Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.
статья

Рощина Юлия Николаевна

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В период обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения. А по мере выработки автоматизированное это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую) функцию письма и письменной речи в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo2018.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у младших школьников с ССД на уроках в начальной школе.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В период обучения грамоте письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения. А по мере выработки автоматизированное это действие утрачивает значение самого предмета усвоения и начинает выполнять лишь техническую (исполнительскую) функцию письма и письменной речи в целом.

       Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного.

       Работы М.М. Кольцовой [47], М.В. Антроповой [63], Е.В. Гурьянова [26] показали, что формирование графических навыков зависит от морфофункционального созревания тех областей коры головного мозга, которые непосредственно участвуют в организации процесса письма.

Проблема формирования графических навыков становится более актуальной, если говорить о детях с выраженной умственной отсталостью. При выраженной интеллектуальной недостаточности сильнее нарушаются отделы коры головного мозга, отвечающие за акт письма.

Овладение графическими навыками и умениями этой категорией учащихся становится трудностью всех лет обучения в школе.

На сегодняшний день проблема формирования графических навыков у детей с выраженной умственной отсталостью, как младшего, так и старшего школьного возраста остаётся мало изученной и в научно - методическом плане и в практическом плане.

Можно сделать вывод, что графические навыки и умения, т.е. их сформированность, являются одной из основ овладения навыком письма. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга. В свою очередь сформированность графических навыков и умений зависит от сформированности: зрительного, тактильного восприятия, зрительно - пространственного восприятия, зрительно - моторной координации, мелкой моторики руки, зрительно - двигательной координации, пространственного восприятия.

Разработка и содержание направлений коррекционно – педагогической работы по формированию графических навыков у младших школьников со сложной структурой дефекта и выраженной умственной отсталостью

Для проведения коррекционной работы с данной группой учащихся необходимо знать и учесть, что:

■ Процесс формирования графических навыков должен проходить на таком эмоциональном фоне, который бы способствовал положительному настрою учащихся на работу и придавал бы уверенности в своих силах;

  • Проводимые упражнения, задания, игры должны быть доступны детям, но в тоже время не должны быть очень лёгкими или очень сложными для них;
  • Определённые упражнения могут выполняться разнообразно, с различным темпом;
  • Необходимо, чтобы все предложенные методы коррекции воздействовали на все действующие чувственные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные);
  • Давать детям по возможности работать самостоятельно;
  • Интересные упражнения, игры и задания, которые получаются у детей лучше всего, нужно чередовать с менее интересными и однообразными, но не менее важными заданиями;
  • Все упражнения, задания, игры по развитию графических навыков нужно проводить в комплексе.

Содержание коррекционно - педагогической работы включает следующие направления:

1. Развитие тактильной чувствительности и восприятия.

В ходе коррекционно - педагогической работы по развитию тактильной чувствительности детей учат:

  • обводке по шаблону;
  • нанизыванию колец на пирамидки;
  • обследованию предметов на ощупь;

С этой целью можно использовать следующие игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Выбери такой же», «Найди и покажи», «Почтовый ящик». Также задания, упражнения на обводку по шаблону геометрических фигур пальцами кисти, обследование предметов на ощупь. Дети учатся целенаправленно, планомерно обследовать предметы, сначала с участием зрения, потом без него. В Процессе обследования различных предметов учащиеся определяют на ощупь, какая у них фактура поверхности. Для приобретения тактильных навыков используются предметы с разной фактурой поверхности. Особый интерес вызывают у детей «чудо мешочки» с песком, глиной, камушками, шишками, сухой травой. В процессе манипуляций с этими мешочками у детей постепенно развивается простое различение тактильных ощущений. Целью этих упражнений с «чудо мешочками» с разным содержимым должно было помочь детям понять, что каждое касание к разным мешочкам, это очень разные ощущения.

Затем можно проводить занятия с использованием пирамидок с разной конфигурацией и поверхностью колец (гладкие круглые кольца и квадратные кольца с выпуклостями), на каждой пирамидке по четыре кольца. Кольца снимаются на глазах у ребёнка, после чего делается устная инструкция: «Надеть колечки».

Далее проводятся занятия с «Чудо мешочком». Сначала используются геометрические фигуры с одинаковой поверхностью, но разные по величине. Первоначально с показом геометрических фигур находящихся в мешочке, затем по истечении времени без включения зрительного анализатора. Первые занятия проходят в очень медленном темпе, и сводятся к повторным объяснениям и демонстрации действий. По истечению времени и ребят появился интерес к игре, понимание инструкции, что в свою очередь дало положительную динамику.

Затем в работу включаются задания с буквами, цифрами, сначала с одинаковой поверхностью, затем с разной (одна буква шероховатая - из наждачной бумаги, другая буква гладкая - из картона; также с цифрами). Задание: определить, какие они на ощупь.

Также проводятся задания и упражнения в виде игры на нахождение похожего предмета по образцу, например: «Найди похожий», «Покажи такой же»; затем задания, которые нужно выполнить по словесной инструкции: «Найди гладкие предметы», «Где мягкая игрушка».

С помощью выше перечисленных упражнений осуществляется развитие тактильных восприятий и ощущений данной группы детей.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

В ходе коррекционно - педагогической работы по развитию общей и мелкой моторики детей учат:

  • хождению по прямой линии, ходьбе с наклонами, на носочках, по лестнице вверх и вниз;
  • прыжкам на двух ногах, на одной ноге, упражнениям направленных на обучение учащихся передвижению вперёд в прыжке, упражнениям с выполнением простых инструкций;
  • навыкам бега и бегу с переходом на ходьбу;

■        упражнениям с гимнастическими предметами;

■        раскладыванию, собиранию, складыванию* захвату, удержанию различных крупных и мелких предметов;

■        работе с пластилином, с бумагой, с проволокой;

■        перебирать и раскладывать мелкие предметы двумя пальцами, сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно;

*  штриховке, обводке, раскрашиванию;

■        пальчиковой гимнастике;

Для развития общей моторки учащихся данной группы в занятия включаются следующие упражнения в виде игры: хождение по прямой линии - игра «Пройди по дорожке», ходьба с наклонами, чтобы поднять предмет с пола (мячик) и положить его в корзинку, хождение на носочках (вызвало огромное затруднение), прыжки на двух ногах, игра «Поймай мяч», хождение по лестнице верх и вниз, прыжки на двух ногах, использую попеременно ту или другую ногу. Выполнение простых инструкций, таких как: «Подойди к доске», «Подними руки», «Возьми мяч и брось мне» и т.д.

На этом этапе обучения преследуются цели: научить учащихся выслушивать и запоминать простые задания, а потом выполнять их. Сначала сам учитель показывает упражнения, а потом совместно с учащимися выполняет его. Затем предлагалось детям выполнить определённое упражнение самостоятельно.

Также используются игры и задания такие как «Самолёты», «На параде», ходьба змейкой вокруг предметов, ходьба по гимнастической скамейке (игра «Пройди по мостику»). Эти задания игры способствуют закреплению навыков бега и бега с переходом на ходьбу.

Игра: «Поймай птичку», «Поймай снежинку» направлены на обучение учащихся прыжкам на двух ногах, а затем и на одной ноге. Такие игры как: «Попрыгаем как зайчик», «Прыг - скок», «Мой весёлый звонкий мяч» - направлены на обучение детей передвижению вперёд в прыжке. Разучиваются  упражнения с разными гимнастическими предметами, такими как: мяч, гимнастические палки, ленты. При выполнении упражнений с мячом выполняются следующие игровые задания: подбрасывание мяча вверх, броски в цель, ловля мяча, катание мяча по полу.

При коррекции мелкой моторики рук у данной группы учащихся ставятся цели и задачи, не связанные с быстротой и количеством выполненных заданий, а внимание обращается на правильность и тщательность выполнения учениками предложенных заданий. Работа по развитию мелкой моторики у данной группы учащихся начинается с выполнения самых простых манипуляций с предметами. Детям предлагаются игрушки, предметы которые они перекладывают с места на место, складывали их. Одновременно ребята учатся захватывать и удерживать в обеих руках крупные предметы, потом те же задания, но уже одной рукой. Затем работают уже с более мелкими предметами. На первое место ставится обучение захвату предмета и удерживание его.

