Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска
статья на тему

Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска

Либерально-демократические реформы и социальные эксперименты произошедшие за в России обусловили повышающее значение проблемы формирования нравственных отношений у подростков, составляющих будущее человечества. Свойственное для человеческой нации быстрое затруднение средств, целей и условий деятельности делает обязательным наращивание усилий людей по формированию смыслов жизни и новых ценностей. Поэтому вопрос нравственного воспитания детей, сейчас является одной из главных проблем стоящих перед обществом, системой образования, государством и родителями. Вместе с этим, особое значение приобретает взаимодействие всех социальных институтов по проблеме нравственного воспитания подростков группы риска.

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Взаимодействие в нашем понимании является одним из воплощений связей, отношений между социальными институтами, когда дополняя друг друга, они вместе решают задачи нравственного воспитания.

Нравственное воспитание - это влияние образовательного учреждения, семьи, общественности, имеющей целью формирование нравственных качеств, чувств, потребностей, норм и принципов морали, навыков поведения на основе усвоения идеалов.

Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1)

Самый надежный путь изменения досуга и свободного времени подростков группы риска заключается в том, чтобы направить их активность в иное социально-полезное дело. В решении данных задач важное место занимает семья подростка. Семейная атмосфера рассматривается как объект воспитательно-профилактической работы. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяет жизненный путь подростка. Семья обеспечивает связь личности с социальными, экономическими и демографическими процессами в обществе. Вообще, влияние семьи на подростка «группы риска» во многих случаях сильнее влияния ОУ. Важно привлекать родителей к проведению воспитательных мероприятий, к работе кружков, клубов. Как известно, у подростков «группы риска» нарушена сфера общения. Они не умеют красиво общаться, порой не знают, куда себя деть.

Образовательное учреждение, как институт социализации, выполняет следующие задачи:

  • освоение подростком нормативного поведения;
  • построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;
  • формирование мировоззрения

Исходя из точки зрения А. В. Бабаян, процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию педагог получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

 Результаты исследования показали, что в процессе взаимодействия с подростками группы риска широко используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей подростка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Например, привлечение к занятиям в секциях и кружках, к участию в жизни колледжа, районных, городских мероприятиях с учетом интереса подростка; активное включение в различные виды практической деятельности: выполнение поручений, участие в классных мероприятиях, шефская помощь; проведение профилактических бесед с подростком различной тематики; проведение индивидуальных и групповых занятий по формированию позитивной жизненной перспективы, снижению высокого уровня агрессивности и др.

Успешному формированию нравственных качеств способствует личный пример педагога и родителей; полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе самой личности; использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания; тесное взаимодействие социальных институтов. Таким образом, нравственное воспитание подростков эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни учащихся: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, при тесном взаимодействии социальных институтов: колледжа, семьи, ближайшего окружения, профилактических учреждений. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

групповые занятия с подростками "группы риска"

групповые занятия с подростками "группы риска"...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

КОС по ПМ 03 МДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, МДК. 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСМДК. 03.02 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в т...

Формы и методы работы социального педагога по трудовому воспитанию подростков в условиях коррекционной школы

Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При организации труда ребенка с ограни...

Программа психолого-педагогического сопровождения подростков "группы-риска"

В программа описаны факторы "риска". Поэтапная работа психолога с детьми "группы-риска"...

Духовно - нравственное воспитание подростков

Выступление на методическом объединение по воспитательной работе....

Конспект урока по дисциплине ОП.02 Психология по теме: Подростки "группы риска"

Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут н...