Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
проект на тему

Михина Светлана Владимировна

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в ваыборе содержания и методов обучения.Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhina_s.v.proekt_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                     

                              Авторский проект по теме:

«Особенности  формирования универсальных учебных действий на уроках       Окружающего мира  в 1-ом классе»   (УМК  «Школа России»).

                                                               Выполнил: учитель начальных                      

                                                                классов МКОУ Козловская СОШ

                                                               Бутурлиновского  района

                                                               Воронежской  области

                                                               Михина Светлана Владимировна.

                                           

                                           

                                                       2012г.

Цель проекта:

изучить  особенности  формирования  УУД  на  уроках окружающего  мира  в 1-ом классе на основе ФГОС  второго поколения.

Задачи проекта:

  1. дать  определение понятию   УУД;
  2.  изучить  функции  УУД;
  3.  познакомиться с основными видами УУД на уроках окружающего мира  в 1-ом классе;
  4.  определить   формирование  личностных  результатов;
  5. познакомиться с регулятивными учебными действиями;
  6. изучить  познавательные учебные действия;
  7. изучить  коммуникативные учебные действия
  8.  определить  предметные  результаты изучаемого курса;
  9.   определить  особенности  формирования  УУД  по окружающему  миру на примере раздела  программы  «Что и кто?»;

                                                     

                                                         Введение.

За  последние  десятилетия  в  обществе  произошли  кардинальные изменения  в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков  как  основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения  знаниями, к активному  участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Реализация  ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов  обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных  задач и возможность саморазвития обучающихся.

Последовательная реализация  деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность  их  самостоятельного движения в изучаемой  области, существенное повышение их мотивации и интереса  к учёбе.

В  рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

1.Понятие «универсальных учебных действий»

Термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

            

Способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения  компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой  ориентации как  в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно - смысловых и операциональных характеристик.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира ценностно – смысловых  оснований личностного морального выбора.

2. Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать  необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  •  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

3.Универсальный  характер  учебных  действий  проявляется в том, что они  носят  надпредметный,  метапредметный характер; обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех  ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально- предметного содержания. Универсальные учебные действия  обеспечивают  этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В  составе основных  видов универсальных учебных действий  выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

4. Изучение курса «окружающий мир » в 1-ом классе направлено на получение следующих  личностных результатов:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-  формирование процесса принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие  мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5.Регулятивные универсальные учебные действия:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять  наиболее  эффективные способы достижения результата;

- умение  понимать причины  успеха  /неуспеха/  учебной  деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Познавательные универсальные учебные действия:

- умение  использовать  знаково – символические  средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических  задач;

- умение активно использовать речевые  средства и средства информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и  интерпретации  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

- владение  логическими  действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- владение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

7.Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение  определять общую цель и пути нёё достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно  оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

8.Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, Победы;

- сформированность  уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных  правил  нравственного поведения в мире природы и людей, норм  здоровьесберегающего  поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением  информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

 -развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания на ступени общего образования следующим образом:

1 класс: Личностные УУД – научить детей  ценить  и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «родина», природа;

Уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям; освоить роль ученика, формирование интереса, мотивации к учению;

Регулятивные УУД –   научить детей организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной  деятельности под руководством учителя;

Познавательные УУД -  научить детей ориентироваться в учебнике, определять умения, которые сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты на основе существенных признаков; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.

Коммуникативные УУД – умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться ,прощаться, благодарить; уметь слушать и понимать речь других, участвовать в паре.

Рабочая программа курса  «Окружающий мир»для первого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования.

Изучение курса  «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование  целостной картины мира и осознание  места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессианального  многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни   ив различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) Идея многообразия мира;

 2)Идея целостности мира;

 3)Идея уважения к миру.

Специфика курса  «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный  интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся  материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная  основа для  широкой  реализации  межпредметных  связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на  уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

9.Рассмотрим особенности формирования универсальных учебных действий в 1-ом классе на примере раздела программы по окружающему миру для 1-го класса  « Что и кто?», используя учебно- методический комплекс «Школа России». Автор учебника «Окружающий мир» для первого класса  А.А.Плешаков. Учебник в 2-х частях- М.: Просвещение, 2012г. Рабочая тетрадь в 2-х частях-М.: Просвещение. 2012г.

