Методическая разработка для воспитателей начальной школы "Эмоциональный интеллект. Профилактика алекситимии у детей" " Волшебная страна чувств"
методическая разработка по теме

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации.Таким образом, набор техник и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей и тех людей, которые задействованы в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_aleksitimiya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для воспитателей групп начальной школы

«Эмоциональный интеллект.

Профилактика алекситимии у детей»

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ЧУВСТВ»

Подготовила:

Воспитатель группы № 2

Антонова И.А.

2015

«Эмоциональный интеллект.

Профилактика алекситимии у детей»

     В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия.

     Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту” личности.

     Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками.

     Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

     У педагогов и психологов может возникнуть справедливый вопрос: а почему так важно развивать эмоциональный интеллект? Ответ дают многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.

     Кроме того, исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Как можно измерить эмоциональный интеллект?

     В настоящее время существует 3 группы методик эмоционального интеллекта:

1. Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;

2. Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых;

3. Методики - “мульти-оценщики”, то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых “оценщиков”), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей?

     Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

     

     В качестве иллюстрации групповой работы с детьми, направленной на развитие их эмоционального интеллекта, предлагаю план нескольких занятий из программы “Волшебная страна чувств”, «Сказки звездного неба», цикл обобщающих  занятий по выявлению уровня самооценки у воспитанников (Приложение № ________).

     В целом, при групповой работе с детьми рекомендуется сочетать разнообразные методы:

1. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;

2. Различные виды дискуссий, игр, элементы психодрамы;

3. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

4. Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.

     Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности.

     Существует два основных способа восприятия окружающей действительности и воссоздания ее образа – ассоциированный и диссоциированный. 

     Ассоциированный подход означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.

     Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

     Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны. Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

     Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти “внутрь” некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить те же эмоции, что и тогда (прием визуализации). Ассоциирование может помочь и при общении с другими людьми. Так как в процессе коммуникации многие ассоциируются только с неприятными деталями, взаимодействие с партнерами по общению иногда вызывает отторжение. Если осуществить противоположное действие и ассоциироваться в общении с приятными чувствами, можно обнаружить рядом приятных собеседников.

     Таким образом, эмоции находятся в прямой зависимости от мышления. Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего, а также связанные с ними эмоциональные переживания. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

     Чтобы развивать свое знание эмоций и эмоциональных состояний, можно разработать свой собственный Словарь эмоций. В нем должно быть четыре раздела: положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные (противоречивые) эмоции. Словарь нужно пополнять всякий раз, когда вспоминается новый термин, описывающий эмоциональное состояние.

     Способность к безусловному принятию людей, которая, по данным многих авторов, также относится к эмоциональному интеллекту, можно выработать довольно простым способом. Для этого можно использовать упражнение “Подчеркивание значимости”: нужно задаться целью в течение дня не менее двух (трех, четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы работаете или общаетесь — отмечать их удачные идеи, предложения, выражать им уважение и симпатию.

     Таким образом, набор техник и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей и тех людей, которые задействованы в работе.

     Искренне надеюсь, что опыт, представленный мною, будет интересен и полезен педагогам нашего дома.

Библиография:

Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. – Минск: “Попурри”, 2004. – 208 с.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003. – 272 с.

Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. – М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. – 174 с.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.: Генезис, 2001. – 280 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект тренинга "Путешествие в страну чувств"

Тип занятия: закреплениеВид: комбинированное Цели:Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, грусти.Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения.Расширить представл...

Методическая разработка сценария для начальной школы "Мы школьниками стали" или "Путешествие по островам"

В сценарии в игровой форме, персоонажи Ученый кот, почтальон Печкин, Шапокляк пригглашают детей отправится в путешествие по островам конечная цель - остров "Мечты"...

Методическая разработка к Конкурсу чтецов "Когда строку диктует чувство"

Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство…» проводится в кабинете русского языка и литературы и посвящён всемирному Дню Поэзии. Участники конкурса – студенты 1 курса коллед...

Методическая разработка Учебного занятия По теме: «Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»

Методическая разработкаУчебного занятияПо теме: «Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»(практическое занятие)по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическаяпо дисциплине...

Методическая разработка для студентов "Сестринская деятельность по профилактике травматизма в пожилом и старческом возрасте"

Методический материал практического занятия для студентов по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Методическая разработка теоретического занятия - Мышление и интеллект

Цели 1.1. Дидактические: ознакомить студентов с понятиями: мышление и интеллект рассмотреть основные  закономерности интеллекта и мышления;   изучить приёмы мнемотехники;1.2....