Программа психолого-педагогического сопровождения подростков "группы-риска"
рабочая программа на тему

Атнашкина Оксана Владимировна

В программа описаны факторы "риска". Поэтапная работа психолога с детьми "группы-риска"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_detmi_gruppy_riska.docx445.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Еманжелинского муниципального района  Челябинской области

456580, Челябинская область Еманжелинский муниципальный район

город Еманжелинск, улица Горького, д. 70

тел. 8(35138) 9-25-30, факс 8(35138) 2-10-46 E-mail: school11em@mail.ru

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №11»

___________________М.В.Легедь

ПРОГРАММА


психолого-педагогического сопровождения

подростков «группы риска»


педагог – психолог:

Атнашкина Оксана Владимировна



2016-2017 год

Пояснительная записка

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска».

Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Эта категория детей в силу определённых причин своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. принял за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Факторы «риска».

Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условий для оптимального развития детей.

В своей работе «Психолого-социальные основы защиты прав детей и подростков» Копалиани А.М обозначает следующие факторы «риска»:

Медико-биологические факторы:

- дети с ослабленным здоровьем;

- дети - инвалиды.

Социально-экономический фактор зависит от социального статуса семьи, ее положения в обществе, а также - социально-культурной, криминогенной и экономической ситуации в районе (городе, селе), где работают родители. К этой группе относятся дети:

- из многодетных семей;

- из опекунских семей.

- из социально опасных семей;

К таким относятся и неполные семьи. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Типы неполных семей:

- осиротевшая - смерть или гибель одного из родителей;

-- внебрачная - рождение женщиной ребенка вне брака;

- разведенная - расторжение брака при жизни супругов;

- распавшаяся - отдельное проживание родителей, которые имеют равные права на ребенка;

- неполная простая - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми;

- неполная расширенная - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Психологический фактор.

В основе психологического фактора лежит внутреннее состояние человека. Деструкция - нарушение, разрушение чего - либо.

Дезадаптивное поведение - поведение формирующейся личности, неадекватное нормам и требованиям ближайшего окружения, которые выполняет функции институтов социализации.

Девиантное поведение - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

Деликвентное поведение - поведение человека, отклоняющееся от доминирующих в обществе ценностных ориентаций, при котором делинквент определяется как правильный.

Аддиквитное поведение - поведение человека, направленное на пристрастие к наркотизму (пристрастие к курению, токсикомании, употреблению наркотиков и алкоголя).

Психолого-педагогический фактор. Дети, нуждающиеся в защите своих прав,- это одаренные дети; дети-второгодники или слабоуспевающие дети, которые не в полной мере способны осваивать программный материал по причине болезней; дети, отвергаемые социумом или сверстниками.

Психологические особенности детей «группы риска»

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории «группы риска», необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.

Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.

Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте».

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.

Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

По данным социологических и психологических исследований, подростки «группы риска» имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.

5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.

6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т .д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

Смысл жизни и ценностные ориентации у детей «группы риска» отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у «группы риска» осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости, граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.

В ценностный ряд подростков и старших юношей «группы риска» не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди «группы риска» оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.

Особенностью подростков «группы риска» является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков «группы риска» это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни:

невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Цель программы: эмоционально-личностная коррекция, укрепление психологического здоровья  школьников

                     Основные задачи программы                              

  • Изучение личностных особенностей и черт характера подростков.
  • Восстановления ощущения ценности собственной личности.
  • Овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим   миром.
  • Формирование позитивной моральной позиции.
  • Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством                                     поведенческих изменений.
  • Первичная профориентация.
  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

                          Программа реализуется по четвертям

1 четверть: Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 четверть: Индивидуальная работа.

Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

поддержки и формирование проекции на будущее.

3 четверть: Групповая работа.

 Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир    вокруг меня»          

4 четверть: Психодиагностический мониторинг

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

                                          Первая четверть

           Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель  этапа: выявление детей «группы риска»,  диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

                            Выявление детей «группы риска»

 Группы критериев

Критерии, определяющие « группу риска»

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

- прогуливают, пропускают занятия без причин

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с  учителями, родителями, сверстниками

- употребляют алкоголь, ПАВ

Социальные

- живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- живут в малообеспеченной семье

- живут не с родителями

Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

 - часто и длительно болеют

- состоят  на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально  – волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

             

Диагностика личностного и интеллектуального развития

детей «группы риска»

               

Изучаемые особенности  личности

               

                  Методы диагностики

Самооценка

Характерологические особенности

 

Индивидуально-типологические

особенности

Интеллектуальное развитие

Эмоционально-волевая сфера

Интересы и склонности

Ценностные ориентации

Межличностные отношения

- Методика «Дембо- Рубенштейна»

- Методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка)

- Опросник К.Леонгарда

- Методика «ДДЧ»

-  ПДО

- Методика Баса-Даарки

- Тест «Несуществующее животное»

- ШТУР

- КОТ

- Тест Торэнса

- Методика самооценки эмоциональных состояний

- Опросник «Автономность и зависимость»

- Методика «Потребность в достижениях»

- Карта интересов

- Опросник профессиональных склонностей

- Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича

- Социометрический опрос

- «ЦТО»

- Методика Рене Жиля»

                                       

Вторая четверть

                         Индивидуальная работа с подростками

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы

           поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной  только при взаимодействии школы, семьи и других общественных институтов.

 

   

     

                      Методы индивидуальной работы с подростком

  • Беседа
  • Консультация
  • Дополнительная работа вне урока
  • Индивидуальное  развивающее занятие
  • Индивидуальное коррекционное занятие

                           

Третья четверть

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

«Я и мир вокруг меня»

                              Форма и объём занятий

Тренинг включает в себя 12 занятий, разбитых на 5 блоков

Продолжительность занятия 45- 60 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Каждое занятие имеет определённую структуру:

  • Вводная часть.
  • Работа по теме занятия (выполнение психогимнастических упражнений, игр, психодиагностика, просвещение, консультирование)
  • Рефлексия занятия.

Чередование различных видов деятельности позволяет продуктивнее работать в группе, снимает напряжение. Рефлексия занятий позволяет обмениваться впечатлениями, избежать накопления эмоций и необходима психологу для получения обратной связи.

                               Структура тренинга

Тренинг состоит из пяти блоков, каждый блок, являясь частью программы, в то же время сохраняет свою относительную самостоятельность.

                        Первый блок «Познай себя».

Этот блок тренинга направлен на познание подростком своего Я, формирование адекватной самооценки, формирование потребности  саморазвития. Занятия предполагают практическую работу по изучению своей личности с помощью различных  методов психодиагностики, психологического просвещения и группового консультировании

Занятие №1 «Самооценка и уровень притязаний»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование позитивной самооценки.

Вводная часть. Объяснение понятия групповой работы, её целей и задач.

Выработка правил группы. Обсуждение  ритуала приветствия и прощания в группе.

Упражнение «Имя + прилагательное»

Упражнение «Футболка с надписью»

Упражнение «Тринадцать Я»

Упражнение «Какой Я?»

Рефлексия занятия.

Занятие №2 «Эмоции и чувства».

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Диагностика  «Тест эмоций» (модификация теста Басса-Дарки)

Упражнение «Выставка»

Упражнение «Место покоя»

Рефлексия занятия.

Занятие №3 «Темперамент»

Цель занятия: познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию.

Упражнение « Орехи»

Диагностика «Личностный опросник Г.Айзенка»

После обработки результатов, даётся характеристика каждого типа темперамента, приводятся примеры на основе великих людей (смотрите приложение -  презентация «Я и мир вокруг меня»).

Рефлексия занятия.

Занятие №4 « Я в классном коллективе»

Цель занятия: осознание своего места в классном коллективе, формирование позитивной самооценки.

Упражнение «Тест на доверие»

Беседа «Что такое коллектив?»

Коллектив - свободная группа людей, объединенных единой целью, действиями, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Группа в составе 25 человек не является  коллективом, так как делится на малые группы. Малая группа – объединение людей, имеющих общую цель, установившая деловые и личные отношения. Разновидность малой группы – микрогруппа, в составе 2-4 человек. Человек  в этой микрогруппе проводит значительную часть своего времени, группа оказывает на него то или иное  психологическое влияние.

Человек усваивает нормы группы. Можно сказать, что поведение человека формирует именно группа. Класс можно назвать коллективом, который разделён на микрогруппы. Каждый человек имеет своё положение в коллективе ( участники получают результаты социометрического опроса в классе, который проводится заранее).

 От чего зависит положение человека в коллективе?

- способен ли он оказывать психологическое влияние на остальных членов группы;

- имеет ли авторитет;

- пользуется ли уважением.

Лидер – человек, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных членов.

Участникам даётся задание проанализировать своё положение в классе. Совпадает ли оно с предполагаемым положением? Почему нет? и пр.

Упражнение «Ладошка»

Упражнение «Ромашка откровений»

Рефлексия занятия.

                      Второй блок «Развитие навыков общения»

Занятия данного блока способствуют формированию навыков эффективного общения. Помогают  преодолевать барьеры в общении, дифференцировать свои социальные роли и собственное «Я».

Занятие №5 «Приобретаем друзей»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка  доброжелательного отношения друг к другу

Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Игра «Что изменилось?»

Игра «Паровозики»

Упражнение «Объявление»

Рефлексия занятия.

Занятие №6 « Как поддерживать дружеские отношения?»

Цель занятия: формирование навыков эффективного повседневного общения, преодоление барьеров в общении.

Упражнение «Клубочек»

Упражнение «Скачки»

Упражнение «Друзья»

Игра «Авиакатастрофа»

Игра обучает эффективному поведению в достижении согласия, информированию относительно стилей поведения.

Дискуссия «  Секреты эффективного общения»

1.Не оправдывайте себя!

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественными!

6. Будьте справедливы!

7. Считайтесь с чужим мнением!

8. Не бойтесь говорить правду!

9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

10. Будьте естественны в общении!

11. Не бойтесь правды!

12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Рефлексия занятия.

Занятие № 7 « На пути к гармонии»

Цель занятия:  совершенствование навыков общения, помощь подросткам в самораскрытии, дифференцировать своё «Я» и социальные роли.

Упражнение « Я рад общаться с тобой»

Игра «Пустой стул»

Упражнение «Дорисуй портрет»

Игра «Король комплемента»

Дискуссия   «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»  книга знаменитого американского психолога Дейла  Карнеги.

Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Правило 3. Улыбайтесь.

Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте  вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Участники выражают своё отношение к правилам.

Рефлексия занятия.

                    Третий блок «Жизненные ценности и перспективы»

Цель занятий этого блока рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение к саморазвитию.

Занятие № 8 « Ценностные ориентации»

Цель занятия:  рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию

Упражнение «Я живу для…»

Упражнение «Похожие и непохожие»

Беседа.  Сегодня мы поговорим  о жизненных ценностях. Что такое ценность?  Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно- историческими. Во-вторых, ценность предстаёт  в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным  предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В- третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

 Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, как о благе.

Есть ценности-цели и ценности-средства. Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными.  Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу её отношений к миру, другим, себе – основу мировоззрения и жизненной концепции, ядро личности.

Диагностика. Методика «Ценностные  ориентации» М.Рокича.

Обсуждение результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 9 «Жизнь по собственному выбору»

Цель занятия: формирование самосознания подростков, личностный рост.

Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Рыба для размышления»

Упражнение «Мой герб»

Упражнение «Три слова»

Рефлексия занятия.

Четвертый блок «Первичная профориентация»

В данном блоке программы психолог содействует в определённых профессиональных интересов и склонностей подростков, что позволяет учащимся формировать планы на профессиональное определение, способствует развитию целеустремленности, самостоятельному принятию решений.

Занятие № 10 «Мои интересы»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных интересов.

Беседа «Интересы в жизни человека» 

Послушайте историю одного знаменитого человека.

Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции. Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там мальчик увидел охваченную огнём Трою. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому ещё не удавалось найти его»- ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!»- воскликнул сын. С 14 лет он ученик в лавке, затем юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским – за 6 недель. Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет бросает всё и погружается в

археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие учёных всего мира, считавших его,  мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью – Герман Шлиман нашёл сокровища царей, 4000 лет пролежавшие в земле.

С обыденной точки зрения поведение Шлимана чудачество. Ведь у него было всё  - положение в обществе и богатство. Но этого было не достаточно.

О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, моделированию одежды), по глубине, по длительности.  Способность проявлять интерес связана с темпераментом человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников  интересы шире.

Большинство великих людей – учёных, писателей, композиторов, художников – уже в детстве проявляли свои интересы и склонности. На формирование интересов оказывают влияние окружающая среда, воспитание и обучение.

Диагностика.  Методика «Карта интересов».

Анализ результатов. Консультация психолога

Рефлексия занятия.

Занятие № 11 «Мои склонности»

Цель занятия: содействие в определении профессиональных склонностей.

Упражнение «Я сейчас/ Я через 10лет»

Игра  «Кто есть кто?»

Диагностика. «Опросник профессиональных склонностей»

Анализ результатов, соотнесение их с результатами диагностики интересов.

Вывод.  Беседа о возможности выбора той или иной профессии, о планах на будущее по подготовке к получению профессии.

Рефлексия занятия.

Итоги работы в группе, формирование новой модели жизнедеятельности осуществляются в пятом блоке «Формирование социальных навыков»                    

Занятие № 12 «Я и мир вокруг меня»

Цель занятия: формирование новой модели жизнедеятельности, подведение итогов работы в группе.

Упражнение «Я  и мой мир»

Упражнение «Двадцать желаний»

Упражнение «Ресурсы»

Упражнение «Строим город»

Упражнение «Чему я научился?»

Упражнение «Пожелание»

Рефлексия занятия.

                        Четвёртая четверть

               Психодиагностический мониторинг

Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится  в первой и четвёртой четверти.

  Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

  • Сформированность адекватного  представления учащихся о себе, своей самооценке.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  • Сформированность способности принимать ответственность за свои поступки.
  • Наличие представлений о профессиональной ориентации.
  • Сформированность навыков эффективного взаимодействия с окружающими.

Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

  • анкетирование
  • беседа, интервью
  • наблюдения
  • проективные методики
  • тесты

                                                Литература:

«Школьный психолог» №12  2007г. Программа  «Навстречу»

№14 2006г.  Г.Резапкина. Уроки выбора профессии.

№29 2004г.  Профилактика девиатного поведения            подростков.

№15 2006г.    Коррекционная и развивающая работа со школьниками.

№2 2007 Проблема выбора. Программа профессионального определения учащихся.

№13  2007г.  Ничейная территория. Методы психодрамы в групповой работе с подростками.

№11  2006г.  «Я+Ты=Мы». Программа  практикум по эмоциональному сплочению группы.

№18  2007г.  «Я сам». Психологическая программа для подростков.

№9   2008г. Игротека.

Ю.Зарипова «Поверь в себя». Программа психологической помощи подросткам. Москва Чистые пруды 2007г.

К.Рудестам. Групповая психотерапия. Москва. Издательство Прогресс.  «Универс»: 1993г.

         

                             

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми

Программа психолого-педагогического сопровождения работыс одарёнными детьми...

Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения

Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...

Программа психолого- педагогического сопровождения дистанционного обучения

Программа разработана для педагогов- психологов общеобразовательных организаций с целью гобеспечения эффективного психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения подготовительных к школе групп

Программа психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы составлена на основе программа  в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федераль...

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физич...

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПЛАН (ПРОГРАММЫ) ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ СУИЦИДА ИХ СВЕРСТНИКОМ, УЧЕНИКОМ, СЫНОМ ИЛИ ДОЧЕРЬЮ В ПОЖАРНО-СПАСАТЕ...