованиям. Тренировочный процесс в тренировочных группах делится на: подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
Подготовительный период – не менее 3х месяцев.
Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма к более высоким нагрузкам соревновательного (основного) периода. Подготовка и сдача контрольных нормативов. Теоретическая подготовка. Воспитание морально-волевых качеств. Изучение техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы.
Средства: строевые упражнения, гимнастические упражнения, упражнения с партнёром и акробатические упражнения, упражнения с предметами (набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, гири, облегчённая штанга). Упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь, гимнастическая стенка, скамейка, канат и др.). Другие виды спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика, плавание пр.). Специальные упражнения, примеры защиты, контрприёмы, комбинации, учебные и тренировочные схватки, показательные выступления.
Соревновательный период может делиться на несколько тренировочных циклов. Каждый цикл состоит из предсоревновательного этапа с предварительной и непосредственной подготовкой, этапа соревнований и после соревновательного - активного отдыха.
Задачи: дальнейшее развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств, подготовка и сдача контрольно-переводных нормативов, изучение и совершенствование техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы, специальная подготовка к соревнованиям и участие в них. Особое внимание в этом периоде уделяется подготовке занимающихся к соревнованиям.
Средства: те же, что и в подготовительном периоде. Кроме того, ходьба на лыжах или пешие походы, катание на коньках, игра в хоккей, футбол, учебно-тренировочные схватки. В этом периоде особое место занимают средства подготовки занимающихся оптимальной спортивной формы к крупным соревнованиям.
Переходный период: - 1,2 месяца.
Задачи: снизить специальную психологическую нагрузку, полученную в соревновательный период. Поддержать достигнутый уровень общей и специальной физической подготовленности. Укрепление состояния здоровья.
Средства: активный отдых с применением средств общей физической подготовки (плавание, спортивные игры, гребля, кроссы, туристические походы, охота и рыбная ловля) и специальной физической подготовки (упражнения с партнёром, имитация приёмов и др.). Занимающимся, уходящим на каникулы, тренер-преподаватель даёт индивидуальные задания.
Планирование тренировочных занятий в учебных группах и распределение учебного материала производится на основании примерного учебного плана. Тренер-преподаватель должен составлять для каждой группы график учебного процесса на год и рабочие планы.
Учёт тренировочной работы ведётся в журнале, где указываются сведения занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты. Помимо этого, тренер-преподаватель ведёт отчётность в установленном порядке.
№ п/п | Содержание занятий | Кол-во часов для групп НП | Кол-во часов для групп ТП-1 | Кол-во часов для групп ТП-2 |
1 | Краткий обзор развития спортивной борьбы в России | 1 | 1 | 1 |
2 | Гигиенические знания и навыки. Режим и питание борца. Закаливание. 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Основы техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы | 1 | 1 | 1 |
4 | Общая и специальная физическая подготовка | 2 | 2 | 2 |
5 | Моральный и волевой облик борца, психологическая подготовка | 1 | 1 | 1 |
6 | Общая физическая подготовка | 50 | 50 | 50 |
7 | Специальная физическая подготовка | 50 | 50 | 50 |
8 | Изучение и совершенствова ние техники и тактики спортивной (греко-римской) борьбы. Подготовка к соревнованиям | 100 | 100 | 100 |
Итог часов | 206 | 206 | 206 |
Методическая часть Учебный материал для групп начальной подготовки 1, 2, 3,
Краткий обзор развития спортивной борьбы. Зарождение спортивной борьбы на Руси. Отражение её в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Развитие профессиональной борьбы в дореволюционной России. Выдающиеся русские борцы-профессионалы И. Поддубный, И.Заикин, И. Шемякин, А. Карелин, М. Мамиашвилли, Р. Казаков, М. Карданов, В. Самургашев и многие другие. Спортивная борьба любителей в России. Место и значение спортивной борьбы в системе физического воспитания. Успехи Российских борцов на международной арене.
Основы техники и тактики борьбы. Понятия о технике и тактике, их взаимосвязь. Значение техники и тактики в совершенствовании мастерства борца. Основные положения борца: стойка, партер, мост. Основные технические действия: - в стойке - переводы, броски, сваливания. - в партере- перевороты, броски. - на мосту – дожимы, уходы. Значение способов тактической подготовки в проведении приёмов. Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств. Взаимосвязь общей физической подготовки с выполнением нормативов.
Правила соревнований Весовые категории борцов. Продолжительность схватки, оценка приёмов, запрещённые приёмы, результат схватки. Борьба в зоне пассивности.
Практические занятия общая физическая подготовка (для всех групп)
Строевые упражнения. Общие понятия о строе и командах. Рапорт. Приветствие. Расчёт на месте и в движении. Повороты на месте и в движении. Способы перестроения на месте и в движении. Остановки во время движения строя шагом и бегом. Изменение скорости движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные, и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибаниеразгибание, отведение-приведение, повороты, маховые движения).
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (руки на полу, гимнастической скамейке.).
Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперёд, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные «пружинящие» наклоны. Круговые движения туловищем. Прогибание лёжа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лёжа в упор лёжа боком, в упор лёжа спиной. Поднимание рук и ног поочерёдно и одновременно. Поднимание и медленное опускание прямых ног. Поднимание туловища, не отрывая ног от ковра. Круговые движения ногами «педалирование».
Упражнения для ног: в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой. Приседания на двух и одной ногах. Маховые движения. Выпады с дополнительными «пружинящими» движениями. Поднимание на носки. Различные
прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении. Продвижения прыжками на одной и двух ногах.
Упражнения для рук, туловища и ног: в положении сидя (лёжа) различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноимённые движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивания обеими руками и одной рукой от стены (пола, земли). Стоя лицом друг к другу и упираясь ладонями попеременное сгибание-разгибание рук (при сопротивлении партнёра), наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление, комбинации вольных упражнений.
Общеразвивающие упражнения с предметами
со скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперёд и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полу-приседе, с двойным вращением скакалки. Бег со скакалкой по прямой и по кругу. Эстафеты со скакалками.
с гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях. Маховые и круговые движения руками. Переворачивание, выкручивание и вкручивание. Переносы ног через палку. Подбрасывание и ловля палки. Упражнения вдвоём с одной палкой (с сопротивлением).
с теннисным мячом: броски и ловля из положений стоя, сидя и лёжа одной и двумя руками. Ловля мяча, отскочившего от стенки. Перебрасывания мяча на ходу и при беге. Метание мяча в цель, на дальность. с набивным мячом: вес мяча от 1 до 3кг. Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движениями туловищем, маховые движения. Броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием. Перебрасывания мяча друг другу и по кругу из положений стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине, лёжа на груди. Различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, броском двумя руками из-за головы, через голову, между ногами). Броски и подкидывания мяча одной и двумя ногами (в прыжке). Эстафеты и игры с мячом. Соревнования на дальность броска одной и двумя руками вперёд и назад.
с отягощениями: с гантелями сгибание-разгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др. Со штангой наклоны, приседания, вращения туловища (вес штанги от 40% до 80% относительно веса спортсмена, в зависимости от его возраста и квалификации). С гирями выжимание, вырывание и толкание гири из различных исходных положений. Различные движения с гирей руками, ногами, туловищем. Удержания гири. Метание гири. Жонглирование гирями (вес гири 8, 16, 24кг.). Использование камней, брёвен, труб в качестве отягощения.
на гимнастических снарядах: на канате и шесте лазание с помощью и без помощи ног, раскачивание, прыжки с каната. На бревне ходьба, быстрые повороты, прыжки, соскоки и т.д. На перекладине и кольцах подтягивания, повороты, размахивания, соскоки и др. На козле и коне опорные прыжки.
акробатические упражнения: кувырки, перевороты, подъёмы. Кувырки вперёд и назад с переходом в стойку на кистях. Кувырок-полёт в длину, высоту, через препятствие (партнёр, манекен, стул, верёвку и пр.). Кувырок одной ногой вперёд. Кувырок через правое и левое плечи. Кувырок скрестив голени. Кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперёд. Подъём разгибом из положения лёжа на спине. Парные кувырки вперёд и назад. Парный переворот назад. Сальто вперёд с разбега, фляк и др.
подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, игры с бегом, прыжками, с элементами сопротивления. Игры с расстановкой и собиранием предметов, с переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.
Специальная физическая подготовка (для всех групп)
простейшие формы борьбы: отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага. Перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу. Перетягивание из положения сидя ноги врозь, упираясь ступнями. Перетягивание каната. Выталкивание с ковра. Борьба за захват руки (рук, ноги, ног). Борьба за овладение мячом. «Бой всадников», «бой петухов» и др.
