Выступление на педагогическом совете с докладом " Школьная перемена,как одна из форм внеурочного времени"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете.
«Школьная перемена как одна из форм внеурочного времени».
•Школьная перемена
как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся.
•
Одновременно с обучающей, воспитывающей ролью школа должна выполнять и оздоровительную роль.
Перемена – это отдых от уроков, время для того, чтобы привести мысли в порядок, рабочее место, пообщаться, проветрить класс, посетить столовую, сделать зарядку ну и конечно же поиграть на свежем воздухе.
Во время перемен обучающиеся не должны находиться в учебных кабинетах, спортивном зале, актовом зале в мастерских без учителя. В классе остаются только дежурные, которые проветривают класс и подготавливают к следующему уроку.
•Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер, направленный на преодоление утомления.
•Задачи двигательной перемены:
•Восполнить дефицит двигательной деятельности детей
•Приобщить их к ообщедоступным физическим упражнениям
•Воспитывать работоспособность
Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность учащимся очень трудно, особенно детям младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, проявлению естественной для детей двигательной активности. Запрещать детям бегать, резвиться — грубая ошибка, за несколько минут до конца урока учитель должен напомнить детям о правилах безопасного поведения на перемене т.е. перемена не значит полная свобода действий, в это время дети так же должны придерживаться дисциплины: не бегать по коридорам, не сидеть на подоконниках когда окно открыто, не портить школьное имущество, не мусорить. не бросаться различными предметами, не бегать с острыми предметами: ножницами, карандашами, указкой.
Однако двигательная активность детей во время перемены полезна только в известных пределах, в противном случае возможно перевозбуждение детей, когда перенасыщенная движениями перемена приводит не к отдыху, а к усталости. Двигательная активность детей на перемене должна быть введена в известные рамки. Очень полезно проведение перемен на свежем воздухе.
Перемены, которые проходят в вялотекущем режиме способствуют не отдыху учащихся, а, наоборот, повышают утомляемость. В результате, учащиеся становятся раздражительными, не на должном уровне воспринимают учебный материал, что приводит к снижению успеваемости. Правильно организованные перемены направлены на развитие, как физической активности, так и на сохранение психического здоровья учащихся.
Перемены, во время которых дети повторяют материал предстоящего урока или остаются сидеть в классе, пользы не приносят. Это насилие над организмом ребенка. Отсутствие возможности во время перемены побегать и поиграть не позволяет школьникам полноценно отдохнуть.
Не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность, игра.
Игры на переменах относятся к физкультурно – оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня.
Игры на перемене Главное назначение школьной перемены - снять у детей умственное и эмоциональное напряжение, возникшее на уроке, восстановить их работоспособность. Лучший способ для этого - подвижные игры на перемене. В хорошую погоду их надо проводить на воздухе: во дворе школы, на спортивной или игровой площадке.. Заканчивать игры надо за несколько минут до звонка на урок.
Роль игр на перемене в школе:
- Адаптация к новым условиям младших школьников.
- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- Снижение зрительного напряжения.
- Переключение внимания, профилактика утомления.
Правильно спланированные подвижные игры на перемене, способствуют улучшению самочувствия школьников. Благодаря играм, учащиеся лучше занимаются, внимательнее слушают учителя и значительно тише ведут себя в классе. Необходимо проводить несколько подвижных игр во время больших перемен, на свежем воздухе и под присмотром учителя. Игры, проводимые на перемене, должны быть хорошо знакомы участникам, иметь несложные правила, быть интересными и допускать смену в составе участников.. ♣
Какие же игры интересуют детей? Прежде всего, это зависит от ряда факторов:
- во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
- во-вторых – особенности пола;
- в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.
Дети играют постоянно в “вольные игры” - игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер, телефон. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. Выделено 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки”.
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью.
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны
Мною был проведен опрос среди обучающихся , включающий в себя следующие вопросы:
Устраивает ли вас продолжительность перемен? Большее кол-во учеников ответили –да. Так же были и отрицательные ответы, в основном старшеклассники. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”
Чем вы занимаетесь на перемене? Почти все дети ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой стала игра в прятки, в ладки. Встречались такие ответы: “Играем в боевиков”.
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – “хотели бы играть в подвижные игры”в футбол, в настольные игры – теннис компьютер, планшет. Были и другие ответы: например такие как: “Сидеть, общаться”, “Читать журналы”, “Слушать музыку”.
Надо учитывать, что с 11-12 лет двигательные возможности девочек и мальчиков начинают различаться, поэтому следует предусмотреть как совместные игры, так и раздельные. ♣ Для старшеклассников нужно проводить игры с элементами противоборства, требующими проявления характера, настойчивости, чувства коллективизма. ∙ Подвижные перемены не должны копировать уроки физической культуры. Перемена – это, прежде всего время для отдыха учащихся, поэтому не следует их держать в строю.
При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.
Обязательным условием является окончание игр за 5 минуты до звонка на урок.
Игры на перемене должны быть предельно простыми.
Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.
Необходим педагогический контроль за проведением игр.
•Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям:
•допускать возможность смены состава участников;
•иметь простые правила;
•отвечать физической подготовленности учащихся;
•быть интересной
•
•Чтобы не вызвать значительной утомляемости детей на длительной перемене не рекомендуется проводить игры повышенной интенсивности. Оптимальный режим физических нагрузок это включение игр малой и средней интенсивности.
•после первого урока детям не требуется организация перемены, потому, что в это время они ещё не успели устать от учебной деятельности;
•после второго урока школьники посещают столовую и делают зарядку на свежем воздухе, а оставшееся свободное время они используют по своему усмотрению и учитель который проводил урок в этом классе должен по желанию детей организовать игры или подготовить старшеклассника, который может провести игры.
•К концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально «зарядиться» здесь тоже можно можно поиграть.
•Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры)
Значит, если отдых на перемене хорошо и грамотно организован, можно:
-прогнозировать положительный эффект;
.
Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"
В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности
Доклад для выступленияна Педагогическом советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...
Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"
Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах....
Стили педагогического общения, выступление на Педагогическом Совете ММА
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, скол...