 Урок  №17  на тему    «Что окружает нас дома?» (комбинированный)

 Основные понятия урока: систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода; группировка предметов по их назначению

Планируемые  результаты  освоения  материала:

Предметные: характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, осознание собственных  мотивов учебной деятельности.

       Цели: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению; обобщить и систематизировать правила безопасного обращения с некоторыми предметами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Формирование УУД  личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 регулятивные УУД  умение точно выражать свои мысли;

 умение определять цель деятельности на уроке;  умение определять успешность своего задания.

познавательные УУД: умение извлекать информацию из  иллюстраций;

умение выявлять сущность, особенности объектов;

 умение на основе анализа объектов делать выводы;

 умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными   

  задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; 

Оборудование: Конверт с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.Учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс .М.: Просвещение, 2011г. с приложением на электронном носителе. Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2011г.

Карточки с рисунками: 1. Стол,  диван, чашка. 2 .Пылесос, шляпа, платье.

3.Миска, тарелка, стул.

Иллюстрации: Чайник, холодильник, ковш, шапка, стул у  учащихся-ножницы

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
универсальные
учебные действия

1.Организационный момент.

- Начинаем урок. 

 Поздоровайтесь

друг с другом

Дети здороваются друг с другом и улыбаются

Личностные УУД

Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

2.Актуализация знаний

 

  1. Беседа              Кто дома узнал о каком-либо животном и хочет поделиться своими знаниями?

Кто прочитал странички для любознательных и хочет что-то рассказать?

2. Графический диктант                    (Знаки даны на доске).

- У всех птиц есть перья?

- Все птицы умеют летать?

- Если животное большое, - это зверь?

- Летучая мышь – это птица?

- Кит – это большая рыба?

- Тело зверей покрыто шерстью?

- Пингвин не относится к птицам, потому что он не умеет летать.

(В результате у детей должен появиться рисунок)

3. Работа над загадками.

- Отгадайте загадки.         

В одежде богатой,       Да сам слеповатый. Живет без оконца,     Не видывал солнца.

Не дерево, а суковат.

Через море-океан Плывет чудо-великан,  А ус во рту прячет.

 

Ответы детей

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

   

+  -

Да

 

Нет

Нет

 

Нет

Нет

 

Да

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

Крот

 

Олень

Кит

ПознавательныеУУД.                            

 Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

 

 

 

 

 

ПознавательныеУУД.                            

Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД.                            

 Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

3. Самоопределение к деятельности.

 

Наш любознательный Муравьишка, как  всегда, приготовил для вас интересные вопросы. Попробуйте догадаться, о чем идет речь.

- Как называется отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками?

-Назовите многозначное слово из семи букв: может быть вещь, а может быть особая дисциплина.

- Объедините по смыслу два угаданных  слова и узнаете тему нашего урока.

 

Тема нашего урока: «Что окружает нас дома?».                        На уроке мы будем учиться объединять в группы предметы, которые окружают нас дома. 

 

 

 

 

 

Комната

 

 

Предмет

 

 

Предметы в комнате

 

 Познавательные УУД.                             Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

4. Работа по теме урока

Дома вас окружают различные предметы домашнего обихода. Их можно разделить на следующие группы: мебель, бытовая техника, одежда, посуда.

Мудрая Черепаха решила навестить Муравьишку.

-Ребята, а вы хотите побывать в домике у Муравьишки? Кто из вас отправится вместе с Черепахой к нему в гости?

- Замечательно! Мы все вместе заглянем в домик к Муравьишке.

Работа с учебником

- Рассмотрите домик Муравьишки, что вы можете сказать? Давайте поможем Муравьишке навести порядок.

- С чего мы начнем?  

На этом рисунке пять предметов мебели. Найдите их и назовите

Найдите и назовите пять электроприборов

Найдите и назовите семь предметов одежды и обуви

Найдите и назовите шесть предметов посуды

Сколько всего групп предметов?

Назовите каждую группу?

 

 

 

Дети поднимают руки

 

 

 

 

 

 

В домике беспорядок

 

 

Нужно все предметы разложить по группам: одежду с одеждой, посуду с посудой и и т.д.

 

Шкаф для одежды (шифоньер), стул, стол, кресло, шкаф для посуды

Утюг, телевизор, магнитофон, электрическийчайник,  люстра

Шуба, пальто, брюки, шапка, носок, сапог, халат

Чайник, кувшин, тарелка, сковорода, кружка, самовар

 

Мебель, электроприборы,    

 одежда, посуда 

Познавательные УУД.            

 Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

 

 

 

 

 

Личностные УУД  –   ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

 

 

 

Коммуникативные УУД

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

 

5.Физкультминутка

 

 

 

6. Первичное закрепление.

 

Разгадывание загадок Мудрая Черепаха подготовила загадки о вещах.

1. Из горячего колодца Через нос водица льется.   

2. Летом папа нам привез                      В белом ящике мороз  И теперь мороз седой Дома летом и зимой  Бережет продукты:  Мясо, рыбу, фрукты. 

3. Утка в воде,              А хвост на горе.  

4. Сижу верхом,          Не знаю на ком.               

5. С ногами – без рук,  С боками - без ребер,  С сиденьем – без живота,                        Со спиной – без головы.      

 

 

 

Чайник, посуда

 

 

Холодильник, бытовая техника

 

Ковш, посуда

 

Шапка, одежда

 

Стул, мебель

 Коммуникативные УУД                     умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться. 

 

 

Познавательные – УУД.                        поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей

 

7.Самостоятельная работа.

 

Работа с таблицей в учебнике

(Работа с таблицей в учебнике  и конвертами с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.)

Подготовим для работы карточки и расположим их в учебнике так, чтобы продолжить ряды.

Обсуждение выполненных работ.

 

Коммуникативные УУД                    умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Познавательные УУД

8.Тренировочные упражнения и задания на повторение.

 

(На доске карточки с рисунками)             Игра «Что лишнее?»

1. Стол, диван, чашка.

2. Пылесос, шляпа, платье.

3. Миска, тарелка, стул.

Беседа о безопасном использовании предметов в доме.      - Подумайте, что же опасного может быть дома?

- Отгадайте загадки и скажите, когда эти предметы могут быть опасными.

1. Два конца, два кольца .  Посередине гвоздик.    (Повторение правил обращения с ножницами)

2. Барыня – княгиня Весь мир нарядила,     А сама нагая ходит.     (Повторение правил обращения с иголкой)

3. Без рук, без ног,        А сам хлеб режет.       

4. Четыре хворостинки  На одной палочке сидят.

Все эти вещи относятся к категории острых, колющих и режущих предметов.

 

 

Чашка.

Пылесос.

 

Стул.

 

Ножницы

 

 

 

Игла

 

 

Нож

Вилка

 

 

ПознавательныеУУД.                        

поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей 

 

 

 

9. Рефлексия.

Игра-соревнование.

-Оцените свои достижения на уроке.

 

Коммуникативные УУД.

 

Познавательные УУД.

 

Личностные УУД .  

10.Рефлексия

учебной деятельности.

 

 Как надо относиться к вещам  находящимся в квартире? Что надо делать для того, чтобы в доме был порядок? Какие цели  мы ставили в начале урока? Какие достигли?

 Дети  сверяют свой  ответ с модульным ответом, который учитель записал на доске и показывают оценку.

На этом уроке дети получают  задание к выполнению практической работы:

Задание 1.

 Учитель:    - У нас  с вами была таблица, состоящая из названий предметов. Мы составили её вместе. Теперь вы должны самостоятельно заполнить таблицу на стр .43, но не словами, а  рисунками. Из  Приложения вашей рабочей тетради ( с .63)  вы вырезаете изображения предметов и накладываете их в  нужный столбик. Какие предметы  будут в первом столбике?  А какие  во  втором?

- А  теперь  поменяйте  местами картинки и попросите соседа по парте найти ошибки. Приведите   свои примеры предметов каждой группы.

Задание 2.

- Назовите группы предметов, которые окружают вас  дома. (  с30 №3).Пронумеруйте предметы в порядке увеличения ( уменьшения) их размеров. Обменяйтесь с  соседом  по  парте тетрадями, проверьте, как вы выполнили.

                               

                          Раздел «Что и кто?»

  2.Тема урока: Что такое Родина?  (УИНМ)

 Основные понятия урока : Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой  Родине.

 Планируемые   предметные результаты освоения  материала.

Предметные: работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; оценивать своё знание  и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Личностные: в предложенных педагогом ситуациях и общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. Оценивать  свои достижения на уроке.

  3.Тема урока: Что  мы знаем  о  народах России ?    (УИНМ)

Основные понятия урока: многонациональный характер населения России, знакомство  с национальными праздниками народов России, знакомство с основными традиционными религиями. 

Планируемые   предметные результаты освоения  материала.

Предметные:  рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографии) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Метапредметные: Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе.

Личностные: Понимать новый статус  «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

   4. Тема урока: Что  мы знаем  о   Москве?(УИНМ) 

Основные понятия урока: знакомство с достопримечательностями Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Планируемые   предметные результаты  освоения  материала.

Предметные:  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы.

Метапредметные: слушать и понимать речь других, совместно  договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

   5. Тема урока: Проект «Моя малая Родина» (Урок- проект) 

Основные понятия урока: подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами  учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. 

Планируемые   предметные результаты  освоения  материала. Предметные:  с помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности  своей  малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.

 Метапредметные: слушать и понимать речь других; составлять устный рассказ по заданной теме; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. 

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний   и  умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

                                                    Заключение:  

Формирование универсальных учебных действий   на уроках окружающего мира  

обеспечивает воспитание гуманной, творческой, социально активной  личности, бережно относящейся  к богатствам природы и общества; формирование в сознании обучающихся единого, ценностного  окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной  картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.

 У детей воспитывается  любовь  к своему городу ( селу), к своей Родине, развивается интерес к познанию окружающего мира, формируются навыки экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного  предмета  обеспечивается  существенное воздействие на развитие у  обучающихся  речи и  познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти , внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Первоклассник – первооткрыватель  мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего мира через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы : КТО? ЧТО? КАК?КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?  и др.

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать  в доступной форме  ответы на них.

                                       

                                           

                                                      Литература.

1.Сборник рабочих программ   «Школа России» 1-4 классы. Москва  Просвещение  2011год.

2.Стандарты второго поколения . Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения. Москва  «Просвещение» 2011год.

3.Стандарты второго поколения. Планируемые  результаты начального общего  образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой  Москва  «Просвещение» 2011год. 3-е издание.

4.Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Школа России» (Автор- составитель  С.А.Шейкина)

5.Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир».

6.Учебник  «Окружающий мир» А.А.Плешаков  часть  1. Москва  «Просвещение» 2011год.

7. .Учебник  «Окружающий мир» А.А.Плешаков  часть  2. Москва  «Просвещение» 2011год.

8.Рабочая тетрадь  по окружающему миру    для 1-го класса  А.А.Плешаков Москва  «Просвещение» 2011год.

9.Методическое пособие  «Мир вокруг нас» для 1-го класса, авторы А.А.Плешаков, В.П.Александрова. С.А. Борисова. Москва  «Просвещение» 2011год.

10.Изучаем  «Окружающий мир с увлечением»  Гайдина  Л.И., Кочергина А.В.

 Москва   2009год.

11.Журнал  « Начальная школа»  №10. 2011год.

12. 1000 загадок. Популярное пособие родителей и педагогов. Н.В.Ёлкина, Т.И Тарабарина.  Ярославль, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

«Мониторинг уровня формированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся 5/9 класса в условиях внедрения ФГОС»

Современное общество требует от системы образования компетентностного подхода к процессу и результатам учебно-воспитательной деятельности. От выпускников профессиональных учебных заведений требуется н...

Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Остановимся на некоторых межпредметных понятиях в математике.Например, понятия «корень», «корень уравнения», «корень слова», «сфера», «сфера услуг...

Методическая работа на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания» (из опыта работы)

Уроки истории и обществознания дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.Формирование универсальных учебных действий на уроках ...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...