упражнения для укрепления моста: движения на мосту вперёд-назад, с поворотом головы. Упражнения для мышц шеи в упоре головой в ковёр. Движения вперёд-назад, в стороны, кругообразные, забегания вокруг головы из положения упора головой в ковёр. Упражнения в положении на мосту с партнёром. Опускание на мост со стойки с помощью партнёра и самостоятельно. Перевороты с моста через голову. Упражнения на мосту с набивным мячом, гирями, гантелями, штангой. Вставание с моста. Уходы с моста самостоятельно и с помощью партнёра и др. имитационные упражнения: упражнения в выполнении приёмов борьбы или отдельных частей приёма без партнёра с борцовским манекеном или боксёрским мешком. Поднимание боксёрского мешка или манекена, стоящего вертикально, на плечо. Поднимание мешка или манекена, лежащего на ковре до уровня груди. Упражнения с манекеном в бросках через спину, через грудь с прогибом, в переворотах накатом и т.п.
упражнения с партнёром: выполнение отдельных элементов приёмов и их сочетаний (на точность и быстроту). Упражнения в самостраховке и страховке партнёров: отталкивание руками от ковра из упора лёжа. Падение на ковёр стоя грудью, боком, спиной к нему, с приземлением на полусогнутые руки. Напряжённое падение на ковёр при проведении приёмов, не выставление прямых рук в ковёр, сгибание ног атакованным при бросках под воротом и др.
Психологическая подготовка Требование регулярного посещения занятий. Чёткое выполнение требований тренера-преподавателя. Воспитание опрятности. Коллективное выполнение общественно-полезного труда. Преодоление трудностей во время изучения упражнений и техники борьбы. Борьба при зрителях. Воспитание трудолюбия. Воспитание честности. Подчинение поступков разуму. Привитие бережного отношения к общественной собственности и культурным ценностям.
Изучение и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы.
1 год обучения. Техника борьбы в партере.
перевороты скручиванием:
1-рычагом защита:
а) прижать захватываемую руку к туловищу
б) выставить ногу в сторону переворота и, снимая руку с шеи встать в стойку.
контрприёмы:
а) переворот за себя за разноимённую руку под плечо.
б) переворот за себя за разноимённое плечо.
2-захватом рук сбоку защита:
а) отвести дальнюю руку в сторону
б) выставить дальнюю ногу вперёд и, повернувшись грудью к атакующему, вставать в стойку.
в) поворачиваясь спиной к атакующему, выставить ближнюю ногу в сторону переворота.
контрприёмы:
а) переворот за себя за одноимённое плечо
б) переворот за себя за разноимённую руку под плечо.
3-за себя захватом рук сбоку защита:
отвести дальнюю руку в сторону контрприёмы:
переворот за себя за одноимённую или разноимённую руку, под плечо. перевороты забеганием: 1-захватом шеи из-под плеча защита:
а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею
б) прижимая плечо к себе, выставить ногу в сторону переворота
контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) бросок подворотом захватом руки под плечо (изучается после освоения одноимённого приёма в стойке).
2-с ключом и предплечьем на шее защита:
а) лечь на бок спиной к атакующему и снять его руку с шеи или упереться рукой в ковёр
б) упираясь свободной рукой в ковёр принять положение высокого партера, отводя плечо захваченной руки в сторону.
контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) бросок подворотом захватом руки через плечо
в) бросок за запястье перевороты переходом:
1-с ключом и захватом подбородка защита:
а) не давая перевести себя на живот, упереться свободной рукой в ковёр и отставить ногу назад между ногами атакующего
б) лечь на бок со стороны захваченной на ключ руки и выставить другую руку и ногу в сторону переворота контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) бросок подворотом захватом руки через плечо 2-с ключом и захватом плеча другой рукой защита: а) лечь на бок, захваченной рукой на ключ и выставить ногу и руку в сторону переворота
контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) бросок подворотом захватом руки через плечо захваты руки на ключ:
1- одной рукой сзади защита:
выставляя руку вперёд, отставить ногу назад, между ног атакующего.
2-двумя руками сзади защита: выставляя соединённые в крючок руки вперёд, отставить ногу назад между ног атакующего и сделать встречное движение туловищем в его сторону.
3-с упором головой в плечо защита: убрать захватываемую руку локтем под себя.
4-толчком противника в сторону защита:
в момент падения прижать захватываемую руку к своему туловищу
5-рывком за плечи защита:
в момент рывка за плечи – выставить руки вперёд способы освобождения руки, захваченной на ключ:
а) выставить вперёд на колено ногу, соответствующую захваченной на ключ руке, одновременно рывком рукой вперёд освободиться от захвата
б) выставляя вперёд и в сторону атакующего ближнюю ногу, находящуюся между его ног, повернуться к нему грудью и выпрямить руку, захваченную на ключ контрприёмы при захвате
руки на ключ:
а) бросок подворотом захватом руки через плечо
б) бросок захватом руки за запястье
примерные комбинации приёмов:
а) переворот захватом руки сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот рычагом
б) переворот захватом руки сбоку – выставить дальнюю ногу вперёд и повернуться грудью к атакующему – переворот за себя захватом руки и шеи.
