Духовно - нравственное воспитание подростков
статья на тему

Зинина Руфина Якимовна

Выступление на методическом объединение по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_beseda.docx102.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Марий Эл

«Волжский индустриально-технологический техникум»

(ГБПОУ РМЭ «ВИТТ»)

Духовно - нравственное воспитание подростков

( Выступление на МО по воспитательной работе)

                                                                                                                              

                                                               

                                                  Мастер

                                                                                   производственного обучения

                                                                                     Зинина Р.Я.

Волжск

21.02.2017

     

 Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

     Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

      Таким образом, духовно- нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

       В ходе   «Духовно-нравственного воспитания» подросток должен обладать следующими компетенциями:

-Уметь соотносить права человека и достоинства личности;

- Иметь устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий ( « добро – зло», « совесть -  долг», « правда – ложь»;

- С точки зрения указанных понятий уметь давать нравственную оценку поступкам и делам.

       Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

          Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

  Значение и структура этической беседы и диалога  по вопросам нравственного воспитания

       Нравственное воспитание  является одной из сложнейших задач педагога. Для решения этой задачи педагогу требуется не только знание предмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования обучающегося волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

       В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.своего внутреннего духовного мира.

  Этическая беседа.  Особые трудности для молодого педагога вызывают индивидуальные беседы, которые часто проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины, когда учитель реагирует или немедленно, или откладывает беседу. Лучше, когда индивидуальные беседы проводятся по ранее определенному плану, по определенной системе. Тогда они предупредительный характер, вносят индивидуальные коррективы в программу воспитательного влияния.

Организация и проведение бесед имеет возрастной аспект.  В начальных классах беседы следует строить индуктивным путем С возрастом, когда ученики научатся анализа фактов поведения и деятельности, умению оперировать понятиям более высокого уровня обобщения, отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все больше опираться на инициативу воспитанников, учитывать их  растущие запросы и оценочные суждения.

Этическая беседа - метод и средство воспитания, призвана формировать нравственные понятия, моральные правила и нормы, убеждения учащихся на различных этапах их обучения и воспитания

Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще есть моральные, этические проблемы Цель этической беседы углубление, закрепление нравственных понятий, обобщение и укрепления знаний, формирования системы нравственных взглядов и убеждений.

  Этическая беседа - это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их проблемам. Анализируя ситуацию, конкретные поступки, дети лучше выясняют их сущность и значение. В практике  воспитания встречаются плановые и неплановые этические беседы.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мыслей Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать обучающимся самим,  находить ответы на них.

1.  Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов Необходимо дать детям возможность говорить то, что они думаю, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

2. Недопустимо превращать беседу в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.

3. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы дети самостоятельно увидели сущность обсуждаемого вопроса. Успех завит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют в ней воспитанники свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок к эмоциональному опыту воспитанников.

Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении сложных вопросов или таких, которые связаны с непонятными, посторонними событиями, чувствами Только опираясь на реальный опыт учащихся, беседы на общие темы могут быть успешными.

5.  В процессе беседы важно выяснить и сравнить все точки зрения Ни мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно осознать и сформулировать правильные выводы. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события, поступки глазами воспитанников, понимать их позицию и чувства.

Ошибочно думать, что беседа - спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят этические беседы не часто и готовятся к ним основательно.  

Этические беседы могут проводиться ориентировочно по такому сценарию: 

- сообщение конкретных фактов;

- объяснение этих фактов и их анализ при активном участии всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;

- обобщение существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила, использование учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других люди.

 Высоко нуждаются индивидуальные этические беседы с нарушителем дисциплины. Очень важно, чтобы во время беседы не возник психологический барьер. Если обучающийся неверно понимает ситуацию, необходимо тактично, не унижая его достоинства, объяснить, что он ошибается.  В присутствии товарищей беседа должна быть короткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия.  Обучающийся лишь тогда откликнется на призыв педагога, когда почувствует, что обсуждаемая проблема действительно волнует его, что он болеет за дело и хочет помочь. Если педагог сумеет предоставить индивидуальной беседе задушевного характера, то он может рассчитывать на полный успех.

    Этические беседы строятся по такому примерно сценарию:

- сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;

- обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;

-обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;

- применение обучающимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

        Проведение беседы требует большого мастерства от педагога. Главное требование – обеспечить активность обучающихся в процессе самой беседы.            Правильно поступает педагог, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания, не дает закрепиться неверным мыслям.

        При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства обучающихся, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

         Последовательность вопросов должна подвести обучающихся к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

          Очень важны вопросы, которые помогли бы обучающимся связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

        Этические беседы с обучающимися должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Обучающиеся высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

      В этических беседах с    обучающимися должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были, положительные поступки обучающихся и не следует, направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной.        

Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни ученического коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки. 

Диалог - один из основных путей обмена мнениями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с обучающимися, способ воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов и чувств.

Успешное использование диалога предполагает соблюдение следующих условий:

1) Своевременный выбор роли -  говорящего и слушающих. Это определяется проблемами и ситуациями, которые возникают. Если обучающийся немедленно что-то хочет сказать первым - пусть говорит и педагог должен внимательно и терпеливо выслушать. Обучающийся не способен воспринимать слова педагога, когда он \"перегружен\" своими мыслями и чувствами. Ему нужно высказаться другой раз, наоборот, у обучающегося нет желания говорить. Тогда говорит педагог на интересную и актуальную тему, излагая свои взгляды, проявляя доверие к тому, кто слушает.

2) Способность (умение) слушать собеседника:

 От того, как педагог слушает своих воспитанников, зависит ход и воспитательная сила диалога. С помощью внимания слушающего, разговор может развиваться, невнимание - вызывает раздражение говорящего и разговор может прекратиться. Тот, кто слушает, всем своим видом (позой, жестами, глазами, мимикой) проявляет свое отношение к той информации, которую сообщает собеседник. Последнему нужно дать возможность высказаться.

 Нельзя перебивать его словам: \"Все ясно, достаточно" Это неуважение и ее нельзя допускать.  Когда собеседник перестал говорить, можно поинтересоваться, насколько точно вы поняли его.

3) Умение предоставлять своим соображениям правильную форму.

 В педагогике имеют место две формы высказываний: \"Я - сообщение\", \"Ты - сообщение\" Первое - путь к взаимопониманию, второе - в обратном направлени.

Если педагог говорит: Ты - безответственный и лентяй, который по-настоящему не выполнил  задание", то этот приговор вызовет ответную агрессивную (недоброжелательную) реакцию обучающегося.  Могут, начаться дальнейшие взаимные упреки и на этой почве возникнет,  конфликт или неприязнь.

Наброшенный ярлык \"Ты - безответственный\" создает тупиковую ситуацию: психологическая дистанция увеличивается, на более или менее длительное время наступает отчуждение. Вообще, никогда в разговорах с обучающимися нельзя оценивать их личность негативно, а стоит делать замечания (если оно необходимо).

В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенности личности. Всегда нужно осознавать большую силу слов: \"Ты - хулиган\", \"Твой поступок не заслуживает одобрения\" или: \"Ты - бездельник\" и \"Ты не выполнил в работу \"Оценивать необходимо только конкретные действия, не касаясь личности.

 У каждого есть своя внутренняя правота и внутренняя слепота. Да оценивает свои побуждения (мотивы) и дела сам ученик, а педагог - призван лишь стимулировать.

    Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед и диалогов:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос обучающихся по основным положениям изложенного материала.

        Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их

реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность педагога, а стимулируют ее.

          При определении темы в начале беседы необходимо пробудить интерес у обучающихся к восприятию и усвоению этического материала. 

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

     Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения обучащюихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д.

      При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

       При анализе поведения лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что   учащиеся их ликвидируют.

         Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства обучающегося. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

     Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

   Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тоскует по духовности, по человечности, по доброте и милосердию. В наше время многих людей волн...