Условия создания ситуации успеха в учебной деятельности
материал на тему
Методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая работа преподавателя | 41.7 КБ |
Презентация к выступлению | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
ПЦК технических дисциплин
Выступление на Круглом столе
На тему:
Условия создания ситуаций успеха в учебной деятельности.
В рамках методической недели
Разработчик: Н.Ф.Зубова
Южно-Сахалинск, 2018
Условия создания ситуаций успеха в учебной деятельности.
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джойс Бразерс
американский философ, кинорежиссер (1927-2013)
(Слайд2) Введение
Время и новые требования, предъявляемые к подготовке специалистов, требуют изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на личностных отношениях участников обучения. Но структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в профессиональном обучении пока малоизученна.(Слайд3)
Основными причинами обращения к проблеме создания ситуаций успеха в профессиональном обучении являются:
- неудовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений;
- пассивность некоторой части студентов в ходе учебных занятий и во время внеурочной деятельности по изучаемому предмету;
- противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях.
В настоящее время перед педагогическими коллективами профессиональных учебных учреждений стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.
Современный рынок труда нуждается в компетентных специалистах, обладающих мобильностью, конструктивностью, творческим подходом к порученному делу, креативным мышлением и стремлением к самосовершенствованию, постоянному обновлению знаний, карьерному росту.
В настоящее время остро стоит проблема в необходимости формирования у обучающихся средних специальных учебных заведений такого отношения к профессии, при котором профессиональный труд рассматривается не только как средство решения материальных проблем, но и как основная жизненная ценность, как средство социальной самореализации.
Среди проблем профессионального образования требующих внимания - вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов. Это сложная и многогранная проблема, в которой важнейшую роль играет профессиональная мотивация. Именно она выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности. На основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное формирование профессиональной образованности и культуры личности будущего специалиста. Мотивация студентов является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека, залогом их успехов в процессе профессионального обучения. Создание ситуаций успеха и мотивации к обучению - одна из самых сложных педагогических проблем настоящего времени,
Слайды 4-5
Попробуем разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех и одно из главных условий – наличие у студентов мотивации к обучению. Успех – это то, что способны организовать мы – преподаватели и администрация профессиональных учебных заведений.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие человека, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Многие педагоги и психологи прошлых лет и современности считают, что только достижение успехов в обучении дает шансы на успех в жизни. Слайды 6-7
Актуальность проблемы создания и реализации ситуаций успеха и мотивации студентов в профессиональном обучении очень значима в настоящее время по ряду причин.
Во-первых, сейчас существует огромный объем информации, предоставляемой Интернетом, что, с одной стороны, способствует продуктивной работе студента, а с другой - снижает мотивацию к самостоятельной работе, так как существует своеобразная индустрия выполнения заданий, контрольных и курсовых работ, которые студент может приобрести, не погружаясь в суть решения поставленной перед ним задачи. Используя такие «медвежьи услуги», студенты порой не только не знают материал учебных программ дисциплин, но не могут ориентироваться в учебной, справочной литературе, сформулировать задачу, составить алгоритм ее решения.
Во-вторых, снижению мотивации к обучению служит платное обучение в профессиональных учебных заведениях. Зачастую складывается такая ситуация, когда всё решают деньги, а ценность получения профессионального образования утрачивается: оно перестаёт быть признаком высшей степени знаний и победы интеллекта. Сложившаяся в последние годы система финансирования профессиональных учебных заведений тоже не способствует повышению мотивации к обучению студентов, которые понимают, что не они, а преподаватель приложит все силы для приобретения студентами минимального уровня знаний. По этой же причине в средние профессиональные учебные заведения из школы приходят учиться подростки с очень слабой базовой подготовкой. Им сложно адаптироваться, и имеющаяся у них мотивация к обучению зачастую сходит на нет, особенно в начале изучения трудных для них общепрофессиональных дисциплин.
В-третьих, более низкий уровень мотивации наблюдается в средних профессиональных учебных заведениях, в которые поступают подростки без багажа успешности и с несформированной внутренней мотивацией к профессиональному обучению и невысоким уровнем общей жизненной зрелости.
Ведущая роль в формировании условий успешности отводится семье. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность ребенка, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.
Слайды 8
Задача педагогического коллектива СПО – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого обучащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый студент – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
По мнению отечественных психологов, ситуацию успеха сознательно может создать преподаватель. И ее структура должна включать в себя следующие компоненты: Слайды 9
- установка на деятельность – эмоциональная подготовка обучающегося на решение учебной задачи.
- обеспечение деятельности – создание условий для успешного решения;
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми – осознанное отношение к результатам своего труда;
Основная цель - не допустить, чтобы среди обучащихся были неудачники, не добившиеся успеха в учебе и, поэтому, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.
Можно выделить следующие основные принципы создания ситуации успеха.
Слайды 10
- Психологизация содержания образования. Есть необходимость в обучении тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у обучащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Чтобы быть успешным, студент должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности – признак человека с развитой потребностью в достижениях. Чем больше поощряется самостоятельность учащихся, тем более успешными в итоге она становятся. Формирование ценностного отношения к другим людям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Индивидуалистическая мотивация обедняет личность и делает человека одиноким и менее успешным в жизни.
- Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся. Это позволяет развивать у них субъективность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха, неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности.
- Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Это укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Вместе с тем, это препятствует развитию страха и мотивации избегания неудачи как побудительной причины учения и любой другой деятельности.
- Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью учащегося в сам процесс, поэтому важно, чтобы он был ему интересен и являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет усилить степень эмоциональной и интеллектуальной включенности его в учебную деятельность и таким образом повысить результаты.
- Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения. Слова о достижениях в устах педагога-неудачника или равнодушного к профессиональным успехам звучит неискренне. Педагог, ориентированный на достижение, является примером для студентов и доказательством состоятельности методов его работы.
Так, что же такое ситуация успеха?
К.Д. Ушинский утверждал, что «следует передавать студенту не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без преподавателя приобретать новые познания, дать студенту средство извлекать полезные знания не только из них, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главных задач обучения студентов».
Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия и методы для развития внутренних мотивов, реализовывать методы стимулирования мотивации к профессиональному обучению.
Возможно структурировать мотивации студентов.
Слайд 11
Мотивы возможно характеризировать количественно (по принципу сильный мотив – слабый мотив) и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие мотивы, как собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни. Например - познавательная потребность сама по себе - потребность учения. Речь идет о внутренней мотивации.
Поскольку с учебой связана потребность в создании социального престижа, увеличении зарплаты, можно говорить о внешних мотивах.
Внешние мотивы могут быть положительными (тут важны мотивы лидерства, успеха, достижения, материального вознаграждения) и отрицательными (мотивы избегания неудач, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы эффективно влияют на успешность учебной деятельности.
Слайд 12
Роль личности преподавателя в формировании ситуаций успеха в учебном процессе
Студент по-настоящему захочет учиться, если весь учебно-воспитательный процесс организовать так, чтобы все задачи, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.
Доброжелательность, приветливый настрой, доброжелательный тон, эмоциональное повествование с выделением главного – залог эффективного труда преподавателя. Сейчас источников информации очень много, существуют современные образовательные сайты и посещение скучных лекций или семинаров преподавателя, дающего «голые знания», у студентов не возникает. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности. Создание атмосферы успеха, взаимопонимания, взаимного уважения непременно принесет положительный результат.
Очень важно расположить к себе студента, вызвать интерес к своей дисциплине, так как это наиболее действенный способ создания ситуаций успеха на занятиях.
Со школы мы помним любимых учителей. Эта любовь обусловлена не только тем, насколько интересно и качественно учитель вел свой предмет, но и, безусловно, личными качествами человека. И в профессиональном учебном заведении мотивация личным примером – важнейший аспект образовательного процесса. Студенты ценят преподавателей, обладающих харизматичностью, умением создавать на занятиях творческую атмосферу, с готовностью раскрывающих секреты мастерства владения дисциплиной, готовых дать ответы на все интересующие студентов вопросы. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет самостоятельные и практические задания, выполняет обещанное, всегда внешне хорошо выглядит, честен – несомненно влияет на формирование положительного отношения к выбранной профессии, на желание достигать успехов в обучении.
В формировании ситуаций успеха в учебном процессе может служить предоставление определенной свободы студентам. Речь идет о свободе в специфическом учебном смысле слова, определяющей некоторые возможности студентов. Предоставление плана работы на семестр с перечнем возможных самостоятельных заданий, выбор системы итоговой аттестации по дисциплине, заданий из ранжированного списка – все это дает возможность студенту чувствовать свою сопричастность в образовательном процессе, осознавать, что он может в определенной степени влиять на этот процесс. Создание ситуаций успеха как нельзя лучше организовано при рейтинговой системе оценки знаний.
Студентам, особенно находящимся не на самом высоком уровне мотивации, зачастую не хватает поддержки, подтверждения его успехов, пусть даже небольших. Публичная похвала и демонстрация достижений студентов – еще один важный аспект ситуаций успеха, зависящий от преподавателя. Не скупящийся на похвалу преподаватель способствует повышению внутренней мотивации студента и его желанию достигать еще больших успехов.
Преподаватель, работающий в четко организованной системе обучения, сообщающий на каждом занятии цели и задачи, дает возможность студенту меньше времени тратить на организационные моменты и осмысливание происходящего на занятии, а иногда и самому участвовать в его ходе, подготовив доклад или сообщение. Если же на занятиях присутствует акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний, то таким образом организованный учебный процесс является залогом успехов в обучении.
Даже если материал для занятия подобран отлично и преподаватель знает свою дисциплину досконально, но читает лекции с листа, не сходя со своего преподавательского места, то очень скоро внимание студентов ослабнет. С момента понижения внимания необходимо сменить вид деятельности, предложить обсудить услышанное, дать задание на систематизацию или структурирование материала, самостоятельную работу, показать видео или другой иллюстративный материал и т.д. Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности, комбинация аудиальных и визуальных средств обучения – способы повышения внимания, а, следовательно, и успешности обучения студентов.
Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение интереса к изучаемому материалу, снижают желание учиться. Преподавателю необходимо предложить студентам посильные учебные задачи, составив дифференцированную систему заданий, которая поможет студенту переходить от более простых заданий с сложным, соизмерять свой уровень усвоения знаний со сложностью предлагаемых задач. Такая система, кроме того, избавляет преподавателя от обсуждения поставленной оценки.
Роль преподавателя в формирования ситуаций успеха в профессиональном обучении не ограничивается хорошо организованными занятиями. Группа с удовольствием поедет на экскурсию, поучаствует в мероприятиях, организованных представителями производственных компаний и предприятий для общественности. Применить полученные компетенции на практике, получить заслуженную оценку своих достижений студент может на организованных преподавателем внеурочных мероприятиях по дисциплине или профессиональному модулю (викторинах, конкурсах, олимпиадах, различного рода игровых мероприятиях). Да и сами студенты могут активно участвовать в их организации – готовить сценарий, выступления, иллюстративный материал, музыкальное сопровождение.
Для поддержания мотивации студентов к обучению преподаватель систематически проводит проверку знаний в различных формах: в виде письменных самостоятельных работ, домашних заданий, контрольных работ, тестов, лабораторных и практических работ, наконец, в виде зачета или экзамена. Важно, чтобы система контроля со стороны преподавателя была регулярной и непрерывной, а полученные оценки доводились до сведения студентов. Здесь снова уместно упомянуть о рейтинговой системе оценки знаний, которая не только предусматривает определенные критерии оценки заданий и заранее предоставленных список работ, но и публичную оценку результатов в рейтинг-листе, который вывешивается в аудитории, постоянно корректируется и дает возможность студенту внести коррективы в свою работу тоже. Публичность успешности каждого студента, доступность результатов каждого для всеобщего обозрения служит хорошим стартом успешности студентов.
Хорошая привычка преподавателя – разбирать ошибки самостоятельных, практических и контрольных работ, тестов и других заданий, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.
Хорошо и отлично успевающих студентов можно привлекать к созданию определенного дидактического материала (макеты, пособия, поиск видеоматериала, создание мультимедиа презентаций к выступлениям и т. п.), к организации учебной деятельности. Им выдаются индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по какому-либо вопросу. Студент может выступать на занятии содокладчиком преподавателю, быть его помощником-консультантом. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает стремление достичь большего.
Не секрет, что в последнее время студенты активно избегают такой формы проверки знаний, как устный ответ у доски. «Добыча» информации не из книг, а через современные средства электронной коммуникации, которые, несомненно снижают образность речи, языковые приемы, способность мыслить абстрактно, снизила и речевые возможности многих подростков. Поэтому к доске они идут неохотно, а мультимедиа презентации выполняют и применяют неправильно. Основная ошибка состоит в том, что студент помещает на слайды практически весь планируемый к рассказу у доски текст, и просто считывает его со слайда. Выступления студентов у доски можно предложить оценивать одногруппников. Это стимулирует внимание, так как свою оценку каждый должен обосновать. При выполнении практических заданий тоже можно привлекать студентов к взаимопроверке.
Повышает внимание студентов на занятиях разнообразие форм и методов обучения, использование различных современных методов обучения (рейтинговая система оценки знаний, проектный, исследовательский методы, практикоориентированное обучение и т.д.). Можно эффективно использовать интернет-технологии, решая вопрос условий создания ситуаций успеха в обучении. Кроме того, что студенты самостоятельно умеют и могут пользоваться данными различных сайтов с хорошо структурированным представлением информации, можно воспользоваться имеющейся программой 1С-колледж (библиотека), в которой формируется система поиска необходимой литературы, Интернет-ресурсов филиала и ссылок на источники сети Интернет.
Методы создания ситуации успеха в учебном процессе
Стратегия современной системы профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить: условия создания успеха в учебном процессе, усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств.
Вопросы, связанные с социально-профессиональной ориентацией подростков, очень актуальны в части предпосылки дальнейшего целеустремленного профессионального образования и самообразования. Результаты ежегодного анкетирования, проводимого среди студентов 1-го курса нашего техникума, показывают, что подавляющее большинство студентов самостоятельно или с помощью родителей, родственников или друзей определились с выбором будущей профессии. Но достижение конечной цели не подтверждено у того же большинства студентов наличием системы работы по самоорганизации, систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельности, адекватной самооценки в ходе процесса обучения. Несмотря на наличие у студентов готовности к социально-профессиональному самоопределению, существует совокупность факторов, которые способствуют или препятствуют достижению молодыми людьми поставленной цели. Слайд 13-14
Факторы, определяющие реализацию условий создания ситуаций успеха в учебной деятельности:
1 Организация и реализация учебной работы студентов в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов:
- наличие требований к выполнению и оформлению заданий;
- наличие методических пособий и указаний для работ различного вида;
- своевременное (лучше в начале изучения дисциплины) ознакомление студентов с видами работы и заданиями;
- своевременный и систематический контроль учебной деятельности студентов.
2 Выполнение общепедагогических принципов в процессе формирования мотивации к профессиональному обучению:
- принцип добровольности и самостоятельности (студент делает выбор сам, задача преподавателя – организация условий учебной работы);
- принцип системности и последовательности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип гуманизации и демократизации отношений между преподавателем и студентом;
- принцип активности и сознательности (студенты должны осознавать необходимость овладевания знаниями и умениями.
3 Соблюдение требований к построению системы обратной связи:
- создание психологически комфортных условий контроля;
- предоставление права альтернативного выбора форм работы в профессиональном обучении и методов контроля;
- объективность контроля результатов обучения (разработка критериев оценки всех уровней усвоения материала, разнообразия видов, форм и методов контроля);
- единство контроля и самоконтроля (постепенный переход студента от взаимоконтроля к самоконтролю, обеспечивающий его становление как специалиста, готового к постоянному самообразованию и совершенствованию).
Слайд 15
В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы:
- признание уникальности каждого обучающегося. Необходимо учитывать то, что все студенты на определенном этапе имеют разные уровни мотивации к профессиональному обучению. мотивация реализуются или переходит на другой уровень в форме или изменении индивидуального отношения студента к образовательной деятельности и результатам этой деятельности;
- взаимоуважение и понимание уникальности любого человека всех участников образовательного процесса. Преподаватель уважает обучающихся, а они соответственно относятся друг к другу и к преподавателю. Все участники обучения обязаны признавать существование индивидуальной, уникальной ценности любого человека - это залог личностно-ориентированного обучения;
- взаимодействие с участниками образовательного процесса на основе гуманных отношений. Толерантность - основная черта коммуникации между студентами. Студент должен стремиться принять другую точку зрения или мотивы деятельности своего одногруппника. Таким образом он реализует свою социальную роль. Взаимодействие обучающихся предполагает наличие, сохранение или изменение их первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности, осознание новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими участниками образовательного процесса;
- принятие и сопоставление с культурно-историческими достижениями учебного опыта (личного или коллективного) обучающихся. Знакомство и выстраивание отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как студент сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие обучающегося с культурно-историческими фактами, явлениями, законами и т.д. происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими участниками обучения;
- оценка студентом и преподавателем получаемых образовательных результатов по отношению к индивидуально формулируемым мотивациям, которые соотносятся с целями профессионального обучения. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение к образовательным стандартам по определенной специальности, осваиваемой обучающимся.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности обучающихся и преподавателя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Следует отметить все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту получать необходимую информацию, самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
Тематика использования интернет-технологий предлагает множество вариантов и это отдельная, большая тема, требующая тщательной проработки. Слайд 15
Ответственность за успешность студентов в профессиональном обучении и повышение его качества лежит не только на преподавателях и семье. Степень мотивации студентов и их стремление к обучению и, как результат, успешность - это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в нашем нестабильном мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше . Джойс Бразерс американский философ, кинорежиссер (1927-2013)
Основными причинами обращения к проблеме создания ситуаций успеха в профессиональном обучении являются: - неудовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений; - пассивность некоторой части студентов в ходе учебных занятий и во время внеурочной деятельности по изучаемому предмету; - противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях.
Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех и одно из главных условий – наличие у студентов мотивации к обучению
Что такое успех? Успех – это то, что способны организовать мы – преподаватели и администрация профессиональных учебных заведений
Дайте , дайте первую удачу! Чтобы , гордость юную не пряча , Человек, как молодой орел, Прянул в небо и себя обрел, Путь свой во Вселенной обозначив! Дайте, дайте первую удачу!
Структура ситуации успеха установка на деятельность – эмоциональная подготовка обучающегося на решение учебной задачи. обеспечение деятельности – создание условий для успешного решения; сравнение полученных результатов с предполагаемыми – осознанное отношение к результатам своего труда;
принципы создания ситуации успеха Психологизация содержания образования. Развитие самостоятельности и личной ответственности – признак человека с развитой потребностью в достижениях. Отсутствие авторитаризма педагога в оценке учащихся. Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. Привлекательность для учащихся процесса учебной и другой деятельности. Ориентация самих педагогов на высокие профессиональные и другие достижения.
Мотивация обучения Внешние мотивы Внутренние мотивы собственное развитие в процессе учения, познание нового, неизвестного, - понимание необходимости учения для дальнейшей жизни . Положительные мотивы лидерства, желание достичь успеха , гордость от собственных достижений, материальное вознаграждение Отрицательные избегания неудач, защита от неудач, негативного отношения окружающих
Роль личности преподавателя в формировании ситуаций успеха в учебном процессе Личный пример Предоставление определенной свободы студентам Различные формы организации деятельности студентов Регулярная система контроля Публичная похвала, демонстрация достижений студента Внеурочные мероприятия Посильные задачи Акцент на сферу применения знаний Четко организованная система обучения Применение разнообразных средств и методов обучения Использование интернет-технологий
Факторы, определяющие реализацию условий создания ситуаций успеха в учебной деятельности: Организация и реализация учебной работы студентов в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов Выполнение общепедагогических принципов в процессе формирования мотивации к профессиональному обучению Соблюдение требований к построению системы обратной связи
Личностно-ориентированное обучение признание уникальности каждого обучающегося оценка получаемых образовательных результатов Толерантность взаимоуважение принятие и сопоставление с культурно-историческими достижениями учебного опыта (личного или коллективного) обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание ситуаций успеха для несовершеннолетних в реабилитационном процессе» - практические рекомендации
Публикация материала для выступления методическом часе...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...
Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
Выдающиеся педагоги считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...
Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.
Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...
Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"
Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...
мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».
Цель мастер-класс обрести союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности,...