Учащимся предлагаются задания на разложение предметов на бумаге в соответствии с нарисованным контуром этих предметов, составление предметных разрезных картинок, которые были разрезаны на 2, 3, 4 части. Широко используется игры «Мозаика», «Помоги маме», при помощи которых выполняются манипуляции такие как - раскладывание, собирание, складывание.

        Большое количество времени уделяется работе с пластилином (скатывание шариков, разминание, расплющивание шариков в лепёшку, лепка из пластилина букв), с бумагой (сгибание, складывание, разрывание по сгибу, отщипавыние клочков бумаги), сгибание и разгибание проволоки в виде элементов букв, а затем и самих букв, сматывание ниток в клубок, соединение двух деревянных палочек между собой шнурком, завязывание узлов разной конфигурации, так же шнуровка применялась в игре «Помоги ёжику», «Одень куклу»; проводились упражнения на застёгивание и расстёгивание пуговиц различной формы и величины - все выше перечисленные виды работ проводятся регулярно. Кроме того, для улучшения координации мелкой моторики выполняются следующие упражнения в виде игры «Помоги Золушке»: перебирание крупы (гороха, риса, фасоли) двумя пальцами, сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.

Для отработки и развития более тонких и сложных координационных движений пальцев рук – рекомендованы задания такие как: раскладывание маленьких камушков, бусинок, пуговиц по небольшим коробочкам (из-под киндер - сюрприза), нанизывание бусинок на нитку.

Широко используются в работе задания такие как: штриховка, раскрашивание, обводка. При выполнении этих заданий ребята учатся правильно держать карандаш, правильно использовать силу нажима на карандаш.

Особую роль в коррекционно - педагогической работе по данному направлению играют специальные упражнения для мелкой мускулатуры пальцев (пальчиковая гимнастика), каждое из которых позволяет  корригировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводят систематически по 3-5 минут на каждом занятии. При выполнении заданий первое время дети могут испытывать затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому упражнения отрабатываются постепенно, сначала пассивно, совместно с учителем.

Начинают работу с небольшого массажа руки: делают поглаживание, растирание, разминание, похлопывание до появления ощущения тепла. Затем проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения, например: «Пальчики здороваются», «Улитка», «Деревья», «Козлята и коза», «Очки», «Стол», «Кошка и собака», «Зайцы», «Замок» и т.п.

       Далее к ним присоединяются упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, например: «Курица и петух», «Мышь», «Мостик», «Засолка капусты» и др. При проведении этих игр учителем прочитывается стихотворение, и выполняются движения вместе с детьми. После многократного повторения игры дети уже самостоятельно могут выполнять движения, но повторить стихотворения самостоятельно не могут, так как среди учащихся с выраженной умственной отсталостью есть безречевые дети.

В процессе длительного обучения этим упражнениям дети могут изобразить, пользуясь движениями кисти и пальцев рук, разных зверей, птиц, предметы, но не все.

Так же применяется метод «Письмо по кальке». Сначала обводка делается в очень медленном темпе, но по истечении определённого времени темп выполнения небольших заданий по обводке убыстряется. Используются трафареты для обводки букв. Данные упражнения проводятся так же регулярно.

С помощью выше перечисленных упражнений, заданий и игр осуществляется развитие общей и мелкой моторики данной группы учащихся.

3. Формирование и развитие пространственной ориентации.

В ходе коррекционно - педагогической работы по развитию и формированию пространственной ориентации детей учат:

  • дифференцировать правую и левую части своего тела;
  • навыкам перемещения в пространстве (вперёд - назад, вверх - вниз, налево - направо);
  • ориентации в пространстве альбомного листа;

Коррекционно - педагогическая работа по формированию и развитию пространственной ориентации проводится в процессе дидактических, сюжетно - ролевых игр: «Мой друг - кукла», «В гостях у пупса», «День рожденье куклы - Маши».

Необходима работа по дифференциации у детей правых и левых частей их тела. В работе можно подбирать следующие виды задания: просьба показать, какой рукой кушаешь, пишешь, рисуешь. Назвать эту руку. Дети не говорят, что это правая рука. Ответ учителя повторялся с детьми несколько раз. Дальше задания такие как: подними правую руку, опусти правую руку, согни правую руку, разогни её. Задания выполняются вместе с учителем, проговаривается каждое слово задания. Такая же работа проводится по дифференциации левой руки.

Для закрепления различения и называния рук проводится работа по обведению контура ладони и пальцев карандашом на альбомном листе, показать левой рукой: стул, стол, окно, правой рукой: дверь, учителя, карандаш.

Для овладения навыком перемещения в пространстве рекомендована игра по нахождению игрушек в классной комнате («вперёд пойдёшь куклу найдёшь (для мальчиков машина), направо пойдёшь - зайчика найдёшь, налево пойдёшь - мишку найдёшь, назад пойдёшь - черепашку найдёшь).

Далее проводятся задания и упражнения на перемещение разных предметов в пространстве классной комнаты по образцу: положи тетрадь на стол, положи тетрадь слева, положи тетрадь справа, положи карандаш слева и т.д.

Так же организуются занятия, направленные на формирование навыка ориентации в пространстве альбомного листа. Учитель показывает учащимся: правую, левую, верхнюю, нижнюю части листа, середину листа. Показ повторяется на каждом занятии, и выполняется совместное распределение на плоскости листа в определённом месте картинок, сначала по образцу, а по истечению определённого количества времени и по словесной инструкции. Но данное задание основной массе детей данной группы освоить не удаётся.

4. Развитие зрительно - моторной координации.

В ходе коррекционно педагогической работы по развитию зрительно моторной координации детей учат:

  • прослеживать взором за движущимся предметом;
  • проводить линии в разных направлениях (на доске, на стене, в воздухе, на полу, рукой, пальцами, губкой, карандашом, кисточкой);
  • рисовать, писать по мокрому песку;

прослеживать движения пальцев во время пальчиковой гимнастики.

Для развития зрительно - моторной координации выполняются следующие упражнения: учитель держит на вытянутых руках игрушку и водит её в разные стороны очень медленно, а дети должны следить за движением игрушки глазами; посмотреть на левую ногу, посмотреть на правую ногу, поднять голову вверх, посмотреть на потолок; взять в руки мячик, вытянуть руки вперёд, делать движения влево и вправо с отслеживанием глазами мяча, то же самое упражнение, но с гимнастической палкой.

Так же выполняются задания по обводке контура рисунка в определённом направлении, указанном стрелкой.

Рекомендовано выполнять упражнения на классной доске с использованием мела (нарисовать с открытыми глазами слева направо круг, и наоборот, затем задание усложнялось - то же самое, только с закрытыми глазами).

Можно разучить с ребятами игру «Море волнуется раз ...» в упрощённом варианте. Стихотворное вступление в игру говорит учитель, и показывает определённую морскую фигуру, а ребята повторяют за ним. Данная игра вызывает у учащихся положительные эмоции, играют с большим удовольствием, хотя придумать свои фигуры не могут, копируют движения учителя. Проводятся игры «Повторяй за мной», Смотри на меня». Игры, которые обязательно сопровождаются стихотворением и сопровождающими его движениями, например: учитель произносит стихотворение, сопровождает его движениями, ребята повторяют за ним:

Наши, наши ножки шагали по дорожки.

Наши, наши ножки бежали по дорожке.

Скакали через кочки, скакали через кочки.

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

       Данная игра, также как и игра «Море волнуется раз...» ребятами выполняется с желанием, с эмоциональным подъёмом (насколько это возможно для данной категории детей).

Специальная коррекционно - педагогическая работа приводит к положительной динамике в развитии графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта, что, в свою очередь, оказывает положительный эффект в целом на обучаемость детей данной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков в начальной школе

Презентация содержит методические материалы для студентов, молодых учителей. Материалы помогут в проектировании технологической карты урока...

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Формирование универасльных учебных действий на уроках в начальной школе.

В презентации представлены: понятие УУД, функции, виды, критерии сформированности УУД, связь с содержанием учебных предметов, условия, список технологий, преемственность и планируемые результаты....

«Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»

Обобщение опыта по теме: «Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе в рамках УМК «Школа XXI века»...

Преодоление аграмматической дисграфии у младших школьников.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников....

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы

Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....