Методический доклад «Психологические и физиологические аспекты работы хореографа с детским хореографическим коллективом. Выбор репертуара»
методическая разработка
Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духовное развитие ребёнка, но и физическое, что очень важно для подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»
города Курска
Методический доклад
«Психологические и физиологические аспекты работы
хореографа с детским хореографическим коллективом»
Выполнила:
преподаватель высшей категории
отделения хореографии
Трушакова Татьяна Викторовна
Курск 2022 г
В современном обществе существует устоявшееся мнение, что танец – это вид искусства, результат интеллектуальной деятельности, как хореографа, так и исполнителей танца. Однако если обратиться глубоко в историю, то мы столкнемся абсолютно с иным пониманием танца. Древние люди с помощью танцев показывали впечатления от окружающего мира, свое и его душевное состояние.
Со временем, когда танцевальное искусство перешло на более современный этап, задумка о танце как о способе выражения эмоций и впечатлений послужила идеей для многих постановок.
При этом особое внимание акцентировалось на воспитании молодого танцующего поколения, которому с малого возраста прививали мысль о том, что в танце следует отражать свои переживания и чувства, проводя аналогию с тем, что в зависимости от переживаемого состояния человек демонстрирует соответствующие действия, жесты и движения.
На основании вышеизложенного ряд психологов, выявили закономерность, что танцевальное искусство оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие организма человека. Особенно активно и наглядно данный процесс наблюдается при формировании личности ребенка в возрасте 7-12 лет.
В ходе практических наблюдений за детьми указанной возрастной категории, которые занимаются увлеченно хореографией более чем два года, выявлено, что у них сложились:
- более устойчивое чувство воли;
- повышенная способность к терпению трудностей;
- они испытывают реже проблемы с самооценкой,
В свою очередь, это подтверждает вышестоящий тезис. Во многом обусловлено и тем, что танец предполагает изучение и выполнение легких и изящных движений, владение в совершенстве своим телом, а соответственно требует индивидуальной дисциплины.
Стоит отметить, что для первоначального этапа занятий хореографией немаловажным является момент по определению физического развития ребенка. Поскольку танец – это непосредственное задействование всего опорно-двигательного аппарата. В связи с этим на хореографа возлагается обязанность по созданию позитивного образа тела, развитию навыков чувства своего тела и приобретение группового опыта, что особо актуально в современном обществе.
Каждое направление хореографического искусства предоставляет свои возможности познания человека и человеческих взаимоотношений. Одним из основополагающих начал изучения хореографического искусства является классический танец. Он позволяет привить навык правильной осанки, равномерное развитие всего тела, а также способствует раскрепощению движений. Кроме того, занятия классическим танцем способствует уравновешиванию и право-, левостороннему развитию всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения. Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности следует учитывать основные показатели – длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. К примеру, в 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела, а затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста.
В результате правильно построенной программы занятий в организме ребенка происходит ряд закономерных изменений:
- повышение уровня энергетических, ферментных и пластических ресурсов;
- образование здорового биохимического состава крови;
- формирование «иммунитета» к процессу крепатуры мышц.
Все это ведет к изменению общего состояния обучающихся, появлению чувства бодрости, повышению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног.
Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения молодого поколения, которая определяется различными показателями, в том числе организацией физического воспитания, тренированностью, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями ребенка.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:
1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра.
3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.
5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
Подводя итог, хочется отметить, что:
- танцевальное искусство оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие организма человека;
- дети, занимающиеся хореографией на протяжении нескольких лет, обладают более устойчивым чувством воли, повышенным терпением, а также реже испытывают проблемы с самооценкой, в отличии от своих ровесников, не занимающихся хореографией;
- танец - это непосредственное задействование всего опорно-двигательного аппарата, что в свою очередь отражается на формировании мышечного корпуса, укреплению костей и суставов, а также повышение физической выносливости организма;
- занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения, однако следует выбирать соответствующую программу и специфику для формирования правильной осанки у каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»
Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....
Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом
Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...
Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".
Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....
Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе
Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...
Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе
Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Проблема социализации детей и подростков в условиях высокого уровня информационных технологий и сложных социально-экономических процессов, становится все более актуальной и требует разработки и реализ...
Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом.
В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальн...