Урок окружающего мира "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока

Исхакова Ольга Анатольевна

Урок предназначен для реализации по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_zona_arkticheskih_pustyn.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для формирования представлений о географических, климатических и биологических особенностях зоны арктических пустынь.

Задачи

Образовательные:

  1. Выявить особенности географического положения зоны арктических пустынь;
  2. Выявить климатические условия, характерные для зоны арктических пустынь;
  3. Познакомить с видовой представленностью растительного и животного мира зоны арктических пустынь России;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию психических процессов (произвольное внимание, память, мышление);
  2. Способствовать развитию устной речи;
  3. Способствовать развитию познавательной активности учащихся в процессе поисковой деятельности;
  4. Способствовать развитию самооценки собственных знаний (границы незнания);
  5. Способствовать становлению адекватной самооценки собственной деятельности;

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению бережного отношения к природе северных регионов;
  2. Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
  3. Совершенствовать умение работать в группе.

Место проведения занятия: МОУ «СОШ №39 имени Г.А. Чернова» г. Воркуты, 4 В класс

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально – техническое обеспечение занятия:

- аудиовизуальные средства: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация;

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

- визуальные средства: учебник А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова Мир вокруг нас. Ч.1, М: Просвещение, 2004 (УМК «Школа России»), карточки с изображением вариантов одежды, распечатанные таблицы (используемые на этапе первичного закрепления), карта природных зон, карта температурного режима, фотографии природных явлений, характерных для зоны арктических пустынь;

Тип занятия: урок изучения нового материала


Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: способствовать возникновению устойчивой положительной учебной мотивации, способствовать осознанию учащимися потребности в новом знании.

Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в путешествие по природным зонам (слайд 1)

- Для чего нам отправляться в путешествие?

- Что вы сейчас знаете о природных зонах?

- Отметьте уровень собственного знания на шкале (см. Приложение 1)

- Много ли вам известно?

- Ваши предположения относительно знаний, которые мы приобретём?

- Чтобы познакомиться с природными зонами, которые есть…

Дети затрудняются ответить

- Учащиеся отмечают на шкале уровень собственного знания по вопросу.

- Пока недостаточно…

- Наверное, мы узнаем, где располагается каждая зона, как она называется, в чём её особенности…

На первом этапе учителем формулируется общая цель системы занятий, объединённых содержанием, сходных по структуре. Поэтому и учащиеся обозначают наиболее общий результат деятельности, который конкретизируют на этапе объяснения нового материала.

Подобная деятельность учащихся в начале урока позволяет активизировать познавательную активность учащихся. А процесс самооценки уровня собственных знаний по вопросу способствует повышению положительной учебной мотивации в целом, что будет являться основной  движущей силой дальнейшей деятельности на уроке.

Цель: актуализировать знания учащихся о природных зонах, особенностях их расположения и изменения.

Актуализация знаний

- Рассмотрите карту природных зон (слайд 2)

- Почему эта карта так названа?

- Назовите природные зоны, обозначенные на карте (слайд 3) (см. Приложение 2)

- Как они изменяются?

Учащиеся рассматривают карту на слайде и у себя на партах.

- На карте обозначены различные природные зоны…

- Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, вечнозелёные леса, муссонные смешанные леса, влажные экваториальные леса, область высотной поясности.

- Они изменяются с севера на юг…

Этап актуализации знаний учащихся позволяет выделить область знаний, в рамках которой будет вестись работа. Учащиеся осознают место знаний, которые они будут усваивать на уроке, в системе общих знаний, выделенных в начале урока.

Основными методами, способствующими актуализации знаний учащихся, является работа с картой, беседа.

Цель: выявить особенности географического положения зоны арктических пустынь; выявить климатические условия, характерные для зоны арктических пустынь; познакомить с видовой представленностью растительного и животного мира зоны арктических пустынь.

Объяснение нового материала

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в экспедицию в зону арктических пустынь.