Техника борьбы в стойке
перевод рывком за руку:
защита:
зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку
контрприёмы:
а) перевод рывком за руку
) бросок подворотом захватом за руки через плечо
в) бросок за запястье перевод нырком с захватом шеи и туловища:
защита:
а) захватить разноимённую руку атакующего за плечо
б) перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) бросок прогибом за плечо и шею сверху и захватом другого плеча снизу
в) бросок за запястье и шею броски подворотом:
1. Захватом руки (сверху, снизу) и шею
защита:
приседая отклониться назад и захватить свободной рукой руку атакующего на шее, или упереться свободной рукой в его поясницу.
контрприёмы:
а) сбивание за руку и шею
б) бросок прогибом с захватом туловища (с рукой)
в) перевод за туловище (с рукой) сзади
2. Захватом руки через плечо защита:
выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего контрприёмы:
а) перевод рывком за руку
б) бросок прогибом с захватом туловища с рукой сбоку
примерная комбинация приёмов: перевод рывком за руку – зашагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку – перевод рывком за другую руку.
Тактика. Изучение тактических предпосылок и простейших способов тактической подготовки параллельно с изучением техники приёмов.
Подготовка к соревнованиям. Умение применять изученную технику к условиям тренировочной схватки. Воспитание качеств и развитие навыков, необходимых для проведения схватки по правилам
2 год обучения техника
борьбы в партере перевороты
скручиванием:
1. За дальнюю руку сзади-сбоку защита:
а) выставить вперёд захватываемую руку
б) выставить ногу (разноимённую захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему выседом
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот за себя захватом одноимённой руки за плечо
2. За разноимённое запястье сзади-сбоку защита:
а) выставить руку вперёд
б) освободить захваченную руку предплечьем свободной руки
контрприёмы:
бросок за запястье
3. Захватом шеи из-под плеча и другой руки снизу защита:
а) прижать руку к себе
б) выставить ногу в сторону переворота и повернуться грудью к атакующему
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот за себя за одноимённое плечо
перевороты забеганием:
1. С ключом и захватом предплечья изнутри защита:
а) выставить вперёд захватываемую руку за предплечье
б) лечь на бок спиной к атакующему и, упираясь рукой (ногой) в ковёр, перейти в высокий партер
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки через плечо
б) переворот выседом за руку под плечо
2. Захватом шеи из-под плеча защита:
а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею
б) прижать плечи к себе, не дать захватить шею
в) прижать плечи к себе, лечь на живот и, поднимая голову, разорвать захват
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот выседом захватом руки под плечо
переворот прогибом с рычагом:
защита:
а) не давая захватить шею, прижать захватываемую руку к себе
б) отставить назад ногу, находящуюся ближе к атакующему, и прижаться тазом к ковру
контрприёмы:
накрывание отставлением ноги назад с захватом руки под плечо
переворот накатом:
захватом туловища и предплечья сверху
защита:
прижаться тазом к ковру и, поворачиваясь грудью к атакующему, упереться рукой и коленом в ковёр
контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) накрывание забрасыванием ног за атакующего
комбинации захватов руки на ключ:
1. Захват руки на ключ при обратном захвате туловища
2. Захват руки на ключ при захвате предплечья дальней руки
3. Захват руки на ключ при захвате шеи из-под плеча снаружи
примерные комбинации приёмов:
1. переворот захватом сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот перекатом с захватом шеи и туловища снизу
2. переворот рычагом – выставить дальнюю ногу вперёд и в сторону переворота –
переворот прогибом и рычагом
Техника борьбы в стойке
перевод рывком захватом шеи с плечом сверху:
защита:
подойти к атакующему и, присев, прижать его руку к себе, захватить туловище и не дать зайти сзади
контрприёмы:
а) перевод вертушкой
) скручивание за руку под плечо
в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловища
г) скручивание за руку и туловище
переводы вращением (вертушки):
1. Захватом руки сверху защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку контрприёмы: накрывание выседом
2. Захватом руки снизу защита: выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку контрприёмы: перевод, зашагивая в противоположную сторону
броски подворотом:
1. Захватом шеи с плечом
защита:
приседая, прижать разноимённую руку атакующего к себе, приседая отклониться назад и захватить сзади туловище с рукой атакующего
контрприёмы:
а) сбивание захватом плеча и шеи
б) бросок прогибом захватом туловища с рукой
2. Захватом руки под плечо
защита:
приседая, отклониться назад
контрприёмы:
бросок прогибом захватом туловища бросок поворотом (мельница):
захватом руки двумя руками на шее (одноимённой рукой на запястье, разноимённой за плечо снаружи)
защита:
отставить ногу, ближнюю к атакующему назад и захватить его шею с плечом сверху
контрприёмы:
а) перевод захватом шеи с плечом сверху
б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху
сбивание:
1. Захватом руки
защита:
в момент толчка, отставить ближнюю к атакующему ногу назад
контрприёмы:
а) перевод рывком за руку
б) бросок прогибом с захватом одноимённой руки снизу
в) бросок прогибом с захватом разноимённой руки и туловища спереди
2. Захватом руки и туловища защита:
в момент толчка, отставить ногу назад
контрприёмы:
бросок прогибом захватом руки и туловища
примерные комбинации приёмов:
1. Перевод рывком за руку – упереться предплечьем захваченной руки в грудь атакующего и зашагнуть за него – бросок подворотом захватом руки
2. Бросок подворотом захватом руки через плечо – выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего – перевод рывком захватом руки
3. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – бросок подворотом захватом руки через плечо
4. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – перевод вертушкой дожимы, уходы и контрприёмы с уходом с моста:
1. Дожим за руку и шею сбоку (с соединением и без соединения рук)
уходы с моста:
а) забегание в сторону от соперника
б) освобождая руку, перевернуться на живот в сторону соперника
контрприёмы:
переворот через себя захватом руки двумя руками
2. Дожим за руку и туловище сбоку (с соединением и без соединения рук)
уходы с моста:
забегание в сторону от соперника контрприёмы:
а) накрывание через высед, захватом руки и туловища спереди
б) переворот через себя захватом руки двумя руками
в) переворот через себя захватом туловища с рукой
Тактика Изучение тактики проведения приёмов и контрприёмов борьбы параллельно с изучением техники. Изучение положений, из которых тот или иной приём легче выполняется.
Подготовка к соревнованиям Применение изученных технических и тактических действий в условиях тренировочной схватки с партнёрами других групп по формуле 2+2, совершенствование знаний в правилах соревнований
2 год обучения техника борьбы в партере
перевороты скручиванием:
1. За дальнюю руку сзади-сбоку защита:
а) выставить вперёд захватываемую руку
б) выставить ногу (разноимённую захваченной руке) в сторону переворота и повернуться спиной к атакующему выседом
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот за себя захватом одноимённой руки за плечо
2. За разноимённое запястье сзади-сбоку
защита:
а) выставить руку вперёд
б) освободить захваченную руку предплечьем свободной руки
контрприёмы:
бросок за запястье
3. Захватом шеи из-под плеча и другой руки снизу
защита:
а) прижать руку к себе
б) выставить ногу в сторону переворота и повернуться грудью к атакующему
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот за себя за одноимённое плечо перевороты
забеганием:
1. С ключом и захватом предплечья изнутри
защита:
а) выставить вперёд захватываемую руку за предплечье
б) лечь на бок спиной к атакующему и, упираясь рукой (ногой) в ковёр, перейти в высокий партер
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки через плечо
б) переворот выседом за руку под плечо
2. Захватом шеи из-под плеча
защита:
а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею
б) прижать плечи к себе, не дать захватить шею
в) прижать плечи к себе, лечь на живот и, поднимая голову, разорвать захват
контрприёмы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо
б) переворот выседом захватом руки под плечо
переворот прогибом с рычагом:
защита:
а) не давая захватить шею, прижать захватываемую руку к себе
б) отставить назад ногу, находящуюся ближе к атакующему, и прижаться тазом к ковру
контрприёмы:
накрывание отставлением ноги назад с захватом руки под плечо переворот накатом:
захватом туловища и предплечья сверху
защита:
прижаться тазом к ковру и, поворачиваясь грудью к атакующему, упереться рукой и коленом в ковёр
контрприёмы:
а) выход наверх выседом
б) накрывание забрасыванием ног за атакующего
комбинации захватов руки на ключ:
1. Захват руки на ключ при обратном захвате туловища
2. Захват руки на ключ при захвате предплечья дальней руки
3. Захват руки на ключ при захвате шеи из-под плеча снаружи
примерные комбинации приёмов:
1. переворот захватом сбоку – отвести дальнюю руку в сторону – переворот перекатом с захватом шеи и туловища снизу
2. переворот рычагом – выставить дальнюю ногу вперёд и в сторону переворота –
переворот прогибом и рычагом
Техника борьбы в стойке
перевод рывком захватом шеи с плечом сверху:
защита:
подойти к атакующему и, присев, прижать его руку к себе, захватить туловище и не дать зайти сзади
контрприёмы:
а) перевод вертушкой
б) скручивание за руку под плечо
в) бросок прогибом захватом руки на шее и туловища
г) скручивание за руку и туловище
переводы вращением (вертушки):
1. Захватом руки сверху
защита:
выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку
контрприёмы:
накрывание выседом
2. Захватом руки снизу защита:
выпрямляясь, рвануть к себе захваченную руку
контрприёмы:
перевод, зашагивая в противоположную сторону
броски подворотом:
1. Захватом шеи с плечом
защита:
приседая, прижать разноимённую руку атакующего к себе, приседая отклониться назад и захватить сзади туловище с рукой атакующего
контрприёмы:
а) сбивание захватом плеча и шеи
б) бросок прогибом захватом туловища с рукой
2. Захватом руки под плечо
защита:
приседая, отклониться назад
контрприёмы:
бросок прогибом захватом туловища бросок поворотом (мельница):
захватом руки двумя руками на шее (одноимённой рукой на запястье, разноимённой за плечо снаружи)
защита:
отставить ногу, ближнюю к атакующему назад и захватить его шею с плечом сверху контрприёмы: а) перевод захватом шеи с плечом сверху
б) бросок прогибом захватом шеи с плечом сверху сбивание:
1. Захватом руки
защита:
в момент толчка, отставить ближнюю к атакующему ногу назад
контрприёмы:
а) перевод рывком за руку
б) бросок прогибом с захватом одноимённой руки снизу
в) бросок прогибом с захватом разноимённой руки и туловища спереди
2. Захватом руки и туловища защита:
в момент толчка, отставить ногу назад
контрприёмы:
бросок прогибом захватом руки и туловища примерные
комбинации приёмов:
1. Перевод рывком за руку – упереться предплечьем захваченной руки в грудь атакующего и зашагнуть за него – бросок подворотом захватом руки
2. Бросок подворотом захватом руки через плечо – выпрямиться и упереться свободной рукой в поясницу атакующего – перевод рывком захватом руки
3. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – бросок подворотом захватом руки через плечо
4. Сбивание захватом руки – в момент толчка, отставить ногу назад – перевод вертушкой дожимы, уходы и контрприёмы с уходом с моста:
1. Дожим за руку и шею сбоку (с соединением и без соединения рук)
уходы с моста:
а) забегание в сторону от соперника
б) освобождая руку, перевернуться на живот в сторону соперника
контрприёмы:
переворот через себя захватом руки двумя руками
2. Дожим за руку и туловище сбоку (с соединением и без соединения рук) уходы с моста:
забегание в сторону от соперника
контрприёмы:
а) накрывание через высед, захватом руки и туловища спереди
б) переворот через себя захватом руки двумя руками
в) переворот через себя захватом туловища с рукой
Тактика Изучение тактики проведения приёмов и контрприёмов борьбы параллельно с изучением техники. Изучение положений, из которых тот или иной приём легче выполняется. Подготовка к соревнованиям Применение изученных технических и тактических действий в условиях тренировочной схватки с партнёрами других групп по формуле 2+2, совершенствование знаний в правилах соревнований.
Организационно – методические указания
Занятия с подростками следует проводить с учетом возрастных особенностей.
8-10 лет - хорошо поддаются развитию быстрота, ловкость, гибкость.
10-12 лет – сила. В этот период спортсменам дается комплекс специальных силовых упражнений.
12-14 лет – легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосылки для целенаправленного развития выносливости.
О переводе подростков из младшей группы в старшую, тренер судит по сдаче ими нормативных требований. Занимающихся, не выполнивших нормативные требования, объединяют в одну группу, где они продолжают совершенствоваться по уже пройденной программе. В процессе занятий, в зависимости от подготовленности такой группы, тренер должен включать в рабочий план новые варианты изученной техники спортивной борьбы и дополнительную тактическую подготовку. Теоретический материал в младших группах следует излагать популярно в форме коротких бесед по 10-15 минут. В старших группах теорию изучают более углубленно. При изложении теоретического материала необходимо использовать наглядные пособия. Отдельные теоретические вопросы, занимающиеся по заданию тренера, изучают самостоятельно. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи следует проводить врачу. Практические занятия не должны быть однообразными. Преподаватель обязан обеспечить эмоциональность занятий, используя игры, эстафеты и другие упражнения, проводимые соревновательным методом, что повышает заинтересованность и работоспособность занимающихся. Строевые упражнения включаются в каждое занятие в целях организации занимающихся, воспитание дисциплины, развития хорошей осанки, разумного размещения занимающихся для действий на месте и в движении в соответствии с условиями занятий. Общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения из других видов спорта обеспечивает общее физическое развитие занимающихся. Специальные упражнения направлены на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых юному борцу, координации движений, специфических навыков, способствующих лучшему овладению техникой борьбы. Тренер может дополнять материал программы, если он полностью освоен занимающимися. В данной программе практический материал по технике изложен для разных учебных групп согласно спортивной классификации.
Изучать приемы спортивной борьбы рекомендуется с партера. Перед изучением переворотов с ключом осваивают захваты руки на ключ. Овладев 3-4 приемами в партере, переходят к освоению приемов в стойке. В дальнейшем изучение приемов в стойке чередуется с изучением приемов в партере. Чередуют приемы по мере их усвоения. Последовательность их изучения тренер определяет в зависимости от подготовленности занимающихся. Устанавливая последовательность, тренер должен стремиться к тому, чтобы занимающиеся овладевали широким кругом технических действий. В группе совершенствования каждый занимающийся должен овладеть 5-6 приемами в стойке и столькими же приемами в партере и уметь соединять их в комбинации. Для лучшего освоения материал следует систематически повторять. Это относится и к борцам, совершенствующим свое спортивное мастерство по индивидуальным планам. После того как прием или группа похожих приемов будет хорошо усвоена, изучают защиты и контрприемы. Комбинации разучивают после освоения составляющих их приемов. Часть комбинаций может осваиваться в последующие годы. Одновременно с изучением техники приемов со 2 года занятий занимающиеся осваивают дожимы и простейшие уходы с моста. Сложными контрприемами с уходом с моста овладевают в старших группах. По мере усвоения приемов, защиты и контрприемы можно изучать на одном занятии, одновременно с изучением приема. Приемы изучаются в начале без сопротивления партнера, потом с сопротивлением не в полную силу (учебная схватка). Каждый прием осваивается на месте и в движении в обе стороны. Совершенствование приема проводится в учебно-тренировочных схватках.
Занимающихся постепенно, по мере овладения техникой приемов, подводят к условиям соревнований. Тренер должен наблюдать за каждой схваткой и требовать от занимающихся точного выполнения поставленной задачи. При обучении броскам подворотом в стойке необходимо научить занимающихся выполнять поворот к партнеру различными способами: подставляя сзади стоящую ногу за впереди стоящую; подставляя впереди стоящую ногу к сзади стоящей.
Для борцов 1-го разряда и борцов более высокой квалификации тренер, совместно с самим занимающимся, составляет индивидуальный план (см. приложение №2) на каждый учебно-тренировочный период.
В индивидуальном плане необходимо указывать:
1. Задачи.
2. Соревнования, в которых должен участвовать борец.
3. На развитие каких качеств следует обратить особое внимание.
4. Какие приёмы, защиты, контрприёмы и комбинации требуют совершенствования.
5. Какие тактические способы нужно освоить.
6. Нормативные требования. Занимающийся должен подойти к соревнованиям в наилучшей спортивной форме. Нагрузки в тренировочных занятиях можно повышать только на основе тщательных наблюдений за ходом тренировочного процесса совместно с врачом и с учётом самочувствия тренирующегося. Занятия в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на воздухе (лёгкая атлетика, спортивные игры и др. виды спорта) Кроме специальных занятий по физической подготовке, рекомендуется в тёплое время года проводить на воздухе подготовительную часть урока или урок по борьбе в целом.
В целях лучшего и более быстрого освоения материала занимающимся даются индивидуальные домашние задания по физической подготовке, технике и др. В группах начальной подготовки официальных соревнований по борьбе проводить не рекомендуется. Для них проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке и испытания по пройденному материалу. В тренировочных группах для 8-10ти летних борцов проводятся внутришкольные турниры, районные соревнования. Для 10-13ти летних проводятся соревнования вплоть до окружных. С 16ти летнего возраста борцы могут участвовать в соревнованиях любого масштаба.
К каждому календарному соревнованию должна вестись планомерная подготовка на основе систематических круглогодичных занятий. Перед каждым соревнованием тренер должен дать установки участвующим, а по окончании сделать разбор с оценкой выполнения заданий и указать пути устранения допущенных ошибок. Для обеспечения круглогодичных тренировочных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря. Тренировочные занятия по спортивной борьбе и общей физической подготовке проводятся в форме урока, состоящего из 4х частей: 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. (5-10 минут) Задачи: Организация группы, объяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе.
Средства:
построение и проверка состава группы, повороты на месте и в движении, разновидности ходьбы, бег, упражнения на внимание, построение для проведения следующей части урока.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. (20-35 минут) Задачи: развитие физических качеств, повышение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, подготовка организма к основной части урока. Средства: гимнастические упражнения без снарядов, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения со снарядами (гантели, гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гири и др.), парные упражнения, упражнения с сопротивлением, акробатика, упражнения на гимнастических снарядах ( скамейка, гимн. кольца, гимн. стенка, канат и т.д.), специальные упражнения (броски манекена, имитация приёмов, повороты партнёра боком и спиной, повороты спиной к партнёру, отрывы партнёра от ковра и др.). Специальные упражнения включаются в каждый урок.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. (40-145минут) Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие физических и волевых качеств борца, повышение его тренированности. Средства: специальные упражнения и имитация различных действий борца, упражнения с манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы с партнёрами, учебно-тренировочные и тренировочные схватки.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. (5-10 минут)
Задачи: постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние. Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, строевые упражнения, упражнения на внимание, спокойные игры.
При подготовке к соревнованиям урок может состоять из 3х частей:
1. Подготовительная часть (разминка).
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Нормативные требования при приёме в секцию спортивной (греко-римской) борьбы и при переводе в следующую группу.
При переходе в группу 2го года обучения
1. Выполнить нормативы по общей и специальной физической подготовке.
2. Ответить на 2-3 вопроса по теории.
3. Назвать и показать 2-3 технических действия.
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Подготовки _________________________________ на 20__год
(фамилия, имя, отчество)
Участие в районных соревнованиях | Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток | Общее кол-во за год | Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.) |
Участие в краевых соревнованиях | Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток | Общее кол-во за год | Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.) |
Участие во всероссийских соревнованиях | Наименование и даты Планируемый результат Кол-во соревновательных схваток | Общее кол-во за год | Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.) |
Прохождение учебно – тренировочных сборов | Районные, краевые, окружные, всероссийские | Общее кол-во за год | Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.) |
Учебно – тренировочная работа | Кол-во рабочих дней Кол-во часов занятий Кол-во часов спец подготовки Кол-во часов восстановления Кол-во часов активного отдыха Кол-во часов занятий по ОФП Кол-во часов теоретических занятий Общее кол-во часов занятий | Общее кол-во за год | Месяцы подготовки (янв., февр. и т.д.) |
Информационное обеспечение программы
1. Абдулхаков М.Р., Трапезников А.А., «Бороться, чтобы побеждать». 2. Белов В.С.Греко-римская борьба (строки из истории). 3. Дешин Д.Ф., Врачебный контроль в физическом воспитании Ф и С. 4. Кодеридзе К.Е., «Молодым борцам», журнал Физкультура и Спорт 5. Новиков А.Д.; Матвеев Л.П., Теория и методика физического воспитания, журнал Физкультура и Спорт. 6. Степанов Г.И., «Юный борец», журнал Физкультура и Спорт . 7. Подливаев Б.А, Грузных Г.М., Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР и школ олимпийского резерва по грекоримской борьбе. 8. Яковлев Н.И., « Режим и питание спортсмена в период тренировки и соревнований», журнал Физкультура и Спорт . 9. Якушев Ф. «Путь к Олимпу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по Греко-римской борьбе
План-конспект по Греко-римской борьбе....
Программа школьной секции. Волейбол.
Программа расчитана на детей с 5-11 класс....
ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.
Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....
Использование программно-целевого подхода при составлении образовательных программ инструментальной секции ДХС «Искра» ДДЮТ «На Ленской»
В настоящей работе предпринята попытка разработки некоторых рекомендаций для государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей, в частности, для предметов художественного направле...
Рабочая программа по секции "Футбол"
Рабочая программа по секции "Футбол" в школе №116 им. В.П.Чкалова города Нижнего Новгорода...
Особенности тактики подготавливающих действий для бросков прогибом в греко-римской борьбе
Актуальность исследования. Тактическое значение подготавливающих действий в греко-римской борьбе стало осознаваться специалистами сравнительно недавно (А.В. Чудаков, О.Б. Малков 2003), и это было связ...
ПРОГРАММЫ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ
Программы спортивных секций...