Доклад «Психологические аспекты воспитательных технологий»
материал

Паршикова Елена Александровна

Идея технологизации педагогической деятельности все глубже проникает как в психологическую и педагогическую науки, так и в практику системы образования. Но степень проработанности этой идеи еще недостаточна, поэтому возникают терминологическая путаница и неточности, затрудняющие понимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_psih-e_aspekty_vospit_.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

____________________________________________________________________________________________

Доклад

«Психологические аспекты воспитательных технологий»

Педагог-психолог МБОУ ДО «ДДТ» п.Пурпе Е.А. Паршикова

2018г.

         

  Идея технологизации педагогической деятельности все глубже проникает как в психологическую и педагогическую науки, так и в практику системы образования. Но степень проработанности этой идеи еще недостаточна, поэтому возникают терминологическая путаница и неточности, затрудняющие понимание!

Наиболее полно отражает сущность педагогической технологии определение М.В. Кларина [1]: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности)

Классификация классических технологий очень разветвлена. Например, Г.К. Селевко [4] предлагает классификацию по 12 основаниям. В частности, по содержанию основной деятельности можно рассмотреть образовательные и воспитательные технологии. Но если некоторые образовательные технологии уже достаточно хорошо отработаны, то сам факт возможности применения воспитательных технологий вызывает сомнение у многих исследователей и педагогов-практиков.

Действительно, если говорить строго, то большая часть критериев технологичности выполнима лишь частично. Одним из «продуктов» воспитательной технологии являются качества личности воспитанника. Но в психологической науке вопрос об описании личностных качеств отработан недостаточно, еще не создано адекватных диагностических процедур. Поэтому затруднены замеры конечных результатов воспитательной деятельности (и тем более промежуточных), особенно если речь идет об отдельной личности.

Что может рассматриваться в качестве технологических элементов воспитательной деятельности?

Во-первых, набор профессионально-педагогических умений, обширный перечень которых предлагает А.К. Маркова

Во-вторых, это набор «личных», индивидуальных, доведенных до уровня искусства приемов, которые имеют целостный, интегрированный характер и составляют сокровищницу учителя-мастера. При их детальном анализе обнаруживается, что у разных педагогов они «сотканы» из одних и тех же составляющих, но «пропущены» через персональные «Я-концепции» их авторов.

   Понятие воспитательной системы в настоящее время становится ключевым в педагогике, поскольку обладает свойством широты и является единством общего, особенного и единичного. Оно может стать исходным для характеристики всего круга системных понятий. Воспитательная система является одновременно психолого-педагогической и социально-педагогической, поскольку влияет на учащихся, как через процесс обучения, так и через включенность в окружающую среду; через отношения между детьми, педагогами, родителями и друзьями школы; через психологический климат в коллективе.

   В современном российском образовательном пространстве функционирует много авторских школ, анализ деятельности которых позволяет утверждать, что их успешность обусловлена наличием эффективной воспитательной системы.

Рассмотрим особенности воспитательной системы В.А. Караковского (школа № 825, г. Москва) [6].

Цели. Гуманистическая воспитательная система, задача которой - создание условий для полноценного развития личности, в первую очередь через создание гуманистических, демократических отношений между педагогами и учащимися, через творчество и самоуправление.

Деятельность. Системообразующими видами деятельности являются весенний трехдневный сбор и серия ключевых общешкольных дел (клуб выходного дня, праздник чести школы, дидактический театр, праздник знаний и творчества и др.). Все виды деятельности пронизаны духом и опытом творчества (в основе лежит коммунарская методика). Например, весенний лагерный сбор проводится по следующей технологии. За 2 месяца до сбора собираются все желающие принять участие в подготовке (150-160 добровольцев). Все они делятся на группы по 8-10 человек (взрослые образуют отдельную группу) для проведения «мозговой атаки» в течение 30 минут. Все предложения фиксируются. Выбранный специальный совет из взрослых и учащихся анализирует их и составляет 2-3 варианта плана будущего сбора. Совет работает по методу свободной дискуссии.

  Основной структурной единицей сбора является разновозрастный отряд в 25-30 человек из учеников 6-11-х классов. Они создаются задолго до начала сбора, крепнут во время сбора и существуют некоторое время после сбора, сплачивая коллектив «по вертикали».

Отряд «старичков» – из выпускников прошлых лет, учителей и взрослых гостей - живет общими делами и законами сбора, выполняя роль методического центра. Выпускники являются «переходным звеном» между учениками и педагогами, олицетворяя традиции школьного коллектива, контролируя точность их выполнения.

В сборе не участвуют ученики 1-5-х классов, но школьные ключевые дела охватывают всех до одного учеников и учителей, а также многих выпускников школы. Например, праздник знаний и творчества, который проводится в течение двух дней в послеурочное время в трех возрастных группах по своей программе. В первый день - общая встреча: у младших - путешествие в Читай-город; в средних классах - турнир «знатоков»; в старших классах - научная конференция с приглашением ученых. Во второй день - индивидуальные конкурсы. Все это сопровождается выдумкой в сочетании с глубоким содержанием, хорошей организацией, эмоциональным подъемом.

Субъект системы - воспитательный коллектив, т. е. все взрослые и учащиеся, в том числе и многие выпускники. Но, по мнению В.А. Караковского, коллектив педагогов должен иметь более высокий уровень развития, чем коллектив ученический. Директор школы осуществляет идею сочетания коллегиальности и единоначалия, личной ответственности и единства действий всех педагогов. Для этого он беседует с учителями, бывшими выпускниками, старшеклассниками, устанавливая «точки напряжения». Используется опрос всех учителей для оценки и взаимооценки каждого педагога (в том числе и директора). Каждый ученик имеет возможность через многочисленные добровольные акты реализовать и развить свою субъектность. Для обеспечения личностного роста учителей в школе ведется насыщенная научно-исследовательская работа. Планомерные исследования позволяют прогнозировать развитие воспитательной системы, обновлять ее компоненты.

Отношения. Создание гуманистических отношений - одна из целей воспитательной системы В.А. Караковского. Их возникновению в большей степени способствует весенний лагерный сбор, поскольку там возникает особая атмосфера: доверительные, теплые отношения между учителями и учениками, эмоциональный творческий подъем, острое переживание чувства «мы». Сбор имеет самостоятельную духовную ценность как феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Участникам удается окунуться в идеальный мир, который существует в мечтах многих людей.

Уравновешивают атмосферу праздника многочисленные комплексные дела (цепь ситуаций). В школе стремятся к созданию отношений «по типу семьи», а не «по типу парламента», т. е. к созданию духовного единства взрослых с воспитанниками.

Освоенная среда. Социальное окружение школы № 825 -«спальный» район. Основное направление освоения среды - ее «педагогизация», заключающаяся в широкой общественно-педагогической деятельности учащихся.

Рассмотренная система очень технологична, о чем свидетельствуют как ее длительная жизнестойкость, так и отзывы многочисленных гостей школы, которые «заражаются» духом творчества, простотой и изяществом реализации идей.

Сравнение двух описанных воспитательных систем позволяет выделить два «кита», на которых они стоят: первый -взгляд на ребенка как на величайшую ценность, как на главный предмет педагогической и человеческой заботы; второй -огромный личностный потенциал авторов этих систем.

Каково место психолога в воспитательной системе школы? Ответ на этот вопрос дается в коллективной монографии под ред. В.А. Караковского. Авторы подчеркивают, что при ориентации психологической работы на выстраивание гуманистической воспитательной системы перед психологом стоят две задачи. Первая - построение гуманных отношений, комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества учителей, учащихся и их родителей. Вторая - содействие личностному росту, самореализации субъектов воспитательной системы. Для решения этих задач необходима социально-психологическая служба, роль которой меняется на разных этапах развития воспитательной системы.

    На первом этапе (становление системы) первоочередными задачами для психолога являются установление причин неудовлетворенности педагогов и учащихся существующей в школе ситуацией в отношениях между субъектами системы.

На втором этапе (стабильного функционирования системы) приоритетными для психолога становятся задачи поддержки успешного взаимодействия субъектов внутри различных групп, развития креативности, самостоятельности, лидерских качеств учащихся, профилактика и снятие психологических перегрузок учащихся и педагогов, оценка эффективности воспитательной системы по психологическим критериям.

На третьем этапе (сложившейся системы) на первый план выдвигаются задачи психологического просвещения, образования, экспертизы. Необходимо реализовать программу психологической поддержки личностного роста учащихся, профессионального совершенствования педагогов.

На четвертом этапе (обновления и перестройки системы) главной задачей становится своевременный психологический анализ возникающих потребностей в обновлении основных сфер школьной жизни.

Таким образом, деятельность психолога как субъекта управления воспитательной системой школы связана главным образом с его влиянием на личностный и межличностные компоненты системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты.

Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разны...

«Методические аспекты воспитательной работы в группе на основе современных педагогических технологий и ИКТ».

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды,а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития....

Презентация к докладу "Психологические аспекты ожирения"

29.11.2018 г. в ГПБОУ ДЗМ "Медицинский колледж №5 (ОП№4) проведена конференция "Ожирение -чума 21 века" На конференции наряду с другими докладами представлен доклад "Психологи...

2017 Доклад на ЦМК Современные воспитательные технологии

2017 Доклад на ЦМК  Современные воспитательные технологии...

Психологические аспекты индивидуализации и дифференциации в воспитательно-образовательном процессе

Презентация к выступлению на педагогическом совете по вопросам индивидуализации и дифеференциации образовательного процесса в техникуме. В выступлении освещены основные аспекты:темперамент;тип мышлени...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье освещены важнейшие ориентиры в индивидуальном подходе в обучении, психологические аспекты: темперамент, тип мышления, ведущие каналы восприятия (модальности), установка по отношению к миру, с...

Методический доклад «Психологические и физиологические аспекты работы хореографа с детским хореографическим коллективом. Выбор репертуара»

Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духо...