Методический доклад «Психологические и физиологические аспекты работы хореографа с детским хореографическим коллективом. Выбор репертуара»
методическая разработка

Трушакова Татьяна Викторовна

Хореографическое искусство является одним из важнейших средств воспитания широкого профиля, его специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Танец дает не только эстетическое и духовное развитие ребёнка, но и физическое, что очень важно для подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Управление культуры города Курска

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                   дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 имени Д.Д. Шостаковича»

города Курска

Методический доклад

«Психологические и физиологические аспекты работы

 хореографа с детским хореографическим коллективом»

                                                                                                             Выполнила:

                                                                                преподаватель высшей категории

                                                               отделения хореографии

                                                                              Трушакова Татьяна Викторовна

                                                       Курск 2022 г

        В современном обществе существует устоявшееся мнение, что танец – это вид искусства, результат интеллектуальной деятельности, как хореографа, так и исполнителей танца. Однако если обратиться глубоко в историю, то мы столкнемся абсолютно с иным пониманием танца. Древние люди с помощью танцев показывали впечатления от окружающего мира, свое и его душевное состояние.

Со временем, когда танцевальное искусство перешло на более современный этап, задумка о танце как о способе выражения эмоций и впечатлений послужила идеей для многих постановок.

При этом особое внимание акцентировалось на воспитании молодого танцующего поколения, которому с малого возраста прививали мысль о том, что в танце следует отражать свои переживания и чувства, проводя аналогию с тем, что в зависимости от переживаемого состояния человек демонстрирует соответствующие действия, жесты и движения.

На основании вышеизложенного ряд психологов, выявили закономерность, что танцевальное искусство оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие организма человека. Особенно активно и наглядно данный процесс наблюдается при формировании личности ребенка в возрасте 7-12 лет.

В ходе практических наблюдений за детьми указанной возрастной категории, которые занимаются увлеченно хореографией более чем два года, выявлено, что у них сложились:

- более устойчивое чувство воли;

- повышенная способность к терпению трудностей;

- они испытывают реже проблемы с самооценкой,

В свою очередь, это подтверждает вышестоящий тезис. Во многом обусловлено и тем, что танец предполагает изучение и выполнение легких и изящных движений, владение в совершенстве своим телом, а соответственно требует индивидуальной дисциплины.

Стоит отметить, что для первоначального этапа занятий хореографией немаловажным является момент по определению физического развития ребенка. Поскольку танец – это непосредственное задействование всего опорно-двигательного аппарата. В связи с этим на хореографа возлагается обязанность по созданию позитивного образа тела, развитию навыков чувства своего тела и приобретение группового опыта, что особо актуально в современном обществе.

Каждое направление хореографического искусства предоставляет свои возможности познания человека и человеческих взаимоотношений.  Одним из основополагающих начал изучения хореографического искусства является классический танец. Он позволяет привить навык правильной осанки, равномерное развитие всего тела, а также способствует раскрепощению движений. Кроме того, занятия классическим танцем способствует уравновешиванию и право-, левостороннему развитию всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

 Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.

     Занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения. Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности следует учитывать основные показатели – длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. К примеру, в 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела, а затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста.

В результате правильно построенной программы занятий в организме ребенка происходит ряд закономерных изменений:

- повышение уровня энергетических, ферментных и пластических ресурсов;

- образование здорового биохимического состава крови;

- формирование «иммунитета» к процессу крепатуры мышц.

Все это ведет к изменению общего состояния обучающихся, появлению чувства бодрости, повышению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. 

Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения молодого поколения, которая определяется различными показателями, в том числе организацией физического воспитания, тренированностью, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями ребенка.

   Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра.

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.

4. Учитывать учебно-тренировочные цели, содержание программ ДШИ.

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.

Подводя итог, хочется отметить, что:

- танцевальное искусство оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие организма человека;

- дети, занимающиеся хореографией на протяжении нескольких лет, обладают более устойчивым чувством воли, повышенным терпением, а также реже испытывают проблемы с самооценкой, в отличии от своих ровесников, не занимающихся хореографией;

- танец - это непосредственное задействование всего опорно-двигательного аппарата, что в свою очередь отражается на формировании мышечного корпуса, укреплению костей и суставов, а также повышение физической выносливости организма;

- занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения, однако следует выбирать соответствующую программу и специфику для формирования правильной осанки у каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Содержание, методы и формы воспитания в детском объединении дополнительного образования (на примере преподавания в хореографическом коллективе)»

Общая характеристика форм,методов и средств воспитательной работы в хореографическом коллективе....

Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом

Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе

Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...

Рабочая программа воспитания в детском хореографическом коллективе

Рабочая программа воспитанияК дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Хореография"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Проблема социализации детей и подростков в условиях высокого уровня информационных технологий и сложных социально-экономических процессов, становится все более актуальной и требует разработки и реализ...

Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом.

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном  из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальн...