17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей
статья по теме

Болонина Анастасия Дмитриевна

17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/filelist.xml">

href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/editdata.mso">

href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/item0001.xml"

target="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/props002.xml">

href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/themedata.thmx">

href="17%20дидактических%20игр%20для профилактики%20дисграфии%20у детей.files/colorschememapping.xml">

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black'>17 дидактических

игр для профилактики дисграфии у детей

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Развитие

оптико-пространственной ориентации

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Обезъянки»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Повернитесь спиной к детям

и попросите повторять за вами. Сначала покажите симметричные

движения: обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки

за голову. Затем перейдите к несимметричным:

одна рука в сторону, другая – на пояс; одна рука на плечо,

другая – в сторону; одна рука на плечо, другая –

на пояс.

margin-bottom:.0001pt'> 

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Ира «Солнечный

зайчик»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=6ebf2098-4e85-4ece-bb9e-9b6460e94201>С помощью зеркала перемещайте

солнечный зайчик по комнате. Попросите детей называть расположение

зайчика, например: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Продолжи

дорожку»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=3069c9e8-33fd-4f61-9993-41d91db48e9d>Раздайте детям листы бумаги

и простые карандаши. Попросите выполнить ваши инструкции, например:

«Нарисуй треугольник, круг, треугольник, круг. Продолжи дорожку» или

«Нарисуй два треугольника, один круг. Продолжи дорожку».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Продолжи

ряд»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=7cc6e470-7435-463a-9d3d-e62d0d7ebf74>Раздайте детям наборы

геометрических фигурок разной величины. Предложите детям выполнить действия

с фигурами, например: «Положи маленький круг, средний, большой. Продолжи

ряд».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Игра

коврики»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=8077c775-20c0-44b3-b2e8-6793c4651ab4>Раздайте детям листы бумаги

и цветные карандаши. Попросите нарисовать коврики по инструкции:

«Нарисуй синий круг в середине листа. Сверху от круга – красный

квадрат. Снизу от круга – зеленый треугольник. В каждом углу

коврика – по одному маленькому желтому кругу».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Игра

выбери дорожки»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=5452bceb-8ee1-401d-ac64-8f2ea0eb163d>Приготовьте каждому по две

полоски: короткую и длинную. Раздайте изображения домиков и зайцев,

которые находятся близко и далеко друг от друга. Попросите выбрать

дорожку к домику для зайчика и объяснить почему. Например, ребенок

отвечает: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка. Этот

зайчик близко – ему нужна короткая дорожка».

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'

xmlns="" blockId=d6941195-ca37-4c2e-84b5-12ad3c7ddc26>

"Times New Roman"'> 

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center;line-height:115%'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Формирование моторных функций

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Делай

как я»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=2601e76a-b50c-4819-8750-6dbe6dec185b>Повернитесь спиной

к участникам и попросите повторять движения за вами. Покажите

детям серию из двух движений и попросите их продолжить самостоятельно.

Добавьте в серию третье движение.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=18a4a9e7-af3a-484f-b911-113f3172d738>Примеры серий

из двух движений: руки в стороны, на пояс, в стороны,

на пояс; руки за голову, в стороны, за голову,

в стороны; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=3c6d2005-bce5-4a00-951d-d4a20321bb0c>Примеры серий

из трех движений: руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс,

на плечи, вверх; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны,

вниз.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Передай

привет»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=3da7bb50-21fc-4c34-8df8-bf1ba8d7d07f>Попросите школьников выстроиться друг

за другом по кругу. Три раза хлопните по плечу ребенка, который

стоит рядом с вами, и попросите правильно передать привет

по кругу. Следите, чтобы дети соблюдали заданный темп или ритм.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=b6190449-8c30-453a-9d27-d0f1d80ce269>Когда привет вернется к вам,

задайте детям вопросы: «Как хлопали по твоему плечу?», «Сколько раз

хлопнули?», «Хлопки были одинаковые или разные?»

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>«Бабочки

и цветы»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=f95607e8-e8d4-4337-aad7-6656ccc121da>Предложите детям смотреть

на картинки и хлопать правильно. Если вы показываете изображение

цветка с бабочкой, они делают сильный хлопок. Если на цветке бабочки

нет, хлопают слабее.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Колечки»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=c70dccce-d28e-4dbf-a7a0-d3b096c24a52>Попросите поочередно прикоснуться

большим пальцем правой руки к указательному, среднему, безымянному

и мизинцу. Выполните задание в умеренном, медленном и быстром темпе.

Повторите упражнение для левой руки и для двух рук одновременно. 

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=70b39bd0-de8a-4cff-9485-b11168557fac>Предложите прикоснуться

к каждому пальцу по два раза подряд. Выполните все шаги, как

и в предыдущем задании. Увеличьте количество прикосновений

до трех или четырех.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=31022230-31e5-4895-86b3-709e47cb92d7>Когда дети освоят упражнение,

попросите чередовать касания. Например, два раза дотронуться

большим пальцем до указательного, один раз – до среднего,

два – до безымянного, один – до мизинца. Поочередно

выполните задание правой, левой и двумя руками.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=cde033ed-ae77-4007-bcea-02b96e0ef7f3>Дайте задание поочередно прикоснуться

пальцами правой руки к одноименным пальцам левой руки. Выполняйте

упражнение в умеренном темпе. Повторите движения медленно и быстро.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Поиграем

с ротиком»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=18f1d85b-f7ac-40ba-9990-66655917cc79>Разложите перед ребенком картинки:

символы с изображениями артикуляционных упражнений. Указательным пальцем

прикасайтесь к картинкам и просите ребенка повторить движение.

Например, покажите на картинку «трубочка», ребенок должен вытянуть губы

трубочкой; покажите картинку «заборчик», чтобы школьник растянул губы

в улыбке. Используйте чередования движений:

«заборчик» – «трубочка»; «лопаточка» – «иголочка»; «качели» –

«часики»; «окошко закрылось» – «окошко открылось».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-no-proof:yes'>

width=136 height=148 id="_x0000_i1040"

src="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/k0nsjl.png"

alt="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/k0nsjl.png">

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> 

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

К СВЕДЕНИЮ

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>Как

диагностировать дисграфию

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Чтобы выявить дисграфию,

учитель-логопед проводит диагностику письменной речи ребенка по трем

критериям.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 1. Ребенок допускает

специфические ошибки на письме. Он не соблюдает фонетический

принцип письма: искажает или отражает не полностью звуковой состав слова.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 2. Частотность

ошибок. Ребенок в одной работе может допустить от шести ошибок,

которые характерны для дисграфии.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'>Критерий 3. Ошибки стойкие.

Ребенок делает специфические ошибки во всех письменных работах

в течение длительного времени.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=e394d9a9-aeed-4832-9e3a-27cbc7d373b2>

"Times New Roman"'> 

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>Развитие слоговой структуры

слова

margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Подбери

картинку»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=e8716d7e-24a7-4b2a-ad88-4bf22be93c68>Для игры подготовьте набор

карточек. На карточках полосками обозначьте длину слов: короткая

полоска – слово с одним слогом, длинная – с тремя слогами.

Раздайте детям карточки и картинки. Попросите назвать картинки

и подобрать к каждой из них подходящую карточку.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=18c4f293-59ae-4146-b6c6-a389ab8a55db>Примеры коротких

слов: еж, дом, пух, кот, кит, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, мост, лист,

зонт, кекс. Примеры длинных слов: бегемот, самолет,

попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Послушай

и повтори»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=39f58132-c07d-4c06-9fef-df6254930d46>Несколько раз произнесите звук, делая

паузы разной длины, например: «и… и – и».

Попросите детей повторить за вами песенку. Следите, чтобы они соблюдали

паузы. Далее усложните задание и назовите последовательность разных

звуков, например: «а… и – и».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Есть

или нет»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=d7c0d2cc-93b5-4475-9831-9311ef81b86e>Предложите детям рассмотреть ряд

из трех предметных картинок. Используйте, например,

изображение луны, совы, лапы, пилы, лисы, тучи, слонов, руки, ног, головы.

Задайте детям вопросы по каждой картинке, например: «Здесь есть луна?

А луна?».

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Закончи

слово»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=2f148160-ac56-4b21-af12-b82ab4f5e06b>Покажите две предметные картинки,

на одной изображена бумага, на другой – заборы. Начните

произносить слово и попросите детей продолжить, а затем произнести

слово целиком. Например, вы говорите: «Бума…», а ребенок продолжает:

«…га. Бумага». Чтобы усложнить упражнение, используйте

три или четыре картинки.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=d07877fa-01c5-477e-83dd-3fbe5b9285fc>Сначала

используйте слова без стечения согласных: бумага, заборы, панама, машина,

бананы, радуга, молоко, помидор, бегемот, береза, кошелек, гусеница, барабаны,

одеяло, самокаты. Далее перейдите к словам

со стечениями согласных звуков: палка, белка, ветка, банка, полка, лампа,

ручка, мышка, птичка, спичка, свечка, карандаш, подушка, ромашка, стаканы.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Угадай

начало слова»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=4b5ed89a-6460-493d-aeca-ce3b1550502f>Покажите две предметные картинки.

Произнесите окончание слова, а детей попросите угадать его начало

и повторить слово полностью. Например, вы говорите: «…

class=SpellE>тинки», ребенок угадывает: «Бо

Ботинки». Увеличьте количество картинок до трех или четырех

и повторите упражнение.

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>


margin-left:-2.0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align:center'>

style='mso-bidi-font-weight:normal'>Игра «Добавлялки»

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=e85717e6-1d6e-4bb4-91ce-7429efd0a373>Покажите три-четыре предметные

картинки, например, еж, дом, кот и шар. Назовите прилагательные

и попросите детей угадать слова, например: «Колючий…» – «…еж»,

«Воздушный…» – «…шар», «Высокий…» – «…дом», «Пушистый…» –

«…кот». Когда ребенок называет слово, просите повторить словосочетание

полностью.

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify'> 

margin-bottom:.0001pt;text-align:justify' xmlns=""

blockId=caea6420-f911-49c8-8860-3cd15cbfbfce>

width=690 height=275 id="_x0000_i1039"

src="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jpux2e.jpg"

alt="http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/jpux2e.jpg">


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей начальной школы "Эмоциональный интеллект. Профилактика алекситимии у детей" " Волшебная страна чувств"

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Особую важность и актуальность развитие эмоциона...

ИРС "Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей"

ИРС «Роль медсестры в профилактике туберкулеза у детей»                                      ...

ВКР: Дидактическая игра как средство формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

        Студентка четвёртого курса Киселёва Анжела Юрьевна  в своей ВКР доказывает, что бедность словаря мешает полноценному обще...

Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же ...

Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного вос...

Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.

laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...

Профилактика наркомании среди детей и подростков - социально-профилактическое мероприятие "Мы за жизнь!"

Проведено среди обучающихся колледжа МК №6 социально-значимое мероприятие по профилактике наркомании. Согласно последним статистическим данным до 1 процента взрослого населения страдает от той или ино...