- Расскажите мне об этой зоне.

- Смогли ли в полной мере ответить на мой вопрос?

- Почему?

- На какой вопрос должны найти ответ прежде, чем отправимся в экспедицию? (слайд 4)

- На что мы должны будем обратить внимание, чтобы ответить на поставленный вопрос? (слайд 5)

- Найдите на карте зону арктических пустынь.

 - Каким цветом выделена зона арктических пустынь.

- Работая в парах, выпишите территории и водные пространства, относящиеся к зоне арктических пустынь.

- Опираясь на полученные данные, выберите в пространстве класса те объекты, которые расположены в зоне арктических пустынь (слайд 6) (см. Приложение 3)

- Мы определились с местоположением загадочной зоны арктических пустынь, но с местоположением напрямую связано ещё одно направление нашего исследования. Какое?

- Что такое «климат»? (слайд 7, заголовок)

- Чтобы в полной мере изучить климатические особенности зоны арктических пустынь, предлагаю поработать в группах.

- Каждая группа получит от меня подсказку, на основании которой попытается сделать вывод о климатических особенностях зоны арктических пустынь.

  1. Схема направленности солнечных лучей (см. Приложение 4)

  1. Климатическая карта (см. Приложение 5)

  1. Фотографии полярного дня и полярной ночи (см. Приложение 6)

  1. Фотографии с изображением пурги, тумана, полярного сияния (см. Приложение 7)

- Теперь вы готовы с полным осознанием происходящего назвать те предметы экипировки, без которых экспедиция не продлится долго.

-Обоснуйте целесообразность выбора.

- Вы абсолютно правы (слайд 7, текст вывода)

- Какое направление нами ещё не изучено?

- Попытайтесь вспомнить названия представителей растительного мира зоны арктических пустынь, опираясь на изображения (слайд 8)

- Что общего в строении всех растений. Объясните.

- А вот о многообразии животного мира нам поведают учёные зоологи.

- Отгадайте, о ком идёт речь.

У моржа соседи –

Белые…(слайд 9)

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится (слайд 10)

Следующий зверь поражает уже своим необычным названием

Не овечка, и не бык

Кто же это вдруг возник? (слайд 11)

На севере снежном зверёк обитает,

Пушистую шубку его всяк узнает.

Роднёй он приходится рыжей лисице,

Но писем не пишет он хитрой сестрице (слайд 12)

Не просто птица, голова!

Ведь это белая…(слайд 13)

- Назовите представителей животного мира, которых запомнили.

- Там холодно, живут медведи, там Северный ледовитый океан...

- Нет...        

- Мы не знаем, что такое зона арктических пустынь...

- Что такое зона арктических пустынь?

- местоположение, климат, животные и растения...

Учащиеся работают по карте, находящейся на столах.

- Голубым

Дети работают в парах, их варианты фиксируются в рабочих тетрадях.

- Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Шпицберген, остров Новая Земля; территории омываются водами Северного Ледовитого океана, Баренцевым и Карским морями, морем Лаптевых и Восточно – Сибирским морем.

-Климатические особенности…погодные условия

- Климат – погодные условия, характерные для конкретной территории…

Учащиеся уже распределены на группы.

-Группы работают, получив листок с подсказкой, при необходимости учитель контролирует познавательную деятельность учащихся…

- Лучи солнца касаются поверхности под наклоном, значит, земля прогревается недостаточно, отсюда возможные низкие температуры…

- Средние зимние температурные показатели – 30 градусов (максимум до – 60), летом температура не поднимается выше +3+5 градусов. Значит, лето достаточно холодное, а зима очень суровая.

- Ночи на протяжении года, особенно в зимний период, долгие – полярная ночь, в летний период солнце постоянно скользит вдоль горизонта – полярный день…

- Из-за низких температур наблюдается явление – полярного сияния, очень часто можно наблюдать (особенно прохладным арктическим летом) туманы, зимой нередки пурги…

- Группам выдаются листы, на которых изображены и подписаны различные элементы одежды, учитель прикрепляет названные верно элементы на доску (см. Приложение 8)

- Пуховик – низкие температуры, шапка – низкие температуры, ветер, перчатки, зимняя обувь – снег, лёд, вечная мерзлота…

- Растительный и животный мир.

- мхи, лишайники, осоки…

- Они имеют маленькие листочки, чтобы испарять меньше влаги, у них маленькие корни, потому что приходится расти на промёрзшей земле или скалах, нет больших ярких цветов, из-за суровых условий жизни…

- Сообщение о белом медведе

- Сообщение о морже

- Сообщение об овцебыке

- Сообщение о песце

- Сообщение о сове

- Белый медведь, морж, песец, овцебык, сова…

На этапе объяснения нового материала учитель посредством создания проблемной ситуации задаёт вопрос, поиск ответа на который будет являться направляющей деятельности учащихся.

После осознания и принятия учащимися проблемы, которая требует разрешения, учитель, используя в качестве ведущего метода беседу (в форме побуждающего диалога),  выводит учащихся на основные направления предстоящей работы, обозначая алгоритм деятельности учащихся.

Усвоение нового материала строится на сочетании практических методов: работа с картой и словесных: объяснение и пояснение учащихся и учителя, рассказ учащихся.

Для увеличения полезного времени на этапе изучения нового материала применяется форма фронтальной и групповой работы.

Вопросы, включённые во фронтальную беседу, позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, а сами вопросы являются элементом активизации познавательной деятельности учащихся.

Цель: систематизировать знания учащихся, полученные на этапе объяснения нового материала.

Первичное закрепление (проверка понимания)

- Вы так много всего узнали о зоне арктических пустынь, не мудрено что-то и упустить важное из вида.

- Так вот, чтобы ничего не упустить, предлагаю всю самую важную информацию занести в инструкционную карту (см. Приложение 9)

- Что же получилось?

- Что можете сказать о местоположении зоны арктических пустынь?

- Дополнения других групп?

- Что отметили в климатических особенностях?

- Каково своеобразие растительного мира?

- Что можно сказать о животных зоны арктических пустынь? (слайд 14)

- Учащиеся заполняют таблицу в группах по основным направлениям проведённой работы.

- Зачитывают поочерёдно.

- Зона арктических пустынь охватывает: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Шпицберген и остров Новая Земля

- Суровый холодный климат: низкие температуры (до – 60), туманы, пурги, полярное сияние)

- Преобладание мхов и лишайников и осок…

- В качестве основных представителей выделяются белый медведь, морж, овцебык, песец, сова…

Цель предстоящей на этапе закрепления деятельности заложена в задании, предлагаемом учащимся. Т.о. целью становится систематизация знаний, полученных на этапе объяснения нового материала.

Учитель ставит основной целью собственной деятельности: способствовать грамотной систематизации знаний учащихся на уроке для их последующего успешного усвоения и применения.

Для достижения поставленной цели в качестве ведущего выбран практический метод, сочетающийся с предварительным и текущим инструктажем учителя. Для наиболее эффективной реализации выбранных методов используется групповая форма работы в смешанных группах учащихся: что позволяет ставить в активную позицию большинство учащихся класса, а также осуществлять мобильный контроль за деятельностью учащихся.

Оценка деятельности смешанных групп происходит по ряду критериев:

- умение осознавать специфику задания;

- умение выбирать из всего объёма информации сущностные аспекты;

- умение грамотно фиксировать полученные данные в сокращённой форме.

С целью оперативного реагирования для учащихся, не усвоивших материал, учитель формирует группы, в которых работают учащиеся различны по качественному составу, значит, сильные учащиеся будут иметь возможность осуществлять положительное воздействие на неуспевающих учащихся.

Цель: создать условия для усвоения изученного материала и применения усвоенных знаний в конкретной практической ситуации.

Домашнее задание

- Дома вам необходимо изучить материал на с.78 – 84. Свои знания вы сможете применить, работая над заданиями, которые выберите сами:

  1. Составить 2 цепи питания, которые сложились в Арктике
  2. Объяснить на основании анализа литературных источников, как приспособлены к плаванию и нырянию птицы Арктики
  3. Есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями

- Учащиеся рассматривают предложенные варианты, фиксируют домашнее задание в дневнике

Задание, предполагает наличие двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть, включающая информацию учебника и записи, сделанные учащимися в тетради, составляет базу для воспроизведения теоретических знаний. Вариативная часть позволяет применить теоретические и дополнительные знания для решения интересующих вопросов с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

Цель: обобщить полученные знания, выявить трудности в усвоении нового материала.

Итог

- Какой вопрос был задан нами в начале урока?

- Кто попробует ответить на него?

- Понравился ли урок?

- Сталкивались ли вы в процессе поиска на трудности, если да, то назовите их.

- Отразите на своих шкалах настоящий уровень вашего знания о зоне арктических пустынь (см. Приложение1)

- У кого уровень повысился, у кого остался прежним…?

-Что такое зона арктических пустынь

- Зона арктических пустынь – территория, которая охватывает: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Шпицберген и остров Новая Земля и омывается Карским, Баренцевым и…морями

 Климатические условия крайне суровы: низкие температуры, морозы, пурги.

Основными представителями природы Арктики являются мхи, лишайники, осоки, а также белые медведи, моржи и т.д..

- Да…нет…

- Трудности возникали при работе с картой природных зон, с картой температурного режима…

- Учащиеся работаю с листом самооценки.

- Учащиеся поднимают руки.

На завершающем этапе урока учащиеся возвращаются к вопросу, сформулированному в начале урока, и с опорой на новый материал дают на него ответ.

Для оценки сложностей и затруднений, которые испытывали учащиеся, проводится рефлекторная беседа, направленная на установление объективных затруднений учащихся. В качестве вариативного задания возможно использование шкалы (не знаю – знаю), предполагающей самооценку учащихся в начале урока и на конечном его этапе. Но подобный способ продемонстрирует лишь общую осведомлённость (субъективную сторону), но не даст качественных показателей.

Цель: создание условий для качественной оценки деятельности учащихся; способствовать становлению адекватной самооценки учебной деятельности у учащихся.

Оценивание

- Вы все хорошо потрудились. Вы готовились к уроку, работали на уроке, отвечая на вопросы, занимаясь поиском ответа на мои вопросы…, поэтому ваша работа должна быть оценена по достоинству.

Учащиеся слушают оценки, поставленные учителем, комментарии, сопровождающие выставление отметки. Каждый по завершении оценивания может подойти к учителю за детализированной оценкой собственной деятельности.

Данный этап очень важен с точки зрения поддержания положительной учебной мотивации учащихся, а также с точки зрения формирования адекватной самооценки собственной учебной деятельности.


Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 39 имени Г.А. Чернова» г. Воркуты

Конспект урока в 4 классе

по предмету «Окружающий мир»

А.А. Плешаков Мир вокруг нас. 4 класс. – М.: Просвещение, 2004

Тема «Зона арктических пустынь»

Разработчик: Исхакова

                                                                                                       Ольга Анатольевна

                                                                                                       учитель начальных

                                                                                    классов

г. Воркута

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"

УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...

Самоанализ урока окружающий мир 2 класс

Самоанализ урока окружающий мир 2 класс по теме:"Будь природе другом"...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Презентация к уроку окружающего мира "Миша или Михаил Потапович"

Презентация разработана для показа на уроках окружающего мира в начальной школе. Презентацию можно использовать на классных часах и кружковых занятиях.С помощью презентации ученики знакомятся с ...

Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"

За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные  изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся  в ходе  овлад...